Автор: LelikV
Дата сообщения: 01.04.2005 09:53
Динамика населения и устойчивое развитие*.
Доклад Генерального секретаря
Содержание
I. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
II. Динамика населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
III. Достижения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
IV. Проблемы и трудности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
V. Будущие тенденции и задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
__________________
* Настоящий доклад был подготовлен Фондом Организации Объединенных Наций в области народонаселения в его качестве координатора по главе 5 Повестки дня на XXI век при участии других учреждений Организации Объединенных Наций и международных организаций . Доклад представляет собой краткий обзор фактологической информации, цель которого информировать Комиссию по устойчивому развитию об основных изменениях в этой тематической области .
I. Введение
1 . В настоящем докладе кратко излагается положение дел в области динамики населения и устойчивого развития, включая существующие пробелы и возникшие трудности, за период после Конференции Организации Объединенных Наций по народонаселению и развитию 1992 года, и информация о будущих тенденциях и задачах .
2. В Повестке дня на XXI век и Программе действий Международной конференции по народонаселению и развитию ( 1994 год ) содержатся рекомендации о практических действиях по обеспечению интеграции стратегий в области народонаселения и окружающей среды с освещением влияния динамики населения на состояние окружающей среды. В них также говорится о необходимости содействовать всемерному участию соответствующих групп, особенно женщин, в принятии решений на всех уровнях с целью достижения рационального использования природных ресурсов. Актуальность этих идей была вновь подтверждена в ходе пятилетних обзоров хода осуществления решений двух конференций.
3. В большинстве стран снижение темпов роста населения в 80- и 90- годах позволило внести различные коррективы с учетом роста населения в будущем и расширило возможности в плане борьбы с нищетой, инвестиций в образование и другие социальные услуги, охраны и восстановления окружающей среды и создания базы для устойчивого развития в будущем. Разница всего в одно десятилетие в переходе к стабильной численности населения может дать значительный положительный эффект с точки зрения устойчивости и общего качества жизни.
II. Динамика населения
4. Согласно последним оценкам и прогнозам Организации Объединенных Наций в отношении населения мира, темпы роста населения продолжают замедляться. По оценкам, численность населения мира в 2000 году составляла 6 миллиардов человек против 2,5 миллиарда человек в 1960 году и 4,4 миллиарда в 1980 году. Согласно прогнозам численность населения мира возрастет до приблизительно 8 миллиардов человек в 2025 году и до 9,3 миллиарда человек в 2050 году. Темпы роста населения мира, достигнув максимального уровня в 2 процента в 1965 году , замедлились до 1 ,7 процента в 1980 году и до 1 ,3 процента в 2000 году . Согласно прогнозу, приблизительно в 2020 году они снизятся до 1 процента, а в 2050 году до 0,5 процента, при
этом после 2025 года рост численности населения будет происходить за счет развивающихся стран.
5. Наиболее высокие темпы роста населения, как правило, наблюдаются в беднейших странах мира, это подрывает их усилия в плане инвестирования в развитие человеческого потенциала, уменьшения масштабов нищеты и содействия устойчивому развитию. Из тех 77 миллионов человек, на которые ежегодно увеличивается численность населения мира, большинство рождаются в беднейших странах мира, сосредоточенных в Африке и Азии. Поскольку значительный ежегодный прирост населения в развивающихся странах будет продолжаться десятилетиями , экологические и социальные последствия,будут весьма ощутимы для многих бедных стран, особенно там, где существуют проблемы нехватки воды, где плотность населения уже высокая и где деградация земельных ресурсов и обезлесение приобрели самые серьезные масштабы. Высокий уровень рождаемости и связанное с ним значительное превышение численности детей относительно численности трудоспособного взрослого населения особенно осложняют решение поставленной на международном уровне задачи охвата всех детей по меньшей мере начальным образованием.
6. В большинстве развивающихся стран продолжается широкомасштабное движение населения из сельской местности в города, что приводит к увеличению числа мегагородов , которые во многих случаях истощают природные ресурсы соответствующей территории и вызывают появление огромных пригородных трущоб . Доля людей, живущих в городах, в общемировой численности населения возросла с 30 процентов в 1950 году до 47 процентов в 2000 году, причем в городах численность населения растет в три раза быстрее по сравнению с сельскими районами. По прогнозам, к 2005 году половина населения мира будет жить в городах. Это имеет глубочайшие последствия для развития и окружающей среды, поскольку городские власти стремятся обеспечить инфраструктуру и базовые социальные услуги, включая жилье, энергоснабжение, водоснабжение, удаление отходов транспорт и связь.
