А вот и начинают капать первые
рецензии...
Конец сказки "За Фродо!" (Арагорн). "Возвращение короля" чертовски трудно рассматривать в отрыве от первых двух частей "Властелина колец". Финальная глава этой саги вставляет почище "Братства кольца" и "Двух крепостей", однако чего еще было ждать от финала? Питер Джексон доказал даже самым отъявленным скептикам (или хотя бы большей их части), что попал на пост "экранизатора" великой саги более чем заслуженно — мало кто смог бы настолько умело, грациозно и филигранно пройти по лезвию пафоса и эпичности, без которых "Властелин колец" немыслим, и не свалиться в пучину надуманности и неискренности. Поставить настолько жирную, уверенную точку в этом повествовании не каждому дано.
Но как ни крути, а сравнивать "Возвращение короля" с предшественниками (позволю себе этот вольный жест, разделю неделимую в принципе трилогию на отдельные составляющие) придется — да и ничего страшного-странного в этом, по сути дела, нет. По окончанию сеанса в голове окончательно оформляется мысль, что Джексон сотоварищи вложились в финал так, как даже и не думали вкладываться в первые две части. Что, дай умельцам волю, — перекроили бы "Братство кольца" и "Две крепости", вложив немного больше души там, усилив актерскую игру сям, значительно сильнее потратившись на спецэффекты и музыкальное оформление. Очень уж пронзительной получилась картина — пронзительной во всех своих проявлениях.
Только для наших глаз То, что "Возвращение короля" окажется красивым, мог предсказать даже человек с напрочь атрофированным чувством предвидения. Однако вряд ли кто-то, помимо самых закоренелых фанатов, великих мечтателей и потенциальных нострадамусов, осмеливался рассчитывать на такое.
Фильм не просто красив — он ослепителен. Многие кадры фиксируются, пусть это и прозвучит избито, непосредственно на сетчатке глаз — такой вот убийственной силы художественный эффект. Пленку "Возвращения короля" можно бесстрашно порезать на отдельные слайды, сдать в проявку и понаделать невообразимое количество плакатов, картин, портретов, книжных обложек и самых банальных фотографий. "Вот-вот, взгляните сюда. Это Арагорн и призраки. Атакуют! Красота! Блеск! А это слоники. Аналогично! А это я в Испании, наслаждаюсь корридой. Впрочем… Давайте-ка еще раз слоников, а?"
Художественная часть "Возвращения короля" решительно гениальна. Мрачный, багрово-черный Мордор, белокаменный Минас-Тирит, ослепительно-зеленый Шир — такое не забывается. Последние полчаса, когда основное повествование уже закончено, и Джексон выдает одну "концовку" за другой, от экрана вообще невозможно оторвать глаз (как будто это получалось раньше!) — бесконечная зелень хоббитских земель и неописуемо красивая сцена прощания Фродо и Бильбо с друзьями завораживает. Чем-то похоже на сеанс гипноза, но столь искусно проведенный и доставляющий такое эстетическое наслаждение, что мало кто захочет от него отказаться.
Кто-то, разумеется, завидев все это, сморщит нос, сплюнет на пол и закатит глаза. Что ж, каждому своя красота.
Как родные Но оставим на мгновение визуальную ипостась "Возвращения короля" — поверьте, передать ее словами крайне сложно, практически нереально. Невообразимо радует то, что на полную катушку выложились не только художники, но и актеры — все до единого. Плохую или хотя бы посредственную игру приходится искать с лупой — да и то безуспешно. Отдельные сцены разят наповал — плачущий от бессильной обиды Сэм, злобное лицо Фродо, которым окончательно завладело Кольцо, слезы радости на глазах Арвен, наконец-то встретившейся с Арагорном, скорбящая Эовин, произносящий "Ты хотел, чтобы на месте Боромира оказался я" Фарамир, речь Тэодэна… Многие, многие сцены.
От актеров исходит такая энергия, что с легкостью пробивает даже коросту российской озвучки — вполне приличной по обычным меркам, но напрочь не подходящей для фильма масштабов "Властелина колец", когда малейшая фальшивая нотка способная вызвать смешки по залу. Герои могут говорить какими угодно заурядными голосами, но где-то по дороге в мозг звук тесно переплетаются с картинкой и производит единственно правильный эффект. Нет здесь фальши, нет. Да и не было никогда.
Сеча От фильма к фильму Питер Джексон определенно учился не только обращению со своими актерами, но и многому другому. От дерганой камеры "Братства кольца" осталось лишь жалкое воспоминание в одном из первых поединков. Остальные батальные сцены: локальные, глобальные… любые — сняты очень профессионально, без лишней суеты, нервотрепки и насилия над зрителями. Гнездившаяся было в голове мысль о том, что машущий посохом и мечом Гэндальф будет выглядеть слегка неадекватно, растворяется без следа: так ей, убогой — в бою Митрандир великолепен и внушителен. Сэм, язвящий мечом страхолюдную паучиху Шелоб, производит впечатление именно такого хоббита, который способен порешить проклятую гигантскую тварь, несмотря на собственные размеры. Подобный эффект дорогого стоит.
А о масштабных баталиях вообще можно говорить часами. Схватки, подобной битве на Пеленноррской равнине, еще не было в истории кинематографа по накалу, драйву и эпичности — и не совсем ясно, будет ли в ближайшее время. Зрителей начинает вжимать в кресла еще до того, как роханцы сталкиваются с орками и прочим отребьем Саурона — очень уж внушительно несутся конники на врагов, да и музыка исключительно соответствует моменту (в "Возвращении короля", к слову, Говард Шор наконец-то показал все, на что способен: звуковая дорожка объемна, красочна и многогранна, разительно отличаясь от саундтрека тех же "Двух крепостей").
И когда битва разгорается в полную силу, зрителей уже не выгнать из кинотеатров даже истошными воплями "Пожар! Бомба!! Третья мировая!!!" На экране разворачивается яростное, безудержное действие — огромные мумаки топчут людей, люди чудовищными усилиями валят зверюг на землю, летающие твари с назгулами вихрем проносятся над землей, поднимая всадников в воздух и роняя их обратно, люди толпами валят орков (не без ответных любезностей), орки падают под натиском армии призраков — повсюду смерть, разрушение, pure adrenalin. Говорить в подобной ситуации о спецэффектах как-то не с руки, но и без этого не обойтись. С CG-графикой в "Возвращении короля" все в полном порядке, причем сильнее всего Weta Digital поигрывает мускулами именно в сценах сражений.
Очень важно А если честно, "Возвращение короля" — чрезвычайно трудный объект для детального разбора по кусочкам. Можно сколько угодно твердить об актерской игре, эпичности, музыке, батальных сценах и спецэффектах, но так и не сказать главного.
Важнее всего то, что у фильма есть душа. Настоящая, живая, бессмертная. Кому-то она покажется китайской подделкой, кто-то ее попросту не заметит, обратив все внимание на сногсшибательно красивую оболочку, однако душа при этом никуда не испарится, не вылетит из бренного тела, не отправится в голливудское чистилище.
Душа — это когда на вопрос "Ну как?" хочется промолчать так выразительно, чтобы вопрошающий без лишних слов побежал за билетами. Душа — это когда волнуешься и даже перед повторным просмотром. Душа — это когда радуешься, что сказка получилась такой сказочной, но печалишься, что она все-таки подошла к концу.