AnTul  Чуть дополню Вас: для того чтобы у Creative появилась не криво работающая технология "3D-звука" ей пришлось 
кое-что сделать против фирмы, у которой в действительности в этой области были собственные вменяемые достижения в 1998-1999 годах, превосходившие на тот момент всех остальных. Этой фирмы быстро не стало, зато у Creative тут же появилась чужая технология.   
 А вообще-то, возня с n-мерным звуком началась с квадрофонии в 50-х годах, и была инициирована авангардной академической средой. Тогда была эпоха мощнейших экспериментов в музыке, в т.ч. электронной. 
 В рамках этой возни ряд композиторов написали экспериментальные призведения, исполнявшиеся музыкантами, расположенными в четырёх углах помещения по математически вычисленной схеме. 
 Вобщем, поигрались с этой затеей и бросили за ненадобностью, т.к. выяснили, что нового существенного качества к восприятию музыки слушателями, обладающими хорошим слухом, это не придаёт. 
 Потом, сильно позже, Pink Floyd пробовали что-то в квадрафонии, но тоже бросили.   
 Возможно, разработки в области n-мерного звука велись когда-то с какой-то вменяемой целью, может даже для ВПК, кто знает. 
 Но, видимо, то ли результаты были не впечатляющие, то ли их недооценили, а может быть все ценные достижения в этой области остаются пока непубличными, тут только гадать можно.   
 Зато в середине 90-х годов появилась какая-то новая поросль слабослышащих инженеров и энергичных барыг, которые придумали идею впарить свои "многоканальную фантазию" леговнушаемым гражданам с плохим слухом, которые, вроде бы должны же слышать, что компьютерное моделирование 3-мерного звука не работает как врут барыги, а мозг на раз локализует именно излучатели, а вовсе не моделируемую окружающую среду и не обманывается вопреки рекламе. 
 И ведь до сих пор идея безотказно срабатывает на верующих в многоканальность.