Цитата: Memento
а помоему нужно не об отдельных фильмах говорить, а о всём творчестве режиссёров. скажем, Memento, да очень умно. Но тогда надо присоединить и Insomnia того же режиссёра. таже тема. или возьмём Fincher-а - если говорить о Panic Room, надо добавить и The Game, тематика с определённой точки зрения похожа - вопрос о нашем понимании реальности в пост-модернизме.
Или может и не по режиссёрам раскладывать, а именно по темам - интеллигентный фильм сам по себе не появляется, ему предшетствуют другие фильмы, реагирующие на изменения в нашем понимании окружающего мира. Скажем, опять же тот же вопрос о реальности - Матрица не была первым, и не последним - там были 13th Floor, The Game, Panic Room, Memento, Insomnia и многие другие фильмы.
Мне особенно понравился в прошлом году фильм Simone. Этот фильм рассматривает "вечные" "универсальные" вопросы, которые волновали уже людей в древней Греции, а именно, отношение художника к созданному объекту. Но этот фильм и актуален в том смысле, что он показывает наше современное общество, с напором на именно те вопросы и проблемы, которые так важны в нашем обществе, т.е. например конфликт между искусством и потребительством, между искусством и наукой, распад старых закоренелых традиций, новое восприятие индивидуума.
Какие у нас раньше были отличия? В феодальном обществе делились на крепостных/рабов и аристократов, потом появились мещане, рабочие, крестьяне и т.д. Также было конечно разделение в религиозном смысле.
Но постепенно произошёл распад - Ницше объявил, что Бог мёртв, Дарвин - что человек произошёл от обезьяны, и постепенно религия отошла на второй план.
Благодаря новой социальной структуре современных обществ все люди получили доступ к образованию, и старое деление на классы тоже перестало играть роль.
но конечно человек не может без того, чтобы не разделиться на группы, и появились новые различия. Их сотни, но в связи с Simone хочу указать на одно - а именно, вопрос о поле - появились новые группы трасвеститов, гомосексуалистов и лесбиянок. конечно они и раньше были, но о таком лучше умалчивали. Сегодня, конечно, всё изменилось, и благодаря этим либеральным изменениям границы между отдельными группами всё больше и больше разрушаются, говоря простым языком - думаешь перед тобой женщина, а на самом деле трансвестит. и т.д.
И в Simone как раз об этом и идёт речь - главный герой всё больше и больше теряет свою личность, и в конце концов превращается (идентифицируется) в виртуальное существо женского пола, которое сам же и создал - но и тут вопрос - как она может быть женщиной, если она виртуальна?
К фильму можно подойти и с психологической точки зрения - шизофрения главного героя налицо. опять же, я думаю, типично для нашего общества 20/21 веков, в которых старые традиции исчезли, а новые ещё не успели толком образоваться, и человек не в состоянии найти самого себя, бестолково мечется в поисках своей личности, и в конце концов разбрасывается до той степени, что из любого из нас могли бы выйти 2 человека покроя 19-ого века.
да и раскол личности происходит конечно же и благодаря капиталистическому строю, каждый из вас видел фотографии в журналах с отрезанной головой, но зато с большой грудью на всю страницу. голова не уместилась, виновато бубнят газетчики.
вообще, что такое интеллектуальное кино? думаю, такое, которое можно рассматривать с ЛЮБОЙ точки зрения - с идеологической, политической, индивидуальной, религиозной, и т.д. И конечно же интеллектуальное кино должно заниматься как универсальными вопросами, которые важны для человека любого века, так и вопросами современности.
Каждый год выходят только самое большее 1-2 таких фильма. в 2002-ом году это был фильм "Panic Room" Финчера. в 2003-ем году это были имхо "Phone Booth" и "Simone". А в 2004-ём? Ждём'с. Пока ничего даже на горизонте не заметно