Стратегическая оборонная инициатива (СОИ — Strategic Defense Initiative) 23 июля 1999 года президент США Билл Клинтон подписал законопроект о создании НПРО Соединенных Штатов Америки "для защиты всей территории Соединенных Штатов Америки от баллистических ракет вероятного противника".
США привлекли к сотрудничеству в создании ПРО многие страны. Так, Япония участвует в производстве и закупках противоракет типа "Эгис", "Пэтриот" и SM-3 (решение разместить на своей территории элементы этой системы было принято после того, как в 1998 году КНДР запустила ракету "Тэпходон-1"). Израиль задействован в программе модернизации противоракет Arrow. Великобритания дала согласие на модернизацию американской РЛС системы раннего предупреждения в Файлингдейлс (Северный Йоркшир) и размещение здесь ракет-перехватчиков. Дания подписала договор о модернизации американской РЛС системы раннего предупреждения в Туле (Гренландия). В ближайшие годы базы ПРО могут появиться в Польше и Чехии.
В 2002 году американцы заявили об одностороннем выходе из советско-американского Договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г., а в 2004 году на Аляске уже были установлены первые противоракеты.
В настоящее время девять ракет-перехватчиков размещены на базе Форт Грили на Аляске, и еще две - на базе ВВС Ванденберг в Калифорнии. Кроме того, в систему ПРО входят мощные радиолокационные станции (РЛС), способные обнаруживать МБР на дальности 4 тыс. км. К 2007 году на Аляске и в Калифорнии планируется развернуть от 40 до 100 ракет-перехватчиков, построить одну новую РЛС, модернизировать несколько действующих. До 2010 года для обнаружения запусков баллистических ракет на низкую околоземную орбиту должно быть выведено 24 спутника STSS, а на геостационарную орбиту - два аппарата SBIRS. До 2015 года ещё 150 ракет-перехватчиков будет размещено в Северной Дакоте. Дополнительно планируется создать и вывести на орбиту другие космические аппараты.
13 ноября 2004 года на авиабазе Эдвардс (Калифорния) проведено первое испытание боевого лазера воздушного базирования AL-1. Подобные лазеры планируется включить в состав создаваемой системы ПРО. Эскадрилья самолётов, оснащённых этим вооружением, должна быть рассредоточена по всему миру вблизи потенциально опасных с точки зрения ракетной угрозы стран и находиться в постоянной готовности к взлёту для перехвата и уничтожения стартовавших баллистических ракет ещё до момента отделения от них боеголовок. Для проведения полной программы испытаний потребуется ещё три-четыре года.
http://www.wisp.ru/news/bynumber/100.html О том, что США собираются разместить базы ПРО в одной или нескольких странах Европы, стало известно в июле 2005 года. Кроме Великобритании, в качестве предполагаемого места для размещения ракет-пререхватчиков рассматриваются Польша и Чехия. Американские противоракетные установки могут появиться в Европе уже в 2010 году
"ЗВЕЗДНЫЕ ВОИНЫ": ИСТОРИЯ И СУЩНОСТЬ 23 марта 1983 г. президент США Р. Рейган впервые обратился к своему народу с программой "стратегической оборонной инициативы" - СОИ, названной журналистами программой "звездных воин". В 1984 г. директивой N 119 ("Инициатива президента в области стратегической обороны") эта программа была возведена в ранг первоочередной задачи государства. Незадолго до этого, в сентябре 1982 г., в США было образовано объединенное космическое командование, призванное координировать все работы военного характера в космосе.
[more]Незадолго до этого, в 1982 г., частная научно-исследовательская организация "Фонд наследия" опубликовала проект "Высокая граница", в котором утверждалось, что современная техника дает возможность создать противоракетную систему для обороны всей территории страны. Утверждалось, что это дает возможность перейти в военной политике от стратегии "гарантированного уничтожения" к стратегии "гарантированного выживания". Предлагавшийся в проекте "Высокая граница" конкретный вариант осуществления противоракетной обороны с помощью сотен спутников, оснащенных неядерными самонаводящимися противоракетами, не привлек тогда внимания специалистов. Но сформулированные в этом проекте задачи и выгодные моменты нового подхода к военной стратегии явились основой для СОИ. В нем утверждалось, в частности, что новое противоракетное оружие, кроме защиты от советских ракет, даст возможность контролировать космическое пространство, которое является "жизненно важной территорией" для США. Утверждалось, что в перспективе космос - это арена передовой технологии; что космические предприятия сулят большой доход. Но заполненные дорогим оборудованием и уникальной продукцией, они являются лакомым кусочком для Советов. Значит, их нужно уметь защитить! А что бы у обывателя не возникло сомнений по поводу высокой стоимоимости космических вооружений, ему объяснили, что уже сама работа в этом направлении сулит большие выгоды: 1) будет дан новый импульс американской экономике, 2) появится много новых рабочих мест, 3) возникнут новые технологии, и наконец, 4) повысится общая уверенность американцев в завтрашней дне.
