OUTKAST : История
Цитата:
Цитата:
В мире, где все, что может приносить деньги, рано или поздно оказывается под жестким контролем, даже такой провокационный и сопротивляющийся цензуре жанр, как рэп, в конце концов начинает поддаваться коммерческому давлению. Производство рэп-продукции сегодня ставится на конвейер, который заваливает рынок стандартными, как упаковка чипсов, записями, сделанными по безошибочно просчитанной и выгодной формуле. Неудивительно, что массовый хип-хоп зачастую так утомительно однообразен. Изредка, как и положено, рэп-коммуна переживает хорошую встряску. Такое небольшое сотрясение земной коры и произвели в музыкальных кругах новобранцы из Атланты, называвшие себя OutKast.
Начав с оригинальной смеси джаза, блюза, соула, рока и хорошего хип-хопа старой школы, которую они ловко сдабривали врожденной чувственностью и южным темпераментом, OutKast шаг за шагом доказали успешность и жизнеспособность своего фантастического рецепта. Что удивительно, им удалось не повторять не только своих коллег, но и не повторяться самим, эволюционируя от альбома к альбому, которых на сегодняшний день записано уже пять.
Андре Бенджамин (Andre Benjamin, он же Dre) и Антуан Паттон (Antwan Patton, впоследствии Big Boi) выросли в Ист-Поинте, пригороде Атланты. Их детство прошло в типичном негритянском гетто со всем набором проблем - насилие, грабежи, убийства. (Смерть в перестрелке 15-летнего брата одного из друзей Андре Бенджамина ляжет впоследствии в основу песни "Speed Ballin'".) Андре и Антуан ходили в одну и ту же школу и сблизились на почве любви к хип-хопу. О том, что Атланта становится центром южного рэпа (southern rap), который им тоже предстоит толкать вперед, они тогда еще и не подозревали. И никакого музыкального образования тоже не получили. Зато еще в школе пробовали рэповать и пользовались определенным уважением среди таких же начинающих любителей. Когда Андре Бенджамин и Антуан Паттон объединились в команду, которую назвали OutKast, они сразу же попали в поле зрения менеджеров Organized Noize Productions, компании, стоявшей за успехом TLC и Xscape.
По окончании школы им не пришлось долго раздумывать, куда бы применить свои таланты. Заключить контракт с местным лейблом LaFace оказалось совсем несложно. Как и взорвать рэп-коммуну. Под продюсерской опекой Organized Noize Productions двое новичков записали дебютный сингл "Player's Ball", который, к величайшему изумлению и самих музыкантов и всей стоявшей за ними команды, мало-помалу взобрался на вершину американского рэп-чарта. Где и провел шесть недель подряд, добившись золотого сертификата. Отметился он и в Тор 40 рейтинга Billboard Hot 100, и в Тор 20 хип-хоп-чарта. С этих самых пор, вот уже десять лет подряд, релизы OutKast практически не переводятся в американских рейтингах продаж. Стремление музыкантов как можно меньше полагаться на агрессию и привносить побольше позитива, налегать на мелодии и интригующие тексты, заваривать аранжировки погуще - все это с лихвой оправдало себя.
Естественно, полноформатного дебюта OutKast ждали с огромным нетерпением. В апреле 1994 года лонг-плей с длиннейшим названием "Southernplayalisticadillacmuzik" попал в руки рэп-фанов, которые накинулись на него столь решительно, что гарантировали ему место в Тор 20 американского поп-чарта и миллионный тираж уже к концу года. Dre и Big Boi оказались достаточно талантливыми субъектами и благодатными объектами для экспериментов Organized Noize. На почве подготовленного OutKast материала продюсерам удалось создать неповторимый и чрезвычайно привлекательный саунд: хип-хоп плюс живой звук плюс жаркие южные гитары плюс жирные басовые линии плюс чуть ленивый соул ранних 70-х. Альбом не испытывал недостатка ни в стремительных ритмах, ни в мягких мелодиях.
С этим альбомом Dre и Big Boi начали собирать урожай наград, который за всю их карьеру окажется довольно внушительным. Первой наградой музыкантов стала присужденное им в 1995-м году звание лучшей новой рэп-группы года на церемонии Source Awards присудили.
Через год, в августе 1996, дуэт представил новый студийный альбом "ATLiens". OutKast оставались верны себе, но понимали верность по-своему. Саунд второго альбома впитал элементы спейс-фанка, и многим показался холодным - слишком сильна в нем была тяга к футуристическим эффектам. Что бы кому ни показалось, этот диск также уверенно чувствовал себя в чартах, финишировал на второй строке Billboard 200, и быстро стал платиновым. Как и в случае с первым релизом, успеху "ATLiens" в значительной степени помог хит-сингл, удостоенный впоследствии "золота" "Elevators (Me & You)", который поднялся на 12 строку поп-чарта, а в рэп-чарте стал хитом номер один. Заглавный трек "ATLiens" благополучно приземлился в Тор 40.
После такого стремительного старта относительного будущего OutKast строились самые разные прогнозы. У дуэта есть свой рецепт от стресса под названием "интересно, чего от нас ждут дальше?". Как рассказывает Dre, они следуют той же формуле, с которой начинали: "Мы просто приходим в студию и беремся за запись, как дети, которые ничего подобного никогда не делали, используем разные подходы и выкраиваем аранжировки, думая только о том, чтобы между нами и нашими слушателями устанавливалась живая связь".
