ЯДЕРНАЯ УГРОЗА - Иран продолжает разрабатывать ядерную программу. ИСТОРИЯ
1) Изначально Аятолла Хомейни рассматривал ядерное оружие как «анти-исламское», что на долгие годы приостановило развитие иранской ядерной программы.
Однако, уже в начале 1990-х Иран возобновляет работу над ядерной программой, а в 1995 году продолжилось строительство Бушерской АЭС, начатое ещё в 1975 году.
Этому в немалой степени способствовало подписание с Россией контракта на 800 млн. долларов, согласно которому Москва обязалась завершить строительство Бушерского реактора. Возвращению Ирана к ядерной программе во многом способствовали следующие факторы:Угроза со стороны государств региона и прежде всего Ирака, чьё нападение в 1980 году существенно поколебало отношение ИРИ к проблеме ядерного оружия. По мнению американского учёного Джеффри Кемпа, косвенным виновником начала иранских военных ядерных исследований стал Саддам Хусейн. Во время ирано-иракской войны (1980-1988) иракская армия активно использовала химическое и ракетное оружие против Ирана. Иранская армия была абсолютно не готова к таким методам ведения боевых действий и понесла огромные потери. Ракетные атаки на Тегеран и другие крупные города Ирана (жертвой иракских ракет стала и АЭС в Бушере, получившая серьезные повреждения в 1987 и 1988 годах) заставили Иран пойти на заключение перемирия с агрессором и пересмотру отношения к оружию массового поражения (ОМП). На решение Ирана повлияли и соседи - Пакистан и Индия активно разрабатывали свои атомные бомбы, Израиль обладал ядерным оружием, хотя и не признавал этого.
2) Растущая угроза со стороны США.
Военная операция «Буря в пустыне» постепенно формирует у многих государств Ближнего Востока мнение, что лишь ядерное оружие способно оградить их от американской политики глобального экспансионизма. К тому же с 1990 года Персидском заливе постоянно присутствуют корабли ВМФ США, оснащенные ядерным оружием.
В целом, именно стремление к сдерживанию, как региональной, так и глобальной угрозы способствовало возобновлению интереса Тегерана к ядерной программе.
По самым вероятным прогнозам
реактор в Бушере будет закончен к 2005 году. .
С другой стороны, опасения международного сообщества вызывает другой аспект этой программы, а именно
наличие и использование Тегераном технологий по обогащению урана,. которые открывают государству прямой путь к производству ядерного оружия.
Более того, по мнению учёных,
уже к 2007 году Иран будет обладать собственной ядерной бомбой.
Этот факт станет не только решающим ударом по глобальному режиму нераспространения ядерного оружия, но и потенциально может явиться новым очагом военной напряжённости как в региональном, так и в глобальном масштабе, учитывая фактор ядерного оружия.
Так к первой группе государств относится прежде всего Россия, которая с момента подписания контракта в 1995 году регулярно предоставляла Тегерану как высококвалифицированных специалистов, так и необогащённое урановое топливо. По мнению Джозефа Сиринсионе, директора проекта по нераспространению оружия массового поражения Фонда Карнеги за международный мир, реактор в Бушере жизненно важен для иранской ядерной программы, поскольку иные иранские реакторы (их в стране еще пять) конструктивно неспособны производить радиоактивные материалы, пригодные для военных целей. Бушер даст мощный толчок иранским ядерным исследованиям - российские специалисты являются носителями уникального опыта, которого нет у иранцев, а в рамках указанного договора Россия обязалась подготовить персонал новой АЭС. За эти действия Москва ни раз подвергалась критике Вашингтона - в 1998 году совместно созданные российско-американские рабочие группы провели расследование, выявив около девяти российских предприятий, сотрудничавших с Ираном в ядерной области. Россия обещала ограничить деятельность этих предприятий, однако, по наблюдениям западных экспертов фактически ничего не было сделано. Напротив, правительство России одобрило долгосрочную программу развития сотрудничества с Ираном, по которой в течение 10 лет в Иране планировалось построить пять ядерных реакторов на общую сумму более $10 млрд. За последние годы Иран превратился в третьего по важности экспортёра российского оружия - ежегодно он тратит на эти цели 500 млн. долларов. Илан Берман, вице-президент американского совета по внешней политике, объясняет интерес России к сотрудничеству с Ираном таким образом: "Российская оборонная промышленность нуждается в клиентах, и Иран активно покупает российские военные технологии. Москва также нуждается в партнерах для того, чтобы закрепить де-факто свою монополию на энергоносители Средней Азии. В борьбе за нефтяные ресурсы Каспийского моря Иран и Россия часто действует совместно. Но, возможно, еще более важно то, что в обмен на российское оружие и технологии Иран не поддерживает исламистов на Северном Кавказе".
Иран принял решение "заморозить" отношения с МАГАТЭ.
9 марта состоялось заседание МАГАТЭ, на котором Иран обвинили в нарушение обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия
Парламент Ирана утвердил 31 октября законопроект, позволяющий продолжение работ по обогащению урана.
