Ru-Board.club
← Вернуться в раздел «Художественная Литература»

» Эпос и быль

Автор: Inexorabilis
Дата сообщения: 01.10.2003 11:18
Всё сказано в заголовке.
Обсуждаем.
Автор: TimM
Дата сообщения: 01.10.2003 12:07
Что касается "Эпоса", то я предпочитаю "Эпос" народов Иранского нагорья, так как именно там зародилось само понятие "Эпос". Ну а Быль, это ранний "Эпос"...

Добавлено
В часности, мне симпатизирует произведение Юсифа Хормите, "О,Исвахан, Исвахан" где в лирической форме расказывается о путешествии Омара Исвахана по землям иранско-иракского нагорья, написанного им в 12(!) веке, когда Киралла и Мефодия в помине небыло. Может быть кому - нибудь нужен этот "Эпос"? У меня есть в электронном виде!
Автор: Inexorabilis
Дата сообщения: 01.10.2003 12:33
TimM
Затевая этот топик я хотел говорить только раннем эпосе. То бишь Фирдуоси.

Рассматриваемая эпоха - между концом II и серединой I тысячелетия до х.э. - была временем возникновения первых государственных образований в ряде областей Ирана и примыкающих к нему на востоке территорий. С этого же времени появляются данные об этих областях в дошедших письменных источниках, в том числе в Авесте - своде священных книг зороастрийской религии.


Добавлено
А вообще этнос и эпос как таковые несовместимы...

Добавлено

Цитата:
12(!) веке


А не в 10? Ничего себе, ошибочка на 200 лет...
Автор: TimM
Дата сообщения: 01.10.2003 12:42
Inexorabilis

Цитата:
Затевая этот топик я хотел говорить только раннем эпосе. То бишь Фирдуоси.


Мне приятно, что существуют ещё люди, творчество Фердуоси которых трогает.
Я считаю, что это прекрасно. Нет ли у вас материалов для статьи?
Помните, как у Кирима Назировси :
"Она из лампы масло вылила, что бы омыть себя... " Ведь все это по прежнему современно!
Автор: Inexorabilis
Дата сообщения: 01.10.2003 12:45

Цитата:
"Она из лампы масло вылила, что бы омыть себя... "

Да... Ещё помните:

Где птицы поют - там земля моя
Там земля моя - где птицы поют

Характерная для того времени наивность отражалась и в эпосе и в жизни.
Автор: TimM
Дата сообщения: 01.10.2003 12:53
Я вообще сторонник идеи, что сложение классового общества и возникновение первых государств в странах Иранского нагорья в основном происходили на новом этапе развития производительных сил, примерно совпадающем с наступлением железного века (на западе Ирана с последних веков - конца II тысячелетия до х.э., на востоке, видимо, несколько позже; по разработанной археологами для Западного Ирана хронологии к раннему этапу железного века - ЖВ-I - относятся памятники последней трети II тысячелетия, но железные орудия и вооружение встречаются тогда еще очень редко; они стали широко применяться с эпохи ЖВ-II (между ХI/Х- началом VIII в. до х.э.).
Кто что думает?
Автор: Inexorabilis
Дата сообщения: 01.10.2003 12:56

Цитата:
Кто что думает?


Мне хотелось бы найти отражение этих фактов в книгах тех времён, но, увы, я их не нахожу. Из какого источника эти сведения?


Добавлено

Цитата:
Дворец, построенный еще в период царствования династии Сефевидов, казался
вечным, неприступным, существующим вне времени и земного пространства -
уютного и нежаркого уголка в Иранском нагорье. И все здесь было как триста
лет назад: буйство вечнозеленых тропических растений в саду, благоухание
цветущей магнолии, обволакивающий и по-утреннему острый запах роз, журчание
воды в фонтане и приглушенные, сонно-ленивые голоса павлинов, сидящих на
нижних сучьях ливанских кедров. Лишь отдельные приметы: жалюзи на окнах,
мощная космическая антенна, едва видимая среди верхушек пальм,- привязывали
дворец и его владельца к современности.


