За 1991-1999 годы Совет Безопасности принял 13 резолюций, обязывающи[ Ирак к сотрудничеству с международным сообществом. Инспекторы ООН обнаруживают документы о программах Ирака по производству оружия массового уничтожения и выясняют, что Ирак был близок к созданию собственного ядерного оружия.
США - Ирак: хронология конфликта
http://zonakz.net/articles/1881 Иракский парламент отверг
резолюцию СБ ООН 1441 Как передает РИА "Новости", французский министр подчеркнул, что "если Саддам Хуссейн хочет мира, если он уважает и понимает послание международного сообщества, то он примет во внимание резолюцию СБ ООН 1441". "Если он этого не сделает, то пойдет против мирового сообщества", - заявил глава МИД.
По его словам, мировое сообщество "не может допустить развития на международной арене государства, которое обладает оружием массового уничтожения и которое может быть им (государством) применено".
http://www.newsru.com/world/12nov2002/otkaz.html Совет Безопасности ООН принял резолюцию по Ираку
В своем выступлении Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан заявил, что в резолюции ясно обозначены обязанности Ирака и то, как они должны быть выполнены. Если же Ирак продолжит вести себя вызывающе по отношению к ООН, то
Совет Безопасности будет вынужден встать на защиту своих обязанностей.
В принятой резолюции говорится, что в случае констатации нарушения обязательств Ираком, СБ ООН должен собраться для обсуждения сложившегося положения и силу можно будет применить только после соответствующего решения Совета.
Россия поддержала резолюция, потому что добилась ее смягчения http://www.newsru.com/world/08nov2002/resolu.html Резолюция СБ ООН отменяющей санкции против Ирака май 2003 г
США и Великобритания в лице совместной Администрации официально признаются "оккупационными силами", имеющими определенные полномочия и обязанности в соответствии с международным правом.
В резолюции содержится призыв к американо-британской Администрации "содействовать благосостоянию народа Ирака путем эффективного управления его территорией, что, в частности, включает работу по восстановлению условий безопасности и стабильности и созданию обстановки, при которой народ Ирака сможет свободно определить свое политическое будущее".
В документе подчеркивается, что "ООН должна сыграть жизненно важную роль в предоставлении гуманитарной помощи, восстановлении Ирака, восстановлении и установлении общенациональных и местных представительных органов власти".
Россия полностью удовлетворена резолюцией по Ираку, которую принимает СБ ООН.
Резолюция, ко-спонсорами которой стали США, Великобритания и Испания, "будет принята если не единогласно, о чем свидетельствует открытый характер заседания СБ, то подавляющим большинством голосов"
Новый, переработанный проект резолюции по Ираку делегация США представила членам Совета Безопасности на прошлой неделе. В нем предусматривается создание в Ираке многонационального контингента, санкционированного ООН и расширение роли международного сообщества в реконструкции страны. Проект также проясняет процедуру передачи власти новому иракскому правительству, однако не устанавливает ее конкретного графика.
http://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=1048 Триумф американской дипломатии
После 45-минутного телефонного совещания лидеры заявили, что проголосуют за американскую резолюцию. В результате, решение СБ было принято единогласно.
1. Ключевые аспекты резолюции, определяющей будущее нового Ирака: Уступив европейцам, США включили в текст указание конкретного времени передачи власти иракцам (пункт 7): "СБ ООН предлагает Временному управляющему совету Ирака до 15 декабря 2003 года при участии оккупационных властей и, если это позволят условия, специального представителя генерального секретаря ООН утвердить сроки разработки новой конституции и проведения демократических выборов в согласии с ней". То есть указание даты - простая формальность. 15 декабря Совет может установить такой срок начала разработки конституции, что власть в руках оккупационных войск США и созданного ими Временного совета останется надолго.
2. В тексте отсутствует пункт о создании в Ираке переходного правительства в течение ближайших нескольких месяцев, на чем настаивали Путин, Ширак и Шредер. Не оговаривается и дата окончания оккупационного периода, как желала Франция.