Для тех, кто следил за развитием военной политики развитых стран, программа "звездных воин" не явилась неожиданностью. Космос как арена военных действий давно привлекал внимание западных руководителей. Еще в 1944 г. американские ВВС проводили исследования по размещению в космосе военных орбитальных станций. В 1949 г. в американской прессе обсуждалась возможность использования Луны в качестве платформы для бомбардировки Земли. В 1956 г., за 2 года до запуска своего первого спутника, американцы приступили к разработке противоспутникового оружия, а в 1959 г. уже провели его испытание, сбив ракетой, запущенной с бомбордировщика Б-47, свой спутник "Эксплорер-6".
С тех пор противоспутниковое оружие постоянно совершенствуется. В конце 1980-х были закончены испытания системы воздушного базирования АСАТ (Anti-SATellite - противоспутниковый). Она основана на истребителях-бомбардировщиках F-15, несущих одну двухступенчатую ракету массой 1,2 т с инфракрасной (ИК) системой самонаведения (рис.9.). Хотя противоспутниковое оружие прямо не угрожает противнику, тем не менее оно является элементом оружия первого удара. Выводить из строя спутники противника, "ослеплять" его имеет смысл, лишь только зная заблаговременно и точно о моменте нападения: знает об этом только агрессор.
На околоземной орбите находится сейчас около сотни функционирующих военных спутников разных стран. Только США ежегодно запускают более дюжины новых спутников военного назначения. Но пока эти спутники не вооружены и поэтому не представляют прямой угрозы для космических и наземных объектов. Используются они для обеспечения связи и управления войсками, навигации, картографии, метеообеспечения и ведения разведки. Одним словом, это еще не космическое оружие. Однако положение существенно изменится, если США или другие страны приступят к созданию ударных космических средств, предназначенных для поражения объектов в космосе, в атмосфере и на земле.
Планы выноса оружия в космос, как известно, не новы: они значительно опередили практическую космонавтику. О космическом оружии мечтали еще гитлеровские вояки. В 1944 г. немецкий инженер Эйген Зенгер (1905-1964 гг.) создал проект суборбитального ракетоплана, способного с грузом бомб достичь территории США. Предполагалось, что после старта ракетоплан поднимется на высоту 100 км и затем, отразившись несколько раз от плотных слоев атмосферы (как плоский камешек от поверхности воды), совершит трансконтинентальный перелет и, сбросив бомбы, вернется в точку старта. В самом конце войны даже была попытка построить нечто подобное на базе ракеты Фау-2, но времени не хватило. После войны многие инженеры рейха стали работать в США: достаточно вспомнить Вернера фон Брауна, создавшего крупнейшие американские ракеты. Стоит ли в таком случае удивляться преемственности военно-космических амбиций?
Не будем пересказывать сущность программы "звездных войн": в целом она обсуждалась не раз, а рис.3. показывает основные ее элементы. Наша задача в том, чтобы понять, насколько технически осуществима эта программа и каковы истинные цели тех, кто ее затевает. Заметим только, что создание космической ПРО подорвет Договор об ограничении систем ПРО (1972 г.) - единственный ратифицированный и действующий сейчас документ, ограничивающий стратегические вооружения.
Важно понять, что СОИ не просто нарушает юридический документ, а ведет к принципиальному изменению мировой обстановки. И дело здесь не в том, что космическая система ПРО нарушает стратегический баланс: равновесие может быть восстановлено при определенных усилиях противной стороны (надеемся, что ей уже никогда не будет Россия). Важно то, что нарушается стратегическая стабильность, устойчивость того равновесия сил, которое уже долгие годы сохранялось между США и СССР. Пока ядерное оружие остается неуязвимым, потенциальный агрессор находится под страхом возмездия. Это "равновесие страха" в определенной мере гарантирует стабильность. Если же появится возможность упреждающим ударом "выбить" ядерное оружие из рук противника или с помощью космической ПРО не допустить его ответного применения, то у агрессора появится шанс для безнаказанного нападения. Значит ли это, что тот, кто создает такие средства, готовится к агрессии? Это покажет будущее.
