Наконец добил...
Лион Фейхтвангер
"Дом Дездемоны
Или мощь и границы исторической художественной литературы"
Аналитическая работа, всего с полторы сотни страниц, но настолько насыщена фактами, свежими (для меня) мыслями и ссылками на известные и не очень источники, что для успешного переваривания потребовалось читать маленькими порциями.
Автор пытается определить место исторического романа в литературе, влияние на него предыдущими авторами и окружающей реальностью, и его влияние на оные; роль поэтизма и достоверности, выбор сюжетов и их насыщение и оживление, влияние на судьбу произведения событий как великого, так и мелкого масштаба, произошедших в период издания книги, связь судеб литературы того или иного этноса с судьбой самого этноса, и многое-многое другое.
Начинается работа описанием некоторых наиболе известных "фактов", известных нам из истории, которые на самом деле являются всего лишь красивыми легендами. Среди них эпизод с головой Иоанна, которую якобы отрубил Ирод из страха пляски дочери, известный Вильгельм Телль, прочие. Приведу самую краткую:
Цитата: Cамый, а вероятно, единственно известный эпизод из истории венецианского правления на Кипре - это рассказ об убийстве, совершенном мавром Отелло, губернатором острова; в припадке ревности он задушил свою невинную супругу Дездемону. Из исторических источников известно только, что в 1508 году некий Кристоферо Моро, правитель Кипра, вернулся после смерти своей жены в Венецию. Этот Кристоферо Моро не был мавром, он всего лишь принадлежал к семейству Моро //слово мавр по-немецки звучит как "мор" (Mohr)//. Фамилия этого семейства произошла от названия местности Мореа, весьма обычного для Пелопонеса, откуда они были родом; на гербе семейства изображены три шелковичные ягоды - мори. Всё, что рассказывается о "мавре Отелло", почерпнуто из новеллы Джиральди Чинтио "Венецианский мавр". Из этой новеллы заимствовал свой сюжет для своей трагедии и Шекспир. После того, как трагедия его стала знаменитой, в Венеции стали показывать дворец семейства Моро, называя его "домом Отелло". В 1844г. немецкий художник Фридрих Нерлих запечатлел этот дом, а рядом с ним небольшой особнячок в два окошка, который он шутки ради назвал "домом Дездемоны". С той поры особнячок стал считаться "домом Дездемоны", и когда художник захотел разьяснить недоразумение, его попросту поколотили.
В процессе повествования упоминается еще множество моментов, которые известны, но не происходили, или наоборот, происходили, но в силу тех или иных причин остались в безвестности. Среди них Троянская война, ранние свидетельства о христе (да и само происхождение данной красивой легенды, в которую нынче верит чуть ли не миллиард человек), легенда о Моисее, прочие. Но на них внимание не заостряется, они лишь образуют часть "интерьера" (одну из многих) в котором происходит развитие художественной исторической литературы. Да и само придерживание фактов не видится самоцелью. Гораздо важнее передать дух эпохи, оживить героев, донести какую-то мысль, которую в книгах на современные темы высказывать слишком опасно или менее действенно. Один из тезисов, думаю, может иллюстрировать такая цитата:
Цитата: Изобразительная сила Скотта, говорил историк Макколей, придает историческим фактам ценность, как золотая оправа - драгоценным камням. А историк Тревельян полагает, что Скотт обучает истории успешнее, чем любой историк. Один выдающийся немецкий педагог славил счастливую Англию, чья молодежь узнает свою историю не из учебников, а из произведений двух великих поэтов: Шекспира и Вальтера Скотта.
.....
КОроче, получил удовольствия, пищу для размышлений и (выражаясь инетным языком) "линки" на вещи, которые могут быть весьма и весьма интересны.
Оценка? Скажем, четверка. (или я слишком далек от темы, чтоб воспринимать её в полном качестве)