Автор: LelikV
Дата сообщения: 16.07.2004 10:31
Центр американского английского рассказал МАПу о спаме
Интернет-юрист Антон Серго провел следующий эксперимент: можно ли привлечь к ответственности спамера на основе закона «О рекламе»? Опыты проводились над небезызвестным Центром американского английского. Мы публикуем хронику первого разбирательства такого рода.
В конце октября прошлого года Антон Серго, интернет-юрист, консультант компании RU-Center, получил очередную спамерскую рассылку от Центра американского английского (далее – ЦАА). Письмо имело весьма специфичный формат, содержало картинки, текст на разных языках, части текста были написаны белым по белому (то есть цветом шрифта, совпадающим с цветом фона), кроме того, посланию был присвоен фальшивый обратный адрес, и оно не имело никакой информации о рекламодателе или рекламораспространителе.
На этот раз Антон Серго решил провести эксперимент и отправил письмо в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) с просьбой принять меры по отношению к злостному нарушителю действующего законодательства о рекламе. В числе явных нарушений были отмечены следующие:
1. В соответствии с п.1 ст.5 Закона «О Рекламе»: «Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения».
2. В соответствии с п.2 ст.5 Закона «О Рекламе»: «Реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации».
3. В соответствии с п.3 ст.5 Закона «О Рекламе»: «Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию».
4. В соответствии со ст.7 Закона «О Рекламе»: «Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении ...информации о самом рекламодателе. Недостоверная реклама не допускается».
5. В соответствии со ст.10 Закона «О Рекламе»: «Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной продукции и распространение иными способами скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами, не допускаются».
26 ноября 2003 года пришел ответ от МАП РФ. В нем было сказано, что «МАП России рассмотрел обращение по поводу рекламы Центра американского английского, распространявшейся посредством Интернет, и сообщает. Министерством проводится проверка рекламы Центра американского английского, для чего в адрес указанной организации направлен соответствующий запрос информации», а также излагалась просьба предоставить кое-какие дополнительные сведения о рекламодателе.
Однако ЦАА проигнорировал запрос МАП. Сначала одно заказное письмо ушло «в никуда», хотя уведомление о вручении было получено, а само письмо содержало предписание предоставить необходимую информацию в определенный срок.
Допуская, что письмо действительно может затеряться, МАП отправил второе обращение. Не нужно быть пророком, чтобы угадать, что его ожидала та же судьба.
По имеющейся информации, сотрудники МАП старались найти директора ЦАА Вардана Кушнира всеми мыслимыми способами, включая попытки вручить ему запрос из рук в руки. Но в телефонном разговоре в ответ на инициативу переслать запрос хотя бы по факсу, сотрудники ЦАА сообщали, что у них в офисе нет факса, хотя они готовы принять запрос по электронной почте.
Попытки связаться с руководством ЦАА продолжались около полугода. В конце концов МАП решил передать дело в суд для наказания правонарушителя, злостно уклоняющегося от предоставления документов по запросу МАП России.
Вскоре после этого директор ЦАА нашелся и вежливо сообщил, что каких-либо запросов от МАП России не получал, а в марте случайно вдруг обнаружил составленный в отношении него протокол об административном правонарушении и готов по первому требованию предоставить все интересующие ведомство данные… И пояснил, что не имеет возможности передать документы, касающиеся рекламы ЦАА в сети Интернет, так как в 2003 году ЦАА не осуществлял рассылку рекламы по электронным почтовым адресам пользователей сети Интернет. Также г-н Кушнир добавил, что такую рекламу мог осуществлять недобросовестный конкурент ЦАА, а подозрения в рассылке спама доставляют большие неудобства компании и приносят моральный вред.
МАП РФ вполне удовлетворился этим ответом. Ведь доказательств того, что именно по инициативе ЦАА происходили и происходят массовые рассылки спама, нет. Единственные свидетели – компании, с серверов которых шел спам. Но, по словам Антона Серго, поиски этих фирм в большинстве случаев приводили за рубеж. И при этом ни российские, ни зарубежные рассыльщики спама не были склонны свидетельствовать против своих клиентов.
Так бесславно завершилась первая в истории России попытка привлечения спамера к ответственности, основываясь на законе «О рекламе». Есть лишь один положительный итог: Антону Серго перестал приходить спам от ЦАА.
Координаты директора Центра Американского Английского:
Кушнир Вардан Варданович,
дата рождения 22.11.70,
паспорт гражданство Россия,
серия II-СБ, №642590,
выдан 10.02.89 4 о/м г.Москвы
Адрес места жительства:
Россия, , Литовский б-р, дом 46, корпус 1, кв кв.71
д. телефон (по базе МГТС'99 ) 427-6656
Номер телефона МТС : +7.095.1390101