AdreNaliN Цитата: давно уж известно - пи$дить не мешки ворочать
Израильские потери – общий анализ Вначале – цитата из статьи «МиГ-23 в Ливане» (сайт airwar.ru). Я ссылаюсь на статьи из этого сайта, т.к. они находится в сети (см. «Источники»); этот же материал есть и в книгах В. Е. Ильина, например «Истребители третьего поколения» (стр. 127-130) или «Боевая авиация зарубежных стран» (стр. 329):
В целом, истребители ВВС Сирии в ходе активных боевых действий с 6 по 12 июня 1982 г. уничтожили в воздушных боях 42 израильских самолета (в том числе, как минимум, пять F-15A и шесть F-16A), а также один ДПЛА, потеряв при этом четыре МиГ-23МС, шесть МиГ-23МФ, 26 МиГ-21бис и 11 МиГ-21МФ. Кроме того, израильским истребителям F-16A удалось уничтожить семь Су-22М и несколько МиГ-23БН.
Сразу замечу, что по-видимому все эти цифры – потери, признанные не сирийцами, а оценки советских военных специалистов, находившихся в Сирии в тот период. Так, в книге «История ВВС Израиля» (стр. 254) сказано, что 10.06.82 сирийцы признали потерю 7 своих самолётов, а советские специалисты привели цифру 22. Поскольку советские специалисты не заинтересованы завышать потери союзника, можно считать, что эти данные гораздо ближе к истине, чем собственные цифры сирийцев.
Итак, советские советники признали потерю в воздухе 47 перехватчиков и фронтовых истребителей, 7 истребителей-бомбардировщиков Су-22М и «нескольких» истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН. Сколько же было МиГ-23БН? Ответ мы находим у того же Ильина, в книге «Многоцелевые истребители зарубежных стран» (стр. 22). Там перечислены те же 47 МиГ-23МС/МФ и МиГ-21бис/МФ, а далее сказано: «Кроме того, израильским истребителям F-16A удалось уничтожить семь истребителей-бомбардировщиков Су-22М и 14 МиГ-23БН». Правда, в других книгах Ильина цифры меняются. Так, в «Звёзды четвёртого поколения» говорится (стр. 184, 190) о том, что всего было потеряно 14 МиГ-23БН, из них только 9 сбили F-16. Но кто сбил оставшиеся 5 остаётся неясно. Потерю 2 МиГ-23БН (10.06.82) списывают на ЗСУ «Вулкан» (стр. 178), хотя реально в тот день «Вулкан» сбили только 1 МиГ-23. Но была ещё и невыясненная победа TCM-20, так что допустим, 2 МиГ-23БН были сбиты зенитным огнём. Оставшиеся 12 стали жертвой истребителей (как F-16, так и F-15). Получается, советские советники признают потерю 6-12 июня (а точнее, 7-11 июня) в воздушных боях и в перехватах 66 самолётов (47+7+12).
Но и это ещё не всё. Были ещё и вертолёты – 10 июня 3 Ми-8 сбиты F-16 («МиГ-23 на Ближнем Востоке»; «Звёзды четвёртого поколения», стр. 175; «Многоцелевые истребители зарубежных стран», стр. 20-21). Израильские источники ничего не сообщают о сбитых в июне 1982 г. Ми-8, зато среди сирийских потерь называют вертолёты «Газель» (в т.ч. 2 сбиты истребителями, 10 и 11 июня). Таким образом, в воздушных боях и перехватах были сбиты не менее 68 (66+2) сирийских ЛА. Отличие этой цифры от израильской (82) – уже совсем небольшое.
Были и потери сирийцев от огня ПВО и СВ Израиля. В одном из российских источников указывается цифра 20. Т.е. сирийские потери подтверждены советскими специалистами практически идеально, правда часть самолётов «списана» на ПВО (как уже было сказано выше, Израиль сообщил о 7 ЛА, сбитых с земли, т.е. огнём ПВО и сухопутных войск).
По книге «История ВВС Израиля» (стр. 254) советские специалисты оценивают общие потери ВВС Сирии в 67 самолётов, из которых только 47 сбиты в воздушных боях (но, как мы уже видели, почти все остальные тоже были сбиты в воздухе, в ходе перехватов; кроме того, точная цифра не 67, а 68: 47+7+14). Сюда включены и потери самолётов от огня ПВО, но не включены вертолёты. Таким образом, и в данном случае цифра потерь очень близка к израильской, хоть и не так идеально, как указано выше.