Эта книга есть у меня в оцифрованном виде, если хотите пришлю всем желающим.
Автор: TimM
Дата сообщения: 01.10.2003 13:02
Вы знаете, я бывал в Иране и читал много книг о нем, часть информации я купил у одного "художника" от слова "Худо" Иван Рылеев, слышали может быть такого?
Автор: Inexorabilis
Дата сообщения: 01.10.2003 13:08
TimM
Это тот Иван, который на арбате матрёшками торгует?
Автор: TimM
Дата сообщения: 01.10.2003 13:14
Я так же переписываюсь с польским "кружком" поклонников раннего творчества "Эпосов" Иранского нагорья и ребята мне очень помогают. Спасибо им за это.
по поводу вашего замечания по дворцу, хочу добавить:
В районы на западных окраинах Ирана ассирийцы совершали походы еще во II тысячелетии до х.э., но сведения о них крайне ограниченны. Более подробные сведения появляются при Ашшурнасирапале II (883- 859), когда ассирийцы воевали в 881-880 гг. в Замуа с целью более прочно подчинить эту страну; при том же царе, перейдя Диялу, они вошли в столкновение с Эллипи. Позже они все глубже проникали на территорию Ирана и ходили туда походами до нового ослабления Ассирии в первой половине VIII в.
Удивительно!
Автор: griin
Дата сообщения: 01.10.2003 13:17
Радзинские, блин...
Автор: Inexorabilis
Дата сообщения: 01.10.2003 13:22

griin

Цитата:
Радзинские, блин...

Ты в точку попал! По моим данным историк и теолог Эдвард Радзинский готовит цикл передач об Иране и иранском нагорье в частности.
Автор: TimM
Дата сообщения: 01.10.2003 13:24
griin

Цитата:
Радзинские, блин...

А что, наша история это наше будущее говорил ал. Аббас!!!
Автор: Inexorabilis
Дата сообщения: 01.10.2003 13:24
Ой! Ошибочка! Радзинский не теолог как таковой, хотя эта область близка ему по духу.

Добавлено
TimM
Странно, что только мы вдвоём обсуждаем эту тему. Неужели другим нечего сказать?
Автор: TimM
Дата сообщения: 01.10.2003 13:29
Inexorabilis
ВНИМАНИЕ!
Что бы небыло разночтений Фердуоси согласитесь с тем, что при Тиглатлаласаре III ассирийцы еще дважды ходили на восток, укрепив свое влияние на более близких территориях и проникнув на этот раз и в Мидию, где разграбили несколько "стран" и получили от других дань. После походов Саргона II (722-705) в Иран там сначала были созданы еще две провинции - Кишессу и Хархар, к которым были приписаны для уплаты дани области на западе Мидии, где затем были образованы провинции Кар-Кашши, Сапарда и собственно "Мадай" (Мидия). В этих провинциях население еще имело значительную самостоятельность, сохранялись многие отдельные "страны", их правители нередко боролись между собой или вступали в сговор против ассирийцев. Те иногда смещали неугодных правителей и назначали на их место других, но случалось и так, что ассирийского ставленника отказывались признать в его "стране". Местные правители оставались, правда, и в некоторых других восточных провинциях (и даже в Замуа еще в VII в.), но там было больше ассирийских крепостей и пригнанного из других стран населения, не имевшего местных связей и целиком зависевшего от ассирийской администрации, так что власть ассирийцев в таких областях была прочнее, чем далее на востоке.
Автор: Inexorabilis
Дата сообщения: 01.10.2003 13:32
TimM
ОК, согласен. Это хорошо, что этот вопрос встал именно в это время.
Автор: TimM
Дата сообщения: 01.10.2003 13:38
Inexorabilis

Цитата:
Странно, что только мы вдвоём обсуждаем эту тему. Неужели другим нечего сказать?

Я отвечу 12 песней "Омара из Бушира"
"Глупец прийдя ко мне с торбою, глазами рисовал поля, что снова реки подо мною - скачу я в юность, он в Ахваз. Так будь ты проклят! Сын Вайнаха! С собой меня возьми в Ахваз. И снова реки подо мною скачу я в юность первый раз."
Перевод не мой, а одного молодого человека из Бреста.
Автор: Inexorabilis
Дата сообщения: 01.10.2003 13:50

Цитата:
Я так же переписываюсь с польским "кружком" поклонников раннего творчества "Эпосов" Иранского нагорья и ребята мне очень помогают.

