выложил энциклопедию джаза на 29 дисках тут:
http://dc.ru-board.com/details.php?id=29480 [more=Содержание]
Жанр: Джаз
Год выпуска диска: 2003
Производитель диска: Россия
Битрейт аудио: 128-192
Продолжительность: 99:99:99
Описание:
Все композиции в основном до 72 года. На каждом диске присутствуют аннотации от Алексея Козлова, а также другой материал по стилям и музыкантам, включая фото. Треклист представлен в виде папок.
1 - Ранний концептуальный фьюжн На данном диске отражено начало направления, получившего название "fusion" (фьюжн), что означает "сплав". Это. в первую очередь, эксперименты классика джаза Майлза Дэйвиса, а также его последователей. Здесь видно, как концептуальный джаз сливается с рок-музыкой, с этнической музыкой и направлением "фанк".
Miles Davis "Miles In The Sky"
Miles Davis "Black Beauty Miles Davis At Fillmore
Miles Davis "Water Babies"
Miles Davis "Filles De Kilimanjaro"
Miles Davis "In A Silent Way"
Miles Davis "Bitches Brew"
Weather Report "Weather Report"
Weather Report "I Sing The Body Electric"
John Mdaughlin "My Goals Beyond"
John Mdaughlin "Extrapolation"
John Mdaughlin "Devotion"
Арсенал "Избранное"
2 - Беззаботный джаз: Джаз 20-х ДЖАЗ относится к особому роду профессионального музыкального искусства, сложившийся на рубеже 19-20 веков в результате синтеза европейской и африканской музыкальной культуры. Современное его написание - jazz - утвердилось в 1920-е годы. На этом диске представлены хиты 20-х годов, относящиеся к замечательному времени, характерному особым жизнерадостным настроем, наивностью и беспечностью.
Geraldo & Jack Hylton "Begin The Beguine"
Geraldo & Jack Hylton "I Get A Kick Out Of You"
Jerome Kern "Smoke GetsIn Your Eyes"
Living Era "Flappers, Vamps And Sweet Young"
Duke Ellington "The Great Bands Of The 1920-S"
Bix Beiderbecke сборник 1
Bix Beiderbecke сборник 2
Bix Beiderbecke сборник 3
Bix Beiderbecke "Felix The Cat"
Nipper's "Greatest Hits - The 20'S"
Paul Whiteman "The King Of Jazz"
Paul Whiteman "Original 1927 Recordings"
3 - Великие продюсеры джаза На этом диске собраны джазовые композиции, продюсером которых выступил один из самых известных музыкальных менеджеров - Крид Тэйлор - впоследствии создатель фирмы "Си-Ти-Ай" ("CTI"). Именно он пытался сохранить коммерческий успех джаза в конце 60-х-начале 70-х, благодаря чему стали известны многие популярные сейчас джазовые исполнители.
JIMMY SMITH "BASHIN' THE UNPREDICTABLE JIMMY SMITH"
WES MONTGOMERY "Favorites"
ANTONIO CARLOS JOBIM "WAVE"
KENNY BURRELL "GUITAR FORMS"
CONCERT "CALIFORNIA CONCERT THE HOLLYWOOD PALLADIUM"
LALO BORIS SCHIFRIN "ALL MUSIC COMPOSED AND ARRANGED"
QUINCY JONES "WALKING IN SPACE"
FREDDIE HUBBARD "STRAIGHT LIFE"
STAN GETZ "STAN GETZ and JOAO GILBERTO"
GEORGE BENSON "WHITE RABBIT"
STANLEY TURRENTINE "SALT SONG"
4 - Ранний брасс-рок To, что мы привыкли называть "джаз-рок", иногда называют таким термином как "ранний белый брасс-рок". Эта музыка возникла в американской рок-среде в начале второй половины 60-х годов и создавалась преимущественно молодыми джазменами. Слово "брасс" обозначает обязательное наличие в ансамбле этого стиля группы медных духовых инструментов (Brass Section). А белый - потому, что вообще вся рок-культура тогда считалась в США движением белой молодежи.
Blood Sweat & Tears - Child Is Father To The Man
Electric Flag - An American Music Band
IF - I'm Reaching Out on all Sides
IF - Woman can you See
Chicago I - Chicago Transit Authority
Chicago II -The Road
Chicago III - See Booklet for Details
Bill Chase - Swanee River
Earth, Wind And Fire - The Need of Love
Earth, Wind And Fire - I Think About Lovin' You
Earth, Wind And Fire - Beauty
5 - Прохладный джаз Этот диск содержит известные композиции в стиле "Cool-jazz". Это течение появилось в конце 40-х годов. Начавшиськак продолжение бибопа, оно быстро стало самостоятельным направлением и оказало достаточно большое влияние на дальнейшее развитие джаза в целом. Часто термин "кул-джаз" ассоциируется с "вест-коуст-джазом" ("West Coast"), развивавшемся на Западном побережье США. Сам термин появился при непосредственном участии Майлза Дэйвиса.
