Автор: lucactus
Дата сообщения: 28.05.2006 08:43
"Битлз" на порядок выше "Роллинг Стоунз"
[more]Поэт, композитор, певец, гитарист, компьютерщик, продюсер, преподаватель… Это все – Василий Шумов, 46-летний лидер группы «Центр». Вопреки слухам, группа продолжает существовать и выпускает альбомы (их уже более 30). Изменилось только место дислокации. С 1990 года Шумов живет в Лос-Анджелесе и последний раз был в России в 1998 году. Вопрос о последнем альбоме П. МакКартни стал поводом поговорить о «Битлз». Согласитесь, эта тема особенно близка всем, кто родился в 50-60-х годах. Довольно много людей в мире не забывает, что в этом году исполняется 40 лет альбому «Revolver» и 40 лет последнему концерту группы в полном составе.
- Василий, вспомни, пожалуйста, когда и при каких обстоятельствах ты впервые услышал песни "Битлз"?
- В начале 70-х годов в Москве в моей школе ребята старших классов менялись пластинками. С некоторыми из них я дружил, и они давали мне на несколько часов различные диски, которые я записывал на катушечный магнитофон. Первыми пластинками были «Help», «Revolver» и «Let it be».
- А песни? Для меня первыми были «Cant buy me love» и «Girl»…
- Помню, однажды был в гостях у одного коллекционера, у которого был магнитофон «Юпитер» (достаточно серьезный по тем временам). Он поставил мне бобину и дал стереонаушники. Так я впервые в хорошем стерео качестве слушал альбом «Битлз». Это был сборник «Oldies… (but Goldies)». Там были ранние их песни – «From me to you», «She loves you», «I want to hold your hand»…
- Приходилось ли самому исполнять песни ливерпульской четверки? Какие это были песни?
- В самом начале группы «Центр», в 1980-м году, мы играли два месяца в подмосковном Калининграде, станция Подлипки, на танцверанде. Играть надо было часа три, и мы включали в свой репертуар самые разные песни, которые нетрудно было исполнять без долгих репетиций. Мы играли среди прочих медленную песню Леннона «Оh My Love», которую пел наш клавишник Алексей Локтев.
Когда-то ты говорил, что "Битлз" - очень разнообразная группа и что под ее влиянием, например, в альбоме "Стюардесса летних линий" каждый из пяти (!) участников "Центра" выступил в роли вокалиста. Этот прием до сих пор уникален и, по-моему, не имеет аналогов на отечественной рок-сцене (разве что «Секрет»). А что-то еще из опыта "Битлз" вы использовали?
Если говорить о гитарных (не электронных) композициях… Многие песни «Центра» имеют мелодическую основу и просты по структуре. Их легко играть. Текст в песнях «Центра» занимает важное место. Песни «Центра» не длинные. Все это можно отнести к «Битлз». Значит, «Битлз» оказали на «Центр» определенное влияние. Кстати, когда я записывал в Париже в 1988 году альбом «Центра», французский продюсер Максим Шмит говорил, что он чувствует в музыке «Центра» что-то от «Битлз»... (альбом «Сделано в Париже» выпущен в СССР в 1989 году тиражом 40 тыс. экз. – прим.С.Г.)
Коллекционировал ли ты альбомы "Битлз"? На катушках, дисках? Каким образом эти альбомы доставал?
Я записывал на катушках разнообразную музыку, которую можно было достать в Москве. В основном, путем обмена с различными коллекционерами. В то время у меломанов, в основном, была пара или максимум 10 собственных фирменных дисков. Через постоянный обмен из рук в руки дисками и катушками можно было постепенно собрать неплохую коллекцию. Так у меня на катушках появились почти все альбомы «Битлз».
Кому из четверки ты лично больше симпатизируешь? Может быть, МакКартни, поскольку в "Центре" в начале был бас-гитаристом?
Когда я учился играть на басу, я пытался копировать различных бас-гитаристов. У МакКартни мне всегда нравились басовые фразы и тембр его бас-гитары на альбомах. У него много хороших басовых мелодий. Как и Пол, я – левша, но мне пришлось частично «перекодироваться», так как все кругом было создано под правую руку.
Какие из 13 номерных альбомов были самыми любимыми и почему?
