polk90  Ох, ну как лениво писать чой-то "умное"...  А придёсса... Раз обещаль... 
 Сразу предупреждаю, что я увы, не принадлежу к славной когорте инженеров-разработчиков фирмы Никон...  И соответственно, всё нижеизложенное, плод моего больного воображения-соображения... 
   Вся ента хитрая байда, уходит корнями в далёкое прошлое, к модели Никон Ф5...  Некогда флагману линейки Никон...  В нём впервые был применён "суперхитрый" сенсор экспозамера 1005 зональный!  Мало того, он ишшо и RGB!  То-бишь осуществлял не просто замер-по-плотностям, а с учётом цвета...  Енто безусловно замечательно,НО! Енто и служит зачастую причиной непонятных глюков-ошибок в замере... В дальнейшем, его и несколько упрощённый 420 зональный замер, применили в цифровых зеркалках. 
 Данные с сенсора пересчитываються по довольно хитрым алгоритмам, в результате вычисляется не просто уровень освещённости, но и контраст сцены...  Плюс, в памяти камеры содержатся данные о 20000-30000 самых разнообразных съёмочных сценах... 
 И вот, на основании всего-ентого массива данных вычисляется "правильная экспозиция" 
 Вестимо, что трудновастенько просчитать "правильную экспозицию" не учитывая контраст сюжетной сцены... Но он как-мы уже знаем вычислен... А если контраст известен, остаётся нужным образом наклонить курву, дабы по-возможности загнать весь диапазон яркостей в "прокрустово ложе"... 
   Ента фича, под названием "автоконтраст", присутствовала во всех камерах с CCD матрицей... И впечатления от неё были не самые лучшие...  Нет-нет, она вполне адекватно срабатывала на многих сюжетах, НО!  Не на всех! Порой дурковала на казалось-бы "безобидной" сцене... И умудрялась портить конечно-же Самые Нужные Кадры... 

   К счастью, енто ЧУДО можно было отключить...  Нафига нам "неожиданости"? 
 Но рОбятки-разработчики не останавливались на достигнутом... Ежли курву можно наклонить, то почему-бы ишшо и не загнуть? Приподнять ей хвост... Так появился Д-Лайтинг... 

  Ента фича, как и автоконтраст, тоже была программной, то-бишь применялась в процессе внутрикамерной обработки полученного сигнала... Время шло, в "светлые" японские головы пришла очередная идея: Ежли мы задрали хвост, вытягивая тени, может и с верхним концом курвы пошалим? Увы, тут задачка оказалась куда сложней... И для манипуляции со "светами" пришлось корректировать экспозицию... В МИНУС... С последующей програмной оптимизацией картинки... И "оптимизирують" оне её нипадецццки! Не только гнут концы, но середину вверх-вниз таскають...  "Счастливые обладатели" камер последнего покаления наверняка обратили внимание, что при включении активного Д-лайтинга, регулировки ЯРКОСТЬ и КОНТРАСТ становятся недоступны...  То-бишь АЛЛЕС! Теперь курвой командует "маленький жёлтый человечек"...  И таки неплохо командует... 
 Но как обычно, не всегда! Ибо изощрённо изгибая курву на разных участках с целью "оптимизации", порой получаються весьма неприятные вещи, например провал контраста, цветотональный сдвиг в узком диапазоне курвы, как-раз в зоне плотностей МОРДЫ ЛИЦА... Оччень  "замечательный фокус"...  Всё в картинке вроде ничтяк, но МОРДЫ 

   Вдобавок, внедрение ентих умных фенек совпало с внедрением "чмошных" матриц... Которые "очччень любят" недоэкспонирование, начиная "шуршать" даже на низких ISO...  Вобщем прощай "золотое времечко" старых-добрых Никонов, когда можно было беззаботно фигачить в JPEG, слегка минусанув экспозицию в особоконтрастных случаях с последующей "подтяжкой" прямо при печати...   
 Уффф... Неужели енто Я, столько буквоф набиль?