НОВЫЕ "ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ"
Орбитальные батареи - к бою! В США начались испытания элементов систем противоракетной обороны, способной уничтожать ракеты на активном участке полета. Соответствующее направление получило в США наименование BDS (Boost Defense Segment). Это, пожалуй, наиболее сложная из всех задач защиты от баллистических ракет, но именно она является конечной целью всей программы ПРО. Ведь перехват только что стартовавшей ракеты гарантированно защищает от всех возможных последствий: не надо заниматься селекцией разделившихся боеголовок и ложных целей, а также перехватывать небольшие боеголовки на подлете к своей территории, опасаясь последствий этого перехвата (если боеголовка ядерная).
Для перехвата ракет противника на небольших театрах военных действий (ТВД) носители средств ПРО могут быть любые: корабли, самолеты, тягачи. Однако для глобальной защиты от межконтинентальных ракет наиболее оптимальными считаются лишь системы космического базирования. К их-то созданию США идут несколько десятилетий. Но ни одного реального испытания пока так и не проводилось. И вот в ближайшие годы они начнутся, причем на Земле уже испытан ряд прототипов.
[more]
На стыке моря и космоса Очередные испытания системы американской системы ПРО морского базирования Aegis («Иджис», «Эгида») состоялись 21 ноября 2002 г. и были организованы совместно американским Агентством по противоракетной обороне MDA и ВМС США. Испытание прошло успешно.
Собственно, это было четвертое испытание (Flight Mission-4, FM-4) системы Aegis Mk7, использующей противоракеты SM-3. В 14:30 по гавайскому времени (00:30 UTC 22 ноября) с военно-морского Тихоокеанского испытательного ракетного полигона PMRF на острове Кауаи (Гавайи) стартовала ракета-мишень Aries. Старт был засечен находившимся в акватории Гавайских островов крейсером защиты от баллистических ракет USS Lake Erie (CG 70), оборудованным системой Aegis Mk7. После обработки данных радиолокационных наблюдений было выработано целеуказание и примерно через 2 мин после старта Aries произведен пуск ракеты SM-3 (пуск LEAP FM-4). Еще через 2 мин кинетическая боеголовка ракеты-перехватчика врезалась в ракету-мишень, когда на той еще работал маршевый двигатель.
Как было объявлено представителями MDA и Пентагона после испытаний, в ближайшее время будут проведены еще шесть подобных испытаний для отработки перехвата ракеты на активном участке полета, но по различным сценариям.
Заказчиками системы Aegis Mk7 являются совместно MDA и ВМС США. Разработкой системы по контракту от 1996 г. занимается промышленная группа, возглавляемая компанией Raytheon Missile Systems. Компания Lockheed Martin Naval Electronic and Surveillance Systems отвечает за интеграцию системы Aegis Mk7 с крейсерами и эсминцами американских ВМС. Входящая в группу компания Boeing отвечает за создание ракеты SM-3 с кинетической боеголовкой, модуля управления, системы запуска и их натурные испытания. Необходимо отметить, что Boeing является головным подрядчиком по другой системе ПРО с кинетическим перехватом цели – системы НПРО с перехватчиком EKV.
Это испытание могло бы остаться вне сферы внимания нашего «космического» журнала, если бы не один факт: ракета SM-3 создается компанией Boeing для перехвата ракет на активном участке полета одновременно как в морском, так и в космическом вариантах. Поэтому испытания противоракет на море рассматриваются как предварительные тесты будущей системы космического базирования. Ее испытания должны начаться в 2005 г.
Наша справка История создания системы Aegis насчитывает почти полвека, но только сейчас она вдруг привела к слиянию морской ПРО и ПРО космической. В конце 1950-х годов в ВМС США с целью обезопасить свои корабли от противокорабельных ракет возникла идея заменить на кораблях пушки, используемые для защиты от налетов вражеской авиации, на противоракеты. Однако первые 10 лет работы над программой ничего не дали. К концу 1960-х годов было признано, что время реагирования, огневая мощь и эксплуатационная готовность разработанной системы не отвечали существовавшей угрозе. В результате появились новые требования для создания улучшенной системы морской ПРО ASMS (Advanced Surface Missile System), переименованной в декабре 1969 г. в систему Aegis (в честь легендарного щита Зевса и Афины).
Первым кораблем, который был специально разработан для оснащения системой Aegis, стал крейсер USS Ticonderoga (CG 47) с водоизмещением 10300 т, вошедший в строй 23 января 1983 г. В дальнейшем были предприняты меры на снижение массово-габаритных параметров системы для адаптации ее к кораблям меньшего водоизмещения: вместо крейсеров для облегченного варианта Aegis использовались эсминцы (водоизмещение 9000 т).
За прошедшее время было отработано несколько вариантов комплектования боевых кораблей элементами системы Aegis. Отрабатывался вертикальный тип старта, различные радары, системы управления, программное обеспечение. Настоящим «сердцем» системы стал многофункциональный радар AN/SPY-1, способный отслеживать одновременно до ста целей на самых различных высотах. В настоящее время испытания проходит седьмой вариант Aegis Mk7, оснащенный наиболее современным радаром AN/SPY-1B/D. Радар оказался настолько эффективен, что стал применяться для испытания и другой противоракетной системы – НПРО наземного базирования. Первое такое испытание состоялось 15 октября 2002 г. В испытаниях использовался радар AN/SPY-1D на эсминце USS John Paul Jones (DDG 53), находившемся на тот момент между Калифорнией и Гавайами. С помощью радара отслеживался полет боеголовки, отделившейся от стартовавшей с базы Ванденберг МБР Minuteman II. По этим данным прошло наведение на боеголовку космического перехватчика EKV, запущенного с атолла Кваджалейн с помощью ракеты PLV. Как заявил после этого успешного перехвата представитель MDA подполковник Рик Ленер (Rick Lehner), «возможно в будущем этот радар можно будет включить в противоракетную систему, что даст альтернативу, которой не могло быть, пока США придерживались договора по ПРО 1972 г.».
