Bell/Boeing V-22 Osprey
Программа создания самолета вертикального/короткого взлета и посадки была принята в США в 1981 году. Самолет должен был иметь поворотные двигатели на крыльях, что позволяло бы ему взлетать как вертолету, а затем лететь по-самолетному с посадкой опять же как вертолет. Контракт на предварительную проработку машины в 1983 году получили две фирмы - "Белл" и "Боинг", ставшие партнерами. Конвертоплан планировался как многоцелевой - одна базовая конструкция в нескольких вариантах, необходимых разным видам вооруженных сил. Для ВМС, например, палубный вариант имеет складывающиеся винты и крыло. Эта операция производится автоматически за полторы минуты.
Два винта конвертоплана поворачиваются вместе с двигателями. При этом каждый винт имеет изменяемый шаг и снабжен автоматом перекоса, что позволяет регулировать вектор тяги при неподвижном двигателе. Перекос каждого винта производится автономно, поэтому, когда V-22 летит в вертолетном режиме, он может перемещаться вбок или вперед-назад без поворота двигателей. Винты соединены поперечными валами, которые гарантируют привод обоих винтов в случае отказа одного из двигателей. Таким образом обеспечивается большая безопасность полета.
Поскольку конвертоплану придется базироваться на ограниченных по размеру площадках, складывающиеся винты и крылья уменьшают его ширину на земле до 5,3 м. Экипаж - 2 человека. В грузовом отсеке могут поместиться 24 десантника. В конструкции широко применены композитные материалы: углепластик, стеклопластик, эпоксидный клей - до 70% деталей. Таким образом удалось снизить массу конвертоплана на 25% по сравнению с цельнометаллическим. Из стеклопластика изготовлены винты диаметром 11,6 м.
Два газотурбинных двигателя фирмы "Эллисон" мощностью по 4586 кВт (6150 л.с.) расположены на концах крыла и могут поворачиваться на 98 градусов. Ширина "Оспрея" с развернутым крылом - 25,78 м по концам лопастей. Длина фюзеляжа - 17,48 м. Высота по вертикальному стабилизатору - 5,38 м, при вертикально установленных двигателях - 6,73 м. Масса пустого конвертоплана без груза - 6374 кг. Масса груза на внешней подвеске - 9 тонн. Взлетная масса при вертикальном взлете - 21,5 т. Максимальная взлетная масса - 27,4 т. Скорость в самолетном режиме - 550 км/ч, в вертолетном - 185 км/ч. Максимальная скорость - 638 км/ч. Потолок - 7900 м. Радиус действия - 955 км.
Находящийся на вооружении Морской пехоты США вертолет CH-46 "Си Кнайт" (Sea Knight) уступает "Оспрею" вдвое по скорости потолку, а груза берет в три раза меньше.
Вооружение конвертоплана состоит из всего одного крупнокалиберного пулемета, что явно маловато для машины, предназначенной для высадки десанта. Предполагается, что в 2007 году будет принят на вооружение специальный вертолет сопровождения для защиты "Оспреев". Конвертоплан-истребитель сопровождения пока существует лишь в чертежах, и на его создание потребуется еще 15-20 лет. Пока наиболее вероятным "сопровождающим" считается модернизированный вертолет AH-1W "Супер Кобра" (Super Cobra), который проектируется в рамках программы "Кобра Зулу" Cobra Zulu. Но по последним данным, он будет готов лишь в 2012 году. Пока скорость "Кобры" всего 263 км/ч, хотя это самый скоростной боевой вертолет. Ее планируется увеличить практически вдвое.
В качестве истребителя сопровождения рассматриваются также беспилотные летательные аппараты. Сейчас подобные машины разрабатываются многими авиастроительными корпорациями США и Европы, но пока еще не появилась машина, способная работать в группе и сражаться с истребителями противника.
V-22 "Оспрей" был принят на вооружения в 2005 году. Ожидается, что в корпус морской пехоты поступит 360 аппаратов, в ВМФ – 48 и в ВВС – 50.. Общая стоимость контракта на производство этих машин составляет 50,5 млрд. долларов.
Тем временем "Белл Хеликоптер" и "Боинг" получили контракт Пентагона на 3,45 млрд. долларов на разработку концептуального проекта четырехроторного тяжелого конвертоплана под индексом КТР (QTR - Quad TiltRotor). Это новый шаг в освоении технологии производства конвертопланов. У КТР должно быть два крыла, на концах которых расположатся поворачивающиеся на 90% двигатели с воздушными винтами. Синхронизирующие валы, связывающие их, должны позволить удержаться аппарату в воздухе в случае отказа одного-двух двигателей. Задача этой модели - перевозить более тяжелые грузы для десанта со скоростью транспортного самолета, но без необходимости искать взлетно-посадочную полосу.
В Советском Союзе в начале 1960-х годов была построена экспериментальная серия винтокрылов Ка-22 с двумя несущими винтами и двумя турбовинтовыми двигателями. Полетная масса машины достигала 37 тонн. Однако после нескольких катастроф машину сочли непригодной и в серийное производство не пустили. На этом история российских конвертопланов и закончилась.
