О юзерах, так о юзерах ...
Hачнем с того, что с пользователями лучше вообще не общаться. Я предпочитал бы на работе надеть наушники на голову и на любой тревожащий телефонный звонок отвечать: «С вами разговаривает автоответчик, Соловей в данный момент принимает ванну, затем летит в Сочи, после командировка в Антарктику, а затем уезжает на ПМЖ за границу», а стук в дверь игнорировать, ссылаясь на очередной перекур. Но это — в идеале. А на практике — это кошмар. Скажу больше: это очень серьезный ночной кошмар.
Плохо, когда пользователей много, а ты один. Силы не равны, приходится плясать под их дудку. Они собираются с хищным выражением на лицах и начинают наперебой задавать свои вопросы. Выражение лица всегда говорит одно: «Ты виноват во всем (даже в том, что сегодня +3, а не +30), ты должен сделать, должен сделать, должен, блин, сделать!!!». Вопросов много, всегда интонация голоса на высокой волне с периодическим срывом на истерические нотки. Особенно эмоциональны девушки и женщины (да не в обиду прекрасному полу будет сказано). Когда такое создание начинает взахлеб рассказывать про проблему, а глаза умоляюще смотрят тебе прямо в подкорку головного мозга, пытаясь понять причину проблемы, то мелькает лишь одна мысль: «Когда конец рабочего дня и я смогу увидеть своих друзей-компьютерщиков?». «Дебет не сходится с кредитом, счет-фактура оказалась на другом листе, а маленькая закорючка с фиговиной внизу должна быть на другом месте!!!» — и все это подразумевает под собой остановку всего производства и деятельности предприятия, наводнение, пожар и мировую революцию.
Hельзя пытаться вникнуть в суть сказанного пользователем! Все равно ничего не поймешь. Лучше смириться и идти к месту пользовательского преступления. И обязательно надо улыбаться и что-то всегда, елки-палки, говорить, ты же компьютерщик с высшим образованием, для тебя запаять регистры сгоревшего процессора, рассказывая при этом свежий анекдот, — что плиту помыть! Сразу надо быть готовым к тому, что он (она) обязательно пойдет за мной, приговаривая: «Вечером все было нормально, потом я скинула по электронке, она не скинулась, спросила паспорт, потом показала красную рамочку, я зашла в синий экран, а там какие-то иероглифы, ну ничего не понятно, там еще что-то написала на английском, я нажал эскейт (именно "Т", хотя по 300 раз на день твердишь это слово через "П"), и вот, сегодня монитор не включается!».
Пока я буду с умным видом под столом втыкать вилку монитора в розетку, мне дадут несколько добрых советов-вопросов, что-то типа: «Это, наверное, от того, что у меня памяти мало (всегда хочется добавить что-то типа: «Да, а еще мозгов...»). Давайте память почистим (всегда хочется добавить что-то типа: «Да, конечно, ершиком для унитаза…»). А еще у меня мышка прыгает (всегда хочется добавить что-то типа: «Кошку не пытались в отдел запускать, обычно помогает?»). Очень трудно работать. А можно мне код адреса электронки поменять? А то от меня письма не всегда доходят. Вообще компьютер у меня какой-то странный. То одно, то другое. Измучился уже с ним. Это пятерка (всегда хочется добавить что-то типа: «Нет, вы что, разве можно такую рухлядь, у вас десятка»)? А память у него какая? А зачем в Экселе рисуночек справа? Ой, заработал!!!». И упаси меня Боже начать разъяснительную работу — на меня обидятся! Почему-то считается, что компьютер не может быть выключен из электрической сети по определению, а если это произошло, то только специалист сможет справиться с водворением вилки на место. Причем такой специалист еще должен уметь настраивать факс, ксерокс, телефон, телефонную станцию, чинить розетки выключателей света, электрические розетки, колонки, наушники, чайники, мобильники, микроволновки, холодильники, телевизоры, в общем все устройства, в которых хоть как-то и где-то пробегают электроны (см. по этому поводу «Руководство для общения со службой техподдержки», у кого нет — могу выслать).
Таких большинство. И всегда одно и тоже. У меня даже возникала мысль организовывать бесплатные дополнительные курсы (читать готов сам) по работе с ПК для своих сотрудников. Но это нереально, и слышу я одно и тоже:
— Открываю файл, а там вирус сидит!