«White Album» мне всегда нравился эклектикой и какой-то незаконченностью, неотшлифованностью. Насколько я знаю, «White Album» записывался в то время, когда в группе царило состояние развала. Все песни записывались музыкантами сепаратно, отдельно, сами по себе. Он мне нравится тем, что у него нет причесанности, отполированности. Альбом скомпонован так, что там есть вершины, одни из лучших песен «Битлз» вообще, и песни, от отсутствия которых никто бы не пострадал.
«Белый альбом», на мой взгляд, очень разноплановый, там очень много интересных находок в музыке. А как классно заканчивается: «Revolution 9» и тут же «Good night»! Многие считают «Revolution 9» первой попыткой популяризации шумовой музыки…
Эта композиция – наиболее экспериментальный трек из всей дискографии «Битлз». По технике создания это скорее тейп мьюизк (tape music). В конце 50-х - начале 60-х годов авангардные композиторы, например James Tenney, экспериментировали с этой техникой нарезания магнитофонной ленты с различными записанными звуками, а затем эти куски ленты склеивались в одну композицию. По этому поводу написано несколько книг и выпущен ряд альбомов.
Кроме «White Album», критики часто выделяют «Sergeant…» или «Abbey Road»…
«Abbey Road» мне нравится меньше, поскольку там нет песен, по силе равных, скажем, «Happiness is a warm gun» (но есть «Octopuss garden», без которого вполне можно было обойтись). Насколько мне известно, «Abbey Road» - это попытка сделать совместный альбом как бы на подъеме, энтузиазме группы по типу записи ранних альбомов, после развала во время «White Album» и фиаско с записью «Let it be». Поскольку мне ближе состояние развала, мне больше нравится «White Album» (смеется). «Sergeant Peppers…» - официально признанный критикой альбом № 1 «Битлз». Этот альбом произвел качественный сдвиг в умах миллионов.
Участники «Битлз» неоднократно отмечали, что начиная с альбома «Rubber Soul» часто находились под влиянием «кислоты» и «травы». Как ты думаешь, это сказалось на их творчестве?
Не думаю, что LCD влияло на песни «Битлз». Это было поветрие времени, как сейчас, например, все ходят на фитнес и сидят на диете Аткинса. Создание песен – дело очень индивидуальное. Если человек талантлив, то у него будут получаться интересные песни. «Кислота» и творчество – не думаю, что одно имеет прямое отношение к другому.
А какие альбомы участников "Битлз" после распада ты бы выделил сегодня?
Как оцениваешь последний альбом МакКартни?
John Lennon: «Imagine», «Plastic Ono Band». George Harrison: «All Things Must Pass». Paul McCartney: «Ram». Последний альбом МакКартни, который я слышал – «Chaos And Creation In The Backyard». Альбом мне показался немного смурным, что не является сильной стороной у МакКартни. Слушая этот альбом, у меня местами возникало ощущение, что это демо-запись.
В последние годы заметен повышенный интерес музыкантов к электронной музыке. У «Центра» есть много чисто электронных альбомов. Мне кажется, был бы жив Леннон, он тоже мог бы стать электронщиком, зная его тягу к экспериментам…
Думаю, электронщиком из них никто стать не мог бы. Думаю, Леннон не пошел бы в электронику. Помимо всего прочего, ты не забывай, что «Битлз» - дети шоу-бизнеса; они были связанны контрактными обязательствами и были вынуждены выпускать альбомы. Например, тот же Леннон выпустил в свое время альбом «Rock-n-Roll», который явно не соответствует его уровню. На альбоме «Walls and Bridges» только 2-3 песни хорошие, остальное – балласт… И вообще Леннон повлиял скорее не на мировую музыку, а на массовую культуру содержанием песен и публичными акциями.
Поскольку речь зашла о содержании песен, не могу не спросить тебя о том, как ты сегодня оцениваешь тексты песен «Битлз». Ты ведь долго живешь в англоязычной стране, сам тоже пишешь тексты…
Этот вопрос немного не по адресу… Ты же знаешь, что я в своем институте (Шумов окончил в США California institute of the Arts, имеет степень master of fine arts – прим. С.Г.) изучал несколько курсов современной поэзии. Так что… Конечно, если человек не очень подкован в поэзии второй половины 20-го века, то многие тексты «Битлз» - намного выше поэтически, по сравненю с текстами «ABBA».
