Эквилибриум
Реж. Курт Виммер
В ролях: Кристиан Бэйл
Тэй Диггз
Эмили Уотсон
США, 2002
Отдаленное будущее. Иерархическая структура общества, наверху которой расположился топ-менеджмент, или правительство, кому как нравится. Топ-менеджмент держится на мистическом харизме и называется "Тетраграмматон". Очень сильно, надо заметить, воткнули ребята из Голливуда в современную магию, потому что, открою секрет, Тетраграмматон - это непроизносимое имя бога, соответствующее четырем "элементам" - Воде, Огню, Воздуху и Земле, то есть сумарно Вселенной. Одно из главных ритуальных слов магии.
Обстановка такого альтернативного общества будущего характеризуется кратко и строго - тоталитаризм и минимум комфорта. Все действие происходит в моргоподобных стальных помещениях, это если все официально, или в пост-индустриальных трущобах - там, где люди вне закона. Если уж такие мифы дошли до производства глобальных киномастерских, то обрадовать мне вас, дорогие читатели, нечем. Времени для принятия решений по поводу своего будущего осталось совсем мало.
Теперь обо всем по порядку. Как я уже сказала, в человечестве, в основном, нас не устраивают эмоции, конкретно - негативные. Ненависть, например. Почему не устраивают? Все очень просто - потому что от него войны, кожные раздражения и зуд. Чтобы войн и раздражений не было самый простой способ - запретить людям испытывать эмоции. Сделать это можно с помощью нашей верной подруги - химии. Поэтому в обязательный рацион таких вот репликантов включен препарат-подавитель, который они обязаны впрыскивать себе ежеутренне. Он аннигилирует эмоции, но не только негативные, а вообще все. И главное преступление в сложившейся ситуации - это их проявление, на субкультурном диалекте - "эмоциональное преступление", поскольку общество претендует на звание идеального. Смешно вообще - это как "дом обрацового содержания" что ли? Но дело не в этом.
Для провинившихся существует правительственный карательный отряд, новая техно-инквизиция, которая, в том числе, охотится за остатками культурного наследия планеты. То есть при обнаружении оригинала "Моны Лизы" и еще кипы экспонатов Лувра сканер наводит на них прицел и, как только на мониторе появляется лейбл "Original", все культценности незамедлительно обновляются огнем. Сжигаются то есть. Я бы, конечно, и сама бы Мону Лизу не пожалела, уж сильно нехорошо она улыбается. Люди, которые так вот улыбаются вообще ничего хорошего в виду иметь не могут.
В отряде, который в принципе не совсем отряд, а, скорее духовное подразделение клерикалов (видели объевление в подъездах - "морим тараканов. недорого", примерно такая же история) есть свои лидеры. Один из них, он же главный герой, он же - аналог матричного Нео впоследствие - разумеется берется спасать человечество от безобразной чумы бесчувственности. Действительно, кадры спешащих по делам репликантов - один в один - утром в метро. Чего уж тут хорошего. Хотя официальная версия вполне обоснованна и логически укомплектована - люди выжили вопреки собственной природе, не уничтожили сами себя как вид, сохранившись как мифические тараканы после атомной войны. Да здравствует Тетраграмматон!
Если бы не чудо-препарат, вот он, гимн наркотикам, то люди перебили бы друг друга в аффективных состояниях. А теперь слово "война" обесценилось, оно ничего не значит, никого не беспокоит, поэтому война, точнее, геноцид постоянно ведется против тех, кто игнорирует утренние витамины. Причем упоминания, что витамины надо приобретать по какой-то цене нет, их, видимо, поставляют в принудительном порядке. Поняли теперь в чем ошибка? Управленческая ошибка любой структуры, необязательно конкретно взятой. Люди должны хотеть продукт, хотеть инъекцию, которая смывает эмоциональный фон, так же как они хотят смотреть телевизор. Ведь химический препарат - это концентрированная масс-медиа, а масс-медиа это то на чем стояло и стоять будет общество потребления.
Итак, Джон Престон (Кристиан Бейл), наш главный герой и очередной спаситель, в один прекрасный момент забывает шарахнуться препаратом, и, о ужас, перед ним открывается экспрессионистский город будущего за залитым утренним дождем окном, он внезапно вспоминает, что его жену, пару дней назад арестованную за эмоциональное преступление, скоро сожгут заживо, и что его бывший напарник, которого он собственноручно застрелил за то, что застукал за чтением томика Йейтса, был неплохим в сущности парнем. Вся эта нахлынувшая буря чувств начисто сметает его хваленый патриотизм и карьера лучшего служащего и интуита начинает стремительно падать. Падает она до такой критической отметки, где живут повстанцы (это принципиально неупотребляющие) и все поголовно жалеют собак. Он тоже жалеет - и себя, и собак и повстанцев и идет сражаться за человечство и его экспрессионистское будущее.