7. Урбанизация и другие миграционные процессы затрагивают как сельские, так и городские общины. Во многих странах миграция молодых сельских жителей в сочетании со снижением уровня рождаемости и увеличением смертности среди молодежи от вируса иммунодефицита человека приобретенного иммунодефицита приводит к быстрому старению сельского населения, резкому увеличению числа престарелых иждивенцев и повсеместному сокращению численности рабочей силы. Подобные изменения могут повлечь за собой экономический застой в сельских районах и усугубить существующие различия между сельской местностью и городами, а также усилить относительную социально - уязвимость сельского населения.
8. Масштабы международной миграции в сравнении с внутренней миграцией невелики, однако ее последствия несравненно более значительны. Причинами как внутренней, так и международной миграции являются социальные различия внутри стран и между странами, а также демографическое давление. Нищета в сочетании со стремительным ростом народонаселения и ухудшением состояния окружающей среды - мощный дестабилизирующий фактор, стимулирующий миграцию из сельских районов в города и впоследствии международную миграцию. Эта тенденция наиболее ощутимо проявляется в ряде районов Африки, однако она наблюдается также в Южной Азии и некоторых странах Латинской Америки.
9. Пандемия ВИЧ , свирепствующая во всем мире, особенно в развивающихся странах, представляет собой кризис, исключительный по своим масштабам. Он вызывает рост смертности, снижает рождаемость, порождает диспропорции в половозрастной структуре населения и оставляет за собой миллионы сирот. Поскольку больше всего от СПИДа умирают молодые люди, он глубоко поражает структуру обществ, сталкивающихся с этой проблемой, и имеет опустошительные последствия для людских ресурсов, состояния экономики, ресурсопользования и социального развития в целом.
Сегодня во многих развивающихся странах ВИЧ является одним из главных факторов, препятствующих экономическому росту и устойчивому развитию.
1 0. В Африке в настоящее время СПИД является главной причиной смерти, причем наибольшее число инфицированных приходится на людей в возрасте от 20 до 30 лет. На юге Африки средняя ожидаемая продолжительность жизни, увеличившаяся с 44 лет в начале 50- годов до 59 лет в начале 90- годов, по прогнозам, к 2000 году сократится до 45 лет. Есть основания полагать, что пик распространения инфекции ВИЧ в Африке уже прошел, что отчасти объясняется осуществлением в ряде стран успешных профилактических программ. Число инфицированных в Азии меньше, однако оно продолжает увеличиваться.
11 . Старение населения, то есть рост абсолютных и относительных показателей, характеризующих численность людей старшего возраста, вследствие увеличения средней продолжительности жизни и снижения уровня рождаемости один из наиболее значительных демографических процессов, определяющих картину современного мира. Согласно прогнозам, во многих странах, как развитых, так и развивающихся, до 2050 года доля людей в возрасте старше 60 лет относительно населения трудоспособного возраста увеличится более чем в два раза, что создаст проблемы с финансированием пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания и других видов социального вспоможения для пожилых.
III. Достижения
1 2. Две конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и народонаселению и пятилетние обзоры хода осуществления принятых на них решений позволили привлечь внимание к взаимосвязям между народонаселением и окружающей средой и их последствиям для развития. Во многих странах в соответствии с решениями глобальных конференций разрабатываются национальные стратегии устойчивого развития и национальные стратегии охраны окружающей среды, учитывающие демографические факторы. Увеличивается число стран, разработавших и осуществляющих свои собственные стратегии " дня на XXI век ".
1 3. Во многих странах были учреждены различные органы на уровне министерств или подкомитеты, отвечающие за вопросы народонаселения и их включение в национальные стратегии и программы развития. Правительства некоторых стран учредили министерства по вопросам народонаселения и окружающей среды, отвечающие за разработку демографической политики, программ развития, проведение исследований и координацию мероприятий в области народонаселения, планирования семьи и охраны окружающей среды с различными правительственными органами и неправительственными организациями.
1 4. Страны, которые успешно наблюдали за ходом работы по достижению целей и решению задач, поставленных на двух конференциях и в ходе пятилетних обзоров, особенно за тем, как учитываются демографические проблемы в стратегиях развития, составили всеобъемлющие перечни показателей и поручили конкретным министерствам, подкомитетам или ведомствам наблюдать за их динамикой. Хотя большинство стран продолжают использовать традиционные экономические, социальные и демографические показатели, многие из них дополнили их показателями состояния окружающей среды.