Система Aegis Mk7 была разработана для одновременной защиты кораблей от ракетного нападения с самолетов, кораблей, подводных лодок и береговых средств. Система состоит из радара AN/SPY-1D(V), системы управления и расчета целеуказания и системы управления оружием. В качестве противоракет используются ракеты STANDARD Missile-3 (SM-3) разработки компании Boeing. Их на крейсерах устанавливается 64 штуки (два блока по 32 ракеты). Каждая ракета имеет двухступенчатый блок ускорителей SM-2 Block IV, новую третью ступень и кинетическую боеголовку KW с собственной ступенью наведения (четвертая ступень).
Четыре элемента защиты После создания агентства MDA работы по системам ПРО были разделены в нем на три различные группы по стадии полета МБР: перехват на активном участке полета, перехват на заатмосферном баллистическом участке полета и перехват на этапе подлета боеголовки к цели. Каждая из групп имеет свои проблемы, которые необходимо решить. Активная стадия полета очень коротка, всего 3–5 мин. За это время необходимо засечь старт МБР и выдать целеуказания для перехватчиков, а они должны быть способны достичь стартовавшей ракеты, пока у той работает двигатель и не произошло отделение боеголовок. Перехват на заатмосферном участке осложняется, помимо проблем с дальним обнаружением практически ничего не излучающих объектов, еще и задачей селекции ложных целей и боеголовок. При подлете же боеголовки к цели перехват сложен из-за ее большой подлетной скорости и малого времени на повторные перехваты в случае неудачи при первой попытке.
К первой группе – системам BDS для перехвата на активном участке полета – были отнесены четыре системы. Две из них были основаны на кинетическом перехвате, а две использовали в качестве поражающего фактора энергию лазерного луча. Две системы были космического базирования, одна – морского, одна – воздушного. Некосмические системы предназначались для ПРО ТВД, а космические позволяли обеспечить глобальную ПРО.
Первой системой в списке BDS стала ПРО ТВД авиационного базирования на основе высокомощного лазера ABL (Airborne Laser). Эта система будет установлена на самолете-носителе Boeing 747-400F. Сам лазер с поворотным зеркалом разместится в поворотном носовом коке. 18 июля 2002 г. состоялся первый испытательный полет этого самолета, правда, пока без лазерной начинки. За интеграцию системы отвечает Boeing, за разработку химического лазера мегаваттного класса – компания TRW, за поставку системы наведения и управления огнем – Lockheed Martin. На конец 2003 – начало 2004 гг. намечены первые полномасштабные испытания по обнаружению и перехвату МБР с помощью ABL. Первый боевой образец системы должен быть поставлен в 2008 ф.г., а к 2011 ф.г. ВВС США должны иметь на вооружении семь таких самолетов для перехвата ракет средней и малой дальности на возможных ТВД.
Вторая лазерная система – это лазер космического базирования SBL (Space-Based Laser). НК подробно писали об этом проекте (НК №10, 2000, с.50-51 и №2, 2001, с.62-63). Вывод на орбиту единичного демонстратора SBL-IFX остается намеченным на 2012 г., а боевые испытания по МБР – на 2013 г. Параллельно с разработкой и испытаниями собственно лазера эта программа преследует цели создать универсальную космическую платформу и легкую складную оптику. Предполагается, что эксплуатационная система, состоящая из 24 КА с SBL, будет развернута около 2020 г. и сможет обеспечивать глобальную ПРО четырьмя годами позже. Правда, в 2002 ф.г. Конгресс США существенно урезал запрошенное финансирование программы SBL-IFX, что привело практически к остановке работ по ней. Сомнительно, что программа будет свернута – хотя возможно, что в свете успехов кинетических перехватчиков предпочтение отдается именно их космическим вариантам.
Третья система BDS характеризуется морским базированием и кинетическим принципом действия. Она получила пока наименование SBB (Sea-Based Boost). По сути дела это – уже испытываемая система Aegis Mk7, которая первой дошла до стадии испытаний по перехвату МБР на активном участке. К 2005 г. предполагается повысить энергетику противоракет SM-3 для прикрытия ТВД в прибрежных районах, а к 2007 г. начать оснащать эксплуатационными системами имеющиеся крейсеры и эсминцы. Там же, куда не сможет достать Aegis, планируется использовать ABL.
Наконец, четвертая система BDS – это и есть космический вариант ракетных батарей Aegis. Работа над этой системой ведется в рамках программы SBX (Space-Based Interceptor Experiment) по созданию базирующегося в космосе перехватчика.
Приоритет программы BDS за последние годы сильно вырос. Это отразилось и на бюджете систем, который постоянно увеличивается. Если в 2001 ф.г. на BDS выделили 372 млн $, то в 2002 ф.г. – 600 млн $, а на 2003 ф.г. запланировано уже 797 млн $. Резкий рост финансирования BDS планируется с 2004 ф.г. (1390 млн $), когда начнутся испытания трех из четырех выбранных систем: ABL, SBB и SBX. А к 2007 ф.г., когда станут развертываться уже не экспериментальные, а боевые системы, бюджет BDS перевалит двухмиллиардную отметку.
