Рецензия на альбом
"Перевал" [more]Первое, что сразу же бросается в глаза при беглом осмотре нового альбома МЕЛЬНИЦЫ, - некоторые изменения в составе музыкантов и инструментов. Бас, ударные… Ну надо же! МЕЛЬНИЦА становится более роковой? Да. И это уже интересно. Второе изменение скрыто от непосвященных: в предыдущих релизах МЕЛЬНИЦА непременно указывала авторство песен. На сей раз эта информация по непонятным причинам на диске не значится. Если в первом альбоме «Дорога Сна» музыка 11 из 12 песен принадлежала Хелависе, то в «Перевале» музыку к разным трекам писали уже 4 участника группы, двое из которых мужчины. В связи с этим появляется и довольно серьезно о себе заявляет мужской вокал. Да, это случалось ранее в мини-альбоме «Master Of The Mill» и в сборниках «Проекта Археология», но звучало несколько робко. Из 12 композиций «Перевала» (на альбоме присутствует один скрытый трек) 5 спеты женским голосом, 2 – мужским, 2 – мужским и женским и 3 – чистый инструментал. Это уже серьезно. Кому-то понравится больше, кому-то – меньше, но нельзя не отметить очевидного факта: группа развивается, а значит, она жива. Это очень отрадно уже хотя бы потому, что достаточное количество групп на нашей сцене, найдя удачный ход, начинают печь одинаковые блины-альбомы, а зачастую и просто петь одну нескончаемую песнь с разными названиями. МЕЛЬНИЦА же не просто развивается, а прогрессирует довольно уверено. Об этом говорит хотя бы то, что в альбоме присутствуют 3 инструментальные пьесы, - традиционно некоммерческий сегмент музыкального рынка, обычно потребляемый незначительным количеством слушателей. При этом группа совсем не растеряла удачных наработок прежних лет. Хелависа в своих песнях по-прежнему женственно прекрасна, а Наталья Филатова после зажигательной «Тарантеллы» в «Дороге Сна» сочинила еще один инструментальный шедевр под названием «Фуга».
На сайте группы
www.melnitsa.net в одном из форумов возникла идея сравнить «Дорогу Сна» и «Перевал», но почему-то излишне прямолинейно: какой альбом нравится больше. Наиболее разумные посетители довольно быстро осознали бесперспективность такого опроса. Тем не менее, по некоторым другим показателям эти два альбома можно очень даже продуктивно сравнивать. Возьмем, к примеру, оформление. Морской пейзаж «Дороги Сна» превращается в горные скалы «Перевала»; мудрый филин – в черного ворона; ладья с надутыми парусами – в иссохшее дерево; полная белая луна – в предзакатное оранжевое солнце. И только буревестник из правого верхнего угла переходит на «Перевале» в левый нижний - в виде красного тюльпана. Яркий тюльпан на довольно монотонном коричнево-серо-желто-зеленом фоне тревожно-унылого пейзажа может показаться неким символом надежды. Однако приведенное на вкладыше стихотворение Ф. Г. Лорки, последняя строчка которого - «И разольюсь печалью в георгине», убивает последнюю надежду. Там же мертвое дерево с сидящим на суку вороном как бы приближена, и мы видим череп у сухих корней.
Расскажи мне, ворон,
Расскажи, крылатый,
Как найти мне гору,
Что скрывает злато?
У какого бора,
Над какой стремниной
Я погибну скоро
Под камней лавиной?
Ну и для тех, кто не понял, изображена могильная плита на обратной стороне обложки.