Кстати, а почему 47 самолётов отделены от прочих 19 (предполагая, что ещё 2 МиГ-23БН сбиты огнём ПВО)? Наверное потому, что первые – перехватчики и фронтовые истребители, т.е. специализированные самолёты воздушного боя, вторые – истребители-бомбардировщики, воздушный бой для которых является лишь вынужденной самозащитой и шансы на победу в нём у них изначально невелики. Казалось бы, деление оправданно. Однако, когда говорят о «победах в воздушных боях» на самом деле всегда имеют в виду «уничтожение воздушных целей огнём воздух-воздух», т.е. как в воздушных боях, так и в перехватах. Хороший пример этому - цифра заявленных сирийских побед: 42 (в т.ч. не менее 5 F-15A и 6 F-16A), а также 1 БПЛА. Т.е. до 31 самолёта – это штурмовики «Скайхок» и истребители-бомбардировщики «Кфир» и «Фантом». Их то почему-то в отдельную категорию не отделяли. Даже «Скайхоки». Странная непоследовательность, уже сама по себе подрывающая доверие к данным российских источников. Кроме того, и истребитель-бомбардировщик может постоять за себя. На то он и «истребитель». В книге «Звёзды четвёртого поколения» (стр. 182) рассказывается, как 10.06.82 лётчик МиГ-23БН зашёл в хвост F-16 и нажал гашетку пушки, но та не выстрелила (т.к. «АЗС «оружие» включён не был»).
Итак, израильские источники называют сирийские потери довольно точно, а вот свои почему-то нагло утаивают. Причём не на отдельные проценты, и даже не на порядок: 0 против 42 (или 2:70 за июнь-июль, если вспомнить потери от огня сирийской ПВО – «Кфир» 13.06.82 и «Фантом» 24.07.82).
Вновь обратимся к статье «МиГ-23 в Ливане»:
Из опубликованных на Земле обетованной данных следовало, что израильские ВВС в воздушных боях над Ливаном записали в свой актив 102 сбитых сирийских самолета и потеряли при этом всего одну свою машину, уничтоженную огнем с земли. Американские информационные агентства практически полностью повторили эти, мягко говоря, неточные сведения и разнесли их по всему миру. В подходе к освещению конфликта израильскими СМИ нет ничего удивительного - война есть война, и в конце концов каждый историк знает, что сообщения "Совинформбюро", германского министерства пропаганды или сводки американского командования - малоподходящие источники для изучения хода второй мировой. Однако США сумели использовать свою самую мощную в мире пропагандистскую машину для дискредитации авиационной промышленности СССР, а также продвижения на мировой рынок своей авиационной техники, в частности, F-16, которым создавалась репутация "убийц МиГов".
...
Робкие попытки советских властей через агентство ТАСС опровергнуть израильскую версию боев в Ливане и "спасти лицо" отечественного авиапрома оказались запоздалыми и неумелыми. Заявление ТАСС от 15 августа 1982 г. о том, что "в ходе боевых действий над долиной Бекаа сирийскими вооруженными силами было уничтожено около 70 израильских самолетов, в том числе и машины новейших типов", осталось практически незамеченным ни за рубежом, ни в СССР.
Итак, «Совинформбюро», ведомство Гебельса и даже американское командование лживо. Ну и конечно израильские СМИ. А ТАСС – образец честности?
Выше я показал, что заявленные Израилем победы полностью или почти полностью подтверждаются (а упоминаемая выше цифра 102, а точнее 103, включает 21 победу до июня 1982 г.). Теперь приведу ряд доводов, опровергающих заявление ТАСС по израильским потерям.
Наиболее подробно в российской литературе рассмотрены действия над Ливаном эскадрильи маловысотных истребителей-перехватчиков МиГ-23МФ. За 6 дней (6-11.6.82) эта эскадрилья выполнила 52 боевых вылета (6 тройками и 17 парами), провела 7 воздушных боёв и сбила 5 израильских самолётов (плюс БПЛА), потеряв 6 своих (2 лётчика погибли, 4 катапультировались). Вот список результативных боёв из этих 7 (по статье «МиГ-23 на Ближнем Востоке»):
* 06.06.82 - МиГ-23МФ перехватили BQM-34, один (лётчик - капитан Закария) сбил его УР Р-23 с 11 км. Затем им удалось уйти от атаки израильских F-15A, наводившихся с Е-2С «Хокай». Ещё 2 попытки перехватить «Файерби» с дистанций 16-18 км не удались.