Параллельно с испытаниями прототипов в 2003–06 гг. MDA должно окончательно выбрать те системы, которые в дальнейшем будут приниматься на вооружение. Это, правда, не касается космического лазера SBL, так как эта система разрабатывается на дальнюю перспективу.
SBX – американский «Каскад» Проекты первых космических ракетных «батарей» появились еще в конце 1950-х годов. Тогда, правда, это больше походило на фантастику. В рамках предложенной президентом Рейганом программы SDI (легендарные «Звездные войны») появился проект Brilliant Pebbles («Блестящие камешки»). Он предусматривал развертывание на низкой околоземной орбите большой группировки боевых станций, оснащенных ракетами-перехватчиками. В период администрации Рейгана в рамках программы Brilliant Pebbles были выполнены этапы разработки, изготовления и наземные испытания опытных образцов. При Буше-отце статус проекта был понижен до уровня программы поддержки разработок новых технологий. Никаких доводочных испытаний Brilliant Pebbles проводиться не стало. А администрация Клинтона вообще закрыла эту программу в 1993 г. И вот теперь администрация Буша-сына решила вдохнуть новую жизнь в старую концепцию. Однако теперь возвращение к идее Brilliant Pebbles не выглядит чем-то архаичным. За прошедшее время скачок в технологиях обнаружения, двигательных установок, систем управления позволил не только создать реальный проект, но и подготовить летные испытания демонстратора за 3–4 года.
Первые разговоры о новом проекте космических кинетических перехватчиков появились в конце 2000 г. На 2001 ф.г. было выделено около 100 млн $ на объединенную космическо-морскую «кинетическую» программу. Затем программы стали финансироваться отдельно.
О составе системы SBX можно судить из выступлений главы MDA генерал-лейтенанта ВВС США Роналда Кэдиша (Ronald Kadish) и презентационных материалов противоракетного агентства. Создание прототипа SBX для демонстрации в космосе предполагается завершить к 2004 гг. Сами испытания намечены уже на 2005–06 гг. В эти годы планируется выбрать концепцию и провести наземные и космические испытания демонстратора. В случае успеха в течение 2006–10 гг. намечено развернуть эксплуатационную орбитальную группировку из большого числа легких КА с кинетическими ракетами-перехватчиками, способными уничтожать МБР на активной стадии их полета. И это может произойти на 14–18 лет раньше, чем ожидается в случае успеха испытаний SBL и развертывания боевых КА с лазерами.
В 2002 г. уже начались работы по разработке облика SBX. Он был окончательно выбран в рамках военной деловой игры и других мер по перспективному планированию. Среди достоинств системы были отмечены ее компактность и отсутствие потребности в высокоэнергетических подсистемах, которые необходимы для аппаратов с мощными лазерами. Недостаток по сравнению с SBL был назван один: немгновенный перехват летящей МБР, так как в отличие от лазерного луча кинетической противоракете необходимо время на то, чтобы достичь цели.
На сегодня MDA уже выбрало несколько компаний, предложивших требуемые для создания SBX перспективные технологии. MDA собирается инвестировать свои средства в продолжение этих разработок, среди которых быстрогорящие твердые ракетные топлива, гибкие осевые двигатели, датчики быстрого обнаружения и сопровождения цели. Выбраны уже и несколько вариантов спутниковых платформ.
Судя по публикациям, это будет КА массой около 6–7 т, оснащенный 4–5 противоракетами. Источники электропитания – солнечные батареи. Цель испытаний: подтвердить возможность по выданным другими информационными системами целеуказаниям за несколько секунд выработать программу перехвата и провести пуск противоракеты, которая будет способна самостоятельно обнаружить летящую ракету на средней дистанции и сопровождать цель до поражения, наводясь на факел работающего двигателя.
Противоракета, видимо, будет состоять из третьей ступени ракеты SM-3 и ее кинетической боеголовки KW с четвертой твердотопливной ступенью наведения. Прототип боеголовки уже существует – это легкий внеатмосферный перехватчик LEAP (Lightweight Exoatmospheric Projectile), созданный компанией Raytheon по заказу MDA для ракеты SM-3. В составе этой ракеты он уже прошел четыре испытания. Боеголовка KW будет оснащена инфракрасной системой наведения и ориентации SDACS.
Идут проработки и других вариантов кинетических перехватчиков космического базирования. Так, в январе 2002 г. командование ракетно-космической обороны Армии США (SMDC) предоставило корпорации Schafer Corp контракт стоимостью 24.5 млн $ на разработку и демонстрацию технологии многозарядного миниатюрного перехватчика MMKV (Multiple Miniature Kill Vehicle). Аппарат будет иметь единый блок ускорителя и головную часть с большим числом легких недорогих кинетических перехватчиков. Перехват также будет выполняться на активном участке полета МБР. При подлете аппарата к цели будет проводиться «выстрел» мини-перехватчиков, снабженных аппаратурой индивидуального наведения. Этот сценарий принят для того, чтобы повысить вероятность перехвата, даже если МБР будет выполнять активные маневры уклонения для преодоления ПРО.