Программа "звездных войн" лишь звено в цепочке новых вооружений. Все виды новейшего стратегического оружия США (ракеты МХ, "Миджитмен", "Трайдент-2", крылатые ракеты большой дальности) обладают одной общей особенностью: все они способны поражать стратегическое оружие на территории противника. Именно для этого точность их попадания в цель доведена до 30-50 м. Для борьбы с мобильными наземными ракетами в США создан "невидимый" для ПВО бомбардировщик В-1 с использованием технологии "Стелс" (специальная форма и покрытие самолета, препятствующие его обнаружению с помощью радиолокатора), для борьбы с космическими целями - система АСАТ, разрабатываются также и противолодочные системы. Все это в комплексе ведет к нарушению стабильности, дает преимущество нападающей стороне, и это нужно отчетливо понимать.
http://www.astronet.ru:8100/db/msg/1173134/ch1.html[/more]
Программа стратегической противоракетной обороны США ХОД РАЗВЕРТЫВАНИЯ НАЗЕМНОГО КОМПОНЕНТА
Завершается строительство последних 4 (из запланированных 10) пусковых шахт наземных перехватчиков (GBI) в операционной зоне и их оборудование, которое планируется завершить развертыванием боевых GBI до конца 2005 года и созданием на Аляске и Алеутских островах группировки наземных перехватчиков из запланированных 10 единиц GBI. Согласно ранее обнародованным планам, в зоне Аляски к 2008 году намечается построить еще 10 ШПУ и довести оперативную группировку перехватчиков GBI в этом районе до 20 единиц. Такая же оперативная группировка из 20 GBI в заглубленных ШПУ планировалась на ракетной базе Вандерберг в Калифорнии, однако пока нет сведений о конкретных работах по строительству новых шахт в этом районе. На ракетной базе Вандерберг в Калифорнии по плану первоначального оперативного развертывания задействованы пока 2 ШПУ перехватчиков GBI.
Таким образом, общая группировка наземных перехватчиков на стартовых позициях на Аляске и западном (тихоокеанском ) побережье США к концу 2005 финансового года (к концу марта 2006 года) должна составить не более 12 ракет GBI.
ПРОГРАММА АРМЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПВО/ПРО
[more]По этой программе продолжаются поставки в войска армейской системы ПВО/ПРО комплектных усовершенствованных противоракет ТН/ОТН "Пэтриот"-3 (РАС-3) и боеголовок к ним.
Для оснащения ракет боеголовками самонаведения заключен контракт с корпорациями "Локхид Мартин" и "Боинг" на поставку войсковым арсеналам 159 таких комплектных систем (боеголовок). В апреле 2005 года с этими корпорациями армия США заключила дополнительный контракт на изготовление и поставку в войска в 2006-2007 годах дополнительного количества систем самонаведения (предположительно до 300 единиц) для боеголовок.
Военные СМИ США 12 апреля 2005 года сообщили о заключении первого контракта на поставки ракетных систем РАС-3 иностранным государствам, прежде всего Японии и ряду стран - членов НАТО в Европе (объемы этих поставок не раскрываются).
Надо рассмотреть и модернизацию корабельной ЗРС ПРО "Иджис-Стандард-3" (AEGIS-SM-3).
В 2004-2005 годах в боевой состав ВМС США введены модернизированный ракетный крейсер типа "Тикондерога" (CG-47) и два новых ракетных эсминца типа DDG-51 с усовершенствованными ЗРС "Иджис-СМ-3", которые планируется развернуть в системах ПВО/ПРО оперативных флотов (2, 3, 5, 6, 7-м) на морских ТВД в зоне США и на удаленных морских ТВД на Средиземном море, в Персидском заливе, в западной части Тихого океана (в Японии).
Японии в будущем планируется поставлять помимо армейской системы "Пэтриот" (РАС-3) также американскую усовершенствованную корабельную систему ПРО "Иджис-СМ-3" (Aegis-SM-3) для оснащения 4 строящихся эсминцев, которые вместе с ракетными кораблями ПВО/ПРО 7-го флота США, а также армейскими системами "Пэтриот-3" ВС США и Японии составят основу планируемой совместной системы ПРО на Дальнем Востоке.