* 07.06.82 – 3 МиГ-23МФ (лётчики Халляк, Саид, Мерза) атакуют группу F-16A. Капитан Мерза обнаружил противника на дальности 23 км и сбил ракетами Р-23 два F-16 (один с 9 км, другой с 7 км), однако затем сам был сбит ракетой и катапультировался.
* 08.06.82 – 2 МиГ-23МФ вновь встретились с F-16. Майор Хау обнаружил цель на дальности 21 км и сбил её с 7 км УР Р-23, однако сам был сбит УР «Сайдвиндер» с другого F-16.
* 09.06.82 – 2 МиГ-23МФ (лётчики Диб и Саид) атаковали группу F-16. Диб сбил F-16 с 6 км УР Р-23, но сам был сбит, скорее всего УР «Сайдвиндер». Другая пара МиГ-23МФ (лётчики Нахаз и Зено) вновь встретила F-16. Нахаз обнаружил цель (F-16) на 9 км и сбил его с 5 км, однако ввязался в маневренный воздушный бой и был сбит израильской ракетой.
А вот описание боёв фронтовых истребителей МиГ-23МС (по той же статье):
* 09.06.82 - открыли счёт и МиГ-23МС. Два МиГ-23МС (лётчики Томи и Али) сбили УР Р-3С и Р-13М один F-4E, но затем сами были сбиты (скорее всего с F-15).
* 11.06.82 – 2 МиГ-23МС (лётчики Хейрат и Заби) сбили УР Р-3С и Р-13М один F-4E, но затем сами были сбиты (оба пилота удачно катапультировались).
Итак, 6 июня МиГ-23МФ сбили израильский БПЛА, что признано и Израилем. После этого они уклонились от атаки F-15, даже Е-2С «Хоккай» израильтянам не помог. Далее наблюдаем одну и ту же картину: «он сбил – его сбили». А если самолёт сбит – значит нет бортовых записей, подтверждающих, что он сам что-то сбил (из всех описаний здесь боёв на такие записи ссылаются только 29.07.81, когда МиГ-25П якобы сбил F-15 – подробно рассмотрено выше). А ведь записи объективного контроля многое могли бы рассказать. Вот описание неудачного перехвата F-16 сирийским МиГ-23МФ, вооружённым Р-23Р (статья «МиГ-23 в Ливане»):
Так, один из сирийских летчиков привез из боя превосходное изображение F-16, запечатленное на пленке кинофотопулемета, тогда как сам израильский истребитель отделался лишь испугом: сириец не успел правильно изготовить оружие к пуску и ракета ушла "в молоко".
Второй аргумент: где обломки десятков израильских самолётов? То, что есть в сирийских музеях – это остатки «Фантомов» и «Скайхоков», сбитых в 1973 г. Конечно, можно сказать, что часть сбитых израильских самолётов падало на территорию, контролируемую Израилем, или в море. Но большинство воздушных боёв происходило над долиной Бекаа, довольно далеко от моря, над территорией, под сирийским контролем (в т.ч. и после прекращения огня). Тем не менее, обломки так и не представлены.
Мне могут ответить – а где данные израильского объективного контроля, где обломки сирийских самолётов? На это я отвечу, что во-первых кое-что публиковалось, а кое-что даже летало в Израиле (не зря я выше рассказывал о 2 трофейных «Газелях»). Во-вторых, в данном случае израильские доказательства не важны: сирийцы (точнее, советские военные специалисты в Сирии) сами признают потерю практически того же числа самолётов, о котором заявил Израиль. А когда речь идёт о разнице в несколько машин – фотографии и обломки ничего не дадут в вопросе установления точного числа сбитых ЛА. Разве что будут предоставлены бортовые записи всех участвовавших в боях израильских самолётов.