Знаю, что тебе приходилось встречаться с Йоко Оно. Когда это было, как прошла встреча и какое впечатление она произвела как человек?
Если не ошибаюсь, это было 1987 году. Группа «Центр» работала в центре Стаса Намина. Стас однажды меня пригласил на неформальную встречу с Йоко Оно. У меня была возможность немного поговорить с ней о новых американских рок-группах того периода. Йоко сказала, что такую музыку она слышала на кассетах своего сына. Йоко мне показалась спокойной и уравновешенной.
10 лет назад в России был выпущен альбом "Русские поют", где вы с П.Мамоновым записали 4 песни "Битлз". Как ты сейчас оцениваешь эту работу?
Работа была сугубо экспериментальной и результатом благоприятного стечения обстоятельств. Петр приезжал в США по каким-то киношным делам, не для записи альбома. И сама запись (tracking) длилась всего три дня. Петр поет там песни Леннона («Im losing you», «Mother»), я – МакКартни («My love»), а вместе поем «In my life».
Ты уже долго живешь в США. Существует мнение, что в Америке отношение к «Битлз» гораздо сдержаннее, чем в Европе…
О популярности «Битлз» в Америке сейчас можно судить вот на каком примере. На одной лос-анджелесской радиостанции существует еженедельная «фанатская» передача, целиком посвященная «Битлз». Они вещают по воскресеньям несколько часов подряд. Не знаю, откуда они берут материал, но жизнь «Битлз» отслеживается дотошно, просто поминутно. Прямо какие-то «жития святых». Например, они выбирают какую-то песню – и поехало: когда записывалась песня, в каких условиях, кто вошел в студию, кто вышел, кто зевнул, кто когда чихнул и т. д… Поминутный, подетальный разбор. Анатомия «Битлз». Причем все передачи здесь строятся на рейтингах, так что просто так никто ничего делать не будет. Так вот, сколько я здесь живу (лет 15), столько времени существует эта передача. Последние несколько гастролей МакКартни в США проходили в переполненных дворцах спорта, куда народ шел семьями.
Как ты думаешь, почему «Битлз» стали так популярны во всем мире и в чем их заслуга?
«Битлз» попали в совершенно удачный момент. Очень многое совпало. Была масса катализаторов, которые не имеют прямого отношения к музыке (состояние общества, культуры, моды…). Все это усилило их воздействие в несколько раз. Если говорить о заслугах… Во-первых, «Битлз» побудили к творчеству несколько поколений. Во-вторых, «Битлз» представили миру музыку Индии. В-третьих, «Битлз» создали ряд песен, которые вошли в историю музыки наравне с лучшими композиторами.
Кого из музыкантов ХХ века можно поставить вровень с "Битлз" (а может быть, и выше) по вкладу в развитие массовой культуры и культуры вообще?
Для меня «Битлз» - это вершина поп- и рок-музыки конца 60-х годов, и будет справедливо сравнивать их с их современниками. Из той эпохи на той же высоте был Hendrix, «Pink Floyd», «The Doors».
А «The Rolling Stones»?
«The Rolling Stones» - это, скорее, ритм-энд-блюзовый состав, это англичане, которые играют блюзы. Их песни трудно сравнивать с песнями «Битлз», так как «Битлз», на мой взгляд, на порядок выше. «The Rolling Stones» в 60-е годы были одними из многих составов кто копировал «Битлз» и использовал их идеи. Творчество «The Rolling Stones» не является музыкальным феноменом, как «Битлз». «The Rolling Stones» - это феномен долголетия.
Менялось ли твое отношение к творчеству "Битлз" в течение последних 20 лет?
Когда знаешь почти все песни наизусть, мало что может измениться.
Ну, и последний вопрос. "Битлз" сегодня - это классика, которую должен знать каждый музыкант, или можно обойтись и без них?
За последние 40 лет музыка ушла далеко, и появились масса стилей и направлений. Любой музыкант сегодня, если серьезно занят своим делом, рано или поздно откроет для себя «Битлз».
Сергей Горцев (апрель, 2006г.)[/more]