1 5. Вопросам гендерной проблематики и их взаимосвязи с устойчивым развитием было уделено большое внимание на двух конференциях и в ходе пятилетних обзоров. Все большее внимание уделяется важной роли женщин в программах в области народонаселения и охраны окружающей среды и в достижении устойчивого развития. В Повестке дня на XXI век и в Программе действий подчеркивается, что расширение возможностей женщин - важная задача и что улучшение положения женщин путем расширения доступа к образованию, услугам по охране репродуктивного здоровья, включая планирование семьи и гигиену половой жизни, и рабочим местам даст значительный выигрыш за счет снижения уровня рождаемости, роста производительности и рационализации природопользования.
1 6. Были разработаны компьютерные модели и средства для улучшения понимания взаимосвязей между народонаселением, нищетой и окружающей средой и принятия соответствующих решений. Организация Объединенных Наций одобрила применение в развивающихся странах следующих двух моделей : модели " развитие окружающая среда ", разработанной Международным институтом прикладного системного анализа, и модели " XXI" Института. К числу средств, помогающих интегрировать факторы народонаселения и охраны окружающей среды в планирование развития , относятся географические информационные системы, в которых объединены картографические данные, результаты оценки устойчивости экосистем и анализа неблагоприятных факторов воздействия на окружающую среду, а также информация экономического, социального и административного характера, служащие подспорьем в комплексном анализе и планировании развития . Были разработаны средства для исследовательской работы общего пользования, призванные помочь общинам оценивать положение дел в области ресурсопользования, динамику народонаселения, состояние здоровья населения и гендерные факторы.
1 7. Во многих странах общественные организации и другие местные неправительственные организации разработали нетрадиционные подходы к пропаганде рациональных способов обеспечения средств к существованию наряду с охраной окружающей среды и доступом к медицинскому обслуживанию, включая охрану репродуктивного здоровья. Все большее число неправительственных организаций участвуют в мероприятиях, имеющих отношение к проблематике народонаселения и охраны окружающей среды, после двух конференций.
IV. Пробелы и трудности
1 8. Во многих странах нехватка ресурсов затрудняет усилия правительств по решению демографических и экологических проблем. Различные конфликты, кризисы, стихийные бедствия и экономическая, социальная и политическая нестабильность также ограничили возможности правительств многих стран в плане осуществления Повестки дня на XXI век и решений других всемирных конференций. Нарушение преемственности управления, несовершенство
инфраструктуры и наличие финансовых приоритетов, вступающих в противоречие друг с другом, ограничивают доступ населения к целому ряду базовых социальных услуг, особенно к качественному медицинскому обслуживанию и услугам по охране репродуктивного здоровья.
1 9. Несмотря на то, что во многих странах были разработаны национальные стратегии устойчивого развития, включая демографическую политику, для их осуществления предстоит сделать еще многое.
Страны называли следующие трудности:
а ) отсутствие межсекторальной концептуальной базы, основанной на учете сложных взаимосвязей между народонаселением, окружающей средой и устойчивым развитием ;
b) отсутствие подходящих и точных данных ;
с ) нехватка финансовых и людских ресурсов для осуществления стратегий и программ.
20. Несмотря на достигнутый определенный прогресс, вопросы народонаселения не были полностью включены в стратегии, планы и программы устойчивого развития. В частности, недостаточное внимание уделяется взаимосвязи между демографией, окружающей средой и нищетой, особенно в том, что касается их влияния на положение наиболее уязвимых групп. Анализ этих взаимосвязей ограничивался применением традиционных статичных и линейных моделей, которые неспособны принять во внимание динамику этих факторов.
21. Наиболее тесная связь между ростом численности населения, нищетой и ухудшением состояния окружающей среды наблюдается в сельских районах развивающихся стран, особенно в Азии и Африке, где сосредоточено большинство бедного населения мира. Для значительного большинства сельского населения сельское хозяйство и природные ресурсы являются основными источниками их средств к существованию. Сокращение площади сельскохозяйственных угодий и запасов воды в пересчете на душу населения наряду с деградацией почв, лесов, пастбищ и ухудшением качества воды все больше затрудняют жизнь сельской бедноты, стимулируя миграцию в городские трущобы и на сельскохозяйственные плантации и часто приводя к разлуке членов семей. Доля помощи в целях развития, выделяемая на устойчивое развитие сельского хозяйства, в последние годы сокращается.