Третий аргумент: характер «приписок». Российские источники признают все победы F-15, но не верят в победы F-16. Вот ещё одна цитата из статьи «МиГ-23 на Ближнем Востоке»:
Интересно отметить, что, в отличие от "рекламных игр" Дженерал Дайнэмикс, фирма Макдоннелл-Дуглас - поставщик самолета F-15 - всегда сообщала достаточно достоверную информацию о своих самолетах. Поэтому оценки боевых возможностей "Игла", сделанные авиационными специалистами до конфликта 1982 г., в ходе боевых действий практически полностью подтвердились. Эта фирма проявила добросовестность и в информировании об итогах боевого применения своей машины, сообщив, что в период с 1979 по 1982 г. самолеты F-15A ВВС Израиля сбили 56,5 сирийских истребителей (один МиГ-21 "Игл" поделил с "Кфиром"). Это "с точностью до самолета" согласуется с сирийскими данными. В то же время объявленные фирмой Дженерал Дайнэмикс 45 побед своей машины над МиГами совершены, в подавляющем большинстве, лишь на бумаге.
Т.е. по их мнению «приписки» делались в пользу F-16. Но почему тогда Израиль ничего не приписал на счёт «Кфир» (ведь Дженерал Дайнэмикс делала заявление по израильским данным)? «Кфир» – самолёт израильского производства, в те годы он обладал немалым экспортным потенциалом (хотя его поставка за рубеж и требовала получения разрешения от США, т.к. на самолёте был установлен американский двигатель). Да и просто престижно. Конечно, в 1982 г. «Кфиры» уже не участвовали в воздушных боях, но если речь идёт о приписках – можно было бы сказать, что участвовали. Но нет, так и остался «Кфир» с одной победой (27.06.79).
Четвёртый аргумент: несоответствие якобы успешных («почти на равных») действий сирийской авиации и дальнейшего развития событий. Посмотрим книгу «СССР в локальных войнах». Солидное издание, под редакцией академика РАЕН генерал-майора В.А. Золотарёва. Цитирую (стр. 208):
По сведениям официального Дамаска, с 6 по 11 июня сирийские лётчики только на самолётах МиГ-23 выполнили 52 самолёто-вылета и провели 7 воздушных боёв. Было сбито 6 самолётов противника и потеряно 6 своих, 12 сирийских лётчиков погибли, 4 катапультировались.
Речь тут снова идёт только об одной эскадрилье – МиГ-23МФ. Погибших лётчиков стало, правда, 12, но это – явная опечатка (их 2), не будем придираться. То, что один из 6 самолётов БПЛА – не упоминается. Никаких других сведений из сирийских источников не приводится. Так что у читателя создаётся впечатление, что борьба шла на равных.
Стоит отдать должное, на этой же странице есть данные и по израильским источникам (причём указывается, что с ними соглашаются и западные эксперты): Сирия потеряла около 90 самолётов в первые дни боевых действий, Израиль – 1 самолёт и 2 вертолёта. Эти данные никак не комментируются, в лживости не обвиняются и ссылок на заявление ТАСС (ну и тем более текста самого заявления) в книге нет.
Но далее (стр. 210-211) идёт самое интересное: в октябре 1982 г. в Москву прибывает Хафез Асад. После этого в Сирию для защиты её воздушного пространства от возможных налётов израильтян направляются 3 советских зенитно-ракетных полка дальнего действия (в частности, 220-й и 231-й), вооружённые ЗРК С-200 (SA-5 Gammon), баллистические ракеты «Точка» (SS-21 Scarab), 1 технический полк, вертолётный отряд РЭБ и наземные части РЭБ – всего около 8,000 человек. Эти войска начали прибывать в Сирию с 10 января 1983 г.
Спрашивается – если борьба в Ливане шла практически на равных, к чему отправка этих частей? Подкинуть сирийцам оружия для возмещения потерь – они и своими силами справятся. К тому же, технику подкинули: по статьям «МиГ-23 в Ливане» и «МиГ-23 на Ближнем Востоке» уже в августе 1982 г. СССР приняло решение поставить в Сирию новую партию военной техники, «в том числе 50 истребителей МиГ-23МЛ с УР Р-24, перехватчиков МиГ-25ПД, а также боеприпасов объемного взрыва и бомб повышенной мощности, которыми вооружались истребители-бомбардировщики МиГ-23БH и Су-22М» . Кстати, МиГ-23МЛ попали в Сирию на несколько лет раньше, чем даже ближайшим союзникам СССР по Варшавскому договору.