Art Pepper
Brubeck Quartet 1959
Buddy DeFranco
George Shearing
Getz-Baker 1958
Jimmy Giuffre
Lee Konitz
MJQ Comedy
Mulligan-Baker
Mulligan-Brookmeyer 1954 Paris
Sims-Brookmeyer
Tristano Quartet
6 - БИБОП. Первооткрыватели В 40-е годабыл создан принципиально новый, оригинальный джазовый стиль, не похожий ни на диксиленд, ни на свинг - БИБОП. Тогда представителей этого течения называли модернистами. Теперь это уже классики.
Parker
BIRD WITH STRINGS
CHARLIE PARKER
JAZZ AT MASSEY HALL
ROUND MIDNIGHT
Gillespie
GROOVIN HIGH
JIVING BEBOP
PARIS, SALLE PLEYEL - SEXTET
Monk
THELONIOUS MONK & SONNY ROLLINS
BRILLIANT CORNERS
ART BLAKEY'S JAZZ MESSENGERS WITH
THELONIOUS MONK
7 - БОП. Соратники и последователи На данном диске представлена музыка наиболее ярких представителей стиля "БИБОП", продолживших дело, начатое такими гигантами как Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи и Телониус Монк.
Adderley - Mit Jackson Things Are Getting Better (1958)
Bud Powell Jass Giant
Chat Baker - Art Pepper
Clifford Brown 1954-1955
J.J. Johnson - Kai Winding
Kenny Dorham - McLean Swing, Swang, Swingin' (1959)
Miles Davis Dig (1951)
Miles Davis Walkin' (1954)
Sonni Stitt - Bud Powell 1949-1950
Sonni Stitt 1957-1959
Stan Getz - J.J. Johnson At The Opera House (1957)
Sonny Rollins - T. Monk 1954
8 - Хард- БОП Хард- БОП - органичное продолжение стиля БИБОП - практически положил конец восприятию джаза, как легкой, танцевальной и развлекательной музыки. Его представители учились у Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи и Телониуса Монка, нопошли дальше них, усложнив саму ткань музыки, сделав джаз более глубоким и философским. На диске Вы найдете альбомы самых популярных исполнителей жанра хард- БОП.
Charlie Mingus MINGUS, MINGUS, MINGUS
Dexter Gordon QUARTET
Jackie McLean 1959-67
John Coltrane BLUE TRAIN
Johnny Griffin 1959
Kenny Dorham 1957
Larry Young UNITY
Lee Morgan TOM CAT
Miles Davis SEVEN STEPS TO HEAVEN
Oliver Nelson BLUES AND THE ABSTRACT TRUTH-1
Oliver Nelson BLUES AND THE ABSTRACT TRUTH-2
Paul Chambers JULLIAN ADDERLEY
Phil Woods SEPTET
Sonny Rollins THE BRIDGE
9 - Вокальные группы На данном диске публикуются записи вокальных групп, имеющих прямое или косвенное отношение к джазу. Все эти направления, называемые как “pop-swing”, “middle of the road”, “doo-wop”, “Shhh-boom”, “pop-rock” и т.п. – так или иначе произошли от раннего джазового вокала, вобрав в себя главное – драйв, специфическое гармонии и чувство внутренней свободы. Вокал в джазе всегда был привлекательным для широких масс слушателей. Так уж сложилось, что певец более популярен, чем инструменталист. Его творчество ближе простому слушателю, которому проще оценить вокальное мастерство, поскольку каждый когда-нибудь пробовал петь сам. Инструменталист-виртуоз если и поражает воображение своей блестящей техникой или звуком, то для обычного слушателя это лежит в области чего-то недоступного. Любой инструмент, особенно если на нем много загадочных клапанов, вызывает смешанное чувство восхищения и отчуждения.
Barry Sisters
Coasters
Double Six & Gillespie
Double Six Of Paris
Four Freshmen
Four Lads
Hi-Los
Ink Spots
Lambert-Hendrix-Ross
Manhattan Trasfer - Jukin 1969-70
Mills Brothers - Sweet And Slow
Mills Brothers 1936-40
Platters
Singers Unlimited 1967-71
Swingle Singers & MJQ 1966 - Place Vendome
Swingle Singers - Jazz Sebastien Bach
10 - Фанки - джаз Так уж получилось, что сам термин «фанк», являющийся на самом деле бытовым жаргонным словечком обитателей черных квартралов, появился в музыкальном обиходе с легкой руки пианиста и композитора Хораса Сильвера (Horace Silver), который в 1952 году назвал одну из своих пьес “Funky Hotel”. Затем этот термин подхватили группы направления «ритм-энд-блюз». В частности, оно появляется в названии хита группы “Dyke & the Blazers” - “Funky Broadway”. Если считать, что соул-джаз является направлением, близким к ритм-энд-блюзу, то фанки-джаз – это более жесткая, еще более эмоциональная и несколько иная в ритмическом отношении ветвь соул-джаза. Иногда довольно сложно провести четкую границу между этими видами джаза. Тем более, что все основные их представители являются по сути дела боперами, то есть используют в своих соло фразировку, основанную на концепции стиля бибоп. Тем не менее, оба эти направления кажутся более демократичными, чем музыка боперов-новаторов, рассчитанными на более широкую аудиторию. На данном диске представлены записи наиболее ярких представителей фанки-джаза - ансамбли пианиста Хораса Силвера, альт-саксофониста Джулиана Кэннонбола Эддерли, барабанщика Арта Блэйки (с его легендарным “Jazz Messengers”), а также Роланда Керка, уникального исполнителя на нескольких саксофонах одновременно.