Откуда эта торжественная трагичность?! Что этот безнадежный пейзаж мне напоминает? Бухту Командора на острове Беринга. Место, где нашел свое последнее пристанище великий мореплаватель и первооткрыватель. На хрупком судне (вспомним «Дорогу Сна») в 1741 году выходил он из будущего Петропавловска Камчатского - после изнурительного повторного путешествия через всю страну по рекам и перевалам - с поручением царя найти землю, соединяющую Россию и Америку. В итоге «Святой Петр» был выброшен на будущий остров Беринга с командой, изнуренной цингой. Беринг предположительно даже не знал, куда выбросило его корабль. И вот его взору предстал столь же безнадежный пейзаж (надо сказать, что даже сегодня, чтобы добраться по земле до залива Командора, надо несколько часов ехать на вездеходе). Запасов еды не оставалось. Погибающие, обессиленные болезнью люди порой становились легкой добычей местных песцов. Перспектива рисовалась одна: погибнуть и никогда не быть найденным. Уйти в полное забвение. Так практически и получилось. Только в 1991 году могила Беринга была найдена, а его останки перевезены на несколько дней в Москву, где по методу профессора Герасимова был восстановлен облик великого Командора. Самое интересное, что выглядел он совсем не так, как тот Беринг, которого все мы знаем по учебникам истории. Тот толстяк с пухлыми щечками оказался на поверку его дядей библиотекарем. А Командор был высоким, мускулистым и сильным, как и положено легендарному мореплавателю.
Почему я все это рассказываю? Ну, во-первых, потому, что история эта неспециалистам, к сожалению, мало известна. А, во-вторых, чтобы перейти к следующему своему тезису, - что не все так безнадежно, и что даже смерть далеко не всегда ставит финальную точку в великой жизни.
На мысль о том, что именно так задумывался альбом МЕЛЬНИЦЫ, наводят меня два обстоятельства. Первое: название альбома «Перевал» не располагает к завершенности, с какой обычно ассоциируется смерть. Второе: древняя индоевропейская легенда об Авалоне – волшебном яблоневом острове. Есть много средневековых свидетельств существования Волшебной страны, куда многие уходили, а некоторые даже возвращались. Иногда возвращались спустя столетия. Например, Бран Благословенный, чьему плаванью на Авалон посвящено много произведений самого разного характера – от фольклорных до литературных. В числе последних – поэма «Имрам» («путешествие» - гэльский), принадлежащая перу Дж. Р. Р. Толкиена. А уж надо ли говорить о глубокой связи МЕЛЬНИЦЫ с миром Толкиена? Вот что пишет о Волшебной стране, цитируя древнеегипетский оригинал, Иван Ефремов в романе « На краю Ойкумены»: «Давно уже горькая жизнь заставила нашего древнего певца сложить хвалу смерти: «Смерть стоит передо мной, как выздоровление перед больным, как пребывание под парусом в ветреную погоду, как возвращение домой из похода…» Сравните с МЕЛЬНИЦЕЙ:
Не грусти, не плачь, не бойся.
Это просто проблеск солнца
В темных путах наших снов,
В ржавчине оков.
Так, может быть, остров Беринга стал Авалоном для Командора?! И не умер он вовсе. Герои не умирают! Авалон – это земля, что вечно жива. Возможно, именно на Авалон высаживались пропавшие команды кораблей-призраков: от легендарного Летучего Голландца до вполне реальной шхуны «Мария Челеста»…
А вот еще строчки из песни «Мертвец»:
Все, к чему вела нас страсть,
Скоро все должно упасть,
И за этот острый край
Выходи, гостей встречай.
«Гостей встречай»?! Что-то не вяжется это с той смертью, к какой люди привыкли. И тут, конечно, на ум приходит замечательный фильм Джима Джармуша «Мертвец», где описана древняя инициация. Идущий дорогой смерти Уильям Блейк приходит на берег реки (которую можно для простоты назвать Стикс), где его кладут в лодку и отправляют в свободное плавание. Обычно такая река при инициациях текла в сторону океана. И если человека прибивало к берегам реки до того, как лодка попадала в океан, то считалось, что он прошел инициацию и обладает магической силой посвященного, а если нет, то оставшиеся на берегу не знали дальнейшей судьбы человека. Но можно не сомневаться, что он попадал на прекрасный остров Авалон.
Очевидно, что обуреваемый страстями современный человек не пойдет по такому пути. Может, поэтому и нет больше свидетельств о прекрасной волшебной стране?!
Ну, ты и нагородил, - скажет мне дотошный читатель. Ну, ребята, на то он и фэнтези-фолк, чтобы будить воображение. И с этой задачей МЕЛЬНИЦА отлично справляется.
Автор: Максилла Кузнецов[/more]