Пятый аргумент: погибшие и пленённые израильские лётчики. Опыт показывает, что если самолёт сбит, велика вероятность, что лётчик погибнет или попадёт в плен. Например, в 1973 г. в ВВС Израиля было 4 эскадрильи «Фантомов». Самые тяжёлые потери понесла 201-я эскадрилья («Первая») – 14 самолётов. Из 28 лётчиков и штурманов 7 погибли, 14 попали в плен.
По израильским источникам с пленными всё ясно – в сирийский плен в 1982 г. попал только лётчик «Фантома», сбитого 24.07.82 (а также тело штурмана этого самолёта). А вот в российских источниках встречаются просто замечательные истории. Выше был описан бой капитана Мерза (07.06.82). На МиГ-23МФ он якобы сбил 2 F-16, но затем сам был сбит и катапультировался. Далее сообщается («Звёзды четвёртого поколения», стр. 173-174; примерно тоже сказано в «Истребители третьего поколения», стр. 121):
Израильские средства массовой информации подтвердили факт уничтожения «МиГа», скромно умолчав о своих потерях. Однако бравый Мерза (по национальности - цыган) прибыл в свою часть не с пустыми руками: вместе с парашютом (материальная ценность!) он привёз с собой и пленного лётчика одного из сбитых им «Файтинг Фалконов».
Интересно, куда испарился этот пленный? И кто выдумал эту историю – сирийцы или лично Ильин В.Е.?
Ещё одна история, связанная с израильскими пленными – из книги «История ВВС Израиля» (стр. 246). Относится она к воздушному бою 27.06.79:
Сирийцы подтвердили потерю четырёх самолётов и заявили о двух сбитых машинах противника. Палестинцы в подтверждение этого сообщения тоже обнародовали информацию о пленении ими пилота израильского сбитого самолёта.
Понятно дело, развития эта информация не имела. Следы «пилота израильского сбитого самолёта» бесследно исчезают...
Другая басня состоит в том, что лётчики поголовно дотягивали до моря и катапультировались только над ним, а затем подбирались вертолётами ВВС или катерами ВМС Израиля. Такое развитие событий – идеал, обычно недостижимый. Часто самолёт просто разваливается в воздухе или полностью теряет управление сразу после поражения его ракетой (особенно когда речь идёт о ЗУР средней и большой дальности, или же о УР «воздух-воздух» средней дальности, такой как Р-23). Нередко к потере управления ведёт и поражение ЛА лёгкими ЗУР, ракетами «воздух-воздух» малой дальности и огнём зенитной артиллерии.
Что касается убитых, то где же они? Любому, знакомому с израильской действительностью, известно, какие усилия затрачиваются на поиск пропавших без вести солдат или на освобождение попавших в плен (включая и захваченные противником тела погибших). Вариант умалчивания гибели, тайных похорон или «задержка» погибших, с позднейшим их списанием на катастрофы в учебных вылетах, в Израиле абсолютно невозможен. И даже если предположить, что такое имело место в 1982 г., к 2005 г. всё давно бы стало известно.
И, наконец, а почему собственно победа ВВС Израиля с «сухим счётом» в воздушных боях и с «почти сухим» в противостоянии с системой ПВО вызывает такое удивление? Разберём отдельно вопросы истребительной авиации и системы ПВО Сирии
Анализ потерь в воздушных боях - продолжение Истребители F-15 и F-16 – самолёты 4-го поколения. Именно они провели практически все бои и сбили почти все самолёты противника (как уже отмечалось, в 1979-1985 г.г. у «Фантома» и «Кфира» - всего по одной победе). Им противостояли самолёты 3-го (МиГ-23, МиГ-25 и Су-22М) и 2-го (МиГ-21) поколений.
Но может быть, модернизированные истребители 2-го и 3-го поколения могут противостоять истребителям 4-го поколения? Если не на равных, то хотя бы достойно? В приведенных мной российских источниках есть много сравнений МиГ-23 (модели МФ, а также более современных МЛ и МЛД, прибывших в Сирию с осени 1982 г.) с F-15 и F-16, призванных убедить читателя в такой возможности. Причём в качестве одного из главных доказательств приводится именно успех МиГ-21 и МиГ-23 в борьбе с авиацией Израиля.
