ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АТОМНЫХ МНОГОЦЕЛЕВЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ВМС ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ [more=Читать дальше..]
Соединенные Штаты Америки, обладающие мощным атомным подводным флотом, и в дальнейшем предполагают поддерживать на уровне, обеспечивающем <защиту национальных интересов от любых существующих и возможных угроз>. До 2020 года намечается построить 30 ПЛА нового проекта NSSN. Планируемые темпы строительства и замены лодок устаревших проектов позволят поддерживать количественный состав ПЛА в ВМС США на уровне 50 единиц и обеспечат сохранение индустриальной базы атомного подводного кораблестроения. Общая стоимость программы строительства NSSN достигнет 64 млрд.долларов. В 1997 году две ведущие кораблестроительные компании - <Дженерал дайнэмикс/Электрик боут дивижн> (г. Гротон, штат Коннектикут) и <Ньюпорт-Ныюс шипбилдинг> (г. Ньюпорт-Ньюс, Вирджиния) получили заказ, оцениваемый 4,2 млрд долларов, на строительство первых четырех лодок нового проекта (головная получила наименование <Вирджиния>).
Предшественницей NSSN являются ПЛА типа <Сивулф> - самый дорогостоящий проект в истории подводного кораблестроения, разработка которого началась еще в конце 70-х годов. Эти лодки были предназначены для противоборства с малошумными советскими ПЛ, в том числе в сложных условиях арктических морей. Результатом многолетних усилий разработчиков стал проект ПЛА с чрезвычайно низкими показателями шумности даже при движении со скоростью хода до 20 уз, оснащенной самыми современными образцами средств наблюдения и оружия, интегрированных в автоматизированную систему боевого управления (АСБУ) AN/BSY-2. Однако затраты на создание ПЛА <Сивулф> превзошли все самые пессимистичные прогнозы. Достаточно сказать, что строительство головной лодки продолжалось более восьми лет - с 1 989 по 1997 год, а ее стоимость превысила 2 млрд долларов.
В силу чрезвычайной дороговизны и сложности проекта он был пересмотрен и в связи с сокращением военных расходов из-за переоценки основных угроз национальной безопасности было принято решение ограничиться постройкой лишь трех ПЛА этого типа. Вторая лодка в серии - <Коннектикут> была введена в состав ВМС в декабре 1998 года. Строительство третьей ПЛА <Джимми Картер> продолжается и, по прогнозам, будет завершено не ранее 2002 года.
Закономерно, что проект NSSN явился своего рода компромиссом между стоимостью и боевой эффективностью лодки. В ходе его разработки была сделана попытка сохранить высокие боевые качества ПЛА <Сивудф> при снижении расходов не менее чем на 3 0 проц. Достижению этих целей в значительной степени способствовало широкое применение при проектировании коммерческих технологий и современных программных средств. В частности, проектирование корпуса ПЛА и компоновки основных корабельных систем конструкторами компании <Электрик боут дивижн> велось с учетом последнего достижения в области программных продуктов такого рода - пакета <трехмерного виртуального дизайна> (ENVISION).
Однако основной отличительной чертой ПЛА NSSN является ее многофункциональность, в наибольшей степени отвечающая новым условиям боевого применения американских ВМС. Сохраняя высокую эффективность в борьбе с атомными ПЛ противника в открытом океане, лодки этого типа призваны также решать широкий круг задач при действиях в составе объединенных оперативных формирований вооруженных сил США в районах региональных кризисов. Максимально приспособленные к действиям в условиях мелководья, они будут способны участвовать в нанесении массированных ракетныхударов по наземным целям противника, уничтожать его подводные лодки и надводные корабли, вести разведку, обеспечивать деятельность подводно-диверсионных подразделений и производить скрытные минные постановки. Предполагается, что при постройке каждой лодки акцент в сторону более эффективного выполнения ею тех или иных задач будет усиливаться за счет внесения незначительных изменений в конструкцию базового проекта.
Для ПЛА NSSN создан новый водо-водяной ядерный реактор S9G. Он работает на тепловыделяющих элементах, высокая энергоемкость которых обеспечивает их бесперебойное функционирование на протяжении всего жизненного цикла лодки, что исключает необходимость проведения чрезвычайно дорогих, трудоемких и опасных в радиационном отношении операций по перезарядке реактора (на современных ПЛА выполняются в среднем раз в десять лет).