СТАТУС ПРОГРАММЫ КОСМИЧЕСКОГО ЛАЗЕРА (SBL)
По решению руководства Пентагона и Агентства НПРО в 2002 году закрыт офис менеджмента программы SBL и отменен запланированный на 2012 год "интегрированный полетный эксперимент" на орбите (ITF - Integrated Test Flight) по той же программе. Причина такого решения - не санкционированный Конгрессом перерасход выделенных средств на НИОКР. Финансовый контролер Агентства НПРО заявил, что большинство денег на особых счетах по программе (special accounts) cохранены для оплаты НИОКР по лазерным системам.
Анализ военного бюджета США на 2006 финансовый год свидетельствует, что программа SBL полностью не отменена, но ее элементы и средства распределены по ряду других космических программ, а часть лазерных программ и субпрограмм засекречены.
Тематика космического лазера присутствует, например, в программах:
- "Передовые оптические и лазерные космические технологии" (Advanced Optics & Laser Space Technology - дополнительно в 37 млн. долларов, ассигнованным в 2004 и 2005 годах, выделено 20,9 млн. в 2006 году);
- "Исследовательские инициативы в области лазеров высоких энергий" (High Energy Laser Research Initiative - 11,9 млн. долларов по бюджету 2006 года);
- "Программа усовершенствованных технологий лазеров высоких энергий/ Единая программа твердотельных лазеров высоких энергий" (High Energy Laser Advanced Technology Program/ Joint High Power Solid State Laser Program - 5,8 млн. долларов в 2006 году);
- "Программа НИОКР в области лазеров высоких энергий" (High Energy Laser Research - 45,7 млн. долларов в 2006 году);
- "Программа технологий направленной энергии" (Directed Energy Technology - 37,7 млн. долларов в 2006 году).
СОВМЕСТНО С ЕВРОПЕЙЦАМИ
Официально совместная программа ПВО/ПРО на Европейском ТВД (MEADS - Medium Extended Air Defence System) классифицируется как программа расширенной ПВО средней дальности НАТО на Европейском ТВД, которая в перспективе должна обладать возможностями ПРО против БРМД, БРСД, БРПД и КР. В MEADS участвуют США, Германия и Италия. В сентябре 2004 года США и Италия подписали совместный "меморандум о взаимопонимании" (MoU) по формированию в структуре блока НАТО Агентства управления (менеджмента) реализацией программы MEADS cистемы ПВО/ПРО НАТО - Агентства NAMEADSMA (NATO MEADS Management Agency).
Определен согласованный сторонами бюджетный контракт агентства: доля США - 54,5 млн. долларов; Германии и Италии - 54,8 млн. евро. Этот контракт по соглашению был действителен до 26 марта 2005 года, но продлен на один месяц в связи с задержкой окончательного решения об участии в программе германского канцлера Шредера. Партия "зеленых" (участник правительственной коалиции с социал-демократами) выступала против участия Германии в программе MEADS из опасений, что это вовлечет бундесвер в более широкие военные операции высокой интенсивности за рубежом. Помимо этого, по расчетам "зеленых", расходы Германии на создание системы могут составить как минимум 886 млн. евро (или 1,16 млрд. долларов) в течение 8 лет, а на последующие закупки системы и ее развертывание потребуется еще свыше 2 млрд. евро. И все же правительство ФРГ в апреле 2005 года одобрило участие в программе MEADS и ее финансировании (получено также согласие бундестага).
Контракт на программу MEADS предварительно рассчитан на 8 лет и 7 месяцев "проектных работ по созданию и развитию" системы. При этом принято трехстороннее решение о совместном рассмотрении и согласовании оперативно-технических и тактических требований к системе MEADS, о cерии последующих уточнений и корректировок этих ОТТ с участием специальных рабочих групп "интеграции производства" компонентов системы (Integrated Product Teams - IPT) с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень их работоспособности и эффективности.
Предварительная экспертная оценка проекта системы и его корректировка намечена на июнь 2007 года. Окончательная ("критическая") экспертная оценка и необходимая корректировка проекта системы ПВО и ПРО намечена на сентябрь 2009 года.