Art Blakey - концерт в клубе Birdland
Art Blakey -сборник разных лет
Horace Silver - Jody Grind
Horace Silver - Song For My Father
Horace Silver - The Baghdad Blues - 1959
Julian Cannonball Adderley
Roland Kirk - The Inflated Tear 1968
Roland Kirk - сборник 1961-65
11 - Соул джаз На данном диске собраны примеры, относящиеся к особой разновидности джаза. Это так называемый «соул-джаз», во многом родственный популярному направлению «соул», возникшему от слияния ритм-энд-блюза и духовных песнопений «спиричуэлз» и «госпелз». «Соул-джаз», в отличие от «поп-соул» – музыка импровизационная и инструментальная.
Arnett Cobb - Eddie Davis
Eddie Harris
Grant Green - Joe Henderson
Herbie Hankock - Taking Off
Jack McDuff - Gene Ammons
Jimmy Smith
John Patton
Lee Morgan - The Procrastinator
Louis Jordan and Tympany Five
R.Holmes - G.Ammons
Roland Kirk - Jack McDuff
Stanley Turrentine - Easy Walker - 1966-69
Wes Montgomery - The Incredible Jazz Guitar 1960
12 - Интеллектуальный джаз На данном диске собраны примеры, относящиеся к особой разновидности джаза, отличающейся от ряда многих его видов чем-то неуловимым, трудно формулируемым. Сам термин “интеллектуальный джаз” встречается не часто в специальных изданиях, некоторые критики и профессионалы иногда не признают такого направлений в истории джаза. Тем не менее, я не взял его с потолка, это определение существовало в 60-е годы. Гораздо более охотно критики соглашаются с таким термином как “модальный джаз” или, говоря более понятно, - “ладовый джаз”, определить который несложно, поскольку музыканты, исповедывающие этот стиль, используют не смену многочисленных аккордов, а лады – последовательности нескольких нот. Понятие “интеллектуальный джаз” гораздо шире, оно, естественно, включает в себя то, что называют модальным джазом. В том, как я определяю “интеллектуальный джаз”, есть много личного, почерпнутого из моего профессионального опыта, моего ощущения этого вида искусства. И здесь я не претендую на объективность.
Bill Evans - Explorations 1961
Bill Evans - Village Vanguard_1961
Charles Lloyd Forest Flower
Dave Brubeck - Time Out 1959
John Handy Quintet
Miles Davis - Kind Of Blue
Miles Davis - Miles Ahead
Miles Davis - Milestones 1959
Miles Davis - Porgy & Bess
Miles Davis - Quiet Nights 1962
Miles Davis - Scetches Of Spain 1967
Modern Jazz Quartet - Fontessa 1956
Россия - 1962-68
Россия 1 - 1962-68
Россия 2 - 1962-68
Россия 3 - 1962-68
13 - Джазовый авангард (начало) Упрощенно говоря, развитие авангарда в джазе было связано с постепенным отказом от целого ряда обязательных норм, так или иначе ограничивающих свободу импровизатора. Если взять для примера такие атили как свинг, кул или бибоп и рассмотреть, что обязан соблюдать музыкант, играющий в этом стиле, то выяснится, что он как бы скован по рукам и ногам. Он должен быть ритмичным, то есть играть ровно и уметь свинговать, должен безукоризненно чувствовать «квадрат», то есть гармоническую схему всей пьесы, он должен не просто знать гармонию, а уметь мелодично обыгрывать все проходящие аккорды, в каком бы темпе они не сменялись. Короче говоря, для традиционного джазмена есть три главных кита – гармония, мелодия и ритм. На них держится искусство профессионального импровизатора, во всяком случае, так считалось до той поры, пока не появились первые записи экспериментаторов-авангардистов.
ARCHIE SHEPP - 1960-61
Cecil Taylor Unit - 1961
Eric Dolphy - Far Cry 1960
Eric Dolphy - Out There 1960
Eric Dolphy - Outward Bound 1960
Jeanne Lee - Ran Blake 1961
John Carter - Seeking 1969
John Coltrane- Impressions 1961
John Coltrane - My Favorite Things 1960
John Coltrane - The Avant Garde 1960
Ornette Coleman - Change Of The Century 1959
Ornette Coleman - Free Jazz
Ornette Coleman - The Shape Of Jazz To Come 1959
Ornette Coleman - Thi Is Our Music 1960
Paul Bley Trio
Sun Ra & His Cosmo Discipline Arkestra
Sun Ra Visits Planet Earth 1956 -60
14 - Авангард (время расцвета) На данном диске собраны записи, относящиеся ко второй половине 60-х годов. К этому времени такие понятия как “авангард”, “атональный джаз”, “фри-джаз” или “новая вещь” (“New Thing”) стали привычными. Первые экспериментаторы в области свободного джаза получили признание, у них появились последователи. Важно то, что в тот период социальных катаклизмов и преобразований авангардная музыка стала не только новым искусством, она сделалась реальным средством выражения протеста и даже своеобразным орудием в руках политических радикалов.
