Так, выяснилось вот что.
OpenGL Extension Viewer не просто так вылетал - оказывается, вылет происходит при запуске рендеринга с функциями opengl версии 1.3 с ошибкой:
...1.3:
ARB_multitexture not supported.
Далее я попробовал другой тест FurMark 1.5.0
http://www.ozone3d.net/benchmarks/fur/ Он выводит вращающийся пушистый бублик - на нормальных видюхах. Пробовал на 8500 и на интегрированной, тоже nVidia, только не помню номер - обе на работе в компах стоят. И обе прекрасно работают (как и фотошоп), а вот на моей 8800 - ни одна из перечисленных (интересно, что furmark показывает выполнение операции, всю статистику, но самого бублика просто не отрисовывает). Так что вот, уважаемые господа, причина, по всей видимости, в дефекте самого чипа или его BIOS'а. Напоминаю, что у меня виста с сервис паком, directX - последнее ноябрьское обновление и драйвера последние 180.48 WHQL. А так же все это было опробовано на драйверах 178 и 169 версий - все то же самое, так что лично я полностью убедился в вине nVidia в этом деле. Видимо они в погоне за всякими мнимыми улучшайствами (ускорение HDvideo и прочей ерундой, которая все равно нигде не используется), запорола поддержку основной функции - расчета 3d графики (и пусть OpenGL сейчас в играх практически не используется, но это не повод так лажать!).
Добавлено: Вот еще что откопал: на этой странице
http://kb.adobe.com/selfservice/viewContent.do?externalId=kb405064&sliceId=1 производитель дает (без всяких гарантий) некий патчик, который должен разблокировать настройку ускорения фотошопа "для старых видео карт". Мне не помогло - все равно ускорение нельзя включить.