The Sea Wolf SSN Seawolf Class Attack Submarine ПЛА этого типа были изначально предназначены для ведения длительного слежения за российскими ракетными подводными крейсерами стратегического назначения в любых районах Мирового океана.
ПО СУММЕ характеристик лучшей субмариной уходящего века следует признать американскую атомную подводную лодку четвертого поколения Сивулф (Морской волк), которая вступила в строй в 1998 г.
Сивулфы» разрабатывались как ответ на появление в советском флоте субмарин нового поколения проекта 971 Щука-Б и были призваны заменить подводные лодки типа «Improved Los Angeles». Первоначально планировалась постройка серии из 30 субмарин, затем число планируемых лодок сократили до 12, а после распада СССР, когда в строительстве находился только головной корабль проекта, обсуждалось полное прекращение строительства серии. В итоге состав серии был ограничен тремя кораблями, которые оказались самыми совершенными по комплексу характеристик и самыми дорогими субмаринами из всех построенных ранее.
Основной задачей, поставленной перед проектировщиками, было радикальное снижение шумности лодки. Это было достигнуто путём применения звукоизолирующего покрытия нового поколения, отказа от винта в пользу водомётного движителя, разработанного в Великобритании для субмарин типа «Trafalgar», широкого внедрения датчиков шума (600 датчиков против 7 у АПЛ типа «Los Angeles»).
В Seawolf обладает высоким тактическим скорость любой лодки США. Многое многое, проектирования усилий было уделено снижению шума, и ожидается, что полностью покрытием лодка восстановить уровень акустических преимуществ, которые пользуются ВМС США на протяжении последних трех десятилетий. В Seawolf в двигательной системы делает ее десять раз более спокойным за ее полный спектр оперативных скоростью, чем улучшение - 688 класса и 70 раз больше, чем тихие первоначального поколения Лос-Анджелес 688 класса подводных лодок. В Seawolf в спокойной двигательной системы также позволит ей уже дважды тактическая скорость, как я - 688. Тактическая скорость - это скорость, с которой лодка еще достаточно тихо остаться незамеченным, хотя отслеживания подводных лодок противника эффективно. В целом, Seawolf в двигательной системы составляет 75 процентов лучше, чем я - 688 в -- в Seawolf может работать 75 процентов быстрее, до обнаружения. Он говорит, что SEAWOLF тише, на его тактические скорости от 25 узлов, чем LOS ANGELES - АПЛ класса на pierside.
Что в два раза больше торпедировать трубок и 30% увеличение размера журнала оружия в Лос-Анджелесе (SSN 688) - класс лодок, Seawolf способен создания и поддержания battlespace господство. Seawolf собственной стелс-операции позволяет тайный включения пловцов в борьбе отказано районах. SSN 23 будет включать специальных операций силу возможностей, включая сухой палубе жилья (DDS) и новую, специально разработанные для борьбы пловчиха силоса. В DDS является воздуха переносные устройства, что контрейлерные спиной к лодок и может быть использован для хранения и начать пловчиха доставки транспортного средства и борьбы с пловцами. В бункере внутреннего шлюза из камеры, которые будут размещать до восьми борьбе с пловцами и их оборудование одновременно.
Впервые в американской практике на ПЛА этого типа установлены восемь 660-миллиметровых торпедных аппаратов (ТА), позволяющих осуществлять бесшумный запуск торпед самовыходом. Для пуска крылатых ракет ТА оснащены малошумной пневмогидравлической системой стрельбы.
Строительство подводной лодки опирается на новую сварочных материалов присоединиться стали в знаки, корпуса подразделы и крупных цилиндрических секций. В Seawolf является первым нападения американских подводных использовать корпус полностью высокого давления HY - 100 стали -- предыдущих sumarines используется HY80 стали. HY - 100 стали был впервые использован в лодки в начале 1960 - х годов в ВМФ глубоководных водолазных СЭС и КЛИФФ TURTLE,, которые были способны достичь глубин, превышающих 10000 футов. Совсем недавно, в Морай, расширенная обычных лодок, направленных на голландские верфи RDM (Rotterdamsche Droogdok Maatschappij BV), включены HY - 100 стали достижения оперативной дайвинга глубине 300 метров, и случайные плавания глубину в 360 метров.
