Тут сами поляки выдвинули версию на основе записей, раз командира воздушного судна не было слышно последние 30 секунд до столкновения, то за штурвал сел сам начальник ВВС Бласик...
Перечитал вторую половину записей раза три. Во всех новостях сообщалось, что диспетчер предлагал садиться на запасной аэродром, есть даже его интервью:
http://naviny.by/rubrics/disaster/2010/04/11/ic_news_124_329219/ Обратил внимание на то, что диспетчер просто спросил - какой у вас запасной аэродром, и тут же уточнил второй раз, но не предлагал туда лететь садиться. За 15 минут до катастрофы.
Видимость сообщал правильно, 400 м, 44-й подтвердил, 44-й, кстати, и советовал лететь в другое место.
Есть такая национальная черта поляков - если русский усомнится в каких-то боевых или профессиональных качествах поляка, в его смелости, поляк из кожи вон вылезет, чтоб доказать обратное русскому. Это, наверное, и называется "польский гонор".
И вот есть одна фраза диспетчера всего за 500 м. до земли - "на военном аэродроме посадку осуществляли?"
После такой фразы поляки не могли не сесть, знаменитый польский гонор включился сразу, а здравый смысл не успел. Не могли поляки стерпеть, что кто-то мог усомниться в том, что они садились на военных ародромах - летчики президентского лайнера, элита польской авиации... Чтоб русские потом сидели и смеялись, что они повернули самолет, к тому же лететь на запасной им никто из русских не советовал.
Не берусь утверждать, что над фразой за 500 м. до земли "на военном аэродроме посадку осуществляли?" заранее поработали тонкие психологи. Вроде туман был, а видимость еще и до 200 м. снизилась, давление со стороны вышестоящих панов опять же. И формально вроде все правильно - поговорили о запасном, поинтересовались, садились ли на военных аэродромах, правильно дали видимость. Но российский диспетчер им не советовал уходить, не нашел в записях.