Обнаружить – значит убить Однако орбитальная батарея, даже окажись она на орбите, была бы совершенно бесполезна без указания цели, места ее старта и траектории полета. Именно поэтому MDA выделяет значительную часть своих средств и ресурсов на разработку информационных систем быстрого обнаружения стартов баллистических ракет и слежения за всеми их стадиями полета. На эти разработки в 2003 ф.г. будет выделено 373 млн $, а к 2005 ф.г. бюджет этого направления достигнет 1.146 млрд $.
Львиная доля этих средств (около 300 млн $ в 2003 г. и 1080 млн $ в 2005 г.) будет расходоваться на ключевую программу в этой области – низкоорбитальную спутниковую систему обнаружения запуска ракет SBIRS Low. В ее рамках ведется разработка новых технологий, предназначенных для улучшения обнаруживаемости пусков МБР независимо от типа ракет и места запуска, обеспечения слежения активного участка полета и выдачи точных данных для средств ПРО, включая и космические. Когда система SBIRS Low будет объединена с рядом иных информационных систем – другими базирующимися в космосе инфракрасными системами обнаружения и наземными радарами, – тогда система глобальной ПРО будет иметь возможность противостоять широкому множеству контрмер, разрабатываемых для защиты МБР на активном участке их полета. Кроме того, по мнению руководства MDA, космические системы типа SBIRS Low существенно менее уязвимы, чем наземные средства наблюдения (те же радары), и не требуют проведения международных переговоров в случае их установки на территории других государств вблизи ракетоопасных районов.
Второй по важности и финансированию программой в области информационных систем ПРО считается совместный с Россией проект создания КА наблюдения RAMOS (в 2003 г. на него выделяется около 60 млн $). Этот проект предназначен для разработки новых технологий в области раннего предупреждения о ракетном нападении (подробнее см. НК №6, 2000, с.36-38). RAMOS представляет собой американо-российскую научно-исследовательскую инициативу по созданию космического датчика на основе российских спутниковых разработок в области раннего предупреждения. Датчик будет использоваться для проведения совместных экспериментов на борту самолетов и КА. В июле 2001 г. США представили свой окончательный вариант проекта RAMOS. Россия, детально рассмотрев проект, летом 2002 г. подписала по нему соглашение. В 2003 ф.г. предполагается завершить проработку всех деталей проекта спутниковой платформы и российской части полезной нагрузки. В те же сроки начнется изготовление и сборка американских датчиков и наземного вспомогательного оборудования, продолжится разработка ПО аппаратуры и математическое моделирование. Запуск первого и второго КА RAMOS планируется в 2006 ф.г.
Проект 30-летней давности Современный американский подход к созданию космических систем ПРО очень напоминает аналогичный советский подход середины 1970-х годов. Тогда работы по ударному космическому оружию были начаты в НПО «Энергия». Головная роль «Энергии» была оформлена специальным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об исследовании возможности создания оружия для ведения боевых действий в космосе и из космоса». Задачи мало отличались от тех, которые сейчас решаются в США. В официальной истории РКК «Энергия», изданной в 1996 г., об этих работах говорилось следующее:
«...В 70–80-е гг. был проведен комплекс исследований по определению возможных путей создания космических средств, способных решать задачи поражения КА военного назначения, баллистических ракет в полете, а также особо важных воздушных, морских и наземных целей. При этом ставилась задача достижения необходимых характеристик указанных средств на основе использования имевшегося к тому времени научно-технического задела с перспективой развития этих средств при ограничении по производственным мощностям и финансированию.
Для поражения военных космических объектов были разработаны два боевых КА на единой конструктивной основе, оснащенные различными типами бортовых комплексов вооружения – лазерными и ракетными...
Меньшая масса бортового комплекса вооружения с ракетным оружием... позволяла иметь на борту КА больший запас топлива, поэтому представлялось целесообразным создание системы с орбитальной группировкой, состоявшей из боевых КА, одна часть из которых оснащена лазерным, а другая – ракетным оружием. При этом первый тип аппаратов должен был применяться по низкоорбитальным объектам, а второй – по объектам, расположенным на средневысотных и геостационарных орбитах...»
В СССР первоначально работы по этим темам заключались в основном в научных исследованиях, рассмотрении различных сценариев боевых действий на околоземных орбитах, определении преимуществ различных типов оружия будущих аппаратов, расчетах необходимого количества боевых станций того или иного вида. Советские работы по созданию космических систем ПРО никогда не носили такого целенаправленного, хорошо скоординированного и хорошо финансируемого характера, как сейчас в США.
Оба типа боевых КА разработки НПО «Энергия» было решено создать на одной конструктивной базе. Исходя из оценок массовых характеристик будущих боевых комплексов, в качестве базовой платформы была выбрана орбитальная станция типа 17К ДОС. НПО «Энергия» имела уже большой опыт эксплуатации аппаратов такого класса. На основе этой базовой платформы, как уже говорилось выше, были разработаны два боевых комплекса:
• «Скиф» – система, предусматривающая использование лазеров (аналог SBL);
• «Каскад» – система с ракетным оружием (аналог SBX).
НПО «Энергия» была головной организацией по всей программе противоспутникового и противоракетного оружия космического базирования. Головной фирмой по лазерному комплексу для «Скифа» стало НПО «Астрофизика» – ведущая советская фирма по лазерам. Ракетный комплекс для «Каскада» разрабатывался в фирме А.Э.Нудельмана, известного конструктора оружия для самолетов и КА. Выводить на орбиту «Скифы» и «Каскады» должны были на первом (экспериментальном) этапе «Протоны», а позже – корабли «Буран». Для большего срока боевого дежурства каждый из типов этих КА имел возможность дозаправки, которую должны были обеспечивать «Бураны». Кроме того, предусматривалась возможность посещения боевых станций экипажем из двух человек сроком до 7 суток на кораблях «Союз».