Законопроект поддержали 247 из 290 депутатов парламента Исламской республики.
5-6 ноября в Париже шли переговоры между представителями Франции, Германии, Великобритании и Ирана относительно ядерной программы Тегерана.
Европейские страны рассчитывали убедить Иран отказаться от технологий двойного назначения, в противном случае вопрос о ядерной программе Тегерана может быть передан в Совет безопасности ООН, как того и требуют США.
МИД Франции утверждал, что в ходе переговоров был достигнут значительный прогресс. Однако источники, знакомые с ходом дискуссии, сообщили, что никаких договоренностей достигнуть не удалось. Особо отмечалась жесткая, бескомпромиссная позиция иранской делегации.
Правительство Буша ясно дало понять, что не намерено давать Ирану никаких поблажек помимо предусмотренных жесткими условиями соглашения об использовании атомной энергии.
Если европейцам не удастся убедить Тегеран при помощи санкций, следующим шагом для Соединенных Штатов и союзных держав станет вынесение иранского вопроса на обсуждение в Совете Безопасности ООН.
Крупнейшие европейские державы дали понять, что Вашингтон может рассчитывать на их поддержку в случае, если дипломатические методы и экономические меры не дадут желаемого эффекта,
Неминуемая угроза трактуется как результат поведения “нерациональных диктаторов, которые владеют оружием массового уничтожения, способны предоставить это оружие или ракеты террористическим союзникам”. Таким образом, после Ирака Иран, в случае развития военной компоненты своей ядерной программы, становится первой кандидатурой для упреждающих действий США.
Так 6 мая 2004 года Палата представителей Конгресса США приняла резолюцию 398, призывающую правительство США “использовать все соответствующие средства для сдерживания и предотвращения Ирана от получения ядерного оружия”. То есть в случае если эта резолюция будет одобрена Сенатом, она даст президенту возможность нанести упреждающий удар по иранским ядерным объектам, когда он сочтёт это необходимым. Пока же Соединённые Штаты активно лоббируют вариант передачи “иранского досье” в СБ ООН с целью блокирования возможностей Тегерана путём экономических санкций.
США
В случае с Ираном США действуют не по иракской схеме, а по той, что они применили к Саудовской Аравии год назад. Внешне они очень похожи. Напомним, летом 2003 года Конгресс США обвинил Саудовскую Аравию в поддержке террористов, организовавших 11 сентября 2001 года. Буквально через месяц в израильских СМИ прошла серия материалов о том, что саудиты стремятся заполучить ядерное оружие. Кое-кто из наблюдателей тогда высказывал серьезные опасения, что именно Эр-Рияд станет следующим после Багдада кандидатом на демократизацию по-американски. Саудовская монархия переживала по этому поводу очень сильно. По сути, саудовская элита пребывала в полной прострации. И это понятно. США – их стратегический союзник – обвиняют Саудовскую Аравию в тех же прегрешениях, за что поплатились талибы в Афганистане и режим Хусейна в Ираке, – связь с международным терроризмом и стремление заполучить ОМУ. Саудиты даже попытались в этой ситуации искать себе новых партнеров и найти дружеское понимание в Москве, куда с этой целью летал наследный принц. Однако позднее Эр-Рияд понял, что с американцами ссориться себе дороже и заиграл по их правилам. В Саудовской Аравии вдруг появился филиал «Аль-Каиды» и борьба с ним вернула монархию в круг союзников США.
О том, что Вашингтон, возможно, пытается перенести саудовский эксперимент на Иран, говорит и следующий факт. В конце июля Совет по международным отношениям подготовил доклад «Иран: время нового подхода». Он основан на оценках экспертов во главе с бывшим советником по национальной безопасности в администрации Дж. Картера Збигневом Бжезинским и бывшим директором ЦРУ Робертом Гейтсом. В документе говорится, что США должны вести «прямой диалог» с Ираном и оставить надежды на «смену режима» в этой стране. В докладе прямо утверждается: «Отсутствие в настоящее время постоянных контактов с Ираном наносит ущерб интересам США в этом критически важном регионе мира».
ИЗРАЕЛ
Повторить второй раз это маневр /В 1981 году Израиль провел операцию по разрушению ядерного реактора в Ираке/ не удастся хотя бы потому, что у Ирака был один атомный реактор, местонахождение которого не было тайной, у Ирана же имеется не менее 20 ядерных объектов, разбросанных в разных регионах страны.
(Да и глупо предполагать, что враг наступит повторно на те же грабли.) Поразить их нужно одновременно. Поскольку своих авианосцев и стратегических бомбардировщиков у Израиля нет - бюджет страны такой роскоши не выдержит - то приходится рассчитывать на истребитель Ф-16I “Суфа”, выполненный по заказу Израиля.
.........................................
Иранская ядерная программа – международный аспект проблемы
http://www.iimes.ru/rus/stat/2004/01-10-04.htm