На мой взгляд, фильм не выдерживает никакой критики. После просмотра долго принимал противорвотные средства и дал обет завязать с американскими блокбастерами навсегда.
1. Общая, и без того мрачная, картина происходящего (по моему это единственное, что роднит фильм с книгой) была омрачена, в прямом и переносном смысле, присутствием в главной роли такого представителя афро-американской расы, как Уилл Смит. Нет, я не расист и ничего против афро-американцев не имею. Я лишь сочувствую их социальному положению в США, которое заставляет человека надевать такой клоунский колпак, какой продемонстировал нам Уилл.
2. Касательно подружки детектива. Единственное, что доставляет эстетическое удовольсьвие - это ее внешний вид. На ее лице чувствуется давление тяжелой актерской маски, которую она не в состоянии ассимилировать. Абсолютно никаких глубоких эмоций. Это ли человек будущего?
3. Организация сюжета.
3.1 Моя не понимает, почему же человек ненавидит именно роботов. Герои свободно рассуждают об их недостатках (робот - это "дифференциальная машина" и не в состоянии правильно разрулить ситуацию со спасением человека тонущего в реке и т.п.). По моему проблема просто разрешима - введите еще одно условие (ребенок/взрослый) в механизм оценки ситуации и все решится (возможно конечно и в сторону двух трупов, но как бы вы поступили, будь вы человеком?). Ан нет, мы сначала выпустим восемь поколений роботов в тираж, а потом посмотрим. По моему, таких инженеров вешать надо, а роботы тут не причем.
3.2 Ничего не сказано о "галактической" экспансии человечества, упоминаемой в рассказах. Хотя надо ли оно янкам? У них ведь звездные войны есть.
3.3 Спецэффекты. Не без фантазии конечно, но, думаю Азимов о таком и не помышлял.
3.3 Фильм изобилует заумными словосочетаниями взятыми непосредственно с потолка. Чего, например, стоит "позитронный мозг" (у Вики). Как вы себе это представляете (неужто нельзя было электронным обойтись)? Ведь что электон, что позитрон один х...этот самый. Дань фантастике пятидесятых отдать конечно нужно, но не до такой же степени.
3.5 Произведения Азимова обладают ярким социальным подтестом. Идея же книги была извращена по стандартному американскому сценарию, присутствующему в любом американском ширпотребном кино, от начала времен и до "Матрицы". Для среднестатистического американца главными ценностями наряду с Кока-колой, гамбургером и прочими хот-догами является такое понятие как совбода (в штатах от свободы осталось только понятие). Согласно этому сценарию некие нечистивцы отнимают у человечества свободу, а герои-американцы ее ему возвращают. Вот, собственно и вся колбаса.
3.5 Как программера, меня просто убили, последовательно, два следующих момента.
3.5.1 Слова прекрасной феи кибер-психиатора
: "Я видела ее программу" (про Вики). Нда. Могли бы и нормального консультанта подобрать по вопросам искусственного интелекта. Только лишь программа здесь ничего не решает.
3.5.2 В конце фильма, когда Вики сдохла, всем роботам, до посинения голосовых связок, кричат: "Ребят, давайте быстренько на переработку". Это при том, что за минуту до этого все роботы централизованно управлялись...
Вообще, такая штука как растиражированных робот, в нечестивых руках, опасна и без нарушения законов робототехники. Подобный вывод дискредитирует весь фильм. Еще один респект сценаристам.