[more=Читать дальше..]
На первых этапах испытаний Сивулфа акустическая аппаратура лодки фиксировала какие-то шумы неясного происхождения. Потом специалисты определили их источники. Это были кипящие кофеварки, вода, сливающаяся в гальюнах, хлопающие переборочные двери, падающие гаечные ключи и т.д. Дело в том, что на Сивулфе установлено 600 датчиков, определяющих и измеряющих уровни собственных шумов (для сравнения - на лодках предыдущего поколения типа Лос-Анджелес таких приборов имеется семь). Качественное повышение скрытности, а это прежде всего резкое уменьшение уровня шумности лодки, - такая задача ставилась перед конструкторами и строителями Сивулфа. И, похоже, они этой цели добились.
Корпус субмарины почти идеальной гидродинамической формы (соотношение длины к ширине - 8,8) имеет внутренние и наружные акустические покрытия, "не выпускающие" собственные шумы и "поглощающие" импульсы поисковых сонаров противника. По сообщениям некоторых зарубежных источников, на лодках типа Сивулф установлены активные средства гашения акустической энергии. Эти хитроумные приборы преобразуют акустическое поле корабля таким образом, что оно сливается с фоновым. Другими словами, лодка словно "растворяется" в какофонии случайных звуков, которыми пронизаны толщи океанских глубин. Малошумность, конечно же, не может быть самоцелью. Она лишь один из элементов, способствующих успешному решению задач. У Сивулфа - значительная глубина погружения, составляющая около 600 м, и высокая 20-узловая тактическая скорость, при которой акустический комплекс лодки способен обнаруживать субмарины противника. А полная подводная скорость корабля превышает 33 узла. Ее обеспечивают водо-водяной ядерный реактор S6W и оригинальный движитель "памп-джет" водометного типа.
Если засечь шумы "Морского волка", как уже отмечалось, чрезвычайно сложно, то сам он "слышит" очень хорошо благодаря семи акустическим антеннам. Этот комплекс способен обнаруживать, классифицировать и отслеживать до 1800 акустических контактов. Эти сведения обрабатываются автоматической системой боевого управления (АСБУ) AN/BSY-2, в которую интегрированы все электронные системы корабля. АСБУ определяет координаты цели и дает сигнал на применение оружия. AN/BSY-2 - один из самых дорогостоящих элементов Сивулфа. Общая стоимость ее разработки составила без малого 3 млрд. долл. Первый серийный образец, установленный на "Морском волке", обошелся в 280 млн. долл. По признанию офицеров лодки, АСБУ порой выдает такой объем информации, которым они "еще только учатся управлять". Это заявление звучит зловеще, поскольку на борту Сивулфа размещаются 52 единицы оружия (торпеды разных типов и крылатые ракеты Томагавк), и в случае ошибок в управлении весьма вероятно его случайное применение. На "Морском волке" впервые в ВМС США установлены не стандартные 533-мм торпедные аппараты, а восемь 660-миллиметровых. Впрочем, специальное оружие для них так и не было создано, и стрельба ведется 533-мм торпедами и ракетами. Причем пуск их для снижения шумности осуществляется самовыходом (двигатель торпеды запускается в торпедном аппарате).
В результате внедрения многочисленных новшеств боевая эффективность подводных лодок типа Сивулф увеличилась по сравнению с субмаринами типа Улучшенный Лос-Анджелес в 2,75 раза. Но самая лучшая подлодка оказалась не очень-то нужной американским военно-морским силам.