Можно долго спорить по этому поводу. Но допустим, МиГ-23МФ (и уж конечно же МиГ-23МЛ/МЛД) действительно так хорош, как его описывают. И в июне 1982 г. МиГ-23МФ действительно сбили 5 F-16 (не считая БПЛА). Тогда получается, из 42 (без БПЛА) заявленных побед в воздушных боях, 37 сбили МиГ-21 и МиГ-23МС. А поскольку число побед МиГ-23МС тоже известно (2 «Фантома»), выходит, что 35 самолётов сбили МиГ-21.
В статье «МиГ-23 на Ближнем Востоке» о победах МиГ-21 в июне 1982 г. сообщается следующее:
* 8 июня – 2 А-4 «Скайхок»;
* 9 июня – 2 F-15 и «Кфир»;
* 10 июня – 10 самолётов, включая «как минимум» 3 F-15 и 1 F-16;
* 11 июня – 2 «Фантома».
Почему-то только 17 самолётов - менее половины. Ну да ладно, допустим у автора статьи просто не хватало точной информации. Итак, МиГ-21 сбили 35 самолётов, включая 5 F-15 и 1 F-16. Странно, что в российской печати МиГ-21 с F-15 не сравнивают и всё внимание уделяют МиГ-23. А ведь достижения МиГ-21 (даже с учётом его потерь) впечатляют.
Важно отметить, что сражение в воздухе не сводится лишь к противостоянию самолётов. Это - борьба ВВС как систем. А тут Израиль превосходил Сирию во всех отношениях. Цитата из статьи «МиГ-23 на Ближнем Востоке»:
Некоторый перевес в воздушных боях в пользу Израиля можно объяснить, кроме разницы в боевых возможностях авиационной техники, более широким использованием самолетов ДРЛО и РЭБ, лучше отработанной тактикой боевого применения истребительной авиации, а также более высокой летной и тактической подготовкой израильских летчиков-истребителей.
С лётчиками понятно. А вот «более широкое» использование самолётов ДРЛО и РЭБ наверное подразумевает, что такие самолёты были и у сирийцев, только те использовали их «менее широко»? Но нет, подобных самолётов у Сирии не было, да и по всем вопросам РЭБ Сирия значительно уступала Израилю. Не случайно после войны кроме ЗРК С-200 СССР перебросил в Сирию части РЭБ.
Ещё одна цитата, из статьи «МиГ-23МФ в ливанской войне»:
Условия предстоящих боевых действий складывались явно не в пользу арабской стороны. Против 115 израильских истребителей нового поколения сирийцы могли выставить только 24 МиГ-23МФ, а самолетами ДРЛО и РЭБ они не располагали вовсе. ... Дополнительные преимущества противнику давал горный хребет, закрывавший сирийским наземным РЛС просмотр района боевых действий на высотах ниже 3000 м. Таким образом, воевать предстояло не только при качественном и количественном перевесе противника, но и с «закрытыми глазами».
Т.е. наземные РЛС на территории Сирии были бесполезны ниже 3000 м, самолётов ДРЛО у Сирии не было, а 8 июня, как было сказано выше, ещё и сирийские РЛС в Ливане были уничтожены. А за счёт широкого применения Израилем систем РЭБ, даже на высотах свыше 3000 м РЛС на территории Сирии часто были бесполезны – их или забивали помехами, или глушили каналы радиосвязи, по которым наземный контроль мог оповестить свои истребители. Глушили и бортовые РЛС сирийских истребителей. Вот что говорится об этом в статье «МиГ-23МФ в ливанской войне» (речь идёт о 7 воздушных боях, в которых участвовали МиГ-23МФ):
Интенсивность радиоэлектронного противодействия была следующей: в трех боях помехи отсутствовали, в трех - сильные помехи бортовым РЛС, в одном - сильные радиопомехи (по каналу управления).
И ещё одна подробность – из книги «Истребители третьего поколения» (стр. 139):
Кроме того, израильтянам в начале боевых действий удалось уничтожить развёрнутый в Ливане сирийский центр управления истребительной авиацией.
В подобных условиях действовали и МиГ-21, и МиГ-23МС, ещё более зависимые от наземного наведения. И якобы сбили 37 самолётов, в т.ч. 6 – новейших типов.