В России тоже решено разрабатывать "вертолет с преобразующейся несущей системой" - так у нас определили, что такое конвертоплан. До 2010 года предполагается разработать две модификации - ударный и транспортный вертолет грузоподъемностью 6 тонн.
http://avia.russian.ee/helicopters_rus/bvertol_osprey-r.html
http://nvo.ng.ru/printed/6434
Программа создания самолета вертикального/короткого взлета и посадки была принята в США в 1981 году. Самолет должен был иметь поворотные двигатели на крыльях, что позволяло бы ему взлетать как вертолету, а затем лететь по-самолетному с посадкой опять же как вертолет. Контракт на предварительную проработку машины в 1983 году получили две фирмы - "Белл" и "Боинг", ставшие партнерами. Конвертоплан планировался как многоцелевой - одна базовая конструкция в нескольких вариантах, необходимых разным видам вооруженных сил. Для ВМС, например, палубный вариант имеет складывающиеся винты и крыло. Эта операция производится автоматически за полторы минуты.
Два винта конвертоплана поворачиваются вместе с двигателями. При этом каждый винт имеет изменяемый шаг и снабжен автоматом перекоса, что позволяет регулировать вектор тяги при неподвижном двигателе. Перекос каждого винта производится автономно, поэтому, когда V-22 летит в вертолетном режиме, он может перемещаться вбок или вперед-назад без поворота двигателей. Винты соединены поперечными валами, которые гарантируют привод обоих винтов в случае отказа одного из двигателей. Таким образом обеспечивается большая безопасность полета.
Поскольку конвертоплану придется базироваться на ограниченных по размеру площадках, складывающиеся винты и крылья уменьшают его ширину на земле до 5,3 м. Экипаж - 2 человека. В грузовом отсеке могут поместиться 24 десантника. В конструкции широко применены композитные материалы: углепластик, стеклопластик, эпоксидный клей - до 70% деталей. Таким образом удалось снизить массу конвертоплана на 25% по сравнению с цельнометаллическим. Из стеклопластика изготовлены винты диаметром 11,6 м.
Два газотурбинных двигателя фирмы "Эллисон" мощностью по 4586 кВт (6150 л.с.) расположены на концах крыла и могут поворачиваться на 98 градусов. Ширина "Оспрея" с развернутым крылом - 25,78 м по концам лопастей. Длина фюзеляжа - 17,48 м. Высота по вертикальному стабилизатору - 5,38 м, при вертикально установленных двигателях - 6,73 м. Масса пустого конвертоплана без груза - 6374 кг. Масса груза на внешней подвеске - 9 тонн. Взлетная масса при вертикальном взлете - 21,5 т. Максимальная взлетная масса - 27,4 т. Скорость в самолетном режиме - 550 км/ч, в вертолетном - 185 км/ч. Максимальная скорость - 638 км/ч. Потолок - 7900 м. Радиус действия - 955 км.
Находящийся на вооружении Морской пехоты США вертолет CH-46 "Си Кнайт" (Sea Knight) уступает "Оспрею" вдвое по скорости потолку, а груза берет в три раза меньше.
Вооружение конвертоплана состоит из всего одного крупнокалиберного пулемета, что явно маловато для машины, предназначенной для высадки десанта. Предполагается, что в 2007 году будет принят на вооружение специальный вертолет сопровождения для защиты "Оспреев". Конвертоплан-истребитель сопровождения пока существует лишь в чертежах, и на его создание потребуется еще 15-20 лет. Пока наиболее вероятным "сопровождающим" считается модернизированный вертолет AH-1W "Супер Кобра" (Super Cobra), который проектируется в рамках программы "Кобра Зулу" Cobra Zulu. Но по последним данным, он будет готов лишь в 2012 году. Пока скорость "Кобры" всего 263 км/ч, хотя это самый скоростной боевой вертолет. Ее планируется увеличить практически вдвое.
В качестве истребителя сопровождения рассматриваются также беспилотные летательные аппараты. Сейчас подобные машины разрабатываются многими авиастроительными корпорациями США и Европы, но пока еще не появилась машина, способная работать в группе и сражаться с истребителями противника.
V-22 "Оспрей" был принят на вооружения в 2005 году. Ожидается, что в корпус морской пехоты поступит 360 аппаратов, в ВМФ – 48 и в ВВС – 50.. Общая стоимость контракта на производство этих машин составляет 50,5 млрд. долларов.
Тем временем "Белл Хеликоптер" и "Боинг" получили контракт Пентагона на 3,45 млрд. долларов на разработку концептуального проекта четырехроторного тяжелого конвертоплана под индексом КТР (QTR - Quad TiltRotor). Это новый шаг в освоении технологии производства конвертопланов. У КТР должно быть два крыла, на концах которых расположатся поворачивающиеся на 90% двигатели с воздушными винтами. Синхронизирующие валы, связывающие их, должны позволить удержаться аппарату в воздухе в случае отказа одного-двух двигателей. Задача этой модели - перевозить более тяжелые грузы для десанта со скоростью транспортного самолета, но без необходимости искать взлетно-посадочную полосу.
В Советском Союзе в начале 1960-х годов была построена экспериментальная серия винтокрылов Ка-22 с двумя несущими винтами и двумя турбовинтовыми двигателями. Полетная масса машины достигала 37 тонн. Однако после нескольких катастроф машину сочли непригодной и в серийное производство не пустили. На этом история российских конвертопланов и закончилась.
В России тоже решено разрабатывать "вертолет с преобразующейся несущей системой" - так у нас определили, что такое конвертоплан. До 2010 года предполагается разработать две модификации - ударный и транспортный вертолет грузоподъемностью 6 тонн.
http://avia.russian.ee/helicopters_rus/bvertol_osprey-r.html
http://nvo.ng.ru/printed/6434