Дело в том, что способный действовать и под арктическими льдами, и в прибрежной зоне "Морской волк" специально создавался для борьбы с перспективными советскими подводными атомоходами четвертого поколения. В начале 80-х командование ВМС США забило тревогу: "Русские лодки стали такими же малошумными, как и американские!" Действительно, отечественные стратегические ракетоносцы и многоцелевые подлодки проектов 971 и 945 сравнялись в малозаметности с улучшенными Лос-Анджелесами. Учитывая огромный потенциал советского подводного кораблестроения, возникла угроза утраты американского превосходства в морях и океанах. Это обстоятельство и дало импульс созданию супер-субмарины Сивулф. Однако в 1995 г., когда "Морской волк" был спущен на воду, Советского Союза уже не существовало, численность российского подводного флота стремительно сокращалась, а строительство лодок четвертого поколения в Северодвинске затормозилось.
Если первоначально планировалось построить 29 лодок типа Сивулф, то уже в январе 1992 г. администрация Джорджа Буша объявила, что ВМС США обойдутся одной. Вместо "Морских волков" было предложено разработать проект дешевой субмарины. Но тут возникла проблема разрушения потенциала американского атомного подводного судостроения. Несколько лет, которые бы неизбежно ушли на проектирование новой подлодки, практически разорили бы верфи, занимающиеся их строительством. Для восстановления этой подотрасли потребовалось бы более 5 млрд. долл. Вот почему конгресс счел возможным выделить 4,6 млрд. на строительство второй и третьей лодок серии.
ДЛЯ АТАКИ ЧУЖИХ БЕРЕГОВ
Между тем в 1997 г. компании Электрик боут и Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг заключили с Пентагоном контракт на строительство первых четырех атомных многоцелевых лодок типа NSSN - тех самых более дешевых по сравнению с Сивульфом субмарин, в пользу которых ратовала еще администрация Буша. Впрочем, какова окажется экономия, судить преждевременно. Сейчас программа строительства серии таких подлодок (30 единиц), головная из которых получила название Вирджиния, оценивается в 64 млрд. долл. То есть в пересчете на одну единицу придется выложить сумму, лишь немного уступающую стоимости серийных лодок типа Сивульф. А головная Вирджиния, с учетом НИОКР и проектирования, по затратам (3,1 млрд. долл.) даже обгонит предшественницу.
За лодками типа Вирджиния сохраняются традиционные для многоцелевых субмарин задачи борьбы с подлодками и надводными кораблями противника. Но в связи с резким уменьшением потенциала российского флота эти задачи отходят на второй план. Вот почему ряд характеристик NSSN по сравнению с Сивулфом занижен. Количество единиц оружия сократилось до 38. Несколько уменьшились глубина погружения и скорость подводного хода. Сузились возможности для пребывания подо льдами, но одновременно расширились для операций в прибрежной зоне. Собственно, Вирджиния не только головная в новой серии подлодок, но и головной корабль создаваемого "прибрежного флота" США, предназначенного для плотного контроля за чужими берегами и массированной их атаки с моря в случае военных действий. NSSN вовсе не ухудшенный Морской волк, как кое-кому представляется, а просто другая подводная лодка, при создании которой применяются самые новейшие разработки и технологии. Вирджиния - первая в мире субмарина, сконструированная полностью на компьютерах методом трехмерного виртуального дизайна. Конструкция корабля - модульная. Она позволяет внедрять самые разнообразные новшества в процессе строительства серии и при модернизации лодок. Водо-водяной ядерный реактор S9G - "одноразовый". Он впервые в мировой практике не требует перезарядки в течение всего жизненного цикла корабля: от постройки - до утилизации. То есть отпала необходимость в трудоемкой и чрезвычайно опасной операции по замене тепловыделяющих элементов.
