Судьбу "Курска" едва не повторила "Самара" Незадолго до Нового, 2003 года на родную базу возвратился из автономного плавания атомоход. Сейчас длительное плавание само по себе событие - после трагедии с "Курском" ни одна российская субмарина не выходила в море надолго. И вот главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов решил, что пора. И что для этих целей на Камчатке есть самая боеготовая на флоте субмарина - носящая такое родное для нас название "Самара". Лодка действительно одна из лучших в ВМФ. И она ушла в поход. Но вернулась раньше, чем было запланировано, и с серьезными повреждениями...
Трагедии удалось избежать, но в легком корпусе лодки по правому борту в носовой части появились две пробоины в области выгородки гидроакустической станции (ГАС) и несколько трещин.
Это не буй и не бревно.
Одной из первых версий причин появления пробоин была такая: столкновение с чужеземной субмариной. В годы "холодной войны" наши и вражеские подлодки устраивали игры в кошки-мышки, осуществляли опасное маневрирование вблизи друг друга и порой сталкивались. Вроде бы и вблизи "Самары" в ходе плавания были замечены подводные суда других стран. Но непосредственный контакт с ними однозначно исключался. Откуда же взялись пробоины?
Может быть, корабль столкнулся с плавающим объектом? В океане много всякой дряни - от простых бревен и буев до перевернувшихся судов, не ушедших на дно и дрейфующих в полузатопленном состоянии. Да и примеры подобных столкновений есть: капитан танкера "Престиж", потерпевшего аварию 11 сентября 2002 года у берегов Испании, заявил, что судно столкнулось с полузатопленным контейнером.
Однако в случае с "Самарой" опытные подводники решительно отвергли и эту версию: лодки при выполнении спецзадач на поверхности практически не появляются, так что о каких-то бревнах говорить просто смешно.
30-тонный булыжник.
Как пояснил мне отставной подводник со стажем, председатель Камчатской ассоциации военнослужащих запаса капитан 1 ранга Александр Ерохомович, в пробоине на субмарине нет ничего удивительного. Столкнуться подводная лодка может с чем угодно: с пирсом, другим кораблем, каменным дном, плавающим объектом. Александр Ефимович вспомнил один любопытный случай, происшедший на Камчатке в 1980-х годах. Тогда подводный ракетоносец пришел с моря и был поставлен на ремонт, так как в походе лодка зацепила дно. В доке экипаж обнаружил внушительную пробоину в выгородке гидроакустической станции, откуда торчал... огромный валун! Судоремонтники извлекли "камешек". Он весил примерно 30 тонн! Вот вам и касание грунта. И ничего - подводный крейсер ходил нормально, на боевых качествах это никак не отразилось, и даже ГАС работала без сбоев и обнаруживала цели. Правда, командир получил хороший нагоняй.
Все подводники-тихоокеанцы знают, что такое банка Каспер-Юста. В 1970-х - 1980-х годах на Камчатке служил командиром атомохода офицер Дмитрий Каспер-Юст. В начале 1980-х его подводный ракетоносец в Тихом океане налетел на коралловый риф. Удар был такой силы, что отдыхавшие члены экипажа попадали с коек. Домой ракетоносец пришел с сильно поврежденным легким корпусом. Факт этот лишний раз подтвердил уникальную живучесть подлодок (в отличие от надводных кораблей) - благодаря их двойному корпусу. Дмитрий Каспер-Юст получил за это серьезное взыскание, что, впрочем, не помешало его назначению в 1983 году начальником учебного центра в бухте Малый Улисс во Владивостоке, где он обучал экипажи подводников из Индии.
Неужели "презерватив"?
Но в случае с "Самарой" произошло нечто невероятное, мистическое. Я пытался получить информацию официальным путем, но везде натыкался на скрытое или явное противодействие:
- Это государственная тайна, - отвечали мне.
- А когда рванет, как на "Курске", это уже не будет тайной? - спрашивал я.
В ответ бросали трубку. Это странно, потому что логичнее было бы ясно и понятно сказать, что, мол, ничего страшного не произошло, все целы, живы и здоровы, реактор в порядке, угрозы радиоактивного заражения нет. "Что ж ты хотел? Это контрразведка всех запугала", - объяснили знающие люди.
Поэтому мы можем только строить предположения относительно того, что послужило причиной пробоины у лодки, шедшей в подводном положении с достаточным запасом глубины под килем. Она могла на что-то наткнуться, но на что? Неужто на гигантского кальмара или кита?
Офицер Александр Ерохомович вспоминает, что в застойные годы вероятный противник применял одну каверзную вещь. С судна сбрасывали за борт большие мешки из крепкого полиэтилена, заполненные водой. Несколько штук таких "презервативов" судно буксировало за собой, предполагая (или зная), что на хвосте может висеть советская субмарина. И если лодка врезалась в такой мешок, то она получала повреждения.
Неопознанный подводный объект.
Приборы не показывали вблизи никаких подводных или надводных объектов. И вдруг члены экипажа 1 и 2 отсека услышали хлопок, который зафиксировали и гидроакустики. Об этом было доложено на центральный пост. Ракетоносец продолжал идти без сбоев. Вахты отсеков проверили приборы, оборудование. Все оказалось в норме. Гидроакустики и локаторщики опять же подтвердили, что лодка идет в океане одна, рядом никого нет. Я излагаю информацию, полученную мной от неофициальных источников, потому как официальные... Ну, сами понимаете.
Так что же ударило подлодку в правый борт?
На Камчатку в связи с происшедшим прилетала куча военных, адмиралов, конструкторов. Но установлена причина повреждений или нет, неизвестно. Знакомые военные разводят руками и говорят о какой-то мистике, неопознанных подводных объектах. Есть же неопознанные летающие объекты (НЛО), почему бы не быть и НПО? Дескать, этого быть не могло и не должно, но случилось. В общем, очевидное - невероятное. Сплошные инопланетяне и бермудские треугольники.
Вот такая загадочная история. Океан - это космос, и знаем мы о нем пока ненамного больше, чем о бесконечном пространстве, находящемся за пределами земной атмосферы...
http://www.cprf.ru/articles/7082.shtml