Согласованная программа разработки, полетных испытаний и доводки системы MEADS включает:
а) девять различных испытаний в 2011 году, в том числе 7 полетных полигонных испытаний "развития" (7 developmental test flights); при этом решено, что последующие (8-е и 9-е) полетные испытания будут одновременно полетными испытаниями "развития и операционными" полетными испытаниями ("developmental and operational" test flights);
б) начальное (мелкосерийное) производство компонентов системы MEADS запланировано предварительно на начало 2011 года.
По предварительным расчетам, производство системы MEADS и ее развертывание может продолжаться до начала 2020-х годов. Количество развертываемых боевых противоракетных систем и конкретные географические места позиционных районов в составе MEADS не определены. Данные вопросы будут решаться сторонами согласованно в зависимости от складывающейся ситуации и возникающих оперативных потребностей.
КОСМИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Экспериментальная программа NFIRE (Near Field Infra-red Experiment) предусматривает проведение эксперимента в космосе по оценке влияния различных физических факторов околоземного пространства и атмосферы на эффективность и качество работы оптических и электронных систем наблюдения, управления, самонаведения боеголовок ракет-перехватчиков.
Специалисты и аналитики программы НПРО оценили эксперимент NFIRE как противоречивый и разошлись с Агентством НПРО (MDA) во мнении о его содержании и времени проведения. Согласно утвержденным бюджетным ассигнованиям на этот эксперимент, он намечен на 2006 финансовый год, и в нем будут задействованы два космических аппарата. Первый должен пролетать в 100-1000 км от спутника, мониторинг которого ему необходимо провести. Второй аппарат должен находиться на расстоянии менее 10 км от того же ИСЗ. Однако директор Агентства НПРО Трэй Оберинг 28 апреля 2005 года неожиданно заявил, что эксперимент NFIRE не будет проводиться до конца 2007 или до начала 2008 финансового года. Он при этом подтвердил, что в 2004 году из программы эксперимента было исключено участие ударной боеголовки перехватчика (kill vehicle) из-за опасений, что экспериментальная платформа может рассматриваться как будущая боевая платформа для поражения космических объектов других стран.
Однако Оберинг не исключал, что эта ударная боеголовка может быть впоследствии включена в программу эксперимента NFIRE на последующих полетных испытаниях. Он подтвердил также, что по этой программе изучается вопрос о разработке и применении в испытаниях NFIRE нового "секретного" наполнения (полезной нагрузки) платформы-носителя (new classified payload ).
Касаясь НИОКР, разработки, полигонных и других испытаний GBI и других компонентов НПРО, необходимо отметить, что имеются веские основания предполагать, что собираемые научные и опытно-экспериментальные материалы используются также при создании концепции и технического проекта новой МБР ("Минитмен-4"), предназначаемой для замены "Минитмен-3" после 2020 года.
НИЛ ВВС (ARFL) уже приступила к углубленным НИОКР по проекту "Минитмен-4". Они проводятся совместно с агентством DARPA и с участием специалистов компаний "Боинг", "Райтеон", "Локхид Мартин" и других производителей ракет, их энергетического, электронного и другого оснащения. Новая МБР будет обладать, по мнению обозревателей, более высокой энергетикой, повышенной скоростью пролета на этапе разгона, малой отражающей поверхностью корпуса и боеголовки (или многозарядного контейнера), выполненных из новых конструкционных материалов по технологии "стелс", повышенной точностью поражения точечных целей на предельных дистанциях, будет оснащаться новейшими средствами защиты от возможных средств поражения, а также средствами противодействия и преодоления систем ПРО высоких технологий.
Касаясь проблемы военного использования космоса в интересах НПРО, генерал Оберинг, выступая на проходившей в начале 2005 года на 3-й конференции по проблемам противоракетной обороны, организованной Американским институтом аэронавтики и астронавтики (American Aeronautics and Astronautics Institute), заявил, что возглавляемое им агентство начинает вплотную рассматривать практические вопросы создания, развития и развертывания космического слоя (эшелона) НПРО США и что в 2008 году его ведомство начнет приглашать корпорации для заключения контрактов на разработку систем космических перехватчиков.
Генерал Оберинг отверг "эмоционально окрашенную" критику некоторых политиков в стране (в частности, демократов в Конгрессе) и за рубежом по поводу изменения политики США в сторону "военизации космоса". И подтвердил неизменность этого курса. В связи с этим заявлением следует подчеркнуть, что согласно уже известным бюджетным документам Агентство НПРО планирует израсходовать до 2011 года на создание боевых систем космических перехватчиков 675 млн. долларов.