Что касается аналога системы SBX «Каскада», в НПО «Энергия» совместно с фирмой А.Э.Нудельмана были разработаны очень эффективные ракеты класса «космос-космос» для этого аппарата. Для орбитальных испытаний ракет было решено установить их на грузовые транспортные корабли «Прогресс». На первом этапе в 1986–88 гг. были запланированы пять полетов таких кораблей в рамках программы «Каскад». На производственной базе «Энергии» – Заводе экспериментального машиностроения (ЗЭМ) началось изготовление этих кораблей под бортовыми номерами 129, 130, 131, 132 и 133.
Однако до летных испытаний дело не дошло. Корабли были переделаны и выведены на орбиту (уже под новыми номерами) по своему первоначальному назначению – для доставки грузов на пилотируемую орбитальную станцию. В начале 1990-х годов работы по программе создания аппарата «Каскад» были прекращены.
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/243/31.shtml[/more]
По мнению экспертов из организаций, выступающих за сокращение вооружений, реальная стоимость программы не отражена в этих планах даже в меньшей мере. На самом деле она будет стоить американским налогоплательщикам от 800 миллиардов до 1,2 триллионов долларов.
Американская противоракетная сеть из дирижаблей будет готова к 2011 году Корпорация Raytheon намеревается в 2009 году приступить к испытаниям системы обороны от крылатых ракет. Особенность этой системы заключается в том, что все радары будут размещены на дирижаблях. Дело в том, что крылатые ракеты очень сложно обнаружить из-за того, что они летят низко над землей, огибая неровности земной поверхности.
Лучше всего с этой задачей может справиться самолет ДРЛО или дирижабль. Однако постоянно держать в воздухе несколько "аваксов" невозможно, и поэтому цеппелины являются единственным возможным вариантом для долговременной защиты больших территорий.
На данном этапе планируется оснастить каждый дирижабль двумя радарами. Один будет отслеживать пуск и траекторию полета ракеты, а второй - наводить на нее перехватчик. Каждый аппарат будет "привязан" к мобильной наземной станции, на которой будет находиться компьютер для обработки поступившей информации.
http://lenta.ru/news/2005/11/16/amd/ ВМС США успешно испытали ракету Standard Missile-3 с модифицированной головной частью. Испытательный запуск производился с крейсера ВМС США "Лейк Эри", оснащённый системой Aegis.
Новая головная часть ракеты разработана совместно Агентством противоракетной обороны США (MDA), Агентством обороны Японии и промышленными компаниями обеих стран. Ранее с крейсера ВМС США "Лейк Эри" уже производился успешный запуск стандартной модификации этой ракеты с поражением цели во время испытаний в ноябре 2005 года. Тогда експериментальная морская ракета-перехватчик в ходе испытаний над Тихим океаном сбила баллистическую ракету малого радиуса действия. За шесть пусков перехватчик Standard Missile-3 уничтожил пять ракет.
Ракета SM-3 не обладает дальностью, позволяющей включить ее в экспериментальные наземные системы ПРО, расположенные на Аляске и в Калифорнии. Она предназначена для уничтожения баллистических ракет малого радиуса действия, запускаемых с земли или моря. Потенциальное использование этих ракет возможно в случае конфдикта между Северной Кореей и Японией или Китаем и Тайванем.
Представители агентства противоракетной обороны Пентагона отметили, что проведенное испытание имеет огромное историческое значение, поскольку впервые ракета определила и сбила боеголовку, отличив ее от носителя.
Для SM-3 необходимо создать новую систему газодинамических рулей (двигательная установка поперечного управления и стабилизации DACS - divert and attitude control system). По словам главы Агентства противоракетной обороны, в будущем противники США, в большинстве своем, будут обладать баллистическими ракетами с разделяющимися боеголовками, и поэтому американцам необходимо быть готовыми, в первую очередь, противостоять именно этим угрозам.
http://science.compulenta.ru/257263/ http://www.rol.ru/news/misc/news/05/02/25_036.htm http://lenta.ru/news/2005/11/18/missile/ США вывели в Японское море первый компонент глобальной системы ПРО Оснащенный системой Aegis эсминец 7-й флотилии США "Кертис Уилбор" заступил на дежурство в Японском море, что стало первым этапом развертывания американской глобальной системы ПРО. Ракеты КНДР дальнего радиуса действия могут достигнуть не только Японии, но, по опасениям американского военного ведомства, Аляски и западных штатов США. Именно поэтому развертывание системы ПРО, которое будет стоить около 51 миллиарда долларов, началось в Японском море.
Полная реализация плана займет пять лет. Три эсминца 7-й флотилии будут отслеживать ракеты на дальних подступах к США. Вся собранная информация через спутники будет поступать на базы в Форт-Гриле, штат Аляска, и в Ванденберге, штат Калифорния
http://lenta.ru/world/2004/10/04/navy/ США собираются установить на Аляске гигантский радар противоракетной обороны. Конечной точной радара станет остров Адак, входящий в группу Алеутских островов. Радарный комплекс морского базирования, действующий в так называемом Х-диапазоне, будет играть ключевую роль в защите США от баллистических ракет. Эта РЛС станет одним из компонентов системы Противоракетной обороны США, которую продолжает разворачивать правительство страны.
