Автор: lucactus
Дата сообщения: 19.05.2006 22:12
Борис Гребенщиков: «Мы заняты отчетом перед Богом...»
[more]На пике лета 2000 года в матовый разгар питерских ночей web-мастера «аквариумных» сайтов и прочие интернетчики из многих городов страны предприняли отчаянный шаг: договорились на неделю выйти из Интернета, чтобы встретиться на концертах группы «Аквариум» в Питере для личного общения друг с другом и, конечно, с самими музыкантами. Самим БГ эта инициатива, рожденная в недрах сети, была воспринята как нечто давно ожидаемое: «Что же вы так долго собирались? Приезжайте».
Статус неформальной тусовки не могло изменить участие в ней (на столь же неформальной основе) представителей двух уважаемых печатных изданий — обозревателя московского «Коммерсанта», кстати, нашего земляка, окончившего журфак РГУ, Алексея Ходорыча и внештатного корреспондента «Города N» Евгения Жицкого.
— У вас была идея выпустить «Пси» (последний альбом. — Е.Ж.) в Интернете еще до выхода альбома на СD?
Б.Г.: — Да. К сожалению, компания, которая была для этого организована, русско-американская, немедленно развалилась: американцы поссорились с русскими там, в Нью-Йорке, и из этого ничего не вышло. И очень жалко.
Буквально сразу же после этого Боуи выпустил «Hours...». Дэйв Стюарт тоже попытался сделать что-то подобное. Правда, через Интернет он продал ничтожное количество. Но, я надеюсь, постепенно, с тем как число пользователей растет, это будет оправданно. Пока качество звука в Интернете хуже, чем на СD. Но скорости возрастут, и качество станет лучше. У нас, допустим, есть альбом «Молитва и пост», концертик, который два года тому назад был повешен просто бесплатно для скачивания, и он пока только в Интернете и существует. Мне кажется, есть смысл, чтобы у тех людей, которые пользуются сетью, были какие-то свои привилегии.
— Вас не насторожила та история с Боуи, когда наши пираты выпустили «Hours...» сразу же после появления альбома в сети, еще до выхода на компакт-диске?
Б.Г.: — Этот факт меня развлек, но «Молитва и пост» не вышла в пиратском варианте.
— Вообще, вы сталкиваетесь с проблемой авторских прав в Интернете?
Б.Г.: — А для меня и не может быть с этим проблем. Я свои переводы в Интернет вывесил, и все свои книжки, и музыка вся наша там висит, пожалуйста. Искусство должно быть бесплатным. Мне нравится, что у Витьки Пелевина тоже все висит, хочешь — читай. Кстати, Витька — гениальный писатель. «Generation» — одна из самых недооцененных книг. Это, в сущности, вообще не книга, а нечто другое...
— Много приходит писем на bg@aquarium. ru?
Б.Г.: — В среднем 20 писем в день. Иногда присылают стихи, картинки. Очень смешной раздел почты, я недавно с ним столкнулся: девушки стали присылать свои изображения в обнаженном виде, и это ширится. Причем не с коммерческими предложениями, а из удовольствия. Я считаю, что это новый прогрессивный ход вообще. Говорят, что у «Сплина» то же самое. Так что это сильный новый тренд. Нами, «Аквариумом», всячески приветствуется.
— На какие сайты вы обычно заходите?
Б.Г.: — Если мне нужны новости, я иду на сайт The Times. У меня больше доверия к англичанам. Залезаю на Q иногда. А также я обычно отслеживаю всех любимых людей, смотрю, что у них происходит. И то же самое с писателями. Я из Интернета узнаю, когда у Муркока новая книга выходит, или у кого еще. Вот узнал недавно, как письма Сай Бабе посылать через Интернет. Теперь уже с Сай Бабой можно через Интернет общаться.
— Кто для вас Сай Баба?
Б.Г.: — За неимением лучших слов не повредит называть его аватаром, т. е. воплощением Бога, появившегося на Земле для того, чтобы в наше время восстановить и поддержать дух религии. У нас очень хорошие отношения, мы в Непале бываем часто, насколько позволяют возможности и время. Все, кто имели дело с Сай Бабой, знают, что контакты с ним не ограничиваются общением в физическом теле.
— Когда и при каких обстоятельствах вы открыли для себя буддизм?
Б.Г.: — Я много читал о дзэн-буддизме еще в середине 1970-х, а в тибетский буддизм влюбился в 1993 году под влиянием книги Оле Нидала «Открытие Алмазного Пути». Сразу же поехал в Катманду и дальнейшие сведения получал уже из первоисточников — от настоящих лам.
— Какую школу буддизма вы практикуете?
Б.Г.: — Основные мои учителя практикуют Кагью и Ньингма.