Ещё одним элементом противостояния ВВС является используемое истребителями оружие, в наше время - в первую очередь УР класса «воздух-воздух». В российских источниках внимание концентрируется на 2 типах ракет – средней дальности Р-23 и Р-24 (AA-7 Apex) и малой дальности Р-60 и Р-60М (AA-8 Aphid).
О ракете Р-23 читаем (статья «МиГ-23 на Ближнем Востоке»):
Значительно уступали американским ракетам средней дальности AIM-7E "Спэрроу" и советские УР Р-23Р, подвешиваемые под МиГ-23МФ (МиГ-23МС вообще не имел оружия данного класса). Кроме большей дальности пуска (соответственно, 33 и 23 км на большой высоте, 16 и 9 км на малой), американская ракета могла поражать цели, маневрирующие с большими перегрузками (соответственно, 7 и 5) и в более широком диапазоне курсовых углов. Затрудняла применение оружия средней дальности, установленного на МиГ-23МФ, довольно сложная и длинная процедура предпусковой подготовки УР.
Не ясно, почему Р-23Р сравнивают с AIM-7E, ведь на вооружении F-15 ВВС Израиля стояла гораздо более современная модель этой ракеты - AIM-7F. Если AIM-7E ещё использовались, так только на «Фантомах», участие которых в воздушных боях было минимальным. Опыт применения AIM-7E показал довольно низкие шансы поражения ею цели – так, во Вьетнаме результативность AIM-7E составляла 10% (т.е. в цель попадала каждая 10-я ракета). Во время войны 1973 г. израильские «Фантомы» выпустили 12 таких ракет и сбили 3 самолёта – результативность 25%. А тут получается, что сирийцы добились с помощью Р-23Р потрясающих успехов. Книга «Истребители третьего поколения» сообщает (стр. 140):
Однако, сравнивая результаты реальных пусков Р-23Р и AIM-7E, нельзя не признать, что сирийцы добились значительно большего относительного числа попаданий, чем их противники.
А уж Р-24, поставленная осенью 1982 г., практически равнялась даже AIM-7F (статья «МиГ-23 на Ближнем Востоке»):
С появлением в составе ВВС Сирии самолетов МиГ-23МЛ с ракетами Р-24 превосходство израильтян в оружие средней дальности было полностью ликвидировано - Р-24 и AIM-7F имели практически равные боевые возможности.
Так что в правдивости уничтожения МиГ-23МЛ этими ракетами 3 F-15 и «Фантома» (конец 1982 г.) якобы можно не сомневаться. На этот счёт в книге «Звёзды четвёртого поколения» (стр. 191-192) читаем:
Разумеется, эти утверждения – типичный пример пропаганды военного времени – нельзя рассматривать всерьёз и тем более делать на их основе какие-либо выводы и обобщения.
Здесь автор имел в виду 51 победу F-16 в воздушных боях, без единой потери со своей стороны. Я же обратил эту фразу в обратную сторону.
Вторая УР, рассматриваемая в российских источниках, – Р-60 (К-60) и Р-60М (К-60М). Сравнивают её с американской AIM-9L «Сайдвиндер», о израильских «Питон-3» даже не упоминают. В статье «МиГ-23 на Ближнем Востоке» сказано:
Если в период боев в долине Бекаа израильтяне обладали лучшими ракетами средней дальности, то по ракетам ближнего боя МиГ-23МФ и МиГ-21бис несколько превосходили противника. УР Р-60 и Р-60М, установленные на этих самолетах, оказались более эффективными, чем новейшие американские AIM-9L "Сайдуиндер", совсем недавно с большим успехом использованные англичанами в Фолклендской войне. В частности, определенное преимущество в ближнем бою давала летчикам МиГов система предстартового целеуказания ракет, расширявшая зоны возможных пусков на малых дальностях по самолетам противника, маневрирующим с большими перегрузками (аналогичными возможностями F-15А и F-16А не обладали). На одном из кинокадров, сделанных с борта сирийского МиГ-21бис, хорошо видно, как ракета Р-60 разрывается прямо в сопле двигателя F-16A.
Последнее утверждение, как мы уже видели, подтверждается и Израилем, только ракета взорвалась в сопле F-15 и тот смог благополучно сесть. Что касается использования Р-60 и Р-60М, то надо отметить, что ракета Р-60М была принята на вооружение в начале 80-х г.г., т.е. если и состояла на вооружении ВВС Сирии в июне 1982 г. – то только на недавно прибывших МиГ-23МФ. Т.е. МиГ-21бис довольствовались более старыми Р-60.