В сентябре 1998 года последовал третий лонг-плей "Aquemini". Громких хитов на этом альбоме не оказалось, но это была настолько сильная и ровная работа, что пресса принялась расхваливать ее в один голос, считая ее большим шагом вперед по сравнению с ее предшественницами. Отмечали, как правило, и классную вокальную технику обоих участников дуэта. Один из лучших номеров альбома - сингл "Rosa Parks", построенный на контрасте акустической гитары и ди-джейских скрэтчей, к которым примешивается губная гармошка исключительно южного колорита. Разумеется, коммерческие показатели "Aquemini" были на высоте: оправданное второе место в рейтинге Billboard и тот же номер два в хип-хоп-чарте. До сих пор "Aquemini" регулярно попадает в хит-парады лучших альбомов, составленных музыкальными критиками.
Между тем, события развивались не самым приятным для группы образом. Dre и Big Boi в один прекрасный день пришлось предстать перед судом - за сингл "Rosa Parks". Иск подала сама героиня этой песни Роза Паркс, известный борец за гражданские права, которая обвиняла музыкантов в незаконном использовании ее имени для промоушена своей музыки. Возмутили ее и некоторые фразы в тексте песни, равно как и слэнговые выражения. Первое заседание суда состоялось в конце 1999 года, и до сих пор стороны так и не пришли к согласию.
Пока шла подготовка четвертого лонг-плея, Dre изменил свое имя на Andre 3000 (чтобы его не путали с Dr. Dre). В октябре 2000 года альбом "Stankonia" дебютировал в национальном чарте опять-таки на второй строке. Еще более амбициозная и экстравагантная запись, "Stankonia" отразила известную тягу музыкантов к футуристическим картинам: акцентированное живое звучание наравне с запрограммированной перкуссией и сюрреалистическими звуковыми эффектами. Хотя в результате получился на удивление теплый и легкий психоделический фанк с сильным уклоном в техно.
Поддержанный единодушно хвалебными рецензиями и успехом хит-синглов "B.O.B." и "Ms. Jackson", альбом стал трижды платиновым всего за несколько месяцев. К февралю 2001 года сингл "Ms. Jackson" уже подобрался к вершине американского хит-парада. И стал первым синглом номер один в карьере OutKast. Отметившись в первой десятке едва ли не всех американских чартов, "Ms. Jackson" проторил дорожку и в канадский Тор 10. "Stankonia" сделала OutKast героями церемонии вручения Grammy 2001 года: диск был назван лучшим рэп-альбомом, а "Ms. Jackson" - лучшим рэп-треком. Не лишним будет отметить, что идея этой песни была вдохновлена реальным опытом - незадолго до начала записи у Андре Бенджамина и его жены, певицы Эрики Баду (Erykah Badu) родился первенец.
Пополнения дискографии пришлось ждать три года. Пятый альбом OutKast без преувеличения называли самым долгожданным хип-хоп-альбомом нового тысячелетия. Куда группа решит двигаться дальше после калейдоскопического диска "Stankonia", трудно было даже представить. Тем более что OutKast были уже на полпути к распаду - Big Boi и Andre 3000 начали записывать сольные альбомы. И полностью записали. Но потом коллективный дух взял свое (да и лейбл не одобрил таких проявлений индивидуализма) и они опубликовали оба диска под одной обложкой. Так в августе 2003 года появился двойной альбом "Speakerboxxx/ The Love Below". Пресса сравнивала его с гипотетическим вариантом "Белого альбома" Beatles, который состоял бы из двух дисков, отдельно с песнями Леннона и отдельно - Маккартни. Сольные по технике записи, обе части "Speakerboxxx/ The Love Below" по духу оставались продуктом OutKast, с их свободолюбивой эстетикой, в рамках которой в принципе возможно все.
Возможным оказался и невероятный успех альбома. Лидер национального поп-чарта, рейтинга хип-хоп-альбомов и интернет-альбомов, финалист Тор 5 Канады, он был поддержан двумя ударными хит-синглами, написанными каждым из участников дуэта. Синглы "Hey Ya!" и "Way You Move" с первых чисел 2004 года принялись штурмовать буквально все существующие рейтинги США. Главного результата - места лидера в Billboard Hot 100 - долго ждать не пришлось.
В феврале 2004 года дуэт трижды выходил на сцену церемонии вручения Grammy, получив в том числе и главную награду - альбом года. К слову сказать, новотитулованный альбом года за пять месяцев уже разошелся 8-миллионным тиражом.
Андре Бенджамин, который решительно заявил, что не собирается гастролировать в поддержку "Speakerboxxx/ The Love Below", готовится проявить себя в другом амплуа - он снимется в фильме "Be Cool" (с Джоном Траволтой и Умой Турман). Готовится он основательно - регулярно посещает школу актерского мастерства в Лос-Анджелесе. А еще музыкант планирует разработать собственную линию модной одежды. Кое-какой опыт у него уже есть - почти все костюмы для клипа "Hey Ya!" Андре придумал сам. Плюс ко всему, он собирается все-таки получить музыкальное образование, изучить классическую композицию и музыкальную теорию, а сейчас берет уроки саксофона и кларнета.
У его напарника Big Boi планы поскромнее. Во-первых, нужно записать еще два альбома в составе OutKast - есть обязательства перед лейблом. Во-вторых, он продолжит делать свою музыку. "Может, она и не будет такой же удачной, как у OutKast, - говорит Антуан Паттон. - Но время покажет. Пол Маккартни и Джон Леннон никогда не записали ничего, равного Beatles. Но они делали то, что хотели, и делали классно".