Albert Ayler - Live in Greenwich Village 1965-66
Alexey Kozlov - 1968-69
Alice Coltrane
Archie Shepp At Newport - 1965
Don Cherry - Complete Communion - 1965
Eric Dolphy - Out To Lunch 1964
George Russel Sextet 1965
John Coltrane - A Love Supreme & Sun Ship 1964
John Coltrane - Ascension
John Coltrane - Expression 1967
John Coltrane - Meditations 1965
Miles Davis - Fillmore West
New York Art Quartet - 1964
Pharoah Sanders
Roswell Rudd Sextet - 1966
Sam Rivers - Dimentions And Extentions 1967
Steve Lacy - Roswell Rudd MONKS DREAM
Sun Ra & His Cosmo Discipline Arkestra
15 - Третье течение (прогрессив-джаз) Упрощенно говоря – это слияние двух течений, первое изкоторых – классческая музыка, второе – джаз. Данный вид музыкального искусства отличает особый интерес его создателей к крупной форме, к использованию многих принципов оркестровки, наработанных в мировой академической практике. Здесь нередко композиторская мысль явно преобладает над искусством импровизаторов. Это направление подняло авторитет джаза во всем мире до высот филармонического искусства.
Alexey Kozlov - Arsenal
Alexey Kozlov - Ars Nova Trio
Alexey Kozlov - С Квартетом имени Шостаковича
A Malanese Story
Bill Evans With Symphony Orchestra 1965
City Of Glass
Friedrich Gulda
Gary Burton-Carla Bley - Genuine Tong Funeral - 1967
Jazz Abstractions
John Lewis - Original Sin - Essence
Johnson - Perceptions
MJQ And Guests
Modern Jazz Concert 1956-57
Pete Rugolo
Procofiev-Nelson - Петя и волк
Sonorities - Orchestra USA
Stan Kenton - Richard Wagner
16 - Диксиленд Слово «джаз» возникло тогда, когда стали появляться первые небольшие ансамбли, игравшие синкопированную импровизационную музыку. По-английски каждый такой состав назывался «Jazz Band». На данном диске представлены редкие образцы самых первых записей того, что впоследствии стали называть «традиционным джазом». Но наиболее распространенный термин для обозначения ранних джазовых оркестров – это «диксиленд».
Albert Nicolas
Art Hodes Chicago Rhythm Kings
Barney Bigard
Bennie Moten
Benny Meroff Orchestra
Bix And His Rhythm Jugglers 1925
Bob Crosby Bob Cats
Bob Wilber
Boyd Senter
Brad Gowan New York Nine
Bud Freeman
Bud Jacobson Jungle Kings
Bunk Johnson
Charles Creath
Charles Dornberger
Charles LaVere Chicagoans
Charles Pierce Orchestra
Chicago Rhythm Kings
Clarence Williams
Creole Jazz Band-King Oliver - 1923
Dallas Jug Band
Danny Alter Orchestra
Dixie Sincopators 1926-28
Don Ewell Quartet
Duke Ellington 1927-28
Eddie Condon Orchestra
Edmond Hall
Elmer Schoebel Friers Society Orchestra
Frankie Trumbauer Orchestra 1927-28
George Lewis
George McClennon
George Olsen-Red Nickols
Humphrey Lytelton Band
Jack Pettis
Jelly Roll Morton Quartet
J Neal Montgomery
Johnny Dodds
Kid Ory
King Oliver Jazz Band 1923
Louis Armstrong 20th
Louis Dumaine
Louisiana Rhythm Kings
Lou Weimer
Lu Waters
Marty Grosz Honoris Causa Jazz Band
McKensie And Condon Chicagoans
Miff Mole
Muggsy Spanier Regtimers
New Orchestra Wanderers
New Orlean Rhythm Kings
New Orleans Owls
Original Dixieland Jazz Band 1917-21
Original Memphis Five
Paul Howard
Paul Mares Friars Society Orchestra
Phil Baxter
Phil Napoleon
Red Nichols
Red Spikes Majors And Minors
Roger Wolfe Kohn
Sam Morgan
Sidney Bechet Running Wild
Slim Lamar
The Cellar Boys
The Red Onion Jazz Babies
The Washingtonians
The Wolverine Orchestra 1924
The Wooppie Makers
Thomas Morris
Tommy Ladnier Orchestra
Trum, Bix&Lang
Turk Murphy
Vance Dixon's Jazz Maniacs
Walter Bennett's Swamolanders
Wilbur De Paris
Wingy Manone
17 - Истоки джаза Данный диск посвящен всему тому, что еще не называлось джазом до начала второй декады ХХ века, но без чего не возникло бы этого нового вида музыкального искусства. Когда мое поколение училось в школах и институтах при советской власти, то нам обязательно надо было изучать основы марксизма-ленинизма. Это был основной предмет в учебных заведениях. Я терпеть его не мог, и не знал, сдавая кое-как. Помню, правда, что там были какие-то “Три источника марксизма”. Мне это вспомнилось сейчас, когда надо было написать введение к данному диску об истоках джаза. Так вот, у джаза, как и у марксизма, есть три основополагающих источника – 1.Блюз, 2.Духовные песнопения (спиричуэл и госпел) 3.Рэгтайм. А если говорить совсем упрощенно и коротко, то джаз, этот новый способ самовыражения, выделился прежде всего такими качествами – особым драйвом, синкопированностью и импровизационностью.
