К 100-летию первого полета американская телекомпания MSNBC вместе со своими зрителями составила список 10 самолетов, который перевернули представления человечества об авиации.
Среди российских пилотов список MSNBC вызвал недовольство и недоумение. Специально для NEWSru.com военный портал Bigler.ru составил свой, альтернативный список 10 самолетов, которые перевернули представления человечества об авиации.
Некоторые самолеты присутствуют в обоих списках, но это, видимо, лишь подтверждает их уникальность.
Некоторые самолеты призваны свершить что-то новое и великое, некоторые - просто без ошибок исполняют свою скромную функцию день за днем, год за годом, совершая тысячи и тысячи полетов, а некоторые - раз и навсегда меняют наши представления об авиации.
В залах славы авиации обычно чествуют летчиков, а не самолеты. Телекомпания MSNBC решил исправить это упущение и составила список 10 самолетов, которые перевернули представления человека о полете.
1-е место Douglas DC-3
Заслуги: Определил путь развития коммерческой авиации
Классический авиалайнер всей мировой авиации Douglas DC-3 к концу 1991 г. находился в эксплуатации непрерывно в течение 55 лет.
Этот самолет не был быстрым или роскошным, однако он на долгие годы установил стандарты для современной коммерческой авиации. Эксплуатация DC-3 доказала всем сомневающимся, что авиаперевозки могут приносить деньги.
В 30-е годы основным преимуществом этого самолета были кровати-раскладушки, установленные в салоне. С наступлением депрессии от этого преимущества пришлось отказаться - салон был переоборудован для размещения в нем 28 пассажиров. Однако даже после этого DC-3, доказавший свою надежность и безопасность, продолжал оставаться самым популярным самолетом в США.
DC-3 сыграли огромную роль в прокладке надежных национальных авиамаршрутов. Рекорд периода 1936-41 годов, когда пассажиропоток в США возрос почти на 600%, был установлен во многом благодаря самолету DC-3, которым в то время были оснащены большинство авиакомпаний США.
DC-3 эксплуатируется до сих пор.
2-е место Boeing 707
Заслуги: Первый по-настоящему успешный реактивный самолет. Золотой стандарт коммерческих авиалайнеров.
Первый полет прототипа самолета прошел в июле 1954 г.
Boeing 707-121 стал одним из самых успешных реактивных пассажирских самолетов первого поколения. Всего выпущено было 917 самолетов различных модификаций. Коммерческая эксплуатация началась с 1958 года и продолжается по сей день.
Boeing 707 использовался как транспортный самолет, а в модифицированном варианте как заправщик и разведчик. Кроме того, на его базе был создан самолет системы дальнего радиолокационного обнаружения Е-3.
3-е место Bell X-1
Заслуги: Первый пилотируемый сверхзвуковой самолет.
Этот самолет был построен в расчете на славу. Он не разочаровал своих создателей.
14 октября 1947 года летчик-испытатель Чак Ягер преодолел на Bell X-1 звуковой барьер (1 мах).
Позднее, другие самолеты достигали скорости 2 маха (в два раза больше скорости звука - 2200 км/час), но именно Bell X-1 стал первым. Bell X-1 указал военной авиации и космонавтике дорогу, по которой они идут до сих пор.
4-е место Boeing B-17
Заслуги:Установил стандарт для бомбардировщиков
В отличие от всех бомбардировщиков, существовавших до него, B-17 был способен высоко (более 10 километров) и быстро (956 км/ч) летать.
На самолете были установлены спаренные турели наверху и под фюзеляжем, также была установлена спаренная хвостовая стрелковая точка, а на всех позициях, кроме носовой, появились 12,7 мм пулеметы. Благодаря этому самолет перестал быть полностью беззащитным перед вражескими истребителями, однако все равно нуждался в эскорте.
Самое важное, B-17 был способен нести более 2,5 тонн бомб на расстояние до 1700 километров.
Во время Второй мировой войны B-17 принимал участие в налетах на Берлин. Дрезден и Рим.
После войны более 12 000 самолетов были пущены на металлолом.
5-е место North American P-51 Mustang
Заслуги:Лучший истребитель Второй мировой войны
Самолет North American P-51 'Mustang' был одним из лучших истребителей Второй Мировой войны. Хотя его создавали по заказу английской закупочной комиссии как истребитель ближнего радиуса действия, в ходе развития он получил множество специальностей: истребитель сопровождения, истребитель-бомбардировщик, истребитель ближней поддержки, разведывательный самолет. Так, самолет, созданный не для США, стал наравне с бомбардировщиком В-17 символом американской авиации.
