Одноклассники монетизируются? Это только начало.
Сегодня с удивлением обнаружил здесь пост про введение первой платной услуги на сайте Odnoklassniki.ru. Однако удивление вызвал не сам пост, а горячее его обсуждение. Судя по всему, для российской публики это в новинку. Так что поведаю вам небольшую историю.
30% "одноклассников" принадлежит латвийской компании Forticom. Этой же компании принадлежит вторая по величине социальная сеть в Латвии one.lv, на движке которой сейчас работают одноклассники. Так вот, ван, как его у нас называют, давно приучил немалую часть интернет-населения Латвии платить за всевозможные услуги, пусть даже самые примитивные и совершенно ненужные.
Приведу примеры того, что на one.lv можно получить только за деньги:
• просмотр фотографий (в бесплатной версии показывается только 1)
• просмотр тех, кто зашел к вам в гости (в бесплатной версии только 3 последних)
• просмотр тех, кто оценил ваши фотографии (в бесплатной версии только 3 последних)
• оценивание фотографий на 10, 20, 30, 50 баллов.
• свой фон в профиле
• удаление оценок
• увеличение количества фотографий (бесплатно можно закачать 10)
• бонусы на фотки ("номер 1", "поцелуйчик", "super girl" и ещё куча всего)
• возможность вставлять в сообщения html-тэги и картинки
• режим невидимки
И это далеко не всё. Во время крупных турниров за деньги можно стать болельщиком любимой сборной, можно кидаться в чужие фотографии помидорами, а можно вообще заказать маразматический режим VIP, который стоит 4$ в неделю и даёт кое-какие мизерные преимущества типа "мою фотку не могут оценить меньше, чем на 30".
Несложно сделать вывод, что бесплатная версия сайта очень урезана по функциональности. Поэтому платными услугами пользуются очень многие, ведь на сайте сидит практически всё продвинутое русскоязычное население Латвии. One делает на одних только смсках миллионы долларов ежегодно и то же самое планирует делать в России. Forticom уже пытались выйти на российский рынок собственными силами, запускали несколько схожих проектов, но в итоге у них ничего не вышло и они решили пойти другим путём.
У вас, однако, ситуация совсем другая. Люди не привыкли платить деньги за такое, да и все эти функции изначально были доступны бесплатно. Так что пользователи могут воспринять нововведения в штыки, особенно учитывая присутствие vkontakte. Скорее всего появление платного режима невидимки - всего лишь проверка, подготовительный этап. Если прокатит, то будут появляться новые платные услуги, а потом удачную бизнес модель могут перенять конкуренты. Во всяком случае у нас переняли.
И тогда у посетителей социальных сетей останется 3 варианта - платить, пользоваться урезанной версией исключительно ради общения или просто удалиться.
http://habrahabr.ru/blogs/startup/30365/ Статья от 31 июля 2008 года. Пока все сбывается.