Автор: lucactus
Дата сообщения: 12.05.2006 17:08
История с географией. Ловушка для Пелагеи
[more]Ну, как ее можно не любить?! Молодая, красивая, талантливая... Скажите, как ее зовут? Пе-ла-ге-я. Правильно!
ИСТОРИЯ
Около месяца назад случилось мне вернуться в Москву из какой-то очередной командировки. Первое, на что я обратил внимание, стоя в пробках на Ленинградском проспекте, были красочные афиши, зазывающие на концерт-презентацию нового альбома Пелагеи "Девушкины Песни" во МХАТ им. Горького. Я позвонил в концертное агентство и выяснил, что на аккредитацию прессы я уже опоздал. Я позвонил в кассы МХАТа и выяснил, что билеты стоят от 700 до 3000 рублей. И это бы еще полбеды. Главной новостью оказалось то, что, при такой-то цене, билеты эти уже полностью раскуплены. Что же так сильно могло повлиять на избалованных всевозможными концертами москвичей, что они смели все билеты на исполнительницу, чьим ликом не особенно балует нас голубой экран, чье имя не мелькает в различного рода светских хрониках на страницах так полюбившихся нам в последнее время таблоидов?! Да, два года назад Пелагея собирала полные залы клубов, но ведь по вместимости "Китайский летчик Джао Да", при всем моем уважении к этому почтенному заведению, - вероятно, лишь одна ложа созданного в советские времена мрачного театрального гиганта. За это время Пелагея отметилась на подпевках у Бутусова и Сукачева, да мелькнула пару раз на периферийных и не очень каналах, причем каждый раз тем или иным образом ставя в тупик своих давних поклонников.
Ответы на все эти вопросы я не получил, ибо на тот мартовский концерт я так и не попал. Так же тщетны были и мои попытки найти новый диск певицы в музыкальных магазинах. Просто мистика какая-то!
ГЕОГРАФИЯ
В апреле я снова оказался в командировке, на сей раз в городе Ханты-Мансийске. Тут не было больших афиш-биллбордов, зато в гостинице-лабиринте "Югорская долина" я сразу наткнулся на скромный флаер, анонсирующий приезд 30 апреля группы ПЕЛАГЕЯ. Путешествуя по всему обширному округу, я держал пальцы крестиком, чтобы именно 30 апреля оказаться в Ханты-Мансийске. Не было ни проблем с аккредитацией прессы, ни с билетами. Здесь они стоили от 200 до 700 рублей, причем студентам и пенсионерам полагалась 50% скидка (моя мама, например, очень хотела пойти на московский концерт, но зарплата врача у нас пока еще не предполагает такие единовременные траты). В Ханты-Мансийске пенсионеров немного, город-то очень молодой - 10 лет назад здесь были трехэтажные домики да брусчатые дороги. Как же он изменился за это время! Архитектура, соединяющая элементы традиционных орнаментов хантов и манси с современными тенденциями, высотные здания, храм на горе, который готовится к большому освящению этой осенью, строящиеся новые микрорайоны, школы, спортивные комплексы и, конечно, театрально-концертный комплекс "Югра-Классик", - очень красивый и вместительный зал на 1000 мест, где и предстояло выступать Пелагее сотоварищи. Ханты-Мансийск - это город будущего, город студентов: кроме Югорского Государственного университета здесь есть замечательный Центр Искусств для одаренных детей Севера, где обучаются дети со всего округа. И в этом смысле 50% скидка - очень даже мудрый шаг, направленный на то, чтобы молодежь приобщалась к культуре. Тут, опять же, следует упомянуть, что за два дня до Пелагеи в этом зале выступал балет Мариинского театра и оркестр Валерия Гергиева (около 200 человек на сцене одновременно). Да и приглашение Пелагеи - весьма смелый шаг, учитывая, что имя ее пока не очень-то раскручено. Надежнее было бы позвать Верку Сердючку, которая с ходу бы отлабала два аншлаговых концерта. Да только не могу я себе представить Сердючку в интерьерах концертного зала "Югра-Классик".