Радар предназначен для обнаружения и сопровождения баллистических ракет и выявления "ложных" боеголовок в случае ракетного удара по США.
http://lenta.ru/news/2005/03/31/radar/ Day2002 Цитата: По мнению Кремля, ни одно государство мира не обладает гиперзвуковыми ракетами. США в свое время отказались от их разработки по финансовым соображениям, и ограничились дозвуковыми.
До недавнего времени за рубежом не было аналогов этой системы. В то же время противоречивые сообщения об американском гиперзвуковом летательном аппарате, ранее известном как Аврора, свидетельствовали о проведении там работ в этом направлении. Однако стоимость летных экспериментов и затраты на изготовление опытных летательных аппаратов очень велики.
Ряд проектов и программ, разработанных и реализуемых в США (HySTR, Hyper-X, Х-34), предусматривает создание летающих лабораторий как на базе снимаемых с вооружения стратегических МБР, так и путем создания новых специализированных летающих лабораторий. При этом стоимость проведения одного летного эксперимента составляет десятки миллионов долларов при использовании МБР и до 4,5 миллиона долларов для специализированной ГЛЛ Х-34. Общая стоимость программы создания 50-тонной ГЛЛ Х-34 составляет более 175 млн. долларов.
AURORA / SENIOR CITIZEN - гиперзвуковой летательный аппарат Первые сообщения о гиперзвуковой пилотируемой замене SR-71 датируются концом 70-х. В Aviation Week & Space Technology от 29 January 1979 отмечалось, что « ... 4 М, 60 км (200,000 ft) высотный самолет, который мог бы заменить стратегический разведчик Lockheed SR-71 в 1990-ых, был определен Aeronautical Systems Division ВВС и Lockheed.»
[more]Сообщения о существования преемника SR-71 неоднократно всплывали на поверхность во время дебатов по вопросу о завершении SR-71.
Аналитик Kemper Security Лоренс Харрис заключил, что Lockheed включился в создание: «... гиперзвуковой замены для самолета-разведчика SR-71... этот проект был запущен с 1987 и первый полет произошел в 1989 ..., Aurora мог быть действующим в 1995, шестью годами после вероятного первого полета.» Этот анализ предположил, что суммарная стоимость разработки для Aurora могли быть от 4,4 до 8$ миллиардов , с постройкой 24 самолетов, стоящих дополнительно 10-24$ миллиарда .
Основной причиной для для завершения программы SR-71, комитетом обороны называлась финансовая. Операции «Черного дрозда» и издержки на техническое обслуживание и текущий ремонт были очень дороги. Согласно некоторым отчетам, издержки O&M SR-71 были почти $710 миллионов в FY-90 и FY-91 (фин.годах). Кроме того, они доказывали, что спутники могут теперь проводить во всем мире наблюдения более эффективно и менее дорогостояще, чем пилотируемый самолет-разведчик.
Независимые аэрокосмические аналитики, однако, указывали на уникальные преимущества самолета, проявляемые на ниве разведки. Самолеты, например, являются более гибким и непредсказуемым средством. Хотя и не с такой скоростью, как спутники, они могут лететь ниже и интервал между их появлением над горизонтом и «временем над целью» гораздо меньше. Самолет имеет широкий выбор маршрутов, так что отслеживание кораблей в пути маловероятно. Применение малозаметных технологий еще более уменьшает время предупреждения. Таким образом, вероятно, что самолет может все еще играть роль в стратегической разведке.
Многие западные средства массовой информации приводят убедительные факты и рассказы очевидцев, свидетельствующие о том, что такой самолет не только реально существовал, но и летал в течение, по крайней мере, 2-3 лет. Согласно этим публикациям, предпринятые усилия и выделенные ассигнования привели к конкретным результатам, и даже не по одному, а по двум направлениям работ. Как полагают зарубежные специалисты, усилия разработчиков были сосредоточены прежде всего на создании в рамках программы «Аврора» (и сохранившего ее наименование) совершенно секретного («черного», по выражению журнала «Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи») стратегического самолета-разведчика. По данным американской печати, новый разведывательный самолет, способный развивать гиперзвуковую скорость, базируется на одном из аэродромов в штате Hевада. Убедительным подтверждением его существования являются сообщения специалистов геологической службы США, которые с помощью сейсмографов 4 раза (в июне, октябре, ноябре 1991 года и в январе 1992-го) фиксировали звуковые удары, сопровождавшие полет этой машины, направлявшейся из района Лос-Анджелеса в сторону южной границы штата Hевада. Использование аппаратуры геологической службы позволило определить, что скорость самолета, составлявшая при пересечении береговой черты со стороны океана примерно М=4, при подходе к границам штата Hевада постепенно снижалась до посадочных величин. Примечательно, что впервые звуковые удары были зафиксированы сейсмографами, регистрировавшими посадки многоразового транспортного космического корабля «Шаттл» на авиабазу Эдварде (штат Калифорния). Проведенная целевая проверка подтвердила, что в данных случаях звуковые удары не были связаны с полетами корабля «Шаттл» или одного из самолетов SR-71, все еще используемых для проведения исследований по планам HАСА, поскольку в это время они не поднимались в воздух. Появление новой машины необычной конфигурации также неоднократно отмечалось в районе