НЕУСТАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ АРМИИ Анализ и пути решения проблемы
http://www.hrw.org/russian/reports/russia/army.html Дедовщина в анфас Главный военный прокурор России обнародовал "свежие" и весьма неутешительные данные армейской преступности: число неуставных отношений за последний год выросло на 30 процентов. Иначе говоря - это культура упрощенных правил, где насилие становится нормой.
[more]Впервые официально о дедовщине как "казарменном хулиганстве" заговорили полвека назад. Но, по мнению ученого, своеобразная "дедовщина" была и в элитных корпусах царской армии, есть и в современных профессиональных армиях. Она существует в вузах, школах, госучреждениях, фирмах, даже в семьях. Речь идет о естественном доминировании старшего над младшим. Однако неестественные отношения начинаются там, где кончается право личности выбирать.
В нынешнюю армию юноша идет служить не потому, что он этого хочет, а по призыву. Единый устав и казарма на долгие месяцы отодвигают его планы на жизнь...
По мнению ученого, знаково-нормативные структуры, которые составляют систему армейских ценностей, напоминают архаичные ритуалы. Их прямые аналоги - в глубокой первобытности. Например, наиболее распространенная система армейских номинаций: "духи", "молодые", "черпаки", "деды", "дембеля" (далее все номинации будут указываться без кавычек, поскольку речь идет не об образах, а о понятиях).
Духи - каста, не имеющая никаких прав первые шесть месяцев. Новобранцев отправляют на самые трудные и грязные работы. Даже в столовой они сидят нередко отдельно от дедов и черпаков, убирают за ними грязную посуду.
Молодые отвечают за поведение духов и служат связующим звеном с элитой. А в последние месяцы первого года службы выступают активными апологетами дедовщины, так как ждут перевода на следующую ступень иерархической лестницы - в черпаки. Функция черпаков - контроль над исполнением обязанностей духами и молодыми. Они особо агрессивны, поскольку хорошо помнят прежнее унижение и жаждут компенсации.
Деды уже по полной программе пользуются своей элитарностью, возлагая все возможные повинности на других.
Дембель - тот, на которого уже есть приказ об увольнении. Это - абсолютная элита. Он демонстративно редко бреется, не чистит бляху ремня и сапоги сам. А в день получения документов на увольнение обязательно облачается в дембельскую "парадку".
Одежду в армии Константин Банников тоже рассматривает как составную часть классической этнографической триады "пища-жилище-одежда". В архаических общинах она служит одним из основных символов социокультурной принадлежности. В армии - тоже.
Духи и молодые ходят в уставной форме, как правило, без знаков различия. Черпаки и деды могут носить предусмотренные уставом знаки и нашивки. Чем больше, тем лучше. А вот дембеля фактически игнорируют уставную форму: ремень максимально распущен, головной убор сдвинут, а воротник растегнут.
Дембельская же "парадка" - это предметное олицетворение статусного апофеоза сродни праздничному перьевому украшению вождя племени. Она изготавливается на основе парадной формы, которая украшается всевозможными аксельбантами, чеканками, золотыми погонами и прочим...
И весь этот десятками лет складывающийся архаический "порядок" не вправе нарушать никто. Непринимающий его
получает статус "чмо" - так называют изгоев, поставленных на низший порог аутсайдности. На них не распространяется ритуал перевода - ключевого действа дедовщины.
- Мы видим уже самобытную традицию, - заключает Константин Банников. - И она, хотим того или нет, представляет целый пласт национальной культуры России второй половины ХХ века.
Но для научного исследования важны не сами обряды, ритуалы и знаковые символы дедовщины, а ее суть. Она заключается в движении от сверхобязанностей к сверхправам. Здесь действует "золотое правило" первобытной этики: "Я обращаюсь с ближним так, как обращались со мной". Поэтому каждый черпак очень точно воспроизводит ту модель поведения, жертвой которого он был вчера. И поэтому же дух не оказывает сопротивления, имея в виду перспективы реабилитироваться - "год летаешь - год тащишься". Логика агрессивной компенсации: чем сильнее черпаки будут "гонять" духов, тем полнее изживут собственное вчерашнее унижение.
То есть человек принимает насилие системы как должное в том случае, если эта система гарантирует ему компенсацию и признает его право на повышение статуса. Стимулом в армии является то, что связано с прекращением службы, когда прошедший все ступени иерархии становится "дембелем". А это - корень дедовщины.
- И главный механизм ее воспроизводства, - считает ученый. - Лишь с переходом к профессиональной армии и повышением возраста, в котором человек становится "под ружье", может изменить ситуацию в лучшую сторону.
full text
http://www.rg.ru/Prilog/nauka/03-10-01/3.shtm[/more]
[b]Бывают ли «деды» в офицерских погонах По словам нашей собеседницы, имеется масса примеров, когда солдаты-срочники за считанные месяцы до увольнения либо уходили из части, либо сводили счеты с жизнью из-за издевательств офицеров и прапорщиков. «Среди причин, толкающих солдат на бегство, в том числе и с оружием, все чаще встречается вымогательство денег со стороны командиров, – подчеркнула Валентина Мельникова. – Делается это либо напрямую, либо через наиболее приближенных солдат-посредников»
http://www.ng.ru/events/2005-02-08/9_buryatiya.html Причину смерти молодого пограничника установит следствие Сочинская гарнизонная прокуратура продолжает расследование обстоятельств гибели рядового погранотряда города Сочи Наиля Уразалиева, который скончался 26 января в городской больнице № 4 от пневмонии.
«Солдаты говорят, что их заставляли бегать под дождем, а потом не позволяли сушить одежду», – заявила «НГ» глава комитета.
В сочинской больнице № 4 корреспонденту «НГ» вчера подтвердили информацию о заболевании и стационарном лечении двадцати одного пограничника.
http://www.ng.ru/events/2005-03-04/7_army.html ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ НОВОБРАНЦЕВ = Как выжить солдату в казарме http://www.kp.ru/daily/23656.3/49734/print/ Из армии убежали 20 тысяч военных "Условно "самовольщиков" можно разделить на две группы - те, кто категорически не хочет служить из-за сформированного негативного отношения к армии вообще, и те, кто пострадал от неуставных отношений"
http://grani.ru/War/Draft/m.52920.html Россияне не хотят пускать близких в армию из-за дедовщины и плохого питания Большинство россиян не хотят, чтобы их сын, брат, муж или другой близкий родственник служил сейчас в армии. Об этом, как сообщает "Интерфакс", заявляют 77 процентов опрошенных
Отвечая на вопрос, почему участники опроса не хотят, чтобы их родные и близкие служили в армии, 42 процента заявили о дедовщине, неуставных отношениях и насилии в армии. Еще 42 процента опрошенных в качестве причины назвали гибель или ранение в конфликтах.
Каждый четвертый россиян (24 процента) упомянул также тяжелые бытовые условия, плохое питание и опасности для здоровья. 23 процента говорят о бесправности и унижении военнослужащих.
13 процентов респондентов отметили, что в армии процветают моральное разложение, пьянство и наркомания, а каждый десятый (10 процентов) говорит о криминализации армии и втягивании военнослужащих в уголовные дела.
Еще 9 процентов опрошенных считают проведенные в армии годы потерянным временем.
http://lenta.ru/russia/2004/02/22/opros/