При проектировании NSSN повышенное внимание уделялось проблемам максимального снижения уровней первичного и вторичного акустических нолей. Их решение значительно облегчалось благодаря использованию наработок, полученных в процессе реализации проекта <Сивулф>. В ходе работ над новым проектом ПЛА использовался комплекс конструктивных мероприятий по локальному обесшумливанию основных механизмов лодки, а также специальное двухслойное звукопоглощающее покрытие корпуса: внутренний слой обеспечивает снижение уровня излучений идущих изнутри корпуса, а внешний - поглощение сигналов гидроакустических станций противника. Снижению шумности ПЛА при движении на высоких скоростях способствует также применение водометного движителя (это конструктивное решение, заимствованное у английских кораблестроителей, в США впервые отрабатывалось на ПЛА <Сивулф>). Возможно, в силу финансовых ограничений на ПЛА NSSN нс будет внедряться система активного обесшумливания, которая, по некоторым данным, создавалась для <Сивулф>. Принцип действия данной системы заключается в излучении искусственных сигналов, компенсирующих собственное акустическое поле лодки, а также сигналов, имитирующих естественный шумовой фон океана.
Комплект радиоэлектронного вооружения, разрабатывавшийся группой компаний но главе с <Локхид - Мартин>, подразумевает три варианта исполнения (в зависимости от конкретного целевого предназначения ПЛА). Все радиоэлектронные системы будут интегрированы в перспективную АСБУ CCSM (Command and Control System Module), при разработке которой используется принцип открытой архитектуры и широко привлекаются коммерческие технологии. Доля последних в разработке аппаратного и программного обеспечения составляет соответственно 78 и 76 проц. Это позволяет снизить стоимости основных систем, в перспективе существенно упростит процесс модернизации радиоэлектронного вооружения ПЛА.
Заслуживает внимания высокий уровень унификации и стандартизации базовых элементов радиоэлектронных систем ПЛА, в разработке юторыхучаствовало до 100 подрядчиков. Основой АСБУ и большинства сопрягаемых с ней систем являются вычислительные модули AN/UYQ-70(V), выполненные на базе процессора 60VMB с тактовой частотой 100 МГц разработки фирмы <Хьюлетт Паккард>. Автоматизированные рабочие места операторов основньк контуров боевого управления, гидроакустического комплекса, средств связи, поста оптико-электронного наблюдения и других систем построены на базе унифицированной цветной консоли CCDC. Обмен данными по волоконно-оптическим линиям связи осуществляется путем использования стандартизированных протоколов сетевой технологии АТМ (Asynchronous Transfer Mode).
Предусмотрена полная совместимость АСБУ CCSM с перспективной АСУ флотского уровня JMCIS (Joint Maritime Command Information System), что должно обеспечить максимальную эффективность совместных действий ПЛА NSSN с другими подводными лодками, кораблями, авиацией и сухопутными подразделениями в составе объединенных оперативных формирований в передовых районах. Для эффективного применения устаревших модификаций крылатых ракет <Томахок> на ПЛА будет внедрена более совершенная система управления стрельбой- ATWCS (Advanced Tomahawk Weapon Control System).
Гидроакустический комплекс (ГАК) для NSSN создастся па базе самых современных технологий обработки сигналов. Утверждается, что вычислительные мощности акустических процессоров нового ГАК превышают суммарные показатели комплексов всех ПЛА, находящихся в настоящее время в боевом составе ВМС США. В состав комплекса войдут три ГАС: активно-пассивная с носовой сферической антенной, пассивная с бортовыми антенными решетками и высокочастотная миноискания, а также две гибкие протяженные буксируемые антенны- ТВ-16 и-29.
Комплекс средств оптико-электронного наблюдения для ПЛА NS SN разработан на принципиально новом качественном уровне, который обеспечивается за счет применения многофункциональной мачты перископа, не проникающей в прочный корпус. В отличие от оптического канала традиционного перископа, изображение от расположенной на мачте телекамеры передается внутрь подводной лодки на консоль оператора по волоконно-оптическому кабелю в цифровом виде. Использование волоконной оптики позволяет значительно уменьшить габариты головной части перископа, за счет чего на новой мачте, помимо телекамеры, дополнительно могут быть смонтированы датчик инфракрасного наблюдения, а также антенны таких радиоэлектронных устройств, как навигационная РЛС, станция радиоэлектронной разведки, станции космической и УКВ радиосвязи. Другими преимуществами новой технологии являются высвобождение пространства центрального поста за счет удаления громоздких оконечных оптических устройств, одновременный доступ к данным наблюдения большего числа людей и возможность прямого сопряжениия с АСБУ.