Пилоты, восхищенные его маневренностью и мощью, дали самолету новое название - "Небесный Кадиллак".
После войны различные модификации Р-51 использовались как спортивные самолеты.
6-е место Curtiss JN-4 Jenny
Заслуги:Первый самолет, выпущенный в серийное производство. Первый почтовый самолет в США.
Двухместный биплан Curtiss JN-4 вскоре после своего появления получил ласковое прозвище "Дженни", широко известное в период между двумя мировыми войнами.
Медленный самолетик Curtiss JN-4 Jenny не смог снискать себе боевой славы. Однако тысячи этих машинок все-таки сослужили хорошую службу военным: почти все американские и канадские пилоты Первой мировой войны учились летать именно на Curtiss JN-4 Jenny.
В мае 1918 года Дженни официально стал первым самолетом Почтовой службы США.
После войны ВВС по дешевке распродали большинство этих самолетов.
"Дженни" стали хорошо известны целому поколению во всех уголках США. Их использовали как странствующие цирки. Они взлетали с неподготовленных взлетных полос на окраинах тысяч американских городков. На них устраивали захватывающие представления с демонстрацией хождения по крыльям, воздушной работы на трапеции, высшего пилотажа на маленькой высоте, а также устраивали увеселительные прогулочные полеты.
7-е место Messerschmitt ME-262
Заслуги:Первый реактивный самолет и первый реактивный истребитель
В начале II Мировой среди нацистской верхушки превалировало мнение, что не стоит пускать в массовое производство никаких новинок, поскольку война не продлится свыше года. Сохраняясь, эта позиция являлась препятствием для внедрения некоторых передовых проектов, не последним из которых был первый в мире боевой реактивный истребитель Messerschmitt Me 262.
Me 262 был единственным самолетом, который с приданием ему высших приоритетов и принятием на вооружение в истребительном варианте, мог позволить изменить ход войны в благоприятном для нацистов направлении. Машина смогла участвовать в боях по меньшей мере шесть месяцев и вынудила Союзников прервать, хотя и временно, их стратегические бомбардировки.
В бою Me-262 зарекомендовал себя не с лучшей стороны. Пилоты Лювтваффе быстро выяснили, что технические возможности машины позволяют либо развивать впечатляющую скорость, либо иметь возможность хорошо прицеливаться. Достичь точности на высокой скорости было невозможно. В свою очередь слишком высокое потребление топлива приводило к тому, что Me-262 чаще оказывался беззащитной целью на земле, чем "хищником" в небе.
8-е место Одномоторный самолет Cessna
Заслуги:Первый самолет большинства пилотов
Самолет Cessna 172 Skyhawk является одним из самых продаваемых самолетов в мире. Сотни тысяч современных пилотов впервые сели за штурвал именно этого самолета.
Если у вас есть знакомый пилот, то, скорее всего, он хоть раз в жизни пилотировал Cessna 172 Skyhawk.
Этот самолет эксплуатируется уже более 50 лет.
9-е место Boeing B-314 Clipper
Заслуги:Первый трансатлантический пассажирский самолет и самый роскошный пассажирский самолет в истории
Если самолеты Douglas DC-3 and Boeing 737 определили то, чем стали коммерческие авиаперевозки, то Boeing B-314 Clipper представляет собой то, чем они могли бы быть.
В начале января 1935 года компания Pan American Airways объявила о своем намерении открыть трансатлантическую линию и заявила, что требуется новый самолет для этого маршрута. Этим самолетом и стала летающая лодка Boeing B-314 Clipper, который мог приземлятся на воду.
Boeing B-314 Clipper был по-настоящему роскошным лайнером. Роскошные интерьеры двух палуб, слуги, кровати и ресторан прямо на борту. Одну из двух палуб занимали только команда и обслуживающий персонал. Перевозил самолет до 40 пассажиров.
Также Boeing B-314 Clipper известен как самый любимый самолет Уинстона Черчиля.
Из-за малой вместимости, высокой стоимости эксплуатации и неспособности приземлятся на нормальные аэродромы, эксплуатация самолетов Boeing 314 была прекращена в 1946 году.
