BLUR : История
Цитата:
Цитата:
Blur - то название, с которым в первую очередь ассоциируется у большинства музыкальной публики понятие «брит-поп», и которое уже вписано в историю как группа, определившая в основном английскую гитарную инди-сцену 90-х годов. И совершенно справедливо вписано, потому что успех их был феноменален, и особо представлять их не нужно даже людям, в принципе далеким от британской гитарной музыки. Однако кроме своей роли в качестве лидеров бритпопа, Blur также останутся известны как одна из наиболее разноплановых групп в истории альтернативного жанра, практически каждый новый альбом которой уходил в новые музыкальные территории, гораздо дальше, чем рискнули бы пойти большинство их современников.
Группа Seymour, как они сначала назывались, образовалась в 1989 году в Лондоне в составе школьных друзей Деймона Албарна (Damon Albarn, вокал, клавиши; род. 23.3.1968) и Грэма Коксона (Graham Coxon, гитара; 12.3.1969), а также Алекса Джеймса (Alex James, бас; 21.11.1968) и Дейва Роунтри (Dave Rowntree, ударные; 8.5.1963). Получив свой первый звукозаписывающий контракт с лейблом Food (подразделение EMI), ребятам пришлось по настоянию менеджеров сменить название на что-нибудь коммерчески более благозвучное. Им на выбор был предложен список, одним из первых в котором стояло слово Blur. Таким совсем не «альтернативным» способом родилось название, которому предстояло через несколько лет всколыхнуть Британию.
Первый альбом группы, "Leisure", спродюсированный, как и несколько последующих альбомов Blur, Стивеном Стритом (ранее работал со Smiths), появился в 1991 году. Дебютная запись была неплохой, а сингл "There's No Other Way" принес группе и первый коммерческий успех, попав в британский Топ-10. Blur тогда были молоды, веселы и задорны, баловались с околотанцевальными ритмами, но в целом были типичными представителями движения Madchester. Движение, однако, уже агонизировало, его лидеры Happy Mondays не видели ничего дальше окружавшего их облака героиновой пыли, а рок-ориентированными умами по всему миру овладевали выходцы из Сиэтла. Ожидать чего-то выдающегося от всего лишь еще одной группы отмирающего стиля никто всерьез не собирался, и едва появившийся коллектив критики уже заранее списали в утиль.
Требовалось резкое изменение музыкального курса, и второй диск "Modern Life Is Rubbish" (1993) и предшествовавший ему сингл "Popscene" (возможно, наиболее едкая и злая песня Blur за всю их историю) продемонстрировали именно такое изменение. Blur отошли от приказавшего долго жить Madchester в сторону продолжения и обновления традиции английской гитарной поп-музыки (только в этой стране, пожалуй, такую музыку могли всерьез назвать «поп»). Собственно, с этим диском Blur оформились как музыканты и личности, заложив основы грядущего настоящего успеха. В ретроспективе очевидно, что именно "Modern Life Is Rubbish" и был первым в истории бритпоп-альбомом, в котором взошли первые ростки этого движения, соединившего элементы агрессии панк-рока, шумовой завесы shoegazing, нарко-психоделии Madchester, интеллектуальности инди-рока и мелодики традиционной гитарной поп-музыки. Однако современникам все это было отнюдь не так заметно.
Несмотря на очевидный творческий рост, успех второго альбома был незаслуженно скромным. Грандж переживал свой расцвет, и даже в Британии будущим монстрам бритпопа было сложно найти сколько-нибудь значительную аудиторию, не говоря уже об успехе по другую сторону океана. Как говорил басист Алекс Джеймс несколько лет спустя в интервью, «было такое ощущение, что мы - какая-нибудь второстепенная музыкальная страна вроде Норвегии или Швеции, которая тоже тужится делать музыку».