Приразработке проекта IUIANSSN большое внимание уделялось проблеме совершенствования средств самообороны. Для обнаружения атакующих торпед на предельных дистанциях создана гидроакустическая станция перехвата сигналов активных головок самонаведения AN/WLY-1. В конструкции ПЛА предусмотрено наличие 15 пусковых установок (14 внешних и одна внутренняя, перезаряжаемая) для выстреливаемых приборов помех. Возможно также вооружение ПЛА специальными миниторпедами для уничтожения обнаруженных атакующих торпед. Управление применением средств противоторпедной обороны будет осуществляться в автоматическом режиме. В процессе разработки находится, кроме того, зенитный ракетный комплекс, предназначенный для уничтожения низколетящих самолетов и вертолетов, а также быстроходных катеров противника.
ПЛА NSSN будут вооружены четырьмя торпедными аппаратами (ТА) и 12 установками вертикального пуска (УВП). Суммарный боекомплект лодки составит до 40 единиц оружия, в том числе крылатые ракеты <Томахок>, торпеды Mk-48 ADCAP, мины Mk-60 <Кэптор> и другие мины перспективных типов. В ТА могут быть загружены также дистанционно управляемые подводные противоминные аппараты LMRS. Для обеспечения деятельности ССО в конструкции ПЛА предусматривается наличие специального отсека для размещения подразделения боевых пловцов-диверсантов и шлюзовой камеры для их выхода за пределы лодки. Перспективное автономное средство доставки боевых пловцов ASDS будет крепиться к корпусу снаружи в районе расположения шлюзовой камеры.
В связи с тем, что при создании ПЛА NSSN имели место проблемы технического и финансового характера, в 1998 году в проект были внесены коррективы, предполагается снижение некоторых требований к ряду систем вооружения и техники. В частности, прекращена разработка гибкой протяженной буксируемой антенны ТВ-29 и предусмотрена ее замена менее дорогостоящим вариантом ТВ-29А. Кроме того, планируется использовать на ПЛА упрощенные варианты систем космической связи, разведки и гидроакустического противодействия.
Как уже упоминалось, строительство ПЛА NSSN будет вестись на основе широкой кооперации на верфях двух судостроительных компаний: <Электрик боут дивижн> будет выпускать модули реактора, центрального поста, а также еще семь функциональных секций для всех ПЛА, а <Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг> - рубку, кормовой отсек, жилой модуль, модуль вспомогательных механизмов и еще шесть секций. Окончательная сборка корпусов ПЛА, оснащение их дополнительным оборудованием, испытания и передача в состав ВМС будут производиться на этих же верфях: первого и третьего - в г. Гротон, второго и четвертого - в Ньюпорт-Ньюс.
Головную ПЛА <Вирджиния> планируется передать флоту в 2004 году, а три остальные - соответственно в 2005, 2006 и 2007-м. Порядок и темпы строительства последующих лодок пока еще окончательно не определены, однако, по мнению западных экспертов, после 2007 года для сохранения численности подводных сил США на уровне 50 единиц необходимо будет вводить в строй ежегодно три NSSN, что потребует коренного пересмотра методов финансирования их строительства. В противном случае начиная с 2014 года темпы вывода из боевого состава ПЛА типа <Лос-Анджелес> превысят темпы ввода в строй новых лодок.
В 1998 году научный комитет при министерстве обороны США обнародовал результаты предварительных исследований по выработке требований к перспективной ПЛА, которая последует за NSSN. Как отмечали представители Пентагона, при разработке нового проекта основное внимание должно быть обращено на создание более совершенных средств освещения обстановки, увеличение боекомплекта и широкое применение необитаемых подводных аппаратов различного назначения. Вместе с тем ранее при разработке ПЛА приоритет отдавался созданию максимально малошумных систем движения. Все это свидетельствует о том, что в данной области Соединенные Штаты уже обеспечили себе достаточный технологический отрыв от основных конкурентов и стараются закрепить успех за счет достижений в других областях подводного кораблестроения.
http://commi.narod.ru/txt/2000/0510.htm[/more]
Churchill Цитата: Все твои простыни - устарели, как яйца Дропа!
Мы с
dropоп ждем на твою "умнотыю" . Специально для тебя и тему создал с морской тематики.