Не буду пересказывать все перепетии судьбы и приключения, выпавшие на его долю, но конец достоин еще некоторого количества комментариев. Финальная встреча с Маткой, которой в нашем случае является Отец-голограмма, совмещающий функции главы религиозного культа и президента нации, совсем уж расписная. Как всегда иллюзии раскрываются самым неожиданным и банальным способом. Главарь банды будущего оказывается... тоже не лишенным эмоций человеком, он дажн не думает делать себе инъекции подавителя, ведь это миф, придуманный им для целевой аудитории, а аудитория серьезная - все население планеты. Но функция на этом уровне у нас серьезная - убивать, не забывайте. Плохого парня необходимо прикончить, это первоклассник знает. Но Престон только что ощутил все прелести эмоций и удручающую силу депрессии, как тут поступить?
У меня есть некоторые догадки по этому поводу, которые позволяют мне считать, что человечество зачастую понимает метафоры слишком буквально, откуда все его проблемы. Слово - тоже своеобразная метафора. С чего, например, вы взяли, что "убивать" относится к физическому уничтожению? Что, если "убивать" - это "переубеждать", перетягивать человека в рамки своей картины мира? А что если с картины мира снять рамку? Тогда расширится горизонт восприятия и вы можете изменить сознание человека настолько, что вам не надо будет его мочить, а просто из статуса "чужого" перепрограммировать в статус "своего". А это возможно только без субъективного аналогового подхода. Если человека оцифровать, например.
Вообще, с людей хочется иногда снять слой эмоций и посмотреть - что там внутри. Есть иллюзия, что за эмоциями и находится та самость, о которой настойчиво твердят философы на протяжении более двух тысяч лет, эта иллюзия, безусловно приятнее, чем вторая. Вторая только что была описана. Во всяком случае наблюдать за путешествием существа, открывающем для себя новый мир, расцвеченный красками чувств, очень притягательное занятие. Интроспекция. Это когда заглядываешь внутрь себя и понимаешь, что там не только три литра крови и сгусток мяса, но и... загадка. Можно разгадывать ее, а можно жить с тайной внутри.
Кстати, нарисованный Куртом Виммером социум называется Либерия, с явной отсылкой на латинский корень "свобода". Что есть свобода, и главное от чего, и нужна ли в принципе доза подавителя чего-либо, что с самого начала содержится в метаболизме носителя, такие нелегкие вопросы мучают головы зрителей.
Ответы - в конце просмотренного фильма. Картина действительно хорошая, многим поможет решить проблемы психологического характера. Или может, наоборот, добавит их. И еще, кто отгадает, почему вся эта затея называется "Эквилибриум", тому приз - годовой запас витаминов на выбор.
© 25.02.2003, Евгения Лягушина
Реж. Курт Виммер
В ролях: Кристиан Бэйл
Тэй Диггз
Эмили Уотсон
США, 2002
Отдаленное будущее. Иерархическая структура общества, наверху которой расположился топ-менеджмент, или правительство, кому как нравится. Топ-менеджмент держится на мистическом харизме и называется "Тетраграмматон". Очень сильно, надо заметить, воткнули ребята из Голливуда в современную магию, потому что, открою секрет, Тетраграмматон - это непроизносимое имя бога, соответствующее четырем "элементам" - Воде, Огню, Воздуху и Земле, то есть сумарно Вселенной. Одно из главных ритуальных слов магии.
Обстановка такого альтернативного общества будущего характеризуется кратко и строго - тоталитаризм и минимум комфорта. Все действие происходит в моргоподобных стальных помещениях, это если все официально, или в пост-индустриальных трущобах - там, где люди вне закона. Если уж такие мифы дошли до производства глобальных киномастерских, то обрадовать мне вас, дорогие читатели, нечем. Времени для принятия решений по поводу своего будущего осталось совсем мало.
Теперь обо всем по порядку. Как я уже сказала, в человечестве, в основном, нас не устраивают эмоции, конкретно - негативные. Ненависть, например. Почему не устраивают? Все очень просто - потому что от него войны, кожные раздражения и зуд. Чтобы войн и раздражений не было самый простой способ - запретить людям испытывать эмоции. Сделать это можно с помощью нашей верной подруги - химии. Поэтому в обязательный рацион таких вот репликантов включен препарат-подавитель, который они обязаны впрыскивать себе ежеутренне. Он аннигилирует эмоции, но не только негативные, а вообще все. И главное преступление в сложившейся ситуации - это их проявление, на субкультурном диалекте - "эмоциональное преступление", поскольку общество претендует на звание идеального. Смешно вообще - это как "дом обрацового содержания" что ли? Но дело не в этом.
Для провинившихся существует правительственный карательный отряд, новая техно-инквизиция, которая, в том числе, охотится за остатками культурного наследия планеты. То есть при обнаружении оригинала "Моны Лизы" и еще кипы экспонатов Лувра сканер наводит на них прицел и, как только на мониторе появляется лейбл "Original", все культценности незамедлительно обновляются огнем. Сжигаются то есть. Я бы, конечно, и сама бы Мону Лизу не пожалела, уж сильно нехорошо она улыбается. Люди, которые так вот улыбаются вообще ничего хорошего в виду иметь не могут.