10-е место Lockheed SR-71 Blackbird
Заслуги:Самый быстрый самолет в истории
Пилотируемый самолет-разведчик стратегического назначения Lockheed SR-71 Blackbird создавался на замену знаменитому U-2.
Конструкторские работы начались еще в 1959 году, но правительство США официально признало существование SR-71 только в 1964 г.
Три самолета после окончания Холодной войны использовались в исследованиях по программе усовершенствования сверхзвуковых технологий, проводимой авиацией США совместно с NASA. Производство SR-71 началось в 1963 году, а в 1966 году самолет поступил в 4200-е звено стратегической разведки ВВС США.
Lockheed SR-71 Blackbird мог достигать скорости в 3219 км/ч и лететь на высоте 24 километра над землей. Такой потолок позволял Lockheed SR-71 Blackbird наблюдать за территорией Советского Союза, формально не нарушая при этом его воздушного пространства.
В 1974 году Lockheed SR-71 Blackbird установил непобитый до сих пор рекорд, пролетев от Лондона до Нью-Йорка менее чем за 2 часа.
Lockheed SR-71 Blackbird были сняты с вооружения в 90-х годах из-за ненадобности. Сегодня все функции этого аппарата выполняют спутники.
10 самолетов, которые потрясли авиацию по версии российских пилотов
10 самолетов для 100 лет истории мировой авиации, это, конечно, очень мало, ведь она развивалась беспримерно быстрыми темпами, особенно в предвоенные годы и годы войн, которыми изобиловал XX век. Самолет - это уникальное творение человеческой мысли. который не имеет абсолютно никаких аналогов в природе - весь он от заклепки простой до сложнейшего электронного оборудования создан благодаря мысли и рукам человека.
1-е место "Илья Муромец"
Российский самолет "Илья Муромец" конструктора Игоря Сикорского, использовавшийся в 1914 - 1918 годах.
Тяжелый бомбардировщик, предвосхитивший основные черты современных бомбардировщиков: размещение бомб внутри фюзеляжа, бомбоприцел и бомбосбрасыватель, скорострельное оружие самообороны, разделение функциональных обязанностей между членами экипажа.
2-е место Junkers 87 Stuka
Немецкий самолет Junkers-87 Stuka. Stuka - от Sturzkampfflugzeug - пикирующий бомбардировщик.
Hи один другой самолет Второй мировой войны не вызывал более широкой дискуссии и пробуждал столько противоречивых мнений, чем Ju-87 - неказистый, угловатый пикировщик - самый известный самолет Люфтваффе.
3-е место Messerschmitt 262А-1 Schwalbe
Немецкий самолет Messerschmitt 262А-1 Schwalbe.
Первый серийный истребитель-перехватчик с турбореактивными двигателями. Его преимущество над поршневыми истребителями было таким, что Люфтваффе чуть было вновь не завоевало господство в воздухе.
4-е место Ил-2
Советский самолет Ил-2 конструктора Сергея Ильюшина. Бронированный штурмовик, построенный по принципиально новой схеме несущего бронекорпуса, "летающий танк", "черная смерть". Эта машина внесла большой вклад в Победу.
5-е место МиГ-21
Советский истребитель МиГ-21 конструктора Артема Микояна.
Реактивный истребитель с треугольным крылом и ракетным вооружением. В течение многих лет считался эталоном тактического истребителя. Выпускался во многих странах, успешно воевал во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, до сих пор стоит на вооружении многих стран мира.
6-е место Douglas DC-3
Американский транспортный самолет Douglas DC-3. Классический транспортный самолет всей мировой авиации. К концу 1991 году находился в эксплуатации непрерывно в течение 55 лет. Послужил прототипом множества самолетов, фактически стандарт транспортного самолета.
7-е место Lockheed SR-71 Blackbird
Американский самолет Lockheed SR-71 Blackbird.
Стратегический высотный разведчик. При проектировании машины было найдено множество интересных технических решений, что обеспечило ему уникальные летно-технические характеристики.
8-е место МиГ-25
Советский истребитель МиГ-25 конструктора Артема Микояна.
Высотный истребитель-перехватчик. Единственный в мире истребитель, обладающий такими характеристиками. За 30 лет эксплуатации не нашел себе равных, кроме "младшего брата", МиГ-31.
9-е место Сoncorde
Франко-английский самолет Сoncorde - единственный коммерческий сверхзвуковой пассажирский самолет.
10-е место Boeing-747
Американский самолет Boeing-747.