авиабазы Бил (штат Калифорния), которая до 1990 года была основным местом дислокации стратегических разведчиков SR-71. По словам очевидцев, проживающих в окрестностях этой авиабазы, многие из них неоднократно слышали необычно низкий звук работающего реактивного двигателя неизвестного самолета, напоминающий рокот воздушного потока, двигающегося с высокой скоростью по трубопроводу большого диаметра, а вот увидеть его удалось впервые только в конце февраля 1992 года. С целью маскировки самолет осуществлял взлет, как правило, непосредственно вслед за заправщиком KC-135, пристраивался к нему на незначительном удалении от ВПП и практически сразу после этого выключал бортовые аэронавигационные огни. Отмечались также случаи, когда он совершал полет совместно с F-117А и Т-38. Однажды, совершая групповой полет с парой F-117А, новый самолет на небольшой высоте выполнил разворот с глубоким креном, что позволило находившемуся на земле очевидцу отчетливо рассмотреть его ромбовидную в плане форму, которая подчеркивалась белыми огнями на концевых частях стреловидного крыла, красным огнем в носовой части и янтарным огнем в хвостовой части узкого фюзеляжа
Ссылаясь на оценки американских специалистов и свидетельств очевидцев, журнал «Interavia Aerospace Review», 11.90 рассмотрел вероятные характеристики и возможности «Aurora». Дальний самолет-разведчик, следующий за SR-71, имел дельтавидное крыло с плавно уменьшаемой с 75 гр. стреловидностью передней кромки и убираемым малоскоростным ПГО. Он имел два комбинированных ТРД-ПВРД (RATR) двигателя со статической тягой 180 кН на уровне моря. Он нес экипаж два чел. и использовал радар с синтезированной апертурой и оперативной передачей разведданных. Имея дальность полета 15-17 тыс.км. и скорость M=5-6 на высотах до 36 км, эта машина способна быстро достигать практически любой точки земного шара с авиабаз, расположенных на континентальной части США. Aurora может вести фото-, инфракрасную и радиотехническую разведку, а затем возвращаться на аэродром вылета или совершать посадку на какой-либо из передовых авиабаз (например о.Диего-Гарсия), имеющих ВПП 3500 м.
Считается, что оснащение самолета эффективными и надежными бортовыми системами, а также высокая скорость и большая дальность полета позволяют экипажу добывать и передавать руководству информацию практически о любых интересующих их районах земного шара не более чем через 6 ч. после поступления приказа на вылет. Скорость 5-6 Махов и крейсерская высота 40 километров делала бы самолет неуязвимым от любой существующей ракетной системы.
Начиная с середины 1980-ых, ВВС США и NASA выполняли множество проработок самолета, которые не противоречат с расчетами проекта Aurora. Хотя эти исследования не сочетались с фактической разработкой, они обеспечивают некоторое понимание о потенциальной конфигурации и возможностях Aurora.
В 1985 МакДоннелл Дуглас (McDonnell Douglas) провела исследования 5М, дальностью 12,000 км 305-местного пассажирского HSCT (гиперзвуковой коммерческий транспорт) с комбинированными ATR (air turboramjet) двигателями. Предварительные исследования показали, что этот тип самолета не только возможен, но и весьма эффективен. Согласно этим исследованиям, ramjet (ПВРД) - лучший выбор при скорости 5М, а лучшее топливо - метан. Водород также рассматривался, но он занимает почти в 5 раз больший объем. Если большой HSCT уменьшить до габаритов SR-71, самолет мог иметь дальность приблизительно 10,000 миль с экипажем 2 чел и набором аппаратуры в 1 тонну.
Подразделение Локхида Skunk Works было инкубатором нескольких программ, которые могли развиваться для замены SR-71. Например, исследовался вариант - самолет с топливом на жидком метане, который выполнять разведывательные полеты во вражеском воздушном пространстве.
«Обтекаемый самолет имел бы маршевую скорость 5 М (3,350 мили в час) при потолке приблизительно 30 км. Самолет был бы сделан из титана со внешними гранями из Inconel, теплостойкой нержавеющей стали. При скорости 5M передние края каркаса, нагреваются до красного свечения - более чем 500оC (1000оF). Тягу для этого самолета обеспечивали бы четыре турбопрямоточных двигателя, которые работали бы как турбореактивные двигатели на малых скоростях, а при более высоких скоростях, компрессор и турбина отключались и двигатели функционировали бы как прямоточные.»
Рассматривались и другие проекты самолета, который летал бы на М= 4-8, с метаном или жидким водородом в качестве топлива. В середине 80-х, Lockheed предложил М=7-8 «трансатмосферный аппарат» или TAV, как замену SR-71. Достаточно интригующе, что название «Aurora» также использовалось для этого проекта. (Aviation Week & Space Technology, 1.10.90)
27 сентября 1995 Дэвид Моррис из Уэльса, Cornwall UK (Великобритания) снял треугольный самолет, дозаправляемый KC-135, и экскортируемый парой F-111. Неизвестный самолет был примерно 3/4 от размера KC-135. Эта фотография была широко распространена. Однако, «дозаправка» - обман, она была смонтирована Bill Rose в октябре 1995 и издана в журнале Astronomy Now (UK).
Т.о.информация о реальном наблюдении Aurora напоминает сообщения о НЛО.Официально, финансирование программ по выпуску стратегического разведчика взамен SR-71 закрыто Конгрессом в 1990 г. вместе с программой SR-71. Насколько проект был реализован в действительности?