Все победы, якобы одержанные МиГ-23МФ, достигнуты с помощью ракет средней дальности Р-23Р. Ближний воздушный бой был для этого самолёта губительным и Р-60М его не спасали. В статье «МиГ-23МФ в ливанской войне» читаем:
Три МиГа были сбиты в ходе прикрытия объектов в Ливане способом дежурства в воздухе. Их атаковали снизу израильские истребители, скрывавшиеся в «слепой» для наземных РЛС области - катапультировавшиеся летчики докладывали, что оборонительный маневр они предпринять не успевали. Причиной потери еще трех МиГ-23 являлось затягивание в ближний маневренный бой после первой встречной атаки.
Таким образом, единственным самолётом, применявшим Р-60, был МиГ-21бис. Чуть ниже я вернусь к «победам» МиГ-21. Пока же отмечу, что Р-60 – это т.н. «ракета ближнего боя». За счёт малой дальности стрельбы (7 км, по сравнению с 16 км у AIM-9L и 15 км у «Питон-3») и небольшой БЧ (3 кг, по сравнению с 9.5 кг у AIM-9L и 11 кг у «Питон-3») удалось добиться создания лёгкой (43.5 кг, по сравнению с 86 кг у AIM-9L и 120 кг у «Питон-3») высокоманевренной ракеты (максимальная перегрузка ракеты 47g, по сравнению с 35g у AIM-9L и 40g у «Питон-3»). Максимальная перегрузка самолёта-носителя при пуске (7g) и максимальная перегрузка маневрирующей цели (12g) совпадает для всех трёх ракет (хотя возможно, в статье «К-60, Р-60» допущена ошибка – выше в этой же статьи сказано, что «обеспечивается поражение целей, маневрирующих с перегрузкой до 8 единиц»). У Р-60М вес БЧ возрос до 3.5 кг, дальность до 10 км, а вес ракеты – до 45 кг. Допустимые перегрузки остались прежними.
Малый вес БЧ привёл к тому, что даже попав в сопло двигателя Р-60 могла и не сбить самолёт, как мы видели на примере F-15 (хотя если бы на его месте был F-16, ему бы не поздоровилось). Подрыв БЧ неконтактным взрывателем при промахе (до 2.5 метров от цели) обычно не обеспечивал нанесения ей достаточно тяжёлых повреждений.
Как мы видели выше, «победы» МиГ-23МС были достигнуты ракетами Р-3С и Р-13М. Эти же ракеты по-видимому были основным оружием и МиГ-21МФ, а возможно и части МиГ-21бис. Ракеты Р-3С (Р-13, К-13А) и Р-13М (К-13М), обозначаемые на Западе AA-2 Atoll, создавались в СССР на базе трофейных «Сайдвиндер», примерно соответствуют американским AIM-9B (Р-13) и AIM-9E (Р-13М), т.е. значительно уступают AIM-9L и «Питон-3». Поэтому о Р-13/13М в российских статьях предпочитают не вспоминать.
А теперь вновь вернёмся к победам МиГ-23МС и МиГ-21. Как уже отмечалось, среди них - 31 «Фантом», «Кфир» и «Скайхок». В рамках разделения труда между эскадрильями, ВВС Израиля в июне 1982 г. вообще не привлекали «Кфир» к ведению воздушного боя (о штурмовике «Скайхок» и говорить нечего), а «Фантом» использовался для этой цели достаточно редко, только для того, чтобы снизить нагрузку на единственную в ВВС эскадрилью F-15. Как же эти самолёты оказывались замешанными в воздушных боях?
Мне могут ответить – Израиль их не привлекал, но сирийцы – перехватывали и сбивали. А вот тут и выходит на первый план всё вышесказанное о превосходстве ВВС Израиля как системы. Имея полную картину происходящего в воздухе, ВВС Израиля выдвигали навстречу противнику F-16 и F-15. Таким образом, охота МиГ-ов на израильские истребители-бомбардировщики и штурмовики исключалась. Как и прочие «победы», уничтожение этих самолётов выдумано на пустом месте.
http://www.waronline.org/IDF/Articles/lebanon-losses.htm#israeli