Дальнемагистральный пассажирский самолет, ставший фактическим стандартом надежности и качества транспортных услуг.
Среди российских пилотов список MSNBC вызвал недовольство и недоумение. Специально для NEWSru.com военный портал Bigler.ru составил свой, альтернативный список 10 самолетов, которые перевернули представления человечества об авиации.
Некоторые самолеты присутствуют в обоих списках, но это, видимо, лишь подтверждает их уникальность.
Некоторые самолеты призваны свершить что-то новое и великое, некоторые - просто без ошибок исполняют свою скромную функцию день за днем, год за годом, совершая тысячи и тысячи полетов, а некоторые - раз и навсегда меняют наши представления об авиации.
В залах славы авиации обычно чествуют летчиков, а не самолеты. Телекомпания MSNBC решил исправить это упущение и составила список 10 самолетов, которые перевернули представления человека о полете.
1-е место Douglas DC-3
Заслуги: Определил путь развития коммерческой авиации
Классический авиалайнер всей мировой авиации Douglas DC-3 к концу 1991 г. находился в эксплуатации непрерывно в течение 55 лет.
Этот самолет не был быстрым или роскошным, однако он на долгие годы установил стандарты для современной коммерческой авиации. Эксплуатация DC-3 доказала всем сомневающимся, что авиаперевозки могут приносить деньги.
В 30-е годы основным преимуществом этого самолета были кровати-раскладушки, установленные в салоне. С наступлением депрессии от этого преимущества пришлось отказаться - салон был переоборудован для размещения в нем 28 пассажиров. Однако даже после этого DC-3, доказавший свою надежность и безопасность, продолжал оставаться самым популярным самолетом в США.
DC-3 сыграли огромную роль в прокладке надежных национальных авиамаршрутов. Рекорд периода 1936-41 годов, когда пассажиропоток в США возрос почти на 600%, был установлен во многом благодаря самолету DC-3, которым в то время были оснащены большинство авиакомпаний США.
DC-3 эксплуатируется до сих пор.
2-е место Boeing 707
Заслуги: Первый по-настоящему успешный реактивный самолет. Золотой стандарт коммерческих авиалайнеров.
Первый полет прототипа самолета прошел в июле 1954 г.
Boeing 707-121 стал одним из самых успешных реактивных пассажирских самолетов первого поколения. Всего выпущено было 917 самолетов различных модификаций. Коммерческая эксплуатация началась с 1958 года и продолжается по сей день.
Boeing 707 использовался как транспортный самолет, а в модифицированном варианте как заправщик и разведчик. Кроме того, на его базе был создан самолет системы дальнего радиолокационного обнаружения Е-3.
3-е место Bell X-1
Заслуги: Первый пилотируемый сверхзвуковой самолет.
Этот самолет был построен в расчете на славу. Он не разочаровал своих создателей.
14 октября 1947 года летчик-испытатель Чак Ягер преодолел на Bell X-1 звуковой барьер (1 мах).
Позднее, другие самолеты достигали скорости 2 маха (в два раза больше скорости звука - 2200 км/час), но именно Bell X-1 стал первым. Bell X-1 указал военной авиации и космонавтике дорогу, по которой они идут до сих пор.
4-е место Boeing B-17
Заслуги:Установил стандарт для бомбардировщиков
В отличие от всех бомбардировщиков, существовавших до него, B-17 был способен высоко (более 10 километров) и быстро (956 км/ч) летать.
На самолете были установлены спаренные турели наверху и под фюзеляжем, также была установлена спаренная хвостовая стрелковая точка, а на всех позициях, кроме носовой, появились 12,7 мм пулеметы. Благодаря этому самолет перестал быть полностью беззащитным перед вражескими истребителями, однако все равно нуждался в эскорте.
Самое важное, B-17 был способен нести более 2,5 тонн бомб на расстояние до 1700 километров.
Во время Второй мировой войны B-17 принимал участие в налетах на Берлин. Дрезден и Рим.
После войны более 12 000 самолетов были пущены на металлолом.
5-е место North American P-51 Mustang
Заслуги:Лучший истребитель Второй мировой войны
Самолет North American P-51 'Mustang' был одним из лучших истребителей Второй Мировой войны. Хотя его создавали по заказу английской закупочной комиссии как истребитель ближнего радиуса действия, в ходе развития он получил множество специальностей: истребитель сопровождения, истребитель-бомбардировщик, истребитель ближней поддержки, разведывательный самолет. Так, самолет, созданный не для США, стал наравне с бомбардировщиком В-17 символом американской авиации.