Духовные песнопения - Gospel
Народные американские песни
Рабочие песни
Ранний блюз
Рэгтайм
18 - Ритм-энд-Блюз На данном диске представлены материалы, относящиеся к жанру, имеющему общие корни с джазом, но развивавшемуся параллельно с ним. Возникнув в конце 30-х, ритм-энд-блюз стал позднее основой многих популярных видов музыки, способствуя, прежде всего, формированию рок-культуры. Но и современный джаз в лице стиля «фанки-фьюжн» во многом обязан ритм-энд-блюзу.
Albert King - Born Under A Bad Sign (1967)
Bi Bi King - Singin' the Blues - The Blues (1960)
Big Mama Thornton 1952
Bo Diddley
Brownie McGhee - The Folkways Years, 1945-1959
Buddy Guy - I Left My Blues In San Francisco (1967)
Howlin Wolf - Chicago Blue 1957-65
Joe Turner
John Lee Hooker - That's My Story - 1960
John Lee Hooker - записи разных лет
Lighting Hopkins - Blues Train - 1951
Little Walter
Louis Jordan
Muddy Waters Sings Big Bill Broonzy - Folk Singer (1960)
Ruth Brown 1953
S. Terry - Whoopin' The Blues - The Capiltal Recordings 1947-50
Sonny Boy Williamson
T-Bone Walker 1947
The Clovers 1951
The Oreoles 1953
Tiny Bradshaw 1950
19 - Американские танцевальные оркестры Данный диск является первым в ряду других, относящихся к обширной теме истории биг-бэндов в джазе. Начинается она с подбора записей американских танцевальных оркестров, явившихся предшественниками того, что в середине 30-х годов стало называться словом «свинг». Здесь собраны некоторые уникальные записи незаслуженно забытых биг-бэндов, когда-то украшавших жизнь любителей потанцевать.
Alphonso Trent 1933
Anson Weeks-1932
Art Kassel - 1944
Benny Carter - ранние записи
Bing Crossby and Friends
Bob Crosby - 1940
Cab Calloway-1940-41
Casa Loma
Claude Hopkins 1934
Fletcher Henderson 1924-31
Freddie Johnson Harlemites 1933
Guy Lombardo
Horace Heidt
Isham Jones - 1936
Jan Savitt 1938-39
Jean Goldkette 1926
McKinney Cotton Pickkers 1930
Mills Blue Rhythm Band - 1931
Ozzie Nelson 1940-42
Paul Whiteman - 20-е годы
Raymond Scott - 1944
Red Nickols Orchestra - 1927-31
Rodger Khan - 1926-28
Seger Ellis-1937
Spike Hughes 1933
Will Bradley - 1941
20 - Английские танцевальные оркестры На данном диске собраны записи, которые можно считать уникальными, поскольку многие из них никогда не издавались на компакт-дисках. Это редкие виниловые пластинки, изданные в Англии и переведенные в формат МР-3. Здесь звучит то, что в 30-е годы советские люди считали джазом, подо что танцевали в сталинские времена в СССР, да и во многих странах Европы. Музыка английских танцевальных оркестров – это не только подражание американскому джазу. Это нечто самобытное и романтичное, это красота, которая была сломана с началом Второй мировой войны.
Ambrose - Советские довоенные пластинки
Ambrose 1928-30
Ambrose 1934-37
Billy Cotton
Carroll Gibbons 1931-32
Carroll Gibbons 1932-34
Harry Roy
Jack Hylton
Lew Stone
Ray Noble - Советские довоенные пластинки
Ray Noble 1931-33
Roy Fox - 1933
Roy Fox - 1934-35
Генри Холл - Советские довоенные пластинки
Джек Хилтон - Советские довоенные пластинки
Джонни Грин - Советские довоенные пластинки
21 - Черный свинг Отделить свинг от прикладной, чисто танцевальной музыки можно также по качеству самой энергетики, идущей от биг-бэндов. А это зависело от того, кто и как играл в тех или иных составах. А конкретнее – от того, какие джазовые солисты-имповизаторы в них были, и были ли они там вообще. Для обычного слушателя, не очень разбирающегося в джазе, написанные и выученные соло не отличаются от импровизаций, а для истинного знатока – это принципиальное отличие. Кроме того – свинговыми оркестрами стали в первую очередь именно те, где лидером являлся выдающийся джазмен, причем не просто виртуоз-исполнитель, а еще и композитор со своими идеями. Ведь в чисто танцевальных оркестрах, еще с 20-х годов было заведено так, что руководитель просто стоял на сцене, во фраки и с дирижерской палочкой в руке, причем – спиной к оркестру и лицом к танцующей публике, и, красиво двигая руками, олицетворял свой бэнд, являясь больше шоуменом, чем лидером. Не надо умалять и роль аранжировщиков, от которых зависел подчас стиль того или иного оркестра. Имена тех, кто «готовил блюда», подававшиеся широкой публике, оставались чаще всего в тени. А слава доставалась руководителям биг-бэндов.