Также впервые в мировой практике на NSSN отсутствует столь неотъемлемый атрибут любой подлодки, как перископ - во всяком случае, в традиционном понимании этого слова. Вместо него - многофункциональная телескопическая мачта, не проникающая в прочный корпус, на ней установлены телекамера, передающая по волоконно-оптическому кабелю изображение на экран в центральном посту, антенны радиоэлектронной разведки и связи, датчик инфракрасного наблюдения. На лодках типа Вирджиния широко используются технологии, отработанные и примененные на субмаринах типов Огайо и Сивулф. Прежде всего это касается решений, связанных с обеспечением малошумности и боевого управления. Корабли серии NSSN не будут уступать "Морскому волку" в скрытности.
Автоматическая система боевого управления создается компанией Локхид-Мартин на базе AN/BSY-2 с широким применением гражданских технологий с целью ее удешевления. Однако, по мнению специалистов корпорации Рокуэлл, новая АСБУ станет наиболее дорогой электронной системой в ВМС США и превзойдет по стоимости известную корабельную АСБУ "ИДЖИС". Об этом свидетельствуют и данные плана ассигнований по проекту NSSN. На строительство первых семи лодок типа Вирджиния власти США намерены выделить 14,7 млрд. долл. Из этой суммы 4 млрд. пойдет на закупку семи комплектов АСБУ.
При создании NSSN впервые в США, да и во всем мире, реализуется подпрограмма обеспечения требований по защите окружающей среды. Она касается не только вопросов безопасности ядерной энергетической установки и связанных с ней систем, но и всех элементов корабля в процессе его строительства, испытаний, эксплуатации и утилизации. Категорически запрещается использование материалов и веществ, способных нанести вред окружающей среде, здоровью экипажа и работников верфей.
Но, разумеется, лодки типа Вирджиния строятся не для демонстрации экологически чистых технологий, а прежде всего для войны. Четыре 533-мм торпедных аппарата предназначены для стрельбы управляемыми торпедами и постановки мин. Они же приспособлены для выпуска подводных аппаратов минной разведки LMRS. Для ударов по берегу - 12 вертикальных пусковых установок с ракетами Томагавк.
Особая роль при использовании лодок NSSN отводится специальным операциям. На их борту - помещения для диверсантов и боевых пловцов. Они смогут покидать субмарину в подводном положении через шлюзовую камеру, а также воспользовавшись 55-тонной мини-подлодкой ASDS, в походном положении закрепленной на палубе. ASDS с экипажем из двух человек способна перебросить восемь диверсантов с вооружением и оснащением на 125 миль от лодки-матки.
Подводная и радиоэлектронная разведка - давно освоенная американскими субмаринами сфера деятельности. Но лодки типа Вирджиния будут способны осуществлять и... воздушную разведку заморских территорий. В США проходит испытания беспилотный разведывательный летательный аппарат Предатор (Хищник), запускаемый с борта субмарины, находящейся в подводном положении. Он предназначен для сбора информации в интересах диверсионных групп и для целеуказания при осуществлении ударов по наземным объектам. Для выполнения тех же задач создан аппарат Си Феррет (Морской хорек). Но он может использоваться и как разведывательно-ударный. Каждая лодка способна принимать от четырех до шести "Хорьков". Часть из них будет обнаруживать цели, а другая - уничтожать их. Поскольку главная операционная зона субмарин типа Вирджиния - акватории у чужих берегов, то они могут стать жертвами противолодочных кораблей и вертолетов противника. Вот почему на NSSN предполагается иметь средства самообороны.
Рассматривается вопрос о приобретении у консорциума западноевропейских стран НАТО ракет Полифем, управляемых по волоконно-оптическому кабелю. Один из вариантов этой ракеты - Тритон - способен поражать противолодочные вертолеты на значительных дистанциях от лодки.
[/more]
Основные ТТХ Seawolf class
Водоизмещение: надводное 7460т/ подводное 9.150 т
Длина: 108 м
Ширина: 12,8 м
Осадка: 10,9 м
ЭУ: одновальная, 1 атомный реактор S6W, мощность силовой установки 45000 л.с.