В отряде, который в принципе не совсем отряд, а, скорее духовное подразделение клерикалов (видели объевление в подъездах - "морим тараканов. недорого", примерно такая же история) есть свои лидеры. Один из них, он же главный герой, он же - аналог матричного Нео впоследствие - разумеется берется спасать человечество от безобразной чумы бесчувственности. Действительно, кадры спешащих по делам репликантов - один в один - утром в метро. Чего уж тут хорошего. Хотя официальная версия вполне обоснованна и логически укомплектована - люди выжили вопреки собственной природе, не уничтожили сами себя как вид, сохранившись как мифические тараканы после атомной войны. Да здравствует Тетраграмматон!
Если бы не чудо-препарат, вот он, гимн наркотикам, то люди перебили бы друг друга в аффективных состояниях. А теперь слово "война" обесценилось, оно ничего не значит, никого не беспокоит, поэтому война, точнее, геноцид постоянно ведется против тех, кто игнорирует утренние витамины. Причем упоминания, что витамины надо приобретать по какой-то цене нет, их, видимо, поставляют в принудительном порядке. Поняли теперь в чем ошибка? Управленческая ошибка любой структуры, необязательно конкретно взятой. Люди должны хотеть продукт, хотеть инъекцию, которая смывает эмоциональный фон, так же как они хотят смотреть телевизор. Ведь химический препарат - это концентрированная масс-медиа, а масс-медиа это то на чем стояло и стоять будет общество потребления.
Итак, Джон Престон (Кристиан Бейл), наш главный герой и очередной спаситель, в один прекрасный момент забывает шарахнуться препаратом, и, о ужас, перед ним открывается экспрессионистский город будущего за залитым утренним дождем окном, он внезапно вспоминает, что его жену, пару дней назад арестованную за эмоциональное преступление, скоро сожгут заживо, и что его бывший напарник, которого он собственноручно застрелил за то, что застукал за чтением томика Йейтса, был неплохим в сущности парнем. Вся эта нахлынувшая буря чувств начисто сметает его хваленый патриотизм и карьера лучшего служащего и интуита начинает стремительно падать. Падает она до такой критической отметки, где живут повстанцы (это принципиально неупотребляющие) и все поголовно жалеют собак. Он тоже жалеет - и себя, и собак и повстанцев и идет сражаться за человечство и его экспрессионистское будущее.
Не буду пересказывать все перепетии судьбы и приключения, выпавшие на его долю, но конец достоин еще некоторого количества комментариев. Финальная встреча с Маткой, которой в нашем случае является Отец-голограмма, совмещающий функции главы религиозного культа и президента нации, совсем уж расписная. Как всегда иллюзии раскрываются самым неожиданным и банальным способом. Главарь банды будущего оказывается... тоже не лишенным эмоций человеком, он дажн не думает делать себе инъекции подавителя, ведь это миф, придуманный им для целевой аудитории, а аудитория серьезная - все население планеты. Но функция на этом уровне у нас серьезная - убивать, не забывайте. Плохого парня необходимо прикончить, это первоклассник знает. Но Престон только что ощутил все прелести эмоций и удручающую силу депрессии, как тут поступить?
У меня есть некоторые догадки по этому поводу, которые позволяют мне считать, что человечество зачастую понимает метафоры слишком буквально, откуда все его проблемы. Слово - тоже своеобразная метафора. С чего, например, вы взяли, что "убивать" относится к физическому уничтожению? Что, если "убивать" - это "переубеждать", перетягивать человека в рамки своей картины мира? А что если с картины мира снять рамку? Тогда расширится горизонт восприятия и вы можете изменить сознание человека настолько, что вам не надо будет его мочить, а просто из статуса "чужого" перепрограммировать в статус "своего". А это возможно только без субъективного аналогового подхода. Если человека оцифровать, например.
Вообще, с людей хочется иногда снять слой эмоций и посмотреть - что там внутри. Есть иллюзия, что за эмоциями и находится та самость, о которой настойчиво твердят философы на протяжении более двух тысяч лет, эта иллюзия, безусловно приятнее, чем вторая. Вторая только что была описана. Во всяком случае наблюдать за путешествием существа, открывающем для себя новый мир, расцвеченный красками чувств, очень притягательное занятие. Интроспекция. Это когда заглядываешь внутрь себя и понимаешь, что там не только три литра крови и сгусток мяса, но и... загадка. Можно разгадывать ее, а можно жить с тайной внутри.
Кстати, нарисованный Куртом Виммером социум называется Либерия, с явной отсылкой на латинский корень "свобода". Что есть свобода, и главное от чего, и нужна ли в принципе доза подавителя чего-либо, что с самого начала содержится в метаболизме носителя, такие нелегкие вопросы мучают головы зрителей.
Ответы - в конце просмотренного фильма. Картина действительно хорошая, многим поможет решить проблемы психологического характера. Или может, наоборот, добавит их. И еще, кто отгадает, почему вся эта затея называется "Эквилибриум", тому приз - годовой запас витаминов на выбор.
© 25.02.2003, Евгения Лягушина