Benny Carter
Benny Carter-1
Cab Calloway-1941-42
Cab Calloway 1940-41
Chick Webb 1934-39
Chick Webb With Ella Fitzgerald
Count Basie
Count Basie's Beatle Bag - 1966
Dizzy Gillespie Big Band - 1946
Duke Ellington
Earl Hines
Fletcher Henderson
Jay McShann 1941-43
Jimmy Lunceford
Lionell Hampton 1946-47
Mills Blue Rhythm Band 1936-37
Sy Oliver
The Ellington Suites - 1959
22 - Белый свинг Продолжая тему биг-бэндов в эпоху свинга, я хотел бы подчеркнуть то обстоятельство, что белые оркестры, начавшие играть свинг в США, находились в гораздо более выгодном положении, чем негритянские. Причиной тому была расовая дискриминация, которая продолжала существовать в Штатах, несмотря на давнишнюю отмену рабства и формально признанное Конституцией равенство. Но инерция неприязни белых граждан Соединенных Штатов Америки к своим чернокожим и просто цветным согражданам была еще слишком ощутимой. Белые предпочитали отдыхать и развлекаться под музыку, исполняемую белыми. Бум танцевального развлечения вызвал к жизни огромное количество больших площадок, называемых «боллрумами», представлявшими собой комбинацию танцзала и ресторана. Стало модным вести радиопередачи для местных радиостанций прямо из таких заведений. Это способствовало популяризации не только оркестров, которым посчастливилось подписать контракты с владельцами боллрумов, но и всего жанра – свинга, сменившего более мягкую и сладкую танцевальную музыку 20-х, начала 30-х годов.
Artie Shaw 1938-1940
Benny Googman
Billy May 1951
Boyd Raeborn
Bunny Berigan
Bunny Berigan 1937-39
Charlie Barnet 1939-1945
Dorsey Brothers 1934-35
Dorsey Brothers 1954-56
Gene Krupa
Glenn Miller
Harry James - 1946
Harry James - Ciribiribin
Jerry Gray 1952
Jimmy Dorsey - 1944
Les Brown
Ray Antony
Stan Kenton
Tommy Dorsey
Tommy Dorsey-Frank Sinatra 1940
Woody Herman
Woody Herman-1937
23 - Мэйнстрим (малые свинговые составы) Mainstream – в переводе с английского означает “Главное течение”. Применительно к истории джаза этот термин имеет разное толкование. Иногда можно встретить мнение музыковедов, считаюших мэйнстримом всю музыку американских черных джазменов, начиная с рэгтайма и диксиленда, включая свинг, и до наступления времени бибопа. Я в своей классификации стилей, лежащей в основе данной серии СД-РОМов по истории джаза, придерживаюсь несколько иного мнения. Под рубрикой “мэйнстрима” я помещаю записи звезд-импровизаторов эпохи свинга, сделанные ими в так называемых “комбо”, то есть в малых составах, а не с биг-бэндами. Дело в том, что, работая в большом оркестре, солист-импровизатор не имел возможности играть длинные соло, где он мог бы выложиться до конца. Форма пьес, оркестрованных для биг-бэнда, требовала от солистов лаконичности. Таким образом, джазмены, рожденные, чтобы импровизировать, искали возможности поиграть от души еще где-нибудь. Но, в 30-е и 40-е годы, во время бума биг-бэндов для малых составов не было еще такого раздолья, какое наступило с приходом бибопа в 50-е годы.
Benny Goodman Quartet-1963
Benny Goodman Small Groups 1941-45
Ben Webster - Art Tatum (1956)
Bobby Hackett
Buck Clayton-Buddy Tate
Buck Clayton-Buddy Tate 1960
Coleman Hawkins
Coleman Hawkins - The Tenore Genius
Count Basie Small Groups
Duke Ellington-Billy Straihorn
Duke Ellington - Great Units
Earl Bostic
Eddie Lang-Joe Venuti
Esquire Jazz Concert
Gene Krupa Trio
Grappelli-Smith
Hawkins-Clayton
Hawkins-Eldridge-Hodges-1962
Jack Teagarden
Joe Venuti
Johnny Hodges
Kansas City
Le Jazz Hot
Lester Young
Lester Young 1943-47
Louis Jordan 1948-49
Louis Prima
Mary Lou Wiliams 1945-47
Roy Eldridge 1935-41
Swing-Carnegie 1938
Teddy Wilson
Unforgettable Session
Woody Herman Music For Tired Lovers
25 - Эволюция блюза в джазе Данный диск посвящен одному из основных корней джаза - блюзу. Главный объем записей здесь составляет так называемый "традиционный блюз", который, в свою очередь можно условно поделить на "сельский" и "городской". Материал диска не ограничен только архаическим блюзом. Здесь можно проследить, как изменялся блюз с появлением новых и новых видов джаза, начиная с диксиленда, свинга, бопа и кула, и кончая авангардом, когда блюз был полностью переосмыслен.
