Германия и Франция требуют от России подчиниться энергетическим правилам Европы Вчера федеральный канцлер Германии Ангела Меркель ответила на предложения президента России Владимира Путина о создании энергоальянса двух стран и переориентации в Германию основных ресурсов Штокмановского месторождения. По итогам ее переговоров с президентом Франции Жаком Шираком решено, что Германия и Франция создают энергоальянс внутри ЕС без участия третьих стран. России же предложено исполнять Энергетическую хартию – документ, который Владимир Путин отвергает как "не отвечающий национальным интересам".
Вчера по итогам состоявшегося в Париже заседания франко-германского совета министров президент Франции Жак Ширак и федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель подписали заявление, посвященное условиям создания "сбалансированного энергетического партнерства" между ЕС и Россией. "Энергетическое партнерство" с Европой должно быть зафиксировано весной 2007 года на энергосаммите ЕС и его партнеров в области энергетики в Берлине, причем новый характер отношений с Россией должен быть зафиксирован в специальном рамочном соглашении, которое придет на смену действующему соглашению о партнерстве и сотрудничестве ЕС–РФ, подписанному в июне 1994 года (вступило в силу в декабре 1997 года сроком на десять лет).
Шансы на то, что Россия и ЕС договорятся в Берлине о создании "энергетической оси", почти отсутствуют. Как говорится в официальном заявлении франко-германского совета министров, "России должна приступить к быстрой и эффективной реализации содержимого Энергетической хартии и прилагаемого к ней Транзитного протокола". Именно на принципах хартии, а также декларации стран G8 по итогам саммита в Санкт-Петербурге две страны ЕС предлагают России основываться, подписывая новый договор.
Напомним, президент РФ Владимир Путин неоднократно заявлял, что положения Энергетической хартии экономически невыгодны для России и ратификации этого документа, принятого РФ в 1994 году, не предполагается. Напротив, 23 сентября на трехсторонней встрече Владимира Путина, Жака Ширака и Ангелы Меркель во французском Компьене российский президент подтвердил, что Россия не подпишет документы Энергетической хартии и Транзитного протокола к ней, если в текст документа не будут внесены изменения, делающие хартию выгодной России. В заявлении совета министров Франции и Германии об изменениях не сказано ни слова, мало того, упомянут и Транзитный протокол – главный камень преткновения между РФ и ЕС в вопросах хартии. Напомним, согласно принципам протокола, Россия должна представить трубопроводы для свободного транзита газа из Средней Азии в ЕС, в то время как европейские трубопроводы не попадают под действие транзитного протокола.
Фактически федеральный канцлер Ангела Меркель вчера дала отрицательный ответ Владимиру Путину, который накануне предложил Германии одну из самых выгодных сделок в истории – переориентацию на Германию экспорта Штокмановского месторождения, в участии в разработке которого накануне визита в Германию Владимира Путина отказал всем иностранным партнерам глава "Газпрома" Алексей Миллер. До этого тема Штокмана поднималась президентом России на переговорах в Компьене: тогда Владимир Путин намекал на то, что французская Total, находящаяся в "шорт-листе" партнеров "Газпрома" по Штокману с сентября 2005 года, имеет хорошие шансы войти в проект стоимостью $18-20 млрд.
Уже на этой неделе в Германии, после объявления о том, что Штокман "Газпром" будет разрабатывать в одиночку, Владимир Путин повысил ставки. Позавчера на совместной пресс-конференции с Ангелой Меркель он заявил, что Германия может рассчитывать не на 20-45 млрд кубометров газа Штокмана, а на 50-55 млрд кубометров. Это заявление позволяло Германии рассчитывать на 70-80% всей добычи газа на Штокмане, запасы которого оцениваются в 2 трлн кубометров. Президент России сделал Ангеле Меркель и более выгодное предложение: "Германия может превратиться из крупнейшего потребителя в европейский центр дистрибуции газа".