Вот какой стих сочинил мой друг из ирана по этому поводу. На родном языке, конечно. Прошу прощения за сленг, используемый в этом стихе. Из-за отсутствия шрифта, пишу по-русски.

Икильк Шумо берим каде
Инусь модле углюк углюк
Акафь ими шатырь о ки
Зытырь, зытырь берим


Добавлено
Перевод забыл!

Та дева, что бежит ко мне
Сквозь горы пробирается, пробирается
А жертвеник готов уже
И месса начинается
Автор: TimM
Дата сообщения: 01.10.2003 14:00
Inexorabilis
Я ваш стих оценить не могу так как плохо знаю Фарси, но смысл примерно понятен. поправьте если что не так:

Прекрасная Шумо пошла набрать к реке кувшин
Воды чистейшей как ее слеза.
Прекрасная чинара, ветвями ровными(гладкими) как пиала
В тени стояла и смотрела(наблюдала)
Автор: Inexorabilis
Дата сообщения: 02.10.2003 08:09
Народ!!! Отличные басни Фирдуоси "В юдоли сей овца не лучше волка, — Равно от них нет никакого толка" и куча других!
Качаем тут или тут . Только не надо всем скопом иначе сервак закроют. У кого не получается используйте Иранские прокси

Добавлено
TimM
Отличный перевод, но часть слов вы не поняли.
Автор: TimM
Дата сообщения: 02.10.2003 08:29
Inexorabilis
тут нужно уточнить, С мидийско-ахеменидской эпохи ираноязычное население уже преобладало в Иране. Само его название происходит от слова арии, как называли себя ираноязычные племена (мидяне, персы и др. в Иране, скифы и сарматы, древние народности Средней Азии и т.д.). Ариями назывались также племена, распространявшиеся во второй половине II тысячелетия до х.э. в Индии и именуемые в науке индоарийскими. Древнеиранские и индоарийские языки очень близки друг к другу, а говорившие на них племена, как показывают древнейшие памятники словесности индийцев (Ригведа!!!!) и иранцев (Авеста!!!!) , имели много общего в хозяйстве, быте, социальном строе, культуре, религии. Эти общие черты - наследие эпохи индоиранского, или арийского, племенного единства. теперь все понятно!

Добавлено
упс, только не индоарийские, а индокитайские языки. Люди извините меня за ошибку, пожалуйста....
Автор: SeppDietrich
Дата сообщения: 03.10.2003 13:29
Уважаемые
TimM
Inexorabilis
Наконец-то я встретил людей, которые также как и я любят и ценят поэзию народов Иранского нагорья!
Однако, хочу заметить, что затрагиваемая Вами тема Персидской литературы, неразрывно связана и навеки сплетена с литературой народов, попавших под влияние или просто подчиненных военной силой великих иранцев. Хочу вас спросить, известно ли Вам творчество Хатаи, Хабиби и Физули, великих азербайджанских поэтов.
И еще...
По моему глубокому убеждению, древние иранцы были знакомы с творчеством Гомера и Вергилия, ведь после рождества Христова ни один народ не создал настолько щемящие душу поэмы, наполненные такими метафорами и символами, которые безусловно достойны пера великих грека и римлянина.
Автор: TimM
Дата сообщения: 03.10.2003 13:38
SeppDietrich
Это прекрасно.... Это замечательно! Имя Хатаи для меня священно, а Физули я читал в оригинале!!!! Да! По поводу Гомера и Вергилия скажу, что в настоящее время известны памятники бактрийского, парфянского, хорезмийского, согдийского языков. Они явно не могут быть непосредственно сопоставлены с авестийским (в частности, по той же причине нельзя помещать родину зороастризма и в ряде областей распространения скифско-сакских племен). Более вероятны или по крайней мере не встречают прямых возражений мнения о возникновении зороастризма в таких областях, как Арейа, Маргиана, Дрангиана. Данных для определения принадлежности ранних иранских языков этих областей пока нет (а уже с сасанидской эпохи там широко распространился персидский), но они находились между зонами распространения восточно- и западноиранских языков, что может соответствовать диалектной "позиции" авестийского.