ДЕНЕГ НЕ ЖАЛЕЮТ
СМИ США сообщили, что, несмотря на "разговоры и жалобы" о сокращении ассигнований на расходы Агентства НПРО, фактически общий его бюджет существенно возрастет. По этим сведениям, если на текущий пятилетний бюджетный период (2004-2009 финансовые годы) Агентству НПРО запланировано выделить 53,1 млрд. долларов, то в 2006-2011 финансовых годах оно должно получить 57,7 млрд. долларов. Уже намечены соответствующие увеличенные ассигнования на программы космических систем перехвата ракет и спутников, космических ударных систем по бюджетам Минобороны, Агентства НПРО, Агентства военных НИОКР DARPA, ВВС, армии и ВМС. Аналитики подчеркивают значительное увеличение ассигнований на засекреченные программы Агентств НПРО и по линии перспективных космических НИОКР ( DARPA), на такие, как программы XSS-11 и NFIRE.
По этим двум программам, по данным центра оборонной информации (SDI), планируется запустить в космос аппараты-платформы "Минотавр" (Minotaur), в том числе в 2005 году ВВС США намеревались отправить на околоземную орбиту один аппарат SLV "Минотавр" с "секретной полезной нагрузкой" неизвестного пока назначения.
Следовательно, США методично, хотя и несколько замедленными темпами, развивают и развертывают систему НПРО.
http://nvo.ng.ru/concepts/2005-10-07/4_pro.html[/more]
Противоракетная оборона США LOCKHEED MARTIN ПОЛУЧАЕТ ЗАКАЗ НА РАЗРАБОТКУ СРЕДСТВ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ 7 января после закрытия рынков крупнейший военно-промышленный концерн США Lockheed Martin Corp. (LMT) объявил о получении заказа на сумму $760 млн сроком на 8 лет, в рамках которого он будет заниматься разработкой системы противоракетной обороны нового поколения, способной одним запуском поражать несколько баллистических ракет и отвлекающих целей. В пресс-релизе компания отмечает, что стоимость первого этапа контракта, рассчитанного на 11 месяцев, составляет порядка $27 млн, передает k2kapital. В новой системе ПРО будут использованы "миниатюрные поражающие элементы", размещенные на одном носителе, способные определять потенциальную угрозу и уничтожать баллистические ракеты и отвлекающие цели на космическом участке траектории.
Boeing начала испытания боевого лазера для самолетов Компания Boeing приступила к испытаниям так называемого передового тактического лазера (Advanced Tactical Laser, ATL) - высокоточного авиационного оружия, которое сможет уничтожать наземные цели без побочных разрушений.
Система ATL, как ожидается, до конца текущего года будет установлена на самолет С-130H, принадлежащий 46-му испытательному отделу ВВС США. Предполагается, что установленный на самолете химический лазер сможет генерировать луч, с высокой точностью уничтожающий цели при ведении боя, например, в городских условиях. При этом вероятность побочных разрушений будет сведена к минимуму или даже полностью исключена.
В настоящее время испытания самолета С-130H осуществляется с использованием маломощного полупроводникового лазера, который впоследствии будет заменен на химический лазер высокой мощности. Специалисты Boeing тестируют сопутствующие системы, в частности, наведения и контроля лазерного пучка. Испытания проводятся с 10 октября на ракетном полигоне Уайт-Сэндс в Нью-Мексико.
Вместе с тем, в Альбукерке были проведены наземные испытания химического лазера, который будет установлен на борту С-130H. В ближайшее время компания Boeing намерена продемонстрировать работу оружия в воздухе. При этом лазерный луч будет испускаться через отверстие диаметром около 125 см в днище самолета.
Разработка передового тактического лазера осуществляется в рамках демонстрационной программы Advanced Concept Technology Demonstration (ACTD). Если испытания в текущем и следующем году пройдут успешно, система после соответствующих доработок будет поставлена на вооружение ВВС США.
http://science.compulenta.ru/290823/ Churchill Цитата: Совместные действия - да, а членство - нет.
Сейчас и железньй занавес можете опет у себе поставит. Не возразяю, наоборот - подерживаю. Я за Советскую Россию
Добавлено: Цитата: Я вторую неделю в "Карибский кризис" играю - тоже учения, своего рода
Вот тебя что б все бьло комплектнье
ПЕРВУШИН А. Звездные войны. Американская республика против Советской Империи.
Бей врагов, спасай России!