3. Пункт 8 предлагает усилить роль Объединенных Наций в "предоставлении гуманитарной помощи, восстановлении экономики, а также общенациональных и местных органов представительной власти". Ничего не сказано о центральной роли ООН в контроле иракских выборов и составлении новой конституции, чего добивался генсек Кофи Аннан.
4. Пункт 13 уполномочивает "многонациональные силы под объединенным командованием принять все необходимые меры по поддержанию мира и стабильности в Ираке". Словосочетание "объединенное командование" фактически подчиняет "голубых касок" американским генералам.
5. Пункт 15 предоставляет вооруженным силам мандат на срок не менее одного года, причем он будет автоматически продлеваться до тех пор, пока "новое правительство Ирака не потребует обратного". Учитывая пункты 7 и 8, по которым сроки и способы формирования властей Ирака находятся под полным контролем США, теоретически ничто не мешает вооруженным силам оставаться в Ираке вечно.
Произошедшее можно считать редким триумфом американской дипломатии. С одной стороны, США пошли на многое, чтобы флаг ООН взвился над их войсками
http://lenta.ru/articles/2003/10/16/fateofiraq/ Добавлено: Американо-британский "жесткий" проект резолюции, предусматривающий автоматическое право на использование силы против Ирака, не получил поддержки трех постоянных членов Совета Безопасности - России, Франции и Китая. Но для США было важно, чтобы все пять постоянных членов СБ ООН проголосовали в поддержку предложенного ими проекта, поэтому им пришлось пойти на уступки. В результате после семи недель трудных переговоров СБ 8 ноября единогласно принял резолюцию. Все 15 членов Совета Безопасности проголосовали за нее. О том, сколь высоки были ставки, говорит тот факт, что Россия, Франция и Сирия дали свое согласие за считанные часы до голосования.
Резолюция признает Ирак виновным в нарушении сути решений СБ ООН, принятых после иракского вторжения в Кувейт в 1990 г. Она предусматривает существенное ужесточение инспекционного режима на иракской территории, наделяет международных инспекторов очень широкими полномочиями, позволяя им применять по существу все ненасильственные методы дознания на всей без исключения территории Ирака. Контроль за соблюдением Ираком международного инспекционного режима возложен на Комиссию ООН по мониторингу, верификации и инспекции (ЮНМОВИК) и на МАГАТЭ. Его цель - гарантированно удостовериться в полном завершении разоруженческого процесса.
Хотя резолюция № 1441 не содержала прямого разрешения на применение силы против Ирака (против чего выступали Россия, Франция и многие другие в СБ ООН), однако
в ней есть положения, которые могут служить для США косвенным оправданием, чтобы начать войну, не дожидаясь принятия новой резолюции. Уже то, что в ней подтверждается резолюция № 678 (1990 г.), наделяющая государства ООН правом использовать все средства в отношении Ирака по восстановлению мира в регионе, может служить такой зацепкой для администрации Дж.Буша. В любом случае резолюция позволяет достаточно широко трактовать то, насколько полно Ирак выполняет ее положения: здесь при желании всегда можно найти повод для придирок к Багдаду, для обвинений его в несоблюдении резолюции и предлог для развязывания войны.
Несмотря на удовлетворение резолюцией № 1441, Вашингтон оставил за собой право действовать самостоятельно по ситуации. Можно предположить, что в случае нарушения иракской стороной условий резолюции США начнут военную операцию против Ирака, независимо от исхода рассмотрения этого вопроса в Совете Безопасности. Они могут пойти по "косовскому пути", когда в 1999 г. военная кампания против Югославии была развернута без мандата СБ ООН, и рассчитывать на поддержку своих союзников в Европе и Азии. Они уже обратились к 50 странам мира за содействием на случай войны с Ираком.
http://niiss.ru/rus2002_18_20.shtml