Avant-garde Jazz
Bebop
Big-Bands Swing
Cool
Dixieland
Funky Jazz
Hard-Bop
Modal Jazz
Rhythm-And-Blues
Small Groups Swing
Soul
Городской и сельский традиционный блюз - Arthur Big Boy Spires
Городской и сельский традиционный блюз - Arthur Weston
Городской и сельский традиционный блюз - Avery Brady
Городской и сельский традиционный блюз - Bert Logan
Городской и сельский традиционный блюз - Big Joe Williams
Городской и сельский традиционный блюз - Big John Henry Miller
Городской и сельский традиционный блюз - Bill Foster
Городской и сельский традиционный блюз - Bill Jackson
Городской и сельский традиционный блюз - Carl Hodges
Городской и сельский традиционный блюз - Champion Jack Dupdee
Городской и сельский традиционный блюз - Coot Venson
Городской и сельский традиционный блюз - Doug Quattlebaum
Городской и сельский традиционный блюз - James Robinson
Городской и сельский традиционный блюз - Jimmy Brewer
Городской и сельский традиционный блюз - Jimmy Brown
Городской и сельский традиционный блюз - John Henry Barbee
Городской и сельский традиционный блюз - John Lee Granderson
Городской и сельский традиционный блюз - Johnny Young
Городской и сельский традиционный блюз - Lonnie Johnson
Городской и сельский традиционный блюз - Memphis Slim
Городской и сельский традиционный блюз - Otis Spann
Городской и сельский традиционный блюз - Piano Bill Bryson
Городской и сельский традиционный блюз - Roosevelt Charles
Городской и сельский традиционный блюз - Ruby McCoy
Городской и сельский традиционный блюз - Sam Lightning Hopkins
Городской и сельский традиционный блюз - Snooks Eaglin
Городской и сельский традиционный блюз - Speckled Red
Городской и сельский традиционный блюз - Sunnyland Slim
Протест
26 - Самба Боссанова 60-е годы ознаменовались началом новой эпохи увлечения латино-американской музыки. На этот раз веяние пришло из Бразилии, страны, где говорят не на испанском, а на португальском языке, в отличие от Аргентины, Кубы, Мексики, Пуэрто-Рико. За предыдущие десятилетия почва для проникновения бразильской музыки в США, а затем и во все другие места Земного шара была подготовлена тем огромным влиянием, которое оказали на мировую музыкальную культуру такие формы как танго, рубма, мамбо, бигуин, калипсо. На этот раз пришла очередь бразильской самбы. Но, выйдя за рамки Бразилии, некоторые ее разновидности получили название “Bossa Nova”, иногда просто “Bossa”, а по-русски – “босcанова”. В отличие от предыдущих видов афро-кубинской музыки, таких как румба или мамбо, боссанова не стала явно танцевальной и развлекательной музыкой, хотя бы потому, что ее экспортировали из Бразилии и стали основными исполнителями джазмены. Боссанова приобрела характер концертной и клубной музыки для меломанов благодаря своей более изысканной гармонии, утонченной мелодике и спокойному ритму. Мода на так называемую “Jazz-bossa” поэтому не сошла так быстро, как это часто бывает, а продержалась не одно десятилетие.
1958-Joao Gilberto
1962-Cannonball Adderley
1962-Coleman Howkins - Desafinado
1962-Dave Brubeck - Bossa Nova USA
1962-Luiz Bonfa - Bossa Nova
1962-Quincy Jones
1962-Stan Getz-Charlie Bird
1963-71-Ray Barretto
1963-2000 - Alexey Kozlov
1963-Antonio Carlos Jobim
1963-Getz & Gilberto
1964-Adderley Quintet
1964-Laurinda Almeida-Modern Jazz Quartet
1964-Oscar Peterson
1965-70 - Astrud Jilberto
1965-Charlie Byrd - Brazilian Bird
1966-Eddie Palmiery-Cal Tjader
1966-Sergio Mendes
1966-Walter Wanderley-Astrud Jilberto
1966-Wes Montgomery
1967-Antonio Carlos Jobim
1967-Sinatra - Jobim
1968-Charles Lloyd
1969-Cal Tjader
1969-CARLOS SANTANA
1969-Paul Desmond
27 - Танго Румба Мамбо Джаз в своем развитии претерпел множество воздействий со стороны самых разных видов музыки. Наиболее широко бытует мнение, что джаз – это адаптированная белыми музыка американских негров, потомков рабов, завезенных из Африки. При этом не делается особого акцента на том влиянии, которое оказала на развитие джаза так называемая латинская, то есть испано-язычная музыкальная культура. Соединенные Штаты Америки – это своеобразный плавильный котел, где сливалось в причудливых сочетаниях все, что угодно. В географическом отношении США окружены со всех сторон латинской культурой в различных ее проявлениях. Это страны Южной Америки с их старыми испано-португальскими традициями. Это Мексика, где культура испанских колонизаторов смешалась с остатками культуры ацтеков и инков. Это Куба и Пуэрто-Рико, Гаити и Тринидад, и вообще страны Карибского бассейна. Исследователи данного вопроса, в частности, Джон Сторм Робертс (John Storm Roberts – “Latin Jazz” N.Y.) подчеркивают тот факт, что даже самые ранние формы джаза, такие как рэгтайм были пронизаны латинским духом. Один из ведущих историков американской музыки Алан Ломакс в свое книге о пионере рэгтайма Джелли Ролл Мортоне приводит слова самого Мортона: «Новый Орлеан был хорошей почвой для лучших пианистов в Америке. Там были испанцы, негры, белые – главным образом французы с Гаити, а также американцы. Там были люди со всех концов Земли.»