Скорость: не менее 35 узлов
Вооружение: 8 673-мм торпедных аппарата - общий боекомплект - 50 ракет Harpoon, Tomahawk и торпед Mk.48 или до 100 мин
Экипаж: 12 офицеров и 121 матросов
Серия:
SSN-21 "Seawolf", Groton, Ct.
SSN-22 "Connecticut"
SSN-23 "Jimmy Carter"
[more=Читать дальше..]
Многоцелевые АПЛ типа Sea Wolf
Многоцелевые атомные подводные лодки типа Seawolf считаются самым дорогостоящим проектом в истории мирового подводного кораблестроения. Их разработка была начата в США в конце 1970-х годов, в самый разгар "холодной войны". Лодки этого типа предназначались для противоборства с новыми малошумными советскими лодками, в том числе и в сложных условиях арктических морей.
Закладка головной лодки SSN21 Seawolf состоялась в октябре 1989 г. на верфи Electric Boat фирмы General Dynamics. Всего планировалось построить 29 подводных лодок этого типа, каждая из которых оценивалась примерно в 2 млрд долларов. Конгресс США в принципе одобрил ассигнования на постройку серии ПЛА типа Seawolf, однако в связи с развалом СССР и окончанием "холодной войны" было принято решение сэкономить и ограничиться постройкой лишь трех лодок этого типа.
Многочисленные исследования, в ходе которых был выполнен огромный объем опытно-конструкторских работ, привели к созданию атомной подводной лодки с чрезвычайно низкими показателями шумности даже при движении со скоростью хода до 20 узлов.
От построенных ранее ПЛА типа Los Angeles подводные лодки типа Seawolf отличаются прежде всего следующими качествами:
повышенной скрытностью по всем основным физическим полям, в первую очередь акустической;
увеличенными скоростями полного, поискового и малошумного подводного хода;
совершенными средствами обнаружения целей, в том числе малошумных ПЛ в сложных гидрологических условиях;
большим числом и калибра ТА, а также увеличенным боезапасом торпед и КР;
наличием в составе вооружения специальных подводных аппаратов для преодоления минных заграждений, разведки, а также средств скрытной доставки и высадки десантников на подводных средствах движения.
В значительной степени это улучшение характеристик подводной лодки было достигнуто благодаря совершенной гидродинамической форме ее корпуса.
Соотношение длины корпуса к ширине доведено до 8, в то время как у лодок типа Los Angeles оно составляет 10, а диаметр корпуса принят таким же, как у ПЛАРБ типа Ohio. Это позволило улучшить внутреннюю компоновку вооружения, механизмов и оборудования, внедрить на многоцелевой ПЛА в большем объеме средства и мероприятия по акустической и противоударной защите, разместить ЯЭУ увеличенной мощности и с меньшей виброактивностью.
Корпус лодки изготовлен из высокопрочной стали. По длине он разделен двумя поперечными водонепроницаемыми переборками на три части (зоны). Носовая часть корпуса по высоте разделена стальными палубами. Здесь размещены ракетно-торпедное вооружение, посты управления кораблем, оружием и его техническими средствами, жилые и санитарно-бытовые помещения экипажа.
Как и у многих других ПЛА, среднюю часть корпуса занимает реакторный отсек, а в кормовой части размещены паротурбинная установка, вспомогательные механизмы ЯЭУ и электрооборудование.
Над носовой частью корпуса находится рубка, выполняющая в основном функции ограждения подъемно-мачтовых устройств. По примеру ПЛА типа Improved Los Angeles характерные для многих американских подводных лодок рубочные рули перенесены в район носовой оконечности. С учетом планируемого использования ПЛА типа Seawolf в Арктических районах рубка обладает повышенной прочностью.
Основу энергетической установки подводной лодки составляет вновь разработанный фирмой Westinghouse Electric Corp. водо-водяной ядерный реактор S6W с естественной циркуляцией теплоносителя на малошумных ходах и с уменьшенным количеством компонентов, что позволило снизить шумность лодки и увеличить срок ее службы до 30 лет.