Как вы считаете, все таки ранний иранский язык бактрийский, включал в себя полностью Элейский и Грибнянский или только Хорейский язык? Для меня это вопрос жизни и смерти. Поэтому отвечайте честно.
Автор: Inexorabilis
Дата сообщения: 03.10.2003 14:20
SeppDietrich
TimM
Предлагаю обмениваться книгами этой тематики! Вот эти книги я могу дать почитать. Под залог разумеется...

Сказание о Бхадре (новые листы сакской рукописи "Е")

ИВЛ
1965

II, 1
Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Часть 1.
ИВЛ
1966

II, 2
Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Часть 2.
ИВЛ
1968

II, 3
Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Часть 3
ИВЛ
1980

III
Документы на половецком языке XVI в. (судебные акты Каменец-Подольской армянской общины

ИВЛ
1967

IV
Китайская классика в тангутском переводе (Лунь юй, Мэн цзы, Сяо цзин)

ИВЛ
1966

V
Дафтар-и дилкуша (Сочинение, радующее сердца)
Сахиб
ИВЛ
1965

VI
Чхандогья упанишада

ИВЛ
1965

VII
Сутра о мудрости и глупости (Дзанлундо)

ИВЛ
1978

VIII
Документы по истории японской деревни. Часть 1.

ИВЛ
1966

IX
Путевые заметки
Симеон Лехаци
ИВЛ
1965

X
Алтан тобчи
Лубсан Данзан
ИВЛ
1973

XI
История халифов анонимного автора XI в.

ИВЛ
1967

XII
Трактат об арузе
Мухаммад Захир ад-Дин Бабур

XIII
Идзумо-фудоки

ИВЛ
1966

XIV
Клинописные тексты из Кюлб-тепе в собраниях СССР (Письма и документы торгового объединения в Малой Азии XIX в. До н.э.)

XV
Повествования вардапета Аристакэса Ластивертци

ИВЛ
1968

XVI
Упанишады

ИВЛ
1967

XVII
Переписка
Рашид ад-Дин
ИВЛ
1971

XVIII
Чхое чхун джон (Повесть о верном Чхое)

ИВЛ
1971

XIX
Чхунхянджон квонджитан (Краткая повесть о Чхунхян)

ИВЛ
1968

XX
Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу)

ИВЛ
1968

XXI
Шараф-наме
Шараф-хан ибн Шамсаддин Бидлиси

XXII
История Масуда (1030-1041)
Абу-л-Фазл Байхаки
ИВЛ
1969

XXIII
Даф ал-иср ан калам ахл Миср (Удаление бремени с речи жителей Египта)
Йусуф ибн Закарийа ал-Магриби

XXIV
Хроника
Закарий Канакерци
ИВЛ
1969




Добавлено
TimM

Цитата:
Как вы считаете, все таки ранний иранский язык бактрийский, включал в себя полностью Элейский и Грибнянский или только Хорейский язык?


Коллега, я не могу однозначно ответить вам. В наше дефицитное время так трудно порой сделать такие выводы. А вы, позвольте полюбопытствовать не диссертацию пишите?
SeppDietrich

Цитата:
ни один народ не создал настолько щемящие душу поэмы, наполненные такими метафорами и символами, которые безусловно достойны пера великих грека и римлянина.

А ведь правильно сказано! Я бы добавил сюда ещё и малоизвестного Куриме. Да-да того самого...

Добавлено
SeppDietrich
В минуты, когда мне плохо, горько и одиноко я беру двухтомник Физули, иду на чердак моего дома и там, зарывшись в сухие листья читаю и играю на дудочке...
Автор: TimM
Дата сообщения: 03.10.2003 18:12
Inexorabilis

Цитата:
Предлагаю обмениваться книгами этой тематики! Вот эти книги я могу дать почитать. Под залог разумеется...