— Вы заботитесь о своей карме?
Б.Г.: — Если в этой жизни вести себя правильно, тогда о будущей вообще можно не заботиться. Мне тут по Интернету кто-то прислал историю, которая мне очень понравилась. Недавно решили провести эксперимент. Выбрали группу больных людей и группу людей, которые мысленно посылали им позитивную энергию. И оказалось, что больным действительно становится легче. И я вам не как идеалист типа Джона с Йоко, а как прожженный циник и материалист говорю: эта фигня работает. Очень странно, но она работает. И чтобы нормально жить на свете, надо делать две вещи — во-первых, не делать гадостей в отместку, прерывать цепочку зла на себе, а во-вторых, посылать позитивную энергию туда, где в ней нуждаются.
— У вас четверо детей. Вам хочется, чтобы они продолжали ваше дело?
Б.Г.: — Это дело продолжаться не может, как не может продолжаться философ какой-нибудь. Потому что приходит следующий философ и говорит предшественникам: «Ну вас к бую, на самом деле все не так!»
— Кроме детей вы что-нибудь нажили? У вас есть собственность?
Б.Г.: — Не может быть собственности у существ, которые ничем не владеют. А мы, люди, именно таковы. Даже тело наше неподвластно желаниям — о каком же владении можно говорить? Даже большинство наших желаний — не наши. Нашим в жизни является только одно — отношение к происходящему, вкус, эстетика. А это не собственность, а скорее свойство. Так что радуйтесь — мы свободны от уз собственности.
— Но ведь популярность приносит власть и деньги...
Б.Г.: — Власть и деньги — это такие вещи, с которыми как только соприкасаешься — внутри все умирает... А популярность — это не цель. Не важен ни я, ни моя игра на гитаре. Альбомы могут выходить анонимными. А идеал для меня — написать песню такую, как это уже бывало с другими авторами, когда их забывали, а песни считали народными.
— Кому, на ваш взгляд, все, что вы делаете, нужно?
Б.Г.: — Мы не исполняем соцзаказ, поэтому не обсчитываем перед тем, как что-то сделать, кому это нужно. Нам нравится делать то, чем мы занимаемся, и мы хотим, чтобы то прекрасное, что может быть сделано нами, появилось на свет. И каким-то образом находятся те, кому это нужно. Мы заняты искренностью. Заняты отчетом перед Богом, а не перед начальством.
— Когда-то вы выступали в Тольятти на «Голосуй или проиграешь». Как вы сейчас вспоминаете этот период?
Б.Г.: — Это было один раз, случайно. Я приехал туда на один день благодаря дружеским связям с некоторыми устроителями этого дела. Если бы я мог, не обижая их, не приезжать, я бы не приехал, но они — Соловьев и еще ряд людей — очень просили. Я приехал и получил огромное удовольствие, потому что зрелища тупее и веселее я еще не видел. Мне очень понравилось настроение аудитории. Людям, пришедшим на этот концерт, было до лампочки понятие «выборы». Они даже не поняли, о чем идет речь, потому что все в равной степени делали «козу» на любые песни и высказывания. А Гарика Сукачева, как известно, с этого тура сняли, поскольку он спьяну, не поняв, о чем идет речь, призвал всех голосовать за Горбачева.
— Почему последний альбом получил название «Пси»?
Б.Г.: — Я с самого начала понял, что он так должен называться. Потом узнал, что у слова и символа «Пси» есть двадцать разных значений. Пятнадцать из них выяснил. «Пси» выражает ту идею, что в культуре нет разных отсеков. Вот, к примеру, «Цветы Йошивары». Лад там кельтский, музыка окинавская, а текст чисто православно-русский.
— Почему группа «Аквариум» так называется?
Б.Г.: — Из соображений космического характера. Ответ следует искать в некоторых астрологических трактатах. См. также: Лунь Си Кун «Непроверенные Старые Записи о Чае и Вишневом Вине» и Hermetius Byk Coschck Ad «Infinitum».
— У меня к вам один частный вопрос. В клипах с вами снимался замечательный жонглер из Новочеркасска. Он говорил мне, что планировалось снять больше клипов, еще порядка пяти.
Б.Г.: — Были мысли снимать, но никто не мог собрать на очередной клип денег. А потом Кайдановский умер буквально через три месяца... Если бы этого не случилось, то мы, может быть, придумали, как снимать дальше.
— На прощание знайте — в Ростове «Аквариум» помнят и ждут.
Б.Г.: — Мы тоже помним Ростов и ждем, когда кто-нибудь нас позовет. У меня лично самые теплые ощущения от этого города. [/more]
http://www.gorodn.ru/archive/382/5_2.htm