Пилоты, восхищенные его маневренностью и мощью, дали самолету новое название - "Небесный Кадиллак".
После войны различные модификации Р-51 использовались как спортивные самолеты.
6-е место Curtiss JN-4 Jenny
Заслуги:Первый самолет, выпущенный в серийное производство. Первый почтовый самолет в США.
Двухместный биплан Curtiss JN-4 вскоре после своего появления получил ласковое прозвище "Дженни", широко известное в период между двумя мировыми войнами.
Медленный самолетик Curtiss JN-4 Jenny не смог снискать себе боевой славы. Однако тысячи этих машинок все-таки сослужили хорошую службу военным: почти все американские и канадские пилоты Первой мировой войны учились летать именно на Curtiss JN-4 Jenny.
В мае 1918 года Дженни официально стал первым самолетом Почтовой службы США.
После войны ВВС по дешевке распродали большинство этих самолетов.
"Дженни" стали хорошо известны целому поколению во всех уголках США. Их использовали как странствующие цирки. Они взлетали с неподготовленных взлетных полос на окраинах тысяч американских городков. На них устраивали захватывающие представления с демонстрацией хождения по крыльям, воздушной работы на трапеции, высшего пилотажа на маленькой высоте, а также устраивали увеселительные прогулочные полеты.
7-е место Messerschmitt ME-262
Заслуги:Первый реактивный самолет и первый реактивный истребитель
В начале II Мировой среди нацистской верхушки превалировало мнение, что не стоит пускать в массовое производство никаких новинок, поскольку война не продлится свыше года. Сохраняясь, эта позиция являлась препятствием для внедрения некоторых передовых проектов, не последним из которых был первый в мире боевой реактивный истребитель Messerschmitt Me 262.
Me 262 был единственным самолетом, который с приданием ему высших приоритетов и принятием на вооружение в истребительном варианте, мог позволить изменить ход войны в благоприятном для нацистов направлении. Машина смогла участвовать в боях по меньшей мере шесть месяцев и вынудила Союзников прервать, хотя и временно, их стратегические бомбардировки.
В бою Me-262 зарекомендовал себя не с лучшей стороны. Пилоты Лювтваффе быстро выяснили, что технические возможности машины позволяют либо развивать впечатляющую скорость, либо иметь возможность хорошо прицеливаться. Достичь точности на высокой скорости было невозможно. В свою очередь слишком высокое потребление топлива приводило к тому, что Me-262 чаще оказывался беззащитной целью на земле, чем "хищником" в небе.
8-е место Одномоторный самолет Cessna
Заслуги:Первый самолет большинства пилотов
Самолет Cessna 172 Skyhawk является одним из самых продаваемых самолетов в мире. Сотни тысяч современных пилотов впервые сели за штурвал именно этого самолета.
Если у вас есть знакомый пилот, то, скорее всего, он хоть раз в жизни пилотировал Cessna 172 Skyhawk.
Этот самолет эксплуатируется уже более 50 лет.
9-е место Boeing B-314 Clipper
Заслуги:Первый трансатлантический пассажирский самолет и самый роскошный пассажирский самолет в истории
Если самолеты Douglas DC-3 and Boeing 737 определили то, чем стали коммерческие авиаперевозки, то Boeing B-314 Clipper представляет собой то, чем они могли бы быть.
В начале января 1935 года компания Pan American Airways объявила о своем намерении открыть трансатлантическую линию и заявила, что требуется новый самолет для этого маршрута. Этим самолетом и стала летающая лодка Boeing B-314 Clipper, который мог приземлятся на воду.
Boeing B-314 Clipper был по-настоящему роскошным лайнером. Роскошные интерьеры двух палуб, слуги, кровати и ресторан прямо на борту. Одну из двух палуб занимали только команда и обслуживающий персонал. Перевозил самолет до 40 пассажиров.
Также Boeing B-314 Clipper известен как самый любимый самолет Уинстона Черчиля.
Из-за малой вместимости, высокой стоимости эксплуатации и неспособности приземлятся на нормальные аэродромы, эксплуатация самолетов Boeing 314 была прекращена в 1946 году.
10-е место Lockheed SR-71 Blackbird
Заслуги:Самый быстрый самолет в истории
Пилотируемый самолет-разведчик стратегического назначения Lockheed SR-71 Blackbird создавался на замену знаменитому U-2.