Казалось, ничто не предвещало скорого успеха. Но вот наступил год 1994-й. Blur выпускают "Girls & Boys" - танцевальный поп-трек с ярко выраженной басовой линией и ироничным текстом об андрогинности любви 90-х. Сингл взлетает на пятое место в поп-чарте, а последовавший за ним альбом "Parklife" - на первое. Можно сказать, что третий диск продолжил рост, обнаружившийся в "Modern Life Is Rubbish" и вывел его на должный уровень. "Parklife" - английский до мозга костей, как в музыкальном, так и в лирическом плане, вплоть до откровенно британского акцента в исполнении, который многие английские вокалисты тщательно скрывают в надежде на успех в Штатах. Песни в нем населены тонко и иронично подмеченными мелкобуржуазными реалиями тогдашней Британии: пересмотревшимися ТВ амбициозными подростками, чрезмерным алкоголем, фальшью любви в пригородах, душными офисами, редкими праздниками и жестокой романтикой большого города. И оказалось, что именно это и нужно уставшим от засилья американщины слушателям. Традиции Madness, Kinks и Jam наши достойных продолжателей, а для Blur настал их звездный час.
К концу 1994 года "Parklife" был продан трижды платиновым тиражом, сами ребята стали супер-звездами и известными богемными персонажами, регулярно снабжавшими желтую прессу материалом для публикаций о своих похождениях и пристрастии к алкоголю и наркотикам. Деймон Албарн и его подруга Джастин Фришман (вокалистка группы Elastica) стали на какое-то время одной самой популярной парой в Англии, «Хью Грант и Лиз Харли брит-попа», как сам Дэймон называл это в шутку.
Оглушительный успех Blur вернул кредит доверия национальной британской музыке и открыл двери в мейнстрим для целой волны независимых исполнителей, как для вчерашних маргинальных ветеранов Beautiful South, Pulp и Boo Radleys, так и для новичков Supergrass, Elastica, Gene, Menswear и Oasis. Английская музыка вновь была на высоте.
Следующий альбом "The Great Escape", вышедший в 1995 году, довел до логического совершенства все, что представляли из себя Blur в то время. Это в своем роде была лучшая работа группы, в которой Blur резюмировали не только самих себя, но во многом и весь брит-поп, направление, по сути обязанное им своим появлением на свет. От саркастичной истории об уставшем горожанине "Country House" до оркестровой и неожиданно оптимистичной "The Universal", от грустной "He Thought of Cars" до алкогольно-офисной баллады "Yuko and Hiro", альбом был настолько близок к шедевру, насколько этого вообще можно было ожидать от лидирующей гитарной поп-группы 90-х.
Однако тогда же стали очевидны первые признаки нового кризиса. Кризис на этот раз явился в обличье манкунианской команды Oasis, которые открыто заявили о своих претензиях на звание первой и лучшей группы не то что в Соединенном Королевстве, а и во всем мире. Деймон Албарн, тогда еще уверенный во всенародной любви к своей группе, решил преподать урок наглым выскочкам братьям Галлахер и перенес дату выпуска первого сингла с альбома "The Great Escape" на несколько недель раньше, чтобы он совпал с выходом нового сингла Oasis. В итоге Blur «выиграли битву, но проиграли войну» - их сингл "Country House" занял первое место и был продан тиражом на несколько десятков тысяч больше, чем "Roll With It" от Oasis, но вот альбом "The Great Escape", несмотря на все его бесспорные и выдающиеся музыкальные достоинства, по популярности в конечном итоге безоговорочно проиграл грязновато-амбициозному, но живому, искреннему и не заумному рок-н-роллу Oasis образца альбома "(What's the Story) Morning Glory". И, что может быть еще более важно, Oasis добились успеха в США, что Blur безуспешно пытались сделать уже в течение нескольких лет.
Между группами возникла вражда, начался весьма неприглядный обмен взаимными оскорблениями, активно обсасываемый прессой. Дошло до того, что Ноэль Галлахер однажды даже заявил, что надеется, что Blur скоро «подхватят СПИД и подохнут».
Критики спрашивали, осталось ли еще что сказать группе, которая уже выпустила два таких сильнейших диска, как "Parklife" и "The Great Escape". Само движение бритпоп, с которым стойко ассоциировались Blur, пошло на спад, поставив судьбу своих лидеров под вопрос. В 1996 году Blur уже опять списывали со счетов как героев вчерашних дней, и в прессе ходили упорные слухи об их неминуемом распаде.