Пелагея не собрала полный зал, - но надо учитывать и то, что это первое выступление певицы в Ханты-Мансийске. Уверен, что "сарафанное радио" сделает свое дело, и 800 зрителей, пришедших на этот концерт, приведут своих друзей и знакомых в следующий раз. И нет сомнений, что с такой репертуарной политикой этот следующий раз обязательно состоится.
Конечно, некоторые читатели, никогда не бывавшие в Ханты-Мансийске, не преминут позубоскалить: вот ведь, жируют на нефтяных деньгах-то! Хочу в ответ привести слова Валерия Гергиева, сказанные им на пресс-конференции перед собственным выступлением: "Если бы все дело было в нефти и газе, то Саудовская Аравия была бы самая продвинутая в культурном отношении страна". Нет, дело-то совсем не в этом, а в том, как этими деньгами распорядиться. Вот уж не думал никогда, что мне случится петь оду политику. Даже удивительно, что за пределами округа мало кто слышал о губернаторе ХМАО Александре Филипенко. Губернатор всегда лично присутствует на крупных культурных мероприятиях, гуляет с внуками по городу без охраны, чистит ботинки в талом снегу, перед тем как сесть в машину, имеет почти 90% поддержку избирателей. Именно благодаря ему деньги округа идут не на казино и бордели, а на развитие искусств, поддержку молодежи. В городе с такими доходами практически нет "новых русских", но и нищих тоже найти проблематично. Все это, на мой взгляд, результат продуманной культурной политики губернатора. Конечно, его есть за что и критиковать, - но, Александр Васильевич, примите от меня, как не жителя вашего округа, символический голос "за вас"! А вы, уважаемые читатели, можете на досуге поразмыслить над тем, почему, например, в Якутск, город на алмазах, приезжают совсем другие исполнители. Если интересно, конечно...
КОНЦЕРТ
На такие концерты собираются люди со всего округа: от Сургута до Урая, - благо, зарплаты им это позволяют. На концерте Пелагеи было очень много молодежи и даже детей. Так, губернатор пришел на концерт с женой и двумя внуками. Дети, с одной стороны, очень благодарная аудитория, но с другой - могут выбить из колеи любого исполнителя внезапным плачем, вызванным усталостью или просто скукой. Детей в этом смысле не проведешь: они не будут молчать из вежливости. Концерт Пелагеи состоял из двух отделений, минут по 50 каждое. И, надо сказать, ни один ребенок не закапризничал.
В первом отделении певица появилась в специальном концертном сарафане с надписью "Пелагея" и различными пасторальными картинками-сценками. В частности, на одном из изображений певица кормит корову. Мне это показалось несколько вычурным, но, как говорится, дело вкуса Традиционно Пелагея сослалась на легкую простуду, но, мы-то этот фокус знаем: из шести концертов Пелагеи, на которых мне довелось присутствовать, все начинались этой преамбулой. Первые две песни "новой программы" прошли как-то ни шатко ни валко... А вот на третьей - неувядающей "Когда Мы Были На Войне" зал разошелся ни на шутку: люди стали подпевать, что, в свою очередь, завело певицу и музыкантов.