1930-е годы - Зарубежные пластинки в СССР
1930-е годы - Петр Лещенко - белоэмигрантское танго
1930-е годы - Советские танго и румбы
1932-Duke Ellington
1934-Harry Roy
1935-AMBROSE
1938-Joe Liggins
1939-Artie Shaw
1941-Cab Calloway
1941-Will Bradley
1947-48-Dizzy Gillespie Band with Chano Pozo
1947-Stan Kenton
1948-1957-Machito Orchestra
1950-60 - Xavier Cugat
1951-Chico OFarrill Orchestra
1952-Charlie Parker Sextet
1952-Johnny Hodges
1953-Gillespie in Paris
1953-Parker-Gillespie
1954-Count Basie
1955-Shorty Rogers&Perez Prado - Voodoo Suite
1956-60-Stan Kenton-Cuban Fire
1956-J.J.Johnson-Kay Winding
1957-65 Perez Prado - Mambo Mambo
1957-1960-Herbie Mann
1957-Tito Puente
1960-Stan Kenton Orchestra
1961-71-Astor Piazzolla
1962-Perez Prado - Exotic Suite
1966-Horace Silver
1969-Shortie Rogers
1970-Gato Barbieri - The Third World
1985-1998-Алексей Козлов
28 - Этнический джаз Интерес джазменов к музыке народов мира начал проявляться уже давно, но особенно это стало заметным в послевоенное время, в конце 40-х годов. Благодаря развитию новых средств массовой коммуникации, а также гражданской авиации, мир стал более открытым и доступным для людей, живущих в самых разных его частях. Джазом заинтересовались не только европейцы, но и представители Азии, Индии, Африки. В свою очередь, американские джазмены, начавшие посещать с гастролями отдаленные уголки Земного шара, открыли для себя новые краски, новые выразительные средства. А, начиная с конца 50-х годов, внутри самого джаза наметился ряд серьезных изменений. Это выразилось тогда в появлении «прогрессив-джаза», фри-джаза, модального джаза. Позади было увлечение латино-американской музыкой в таких ее формах как танго, румба, мамбо, бигуин или калипсо, которое принесло свои плоды, начиная с 30-х годов, заметно повлияв на облик, как джаза, так и вообще всей популярной музыки. А в 60-е годы в джаз активно влилась бразильская самба и боссанова.
1956-Indo-Jazz Suite
1957-Yusef Lateef
1958-Jazz Sahara - Ahmed Abdul-Malik
1961-Yusef Lateef
1962-64-Jan Johansson-Jazz Pa Svenska-Джаз по-шведски
1962-Bengt-Arne Wallin Orchestra
1964-Tony Scott-Yoga Meditation
1964-Tony Scott-ZEN Meditation
1967-68-Jan Johansson - Den Korta Fristen
1967-Jan Johansson-Jazz Pa Ryska-Джаз по-русски
1967-Noon in Tunisia
1970-Paul Winter
1971-Oregon
1976-1986 - Алексей Козлов и АРСЕНАЛ
1989-2002 - Андрей Виноградов
1996 - Иван Смирнов
29 - Энциклопедия джаза (вкратце) Данный CD-ROM является завершающим в серии, посвященной истории джаза. Здесь собраны воедино в сокращенном виде все материалы предыдущих дисков, относящиеся к различным направлениям джаза. Оказалось, что уложиться в объем одного CD-ROMа и показать все, что хотелось бы, даже вкратце, дело невозможное. Поэтому здесь отражены наиболее типичные представители того или иного направления. Более подробная информация по всем направлениям и стилям находится на дисках данной серии. Единственно, где мне не пришлось “экономить” пространство диска, это текстовые файлы, в которых отражены книги, статьи, словари, ноты, биографии, дискографии и теоретические работы по истории и теории джаза, как зарубежных, так и отечественных авторов. Все это размещено в разделе “Библиотека”. За время создания всей этой серии мне удалось собрать и оцифровать довольно редкие материалы по истории джаза, до этого времени существовавшие в виде самиздатских рукописей, или в давно изданных и забытых книгах, которые сейчас невозможно достать. Теперь у тех, кто интересуется историей развития джаза, есть возможность воспользоваться всем этим. Здесь есть русские переводы таких замечательных книг, как “Послушай, что я тебе расскажу” Нэта Хентофа и Нэта Шапиро, “Биг-бэнды изнутри” Джорджа Саймона, “История джаза” Маршалла Стернса, работы крупнейших отечественных музыковедов: Алисы Конен, Леонида Переверзева, Алексея Баташева, Владимира Фейертага, Валерия Мысовского, Ефима Барбана, Дмитрия Ухова. Я разместил здесь и две своих книги – автобиографическую “Козел на саксе”, в которой отражена часть истории советского джаза, а также “Рок – истоки и развитие”, из которой можно почерпнуть сведения о том, как параллельно с джазом, в тесной связи с ним, развивались другие многочисленные направления современной музыки.
01-Истоки
02-Диксиленд и беззаботный джаз 20-х
03-Эра биг-бэндов
04-Мэйнстрим
05-Буги-вуги
06-Ритм-энд-блюз
07-Третье течение
08-Кул джаз
09-Бибоп
10-Хард-боп
11-Модальный джаз
12-Латино-американский джаз
13-Фанки-соул джаз
14-Джаз и World Music
15-Вокальные группы
16-Авангард-Фри джаз
17-Ранний джаз-рок-фьюжн[/more]