Фактически это предложение означало сепаратную сделку России и Германии по энергополитике внутри ЕС. Напомним, с 1 июля 2007 года вступает в силу директива ЕС по либерализации рынка газа. Она значительно усложняет "Газпрому" возможности работы на рынках Евросоюза, поскольку не гарантирует ему возможность свободного транзита газа по территории ЕС к конечным поставщикам – немецким E.On Ruhrgas и RWE и французской Gaz de France, а также в Австрию, Италию и Грецию. Поднимая ставки, Владимир Путин явно учитывал, что Германия остается главным противником либерализации газового рынка в Европе: он невыгоден E.On Ruhrgas и RWE, а также совместным с "Газпромом" газораспределительным компаниям Германии – WINGAS, WIEH, Verbundetzgas.
Однако Ангела Меркель предпочла другой договор – с Жаком Шираком, которого президент России оставил за бортом соглашений по Штокману. Вчера в совместном заявлении вопрос взаимоотношений с Россией шел лишь вторым пунктом. Первым упоминался альянс двух стран ЕС по вопросам энергополитики внутри самого союза. А на берлинской конференции предполагается обсудить не только рамочное соглашение ЕС и России, но и развитие энергопартнерства со странами Средней Азии, Каспийского бассейна и Северной Африки, а также и сотрудничество с "транзитными государствами", в том числе с Украиной и Молдавией, пострадавшими от "газовой блокады" "Газпрома" в январе 2005 года.
Предположение, что Россия перекроет Европе газовый кран, кажется маловероятным. Кому же тогда Москва будет продавать свой газ? Японии? Японцы к этому не стремятся и держатся за Ближний Восток, куда более нестабильный, но вряд ли способный представлять угрозу для архипелага. Китаю? Да, Китай бы очень этого хотел, но в данном случае Москва не расположена способствовать слишком быстрому развитию своего бывшего заклятого коммунистического друга. Что касается США, то идея 'взаимопонимания и согласия' уже погребена, особенно после дела 'ЮКОСа', и плохо верится, что массовые поставки российского газа и нефти будут осуществляться в Америку.
Добавлено: Энергетический диалог ЕС-Россия: конкуренция против монополий В этой статье будет рассмотрен особый аспект энергетических отношений Евросоюз-Россия: увеличивающаяся асимметрия между принципами свободной конкуренции, провозглашаемыми Европейской комиссией, и энергетическими монополиями в России, а также и внутри самого
Евросоюза.
Россия предпочитает строить свои отношения с европейскими странами – как с правительствами, так и энергетическими компаниями – на двусторонней основе. под влиянием процесса европейской интеграции появились новые подходы к единой европейской политике, возникли новые правила игры, продвигающие свободную конкуренцию и политику открытых рынков, что бросило вызов установившимся рамкам отношений между Россией и европейскими странами- импортёрами её энергоносителей. Более того, быстрое строительство новых газопроводов и, в ещё большей степени, рост поставок сжиженного природного газа придали большую гибкость энергетическим рынкам и привели к их постепенной интернационализации и смене контекста их развития. Очевидно, что старые рамки (один поставщик – один оптовый покупатель) не соответствуют в полной мере новому, основанному на конкуренции, формату европейских энергетических рынков.
Многочисленные трения между европейской комиссией и российскими и европейскими энергетическими монополиями выявили несколько основных пунктов разногласий:
• конфликт с европейскими инстанциями по защите конкуренции относительно странового назначения поставок газа в Европу (destination clause), оговоренного в долгосрочных контрактах на поставки газа российскими компаниями и Газпромом (конфликт был разрешён, но в нём явно проявилось стремление защитить европейских
партнёров Газпрома от конкуренции);
• нежелание России ратифицировать договор Энергетической хартии, а также её сопротивление свободному доступу среднеазиатского газа на европейские рынки;
• недавние трения, вызванные стремлением российских государственных энергетических монополий выйти на европейские downstream-рынки и настороженным отношением к этому со стороны европейских антимонопольных органов.
full
http://www.ifri.org/files/Russie/ifri_milov_energy_sept2006_rus.pdf