Новинкой является и используемый на лодке движитель насосного типа - pump jet, отличающийся пониженным по сравнению с гребным винтом уровнем шумоизлучения.
Здесь следует отметить, что вопросом снижения шума при разработке лодки было уделено исключительно большое внимание. В ее конструкции реализованы многочисленные пассивные и активные средства акустической защиты, использованы специальные наружные и внутренние покрытия. Например, разработанная для лодки система активного обесшумливания излучает искусственные сигналы, компенсирующие собственное акустическое поле лодки, а также сигналы, имитирующие естественный шумовой фон океана. Более того, для ограничения шумоизлучения в процессе эксплуатации лодки на ней оборудован пост наблюдения, контроля и управления шумностью, отслеживающий источники шума ПЛ, управляющий обнаружением и подавлением так называемых добавочных шумов, превышающих установленные нормы. Операторы поста управляют параметрами шумового (акустического) портрета ПЛ в целях дезинформации противника. Информация для системы наблюдения, контроля и управления шумностью поступает от 600 датчиков, установленных на ПЛ.
Благодаря принятым мерам, при скорости хода 15 узлов уровень шумности ПЛА Seawolf меньше, чем у ПЛА Los Angeles, стоящей у причала!
Вооружение ПЛА типа Seawolf существенно усилено по сравнению с лодками типа Los Angeles. На них установлены 8 торпедных аппаратов увеличенного до 660 мм калибра. Стрельба из этих аппаратов может вестись как усовершенствованными торпедами Mk 48 ADCAP, так и крылатыми ракетами Tomahawk последних модификаций, предназначенных для поражения наземных объектов (модификации TLAM-N, TLAM-C Block III) и кораблей и судов противника (модификация TASM). Взамен торпед и крылатых ракет лодка может принять на борт до 100 мин, постановка которых осуществляется также через торпедные аппараты. Заряжание торпед и крылатых ракет в торпедные аппараты выполняется при помощи гидравлических систем. Весь процесс от заряжания торпедных аппаратов до предстартовой подготовки и стрельбы, а также послестрельбовые операции обеспечиваются с помощью АСУ боекомплектом и оружием Mk 2 FCS. Все операции отображаются на специальном стационарном и переносном дисплеях.
АСУ Mk2 FCS и многие другие электронные системы контроля и управления интегрированы в автоматизированную систему боевого управления AN/BSY-2, одним из важнейших компонентов которой является гидроакустический комплекс AN/BQQ-5D. Освещение воздушной обстановки осуществляется с помощью РЛС BPS-16.
По мнению американских специалистов, в целом ПЛА типа Seawolf обладают примерно в 2,8 раза большей эффективностью, чем ПЛА типа Improved Los Angeles. В качестве недостатка указывается отсутствие установки вертикального пуска крылатых ракет Tomahawk, вследствие чего с этих лодок может быть произведен лишь 6-8-ракетный залп (6 ракет - в случае, если в двух торпедных аппаратах находится оружие, необходимое для самообороны лодки). Как указывалось выше, чрезмерно высокой является и стоимость постройки лодки. Причем если стоимость первых двух лодок оценивалась в 2,0-2,5 млрд долларов, то введенная в строй в 2004 году по измененному проекту ПЛА SSN-23 Jimmy Carter обошлась американским налогоплательщикам в 3,5 млрд долларов. На лодке установлено оборудование, предназначенное для выполнения специальных задач, таких как поиск предметов на грунте, подводно-технические работы, исследования в интересах ВМС США.
Впрочем, некоторые специальные задачи могут выполнять и другие подводные лодки типа Seawolf. Для этого они могут принять на борт необитаемый подводный аппарат UUVs, съемный палубный контейнер для десантно-высадочных средств DDS, подводные средства движения десантников- легководолазов ASDS и шлюзовую камеру на 9 легководолазов.
[/more]