О музыкантах надо сказать отдельно. За год, который прошел с тех пор, как я видел последний концерт Пелагеи, состав ее группы изменился довольно сильно. Скорее всего, это связано с тем, что группа уходит от своего прежнего акустическо-камерного звучания в сторону большей роковости с привлечением электроинструментов. От старого состава, кроме самой 19-летней певицы, остался только 20-летний чудо-гитарист с классическим образованием Павел Дешура (кстати, уроженец города Сургута). За барабаны сел 22-летний Дмитрий Зеленский; остались конги, но над ними теперь колдует 27-летний Артур Серовский из Уфы, прошедший школу нескольких уфимских групп; на бас-гитаре играет Дмитрий Симонов, известный по группе "MALERИЯ". Состав этот, спору нет, очень подходит для того, чтобы подчеркивать многогранность таланта Пелагеи. Однако, именно в этой многогранности, как мне кажется, и кроется главная ловушка. Пелагея как бы спешит показать, что она может и оперу спеть (недаром Галина Вишневская прочила ей большой будущее в этой области), и африканские ритмы ей не чужды, и русские народные песни - ее конек... В результате складывается ощущение некой каши, отсутствия целостности программы. Того, что происходило на ее концертах в "Летчике", когда висевшие гроздьями с потолка зрители плакали-пели вместе с певицей от первой до последней песни. И да, конечно, "Югра-Классик" - не столичный "Клуб на Брестской", но вряд ли это может служить оправданием. Благодаря своему волшебному голосу зал Пелагея все равно держит, но только зал этот бросает из жара в холод вместе с самой певицей. Кроме того, заметна некая репертуарная растерянность. Может быть, ей даже стоило петь песни одного и того же блока, каждый раз совокупно отделывая их то в духе world-music, то в классическом стиле, то соединяя с оперой (как ту же "Стежки-Дорожки"), то в афро-кубинских ритмах. Конечно, за ее молодость, красоту и талант ей можно простить все, но я-то ее критикую, потому что люблю. А люблю, потому что слышал старую цельную акустическую программу, где голос Пелагеи проникал в сердце каждому зрителю до дрожи, до судорог, до слез. Именно этой бьющей наотмашь искренности и нет в новой программе. А есть мастерство. Мастерство музыкантов и самой Пелагеи. По-моему, это неравноценная замена.
В антракте сингл группы, состоящий из 3 песен ("Кумушки", "Валенки" и "Позарастали Стежки-Дорожки/ария из оперы Беллини "Норма"") плюс архивного видео, который музыканты буквально тащили из Москвы на себе, зрители смели за считанные минуты. Что поделаешь, музыкальные магазины в Сибири еще не могут похвастаться богатым выбором компакт-дисков.
Во втором отделении Пелагея переоделась в более современный наряд, приоткрыв зрителю свои прекрасные девичьи формы, красивый животик и пупок со стразами. Это в некотором роде раскрепостило саму певицу и завело зал. Танцы ее стали более секси. Вот, смотрите, я и так могу. Эх! Но основной проблемы это не убрало. Отвлекло - да. И не по-детски! Старая песня про казака и обломившуюся доску заставляет зал пританцовывать и подпевать.
Но вот она предлагает Паше Дешуре спеть вместе а капелла весьма игривую песенку из репертуара группы "ЗАБУЗОРЫ" "Если Б Знал Я Утопился...". Песня поется от лица мужчины, но вокал Паши едва слышен за звонким голосом Пелагеи... Везде бросается в уши какая-то незавершенность, недоработка. Да, зал смеется, но смех этот звучит несколько натужно. Все дело в том, что отсутствие искренности и всяческие недоработки не объяснишь банальной простудой. Похоже, переход из клубов в большие залы дается группе "ПЕЛАГЕЯ" нелегко. Но лиха беда начало...
После концерта в ресторане гостиницы "Югорская долина" до трех часов ночи шел разбор полетов: сетовали на плохого местного звуковика, отмечали собственные ошибки. Рабочая атмосфера, где солировала руководитель группы (и мать Пелагеи) Светлана Ханова. Что-то во всей этой сценке напоминало сходку Атаманши и разбойников из "Бременских музыкантов". Разговор был жесткий, бескомпромиссный. И в этом, на мой взгляд, залог будущего успеха. Музыканты хотят совершенствоваться, а не пеняют друг на друга.
Альбом "Девушкины Песни" пока так и не вышел. Артур Серовский заявил, что уже сейчас готов садиться и заново записывать конги в нем. "Да, - подвела итог разговору Светлана, - запись альбома - это длительный оргазм без удовольствия". А я подумал, что главное, чтобы у слушателя был оргазм с удовольствием. А вот над этим, господа музыканты, еще придется поработать!
Максилла Кузнецов[/more]