Основной всплеск информации по программам типа Авроры приходится на начало 90-х. Но более новых доказательств существования этих летающих объектов не было. В США активно ведутся работы по гиперзвуковым аппаратам, например, беспилотному Hiper-Х, но он должен взлететь только в 2001 г. Реальных же, используемых ВВС США машин нет. Hавязывается аналогия с СОИ, которой пугали-пугали, чтобы разорить СССР на новый виток военных затрат. По некоторым сведениям, советский проект «Аякс» первоначально был ответом на Aurora! Но вероятнее всего, что деньги, проходившие в бюджете по графе aurora, предназначались на работы по программам «stealth».
В журнале «Техника-Молодежи» была статья «Итак, звалась она Авророй...». Там аргументированно доказывалось, что незачем создавать очень скоростной (М>5) разведчик - на большой скорости аппарат окружен потоком ионизированного воздуха, который очень осложняет фото-, радиолокационную и и прочие виды разведок.
Даже окруженный необычайным покровом секретности F-117 Nighthawk за несколько лет до официального показа можно было сфотографировать при свете дня «мыльницей» при взлете и заходе на посадку на Тонопе. Фотографии любителей путешествовали по страницам журналов вовсю. Почему же фотографии Авроры этого не делают (не берем в учет подделки)?
http://sergib.agava.ru/usa/other/aurora/aurora.htm[/more]
Аврора-гиперзвуковой самолёт http://rstar.by.ru/topsecret.avrora.htm Programy w Groom Lake http://www.koscielec.pl/programy.htm X-43A Hiper-X 24 марта 1997 г. NASA заключает контракт с компанией MicroCraft Inc. (Tullahoma, Tennessee) на создание трех экспериментальных беспилотных гиперзвуковых аппаратов X-43A. Они должны были совершить полеты со скоростью М=7-10.
Guinness World Records recognized NASA's X-43A scramjet with a new world speed record for a jet-powered aircraft - Mach 9.6, or nearly 7,000 mph (11,200 km/h).
The X-43A set the new mark and broke its own world record on its third and final flight on Nov. 16, 2004.
The upcoming flight will be the third of three flights in the eight-year, $230 million Hyper-X Program. The first flight, in 2001, was ended prematurely when the booster rocket veered off course and had to be destroyed before the test could begin. The second flight, in March of this year, was a resounding success. The 12-foot-long X-43A research vehicle was delivered to the proper altitude and test speed, where its scramjet engine started and performed flawlessly for 11 seconds, as planned.
In the process of demonstrating a scramjet-powered airplane in flight for the first time, the March 2004 flight set a world speed record for an "air breathing" (jet-powered) vehicle. It flew at nearly Mach 7, or 5,000 mph. It easily surpassed the previous record set by the military's now-retired SR-71 Blackbird high-altitude reconnaissance aircraft, which flew at about Mach 3.2.
For the third and final flight, there are several significant differences from the second flight. At Mach 10, the third X-43A vehicle will be zooming westward over the Pacific at approximately 7,000 mph or almost two miles per second. The vehicle will have additional thermal protection, since it will experience heating roughly twice that experienced by the Mach 7 vehicle. Reinforced carbon-carbon composite material is being added to the leading edges of the vehicle's vertical fins as well as the nose and wings to handle the higher temperatures.
Also for the Mach 10 flight, the booster rocket will launch the X-43A higher (110,000 ft v. 95,000 ft) before it separates and the X-43A starts its scramjet. The X-43A will travel further (about 850 v. 450 miles) before splashing into the ocean.
Ultimate applications of scramjet technology include future hypersonic missiles, hypersonic airplanes, and reusable single- or two-stage-to-orbit launch vehicles.
The final X-43A mission is expected to be the last research mission for NASA's venerable B-52B "mothership" heavy launch aircraft, which is due to be retired in the near future after almost 50 years of service.
http://www.nasa.gov/missions/research/daily_updates.html http://sergib.agava.ru/usa/mc/x/43/x43.htm http://www.airwar.ru/enc/xplane/x43.html http://bobych.ru/referat/83/19015/5.html X-34 X-34 создается в рамках программы Reusable Launch Vehicle (RLV-космический корабль многоразового использования). В июне 1996 г. компания Orbital Sciences Corporation (OSC,Dulles, VA) получила контракт в $60,000,000 на проектирование, создание и испытания X-34.x34flight
В конце 98 г. NASA и OSC договорились о проведении 25 дополнительных испытательных полетов X-34 - прототипа корабля многоразового использования. Согласно предварительному контракту с OSC, предусматривалось только 2 испытательных полета, но уже тогда обе стороны предполагали, что, возможно, потребуются и дополнительные испытания. В январе 1998 года NASA изменила контракт с OSC, в который был внесен пункт о создании второго корабля X-34. Дополнительный корабль и новые испытательные полеты увеличили стоимость контракта на 85 млн дол.
Первый полет проведен 29 июня 1999. Отстыковка X-34 во время этих полетов не предусматривалась. На конец 1999 проведена вторая серия летных испытаний в Hью-Мексико на полигоне White Sands Missile Range, а затем в космическом центре им. Кеннеди во Флориде. В ходе испытаний проверена возможность полетов при неблагоприятных погодных условиях на дозвуковых скоростях, возможность автономной посадки в безветренную и ветренную погоду, а также возможности многоразового использования X-34. Он предназначается для совершения 25 полетов в год.
http://sergib.agava.ru/usa/osc/x/34/x34.htm http://mania.adverman.com/modules/news/article.php?storyid=281