Как говориться: "А слона то я и не заметил!"
В Audobe Audtion есть такая очень замечательная фенька - работа со спектром частот. В SoundForge (у меня версия 7) кроме как посмотреть на спектр ничего нельзя с ним сделать.
Но просто посмоттреть на спектр частот в SoundForge или других програмах нас в данном случае не устраивает.
Так что пока не сделают такую же приятную работу со спектром как в Аудишне, шум подавлять я буду именно им.
Я сейчас не буду объяснять чо такое Spectral View и как с ним работать, ибо это большой материал, а кратко расскажу как применить редактирование спектра частот именно для подавления шумов в фонограмах.
Первым делом устанавиваем Adobe Audition (одна из любимых програм для работы со звуком, интуитивно понятно и хорошо приближена к человеку свои удобным интерфейсом и функциями, хотя не так стабильна и быстра в работе как продукты от Steinberg и ест побольше ресурсов)
Объяснять координаты кнопок и их назначение, а также типа: "легким движением пальца правой ркуи на жимаем на левую кнопку мыши" не буду, а объясню сам принцип работы:
Загружаем фонограму с шумом.
Первым делом слушаем фонограму и ищем места, где есть один только шум, выделяем это место (не важно как - в спектре или обычно) и запоминаем это место как профиль шума,перед этим выставив значение FFT как можно больше, для более точного профилирования и для дальнейшего использования полученного профиля.
Вообще наша задача заключается в том чтоб собрать как можно больше профилей паразитного шума со всей фонограммы, не затрагивая саму фоноргаму.
Потом используем фильтр Noise Reduction на всю фонограму, а в качестве профиля используем только что полученнный.
Весь шум скорее всего сразу не удалится (а оно скорее всего так и будет, ибо постоянного белого или розового и т.п. шума ожидать не стоит)
После того как собрали все профили шума из тех мест где фонограма сама не играет а идёт только шум (например в перерывах между песнями и т.п.) и использовали фильтр Noise reduction с полученными профилями, приступаем к следуще более сложной фазе,
требующей тонкой работы.
Слушаем ещё раз фонограмму и на слух определяем те места где наша фонограмма больше всего шумит, обычно это тихие места, где например мелодия чуть приглушается. Вот это то место мы и используем как профиль шума. "Но как !", - спросите вы меня,- "Ведь если захватить этот участок как профиль шума, то шумом окажется и полезная информация, которая потом при применении фильтра Noise Reduction с этим профилем уничтожится из фонограммы !" Правильно, уничтожится, а чтоб не уничтожилась, надо выделить в этом участке именно шум, а не саму тихую мелодию или другую полезную информацию. "Но как!", - опять спросите вы меня. А никак, если вы будете использовать SoundForge
. Но мы то не используем SoundForge, а Adobe Audition как никак !
Итак, чтобы выделить в одно месте именно шум, а не саму полезную информацию проделываем следущие действия:
1. Переходим в режим SpectralView (клавиша F9) - вся наша фоноргама сразу станет разноцветной
2. Увеличиваем с помощью лупы то место, где у нас слышен шум. Увеличиваем как можно боьше чтоб лучше можно было выделить это место.
3. Нажимаем на клавишу M (или выбираем вверху рамку выделения, чтоб выделить участок спектра) курсор должен принять форму крестика.
4. Выделяем сам шум зажав левую кнопку мыши с помощью прямоугольника. Тонкая работа в том то и заключается, чтоб на этом этапе правльно обвести прямоугольником шум, а не полезную информацию.
Обычно шум имеет более тёмную окраску синеватого оттенка (чем темнее область, тем она тише звучит) и он как обычно выглядит как "песок". Чтобы прослушать то что мы выделили с помощью прямугольника, нажимаем на нём правоё кнопкой и выбираем меню Copy As a New или "Копировать в новый" (дело в том что у меня русская версия и английское название пунктов меню я особо не помню)
Участок который мы только что выделили скопируется в новый отдельный файл, который можно будет прослушать. Если мы выделили
шум правильно (при проигрывании этого кусочка слышен именно шум а не полезная информация), нажимаем опять правой кнопкой на выделенном участке-прямоугольничке и запоминаем этот участок как профиль шума (Alt+N). Потом применяем этот профиль ко всей фонограме. Таким образом собираем профиль шума из шумящих частей фонограмы и применяем этот профиль ко всей фонограме.
Чем больше и точнее вы насобираете профилей, тем меньше санет шуметь фонограма. Рекомендую сохранять эти профили в отдельные файлы, осбенно если фонограмы расположены на одном носителе или имеют примерно одинаковый паразитный шум и потом использовать эти сохранённые профили на других похожих фонограмах.
При убирани шума фонограма очень часто ,если не вегда начинает звучать глуше, но это естественно, так ак шум обычно подмешан на верхних частотах и поэтому они немножко урезаются, но надо как можно чётче прямоугольничком выделять именно шумные области
, для это го нужны хорошие наушники - на колонках-мониторах убирать шуб категоричекски не рекомендую !
Если у меня начинет звучать фонограма чуть глуше, я обычно забиваю верхнии частоты гармониками. Но о гармониках совсем другая история. Но, хочу я вам сказать, глуше будет звучать любая фонограма пошле убирания шума и её из-за этого надо ещё чуть-чуть подработать.
Ещё рекомендую пакет Restoration от Waves - тоже очень хорошо убирает шум в "быстром режиме", типа как SoundForge, но мне больше наравится,
DartXp тоже хорошая програма, но слишком навороченная и неудобная, для тех кто мало работал со звуком эта програма - тёмный джунгли.
PS Мог Не упомянул остаьные програмы для работы со звуком, но это из-за нехватки времени. Для работы с шумом я использую чаще всего вышеперечисленные.
PPS Различные плагины для работы с шумом лучше использовать с продуктами от SteinBerg. Я обычно использую для WavesRestoration WaveLab от SteinBerg.
Кстати в SoundForge может и можно работать со спектром, но я чото там этого не замечал, может в новых версиях это появится, но удобнее всего в AdobeAudition !