Конструкторские работы начались еще в 1959 году, но правительство США официально признало существование SR-71 только в 1964 г.
Три самолета после окончания Холодной войны использовались в исследованиях по программе усовершенствования сверхзвуковых технологий, проводимой авиацией США совместно с NASA. Производство SR-71 началось в 1963 году, а в 1966 году самолет поступил в 4200-е звено стратегической разведки ВВС США.
Lockheed SR-71 Blackbird мог достигать скорости в 3219 км/ч и лететь на высоте 24 километра над землей. Такой потолок позволял Lockheed SR-71 Blackbird наблюдать за территорией Советского Союза, формально не нарушая при этом его воздушного пространства.
В 1974 году Lockheed SR-71 Blackbird установил непобитый до сих пор рекорд, пролетев от Лондона до Нью-Йорка менее чем за 2 часа.
Lockheed SR-71 Blackbird были сняты с вооружения в 90-х годах из-за ненадобности. Сегодня все функции этого аппарата выполняют спутники.
10 самолетов, которые потрясли авиацию по версии российских пилотов
10 самолетов для 100 лет истории мировой авиации, это, конечно, очень мало, ведь она развивалась беспримерно быстрыми темпами, особенно в предвоенные годы и годы войн, которыми изобиловал XX век. Самолет - это уникальное творение человеческой мысли. который не имеет абсолютно никаких аналогов в природе - весь он от заклепки простой до сложнейшего электронного оборудования создан благодаря мысли и рукам человека.
1-е место "Илья Муромец"
Российский самолет "Илья Муромец" конструктора Игоря Сикорского, использовавшийся в 1914 - 1918 годах.
Тяжелый бомбардировщик, предвосхитивший основные черты современных бомбардировщиков: размещение бомб внутри фюзеляжа, бомбоприцел и бомбосбрасыватель, скорострельное оружие самообороны, разделение функциональных обязанностей между членами экипажа.
2-е место Junkers 87 Stuka
Немецкий самолет Junkers-87 Stuka. Stuka - от Sturzkampfflugzeug - пикирующий бомбардировщик.
Hи один другой самолет Второй мировой войны не вызывал более широкой дискуссии и пробуждал столько противоречивых мнений, чем Ju-87 - неказистый, угловатый пикировщик - самый известный самолет Люфтваффе.
3-е место Messerschmitt 262А-1 Schwalbe
Немецкий самолет Messerschmitt 262А-1 Schwalbe.
Первый серийный истребитель-перехватчик с турбореактивными двигателями. Его преимущество над поршневыми истребителями было таким, что Люфтваффе чуть было вновь не завоевало господство в воздухе.
4-е место Ил-2
Советский самолет Ил-2 конструктора Сергея Ильюшина. Бронированный штурмовик, построенный по принципиально новой схеме несущего бронекорпуса, "летающий танк", "черная смерть". Эта машина внесла большой вклад в Победу.
5-е место МиГ-21
Советский истребитель МиГ-21 конструктора Артема Микояна.
Реактивный истребитель с треугольным крылом и ракетным вооружением. В течение многих лет считался эталоном тактического истребителя. Выпускался во многих странах, успешно воевал во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, до сих пор стоит на вооружении многих стран мира.
6-е место Douglas DC-3
Американский транспортный самолет Douglas DC-3. Классический транспортный самолет всей мировой авиации. К концу 1991 году находился в эксплуатации непрерывно в течение 55 лет. Послужил прототипом множества самолетов, фактически стандарт транспортного самолета.
7-е место Lockheed SR-71 Blackbird
Американский самолет Lockheed SR-71 Blackbird.
Стратегический высотный разведчик. При проектировании машины было найдено множество интересных технических решений, что обеспечило ему уникальные летно-технические характеристики.
8-е место МиГ-25
Советский истребитель МиГ-25 конструктора Артема Микояна.
Высотный истребитель-перехватчик. Единственный в мире истребитель, обладающий такими характеристиками. За 30 лет эксплуатации не нашел себе равных, кроме "младшего брата", МиГ-31.
9-е место Сoncorde
Франко-английский самолет Сoncorde - единственный коммерческий сверхзвуковой пассажирский самолет.
10-е место Boeing-747
Американский самолет Boeing-747.
Дальнемагистральный пассажирский самолет, ставший фактическим стандартом надежности и качества транспортных услуг.