Они отсутствовали практически целый год, и вернулись с новым альбомом под названием "Blur" с психоделической обложкой снаружи и непривычно тяжелым экспериментальным звучанием внутри, которое создавало упрямые ассоциации с американским андеграундом в духе Sonic Youth и Pavement. Ответственным за изменение курса на этот раз был в первую очередь гитарист Грэм Коксон, давнишний поклонник такой музыки.
Многие старые фанаты Blur, однако, оказались явно не готовы к такому повороту. Несмотря на начальный успех сингла "Beatlebum" и самого альбома, которые дебютировали на вершинах чарта, и тот, и другой очень скоро из чарта вылетели. «Перерождение» Blur оказалось большинству поклонников непонятным.
Поддержка пришла опять же из самого неожиданного источника - из США, где до сих Blur последовательно игнорировались. Особой популярностью в Штатах пользовалась песня "Song 2" - живой и резкий lo-fi номер длиной ровно две минуты, менее всего похожий на все, что Blur делали раньше. Успех в Америке через какое-то время вернул альбом Blur в чарты у себя дома и группа наконец вновь обрела признание. Oasis меж тем выпустили откровенно скучный и посредственный третий альбом, и разговоры о соперничестве между командами утихли.
Эволюция Blur прошла еще один виток в неровном и спорном следующем альбоме "13", вышедшем в 1999 году. Группа стала еще более активно использовать тяжелые гитары и включать в звучание элементы андеграунда и трип-хопа, но в то же время на диске нашлось место и для потрясающе душевных баллад, таких как "Tender" и "No Distance Left To Run", а также для самой прямолинейной поп-песни, когда-либо записанной Blur - "Coffee And TV", авторство и вокал в которой принадлежит Грэму Коксону. В отношении же текстов и настроения альбом стал тем, чем Blur еще никогда не были. Тяжело пережитый разрыв с Джастин Фришман подтолкнул Деймона Албарна к написанию наиболее эмоциональных песен, автором которых он когда-либо был. Исчезли юмористические зарисовки из жизни обитателей офисных центров, а вместо них появились горечь потери и размышления о жизни уже совершенно взрослого человека.
"13" был неоднозначно встречен критиками и был далек от такого же коммерческого успеха, какой был, например, у "Parklife". Однако он окончательно сделал Blur тем, что они уже давно, по сути, заслужили - группой, которая успешно прошла через несколько инкарнаций, испытания славой и забытьем, пережила свою эпоху и встала над временем и вне времени, как одна из действительно великих групп современности.
После выхода "13" появился еще сборник лучших хитов "The Best of Blur", Деймон Албарн запустил весьма успешный сторонний проект Gorillaz, не имеющий в музыкальном отношении практически ничего общего с Blur, и выпустил сольный диск "Mali Music".
Наконец, последний на сегодняшний день в дискографии Blur диск "Think Tank" (2003) еще более раздвинул музыкальные горизонты группы. Записывавшийся в Марокко с участием местных музыкантов, этот диск, кроме привычных для Blur направлений, включает в себя элементы этнической, акустической, джазовой и танцевальной музыки. "Think Tank" стал уже пятым по счету альбомом Blur, занявшим первую строчку британского чарта. Он также и ознаменовал, по всей видимости, начало еще одного этапа развития этого уникального коллектива, этапа еще более смелых экспериментов и неожиданных находок.
К сожалению, в 2003-м году в связи с нарастающими разногласиями, Грэм Коксон объявил о своем выходе из состава Blur. Несмотря на неоднократные заявления остальных участников, что двери для его возвращения всегда открыты, назад он не торопится, и место официального гитариста группы пока остается вакантным.
Между тем, Blur продолжают активную деятельность, в том числе концертную, в рамках которой в сентябре 2003 года состоялся их первый концерт на территории бывшего СССР - в ДК им. Горбунова в Москве. Не забывает Деймон Албарн и про Gorillaz и свои сольные проекты.
Несмотря на все перипетии и кризисы, взлеты и падения, история группы Blur, одна из наиболее захватывающих историй современной альтернативной музыки, продолжается.