22. Несмотря на то, что ряд стран выделили финансовые ресурсы для решения проблем народонаселения и охраны окружающей среды, по - необходимы значительные усилия по мобилизации ресурсов для финансирования комплексных мероприятий в области народонаселения, охраны окружающей среды и устойчивого развития, намеченных в Повестке дня на XXI век и Программе действий.
V. Будущие тенденции и задачи
23. В истекшем десятилетии многим странам удалось добиться значительного прогресса в разработке стратегий и программ в области народонаселения и развития, направленных на достижение целей конференций . Тем не менее, многое еще предстоит сделать. Необходимо уделить первоочередное внимание программам ликвидации нищеты, направленным прежде всего на сельские районы, женщин и семьи одиноких женщин.
24. Необходимо выявлять неблагополучные с точки зрения народонаселения нищеты окружающей среды места, в которых нищета и ухудшение состояния окружающей среды достигли критической точки и в которых существенным дополнительным фактором является демографическое давление.
25. Специалистам по планированию и руководителям, особенно тем, которые работают на местном уровне, необходима помощь в повышении осведомленности о причинах и совокупном действии демографических и экологических факторов. Им также необходима поддержка в накоплении знаний и освоении средств для получения конкретных и точных данных и проведения анализа, необходимых для разработки политики и принятия решений в рамках комплексного подхода, отражающего сложные взаимосвязи , с учетом доступности мероприятий в финансовом отношении, кратковременных затрат и выгод и внешних факторов.
26. Женщины и дети больше других страдают от последствий нищеты и ухудшения состояния окружающей среды. Расширение возможностей женщин и привлечение их к процессу принятия и осуществления решений должно стать составной частью программных инициатив в области народонаселения, охраны окружающей среды и устойчивого развития. Меры, способствующие расширению и утверждению их прав, обеспечивающие охрану здоровья и благополучие, могут дать положительный эффект во всех трех областях в силу их центральной роли в распределении ресурсов, материальном обеспечении, уходе за детьми, образовании, питании и медицинском обслуживании.
27. Взаимосвязь между экологическими проблемами и миграцией привлекает все большее внимание международного сообщества, поскольку число людей, вынужденных оставлять свои родные места из - ухудшения состояния окружающей среды, постоянно растет, равно как и масштабы экологического ущерба, обусловленного массовой миграцией . Следует ожидать, что число людей , которым угрожает перемещение по причинам экологического характера, возрастет. Большинство перемещенных людей, которых иногда называют " беженцами ", сосредоточены в африканском Сахеле , на Африканском Роге , в других районах Африки к югу от Сахары и в Южной Азии районах, для которых в целом характерны высокие темпы роста населения, а также в Мексике и Китае.
28. Необходимо расширить возможности неправительственных организаций, работающих в области народонаселения и охраны окружающей среды, для укрепления их управленческого, технического и административного потенциала, с тем чтобы они могли способствовать осуществлению обязательств, взятых на двух конференциях. Необходимо укреплять партнерские отношения между организациями государственного и частного секторов в целях дальнейшего осуществления Повестки дня на XXI век и Программы действий.
29. Следует шире использовать средства массовой информации и информационные технологии , включая Интернет, для повышения осведомленности и улучшения понимания связей между народонаселением, окружающей средой и устойчивым развитием и содействия равноправию между мужчинами и женщинами и расширению возможностей женщин. Необходимо проводить информационные кампании для мобилизации и сохранения политической воли к осуществлению Повестки дня на XXI век и Программы действий. Распространяемая в рамках таких компаний информация о народонаселении, окружающей среде и устойчивом развитии должна преподноситься в общепринятой и доступной для понимания форме.
30. Для достижения целей конференций необходимо активизировать мобилизацию ресурсов на осуществление мероприятий, определенных в Повестке дня на XXI век и в Программе действий, и использовать имеющиеся ресурсы эффективно и с наибольшей отдачей. Для подкрепления усилий стран необходима техническая помощь.
____________________
( Организации Объединенных Наций , в продаже под № R.93.I.8), том I, резолюция 1, приложение II.
2 ( Организации Объединенных Наций , в продаже под № R.95.XIII.7), глава I, резолюция 1 , приложение .
3 World Population Prospects: The 2000 Revision ( опубликован в качестве издания Организации Объединенных Наций ).
4 World Urbanization Prospects: The 1999 Revision (опубликован в качестве издания Организации Объединенных Наций ).