Это очень замечательно, так как приятно иметь такого замечательного собеседника, представляете, я где-то недавно вычитал, что в Гатах Ахура-Мазда - практически единый бог, которому принадлежат функции ряда арийских божеств, превратившиеся в абстрактные выражения его сущности. Они обычно называются Амарта Спанта (в традиционном авестийском произношении Амеша Спента) - "Бессмертными Святыми". Их шесть: Ваху Манах - "Благая Мысль" (по функциям близко соответствует индоиранскому богу Митре); Арта Вахишта - "Лучшая Арта" (Арта "Правда" - одно из основных арийских религиозных понятий, олицетворение высшей справедливости, космического и земного правопорядка); Хшатра Варйа - "Избранная Власть" (функция божества, у индоариев представленного Индрой) правда забавно!
Автор: Inexorabilis
Дата сообщения: 03.10.2003 18:45
TimM

Цитата:
одно из основных арийских религиозных понятий, олицетворение высшей справедливости, космического и земного правопорядка); Хшатра Варйа - "Избранная Власть" (функция божества, у индоариев представленного Индрой) правда забавно


Автор: TimM
Дата сообщения: 06.10.2003 09:31
Inexorabilis
по вашему запросу отвечаю:
О владениях Мидии на востоке достоверных данных не имеется. Сфера ее влияния охватывала, возможно, запад Средней Азии и Афганистана, но не распространялась на Маргиану (область Мерва) и области далее к востоку, впервые покоренные Ахеменидами.
Автор: Inexorabilis
Дата сообщения: 06.10.2003 11:47

Цитата:
Разгулялась непогодушка, туча грозная поднималась. Расшумелись, приклонились дубравушки, всколыхалась в поле ковыль-трава. То летела Гамаюн - птица вещая со восточной со сторонушки, бурю крыльями поднимая. Из-за гор летела высоких, из-за леса летела темного, из под тучи той непогожей.
Cине море она перепархивала, Сарачинское поле перелетывала. Как у реченьки быстрой Смородины, у бел горюч камня Алатыря во зе- леном садочке на яблоне Гамаюн-птица присаживалась. Как садилась она - стала песни петь, распускала перья до сырой земли.
Как у камня того у Алатыря собиралися-соезжалися сорок царей со царевичем, сорок князей со князевичем, сорок могучих витязей, сорок мудрых волхвов. Собиралися-соезжалися, вкруг ее рядами рассаживались, стали птицу-певицу пытать:
- Птица вещая, птица мудрая, много знаешь ты, много ведаешь... Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам... Отчего зачался весь белый свет? Солнце Красное как зачалось? Месяц Светлый и часты звездочки отчего, скажи, народились? И откуда взялись ветры буй- ные? Разгорелись как зори ясные?
- Ничего не скрою, что ведаю...


Обратите внимание на нравственную и духовную перекличку между народами! Я когда прочитал это несколько лет назад, чуть со стула не упал! Это же перекличка с Суминией Абу Ибн Сиры!!!!!!!!!!



Добавлено

Цитата:
Отчего зачался весь белый свет? Солнце Красное как зачалось?

Этим вопросом и сейчас задаются...
Автор: TimM
Дата сообщения: 06.10.2003 15:00
Inexorabilis
Западноиранские племена при продвижении в Иран были в целом однородны в хозяйственном отношении, но затем из среды этих скотоводческо-земледельческих племен выделились группы, переходившие к кочевому хозяйству и быту, при дальнейшем развитии земледелия у другой, большей части племен. Так, Геродот из 10 перечисленных им персидских племен 6 называет земледельческими, а 4 - кочевыми. Мидяне же были целиком "земледельцами". Оседло-земледельческими группами были созданы и первые государственные образования ираноязычного населения, в том числе Мидия и Ахеменидское царство, возникшее на основе связей именно "земледельческих" персидских племен.
Автор: Inexorabilis
Дата сообщения: 06.10.2003 16:31
TimM

Цитата:
Так, Геродот из 10 перечисленных им персидских племен 6 называет земледельческими, а 4 - кочевыми.


Да что этот Геродот мог знать о иранском нагорье???? Это уже осебячина какая-то! На самом деле, было всего 7 племён и все они были кочевыми!

Страницы: 12

Предыдущая тема: Художественное описание травмы, ранения и т.п.


Форум Ru-Board.club — поднят 15-09-2016 числа. Цель - сохранить наследие старого Ru-Board, истории становления российского интернета. Сделано для людей.