— У меня компьютер не работает, просит какой-то прямой Х! (DirectX)!
— У нас 95-й Эксел, а мои знакомые все перешли на 96-ой!
— У нас принтер команду не слушает!
— Я послала файл на F (на Х, блин...), а он не такой!
— У меня приказа нет! (File is not ordered)!
— Я не знаю, как отксерить файл из ворда в Эксел! (ну представьте себе, экспорт из Word'а в Excel мы теперь «ксерим»!).
И так далее. А что я хотел? Это для меня очевидно — различие электронной почты и локальной сети. Это я не буду слать почтой Unreal на соседний компьютер. У меня рука не поднимется открыть четырнадцать экземпляров одной и той же бухгалтерской программы. Это я никогда не засуну лист со скрепкой в лазерный принтер. И не подключу телефон в розетку локальной сети. Hо это я.
Самое страшное — это пользователь с инициативой. Их — процентов пять, но ущерба приносят на все девяносто. Это они удаляют «лишние» файлы из каталога WINDOWS, легко перепрограммируют сетевые карты, меняют типы мониторов, соскабливают ножом пригоревшую бумагу с барабана лазерника, защищают диски какими-то программами, переустанавливают операционки, изучают на практике программы низкоуровневого форматирования. И что самое веселое, удаляют базы данных за год работы, говоря потом: «Ща восстановим, пять сек, у меня есть такая фриварная програмуля из Интернета, закачаешься!». Для них не существует запретов и правил. Они на «ты» с любым вычислительным устройством. И если ты говоришь, что надо «так, а не эдак», то это всегда подвергается критике и долго обсуждается, да так, что в итоге сам начинаешь сомневаться в своей компетентности. Они типа знают все (мой директор — типичный экземплярчик). И они очень любят компьютерный сленг: «Я воткнул еще шестнадцать метров, мать прохавала, но не пашет все равно, потом гляжу, у меня винт форматнулся, стал винды ставить, глючит тачка, а так она у меня ничего, я ее разогнал в сетапе». Моя бы воля, я ввел бы для таких смертную казнь через повешение на сетевом кабеле с предварительным оглушением системным блоком.
Самые безобидные — это трусливые пользователи. Эти боятся всего. Их всегда жалко, и пытаешься успокоить их нервы лишней игрухой или новым фильмом или альбомом любимого певца. Они мучительно думают перед каждым нажатием клавиши. Любая неадекватная реакция техники на их действия вызывает полный ступор с последующей истерикой. Если такой пользователь говорит: «Я работала и вдруг все пропало, теперь я боюсь тут чего-нибудь трогать», можете смело идти и развернуть свернутое окно. После этого на вас смотрят, как на Бога. Если вы пытаетесь что-то объяснить, они затыкают уши и просят прекратить говорить такие страшные вещи. Слушать ТАКОЕ — выше их сил.
И слава всем святым, что есть люди, которые хотят чему-то научиться, которые думают, а потом делают и не делают, если не знают. Люди, которые, не зная, как сформулировать вопрос, просто просят подойти и посмотреть, что случилось. Которые будут молча наблюдать за вашими действиями, а потом зададут единственный вопрос: «А что же было?». Им я отвечаю с удовольствием. Отвечаю долго и терпеливо, переводя все технические термины на понятный язык, вижу понимание и разум в глазах, вижу сострадание и стремление помочь. Спасибо Вам!
Написано после очередного «тяжелого» объединения двух ячеек в Excel'е у «продвинутого» пользователя через час после окончания рабочего дня, когда мысли лишь о вкусном ужине и свидании с друзьями, девушками, походе в кино или просто к черту на кулички. Написано с некоторыми вставками одного знакомого (без его разрешения, конечно, но за это простят, я думаю). Сейчас пойду курить очередную сигаретку, постригусь, причем решил сменить прическу кардинально, и успокаивает лишь одно — скоро вечер ПЯТНИЦЫ, СУББОТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ! Да здравствуют выходные и отпуска без компьютеров и программ!!!
Оригинал мона почитать тута:
http://www.homepc.ru/science_n_life/25627/