lkzcgfvf На 100% точно не отвечу, но выскажу соображения.
Поскольку рисовать лень, попробую словесно, но надо поднапрячь воображение.
Представим себе, что точечный источник звука приближается к нам издалека (из бесконечности
), причем с малой скоростью, заметно меньше скорости звука. Очевидно, что звук, распространяясь от источника симметрично во все стороны, ослабляется с расстоянием (при увеличении расстояния в N раз громкость звука падает в N*N раз). Значит, по мере приближения источника звука к нам мы будем слышать его все громче и громче. При этом, если звук имеет неравномерную
во времени громкость - например, едет человек на велосипеде и время от времени стреляет в воздух
- то по мере приближения мы будем слышать звук со все меньшей и меньшей задержкой по отношению к моментам выстрелов.
Теперь положим, наш источник звука приближается к нам со скоростью звука. Очевидно, что звук от любого выстрела, уже произведенного ранее, достигнет нас одновременно с источником, т.е. оружием! А, значит, если было произведено, скажем, сто выстрелов, то мы и услышим
одновременно звук ста выстрелов. Т.е. звук выстрелов мы услышим один раз, и будет он в 100 раз громче, чем звук одиночного выстрела.
Немного более строго и формально. Звуковые волны от неподвижного источника, распростаняясь симметрично во все стороны, образуют фронт в виде сферы. Как только источник движется по отношению к наблюдателю (читай, слушателю
), эта сфера начинает деформироваться: сжиматься впереди (по отношению к направлению движения) и растягиваться сзади. В случае самолета, издающего в полете звук постоянно, мы имеем дело с фронтами множества звуковых волн, эти фронты образуют совместно подобие шара, деформирующегося в зависимости от скорости движения самолета. Когда самолет достигает скорости звука, передний фронт "сплющится" до плоской поверхности и будет иметь форму конуса. При (сверх)звуковой скорости самолет будет опережать фронт звуковых волн, причем чем быстрее летит самолет, тем меньше угол раскрытия конуса. Это легко понять, если взять карандаш и бумагу и немного порисовать.
К слову. Скорость света в среде, отличной от вакуума, меньше, чем скорость света в вакууме. При ускоренном движении заряженные частицы излучают э/м волны (свет), и если такая частица движется быстрее, чем скорость света в среде, то излучаемый ей свет имеет конусообразный фронт (эффект Вавилова-Черенкова). Вот
ссылка, там, кстати, и рисунок есть, который напоминает приведенные фотографии.
Наконец, к тому, что видно на фотографиях. Не знаю. Но полагаю, что конусовидный фронт звука, вызывающий ударообразное изменение давления, приводит к замерзанию углекислого газа (т.к. температура замерзания повышается с увеличением давления). Исходя из этого,
Цитата: Теперь наоборот, объект, летящий со сверхзвуковой скоростью переходит на дозвуковую. Есть ли видимый эффект?
видимый эффект может заключаться в исчезновении эффектов.
Цитата: что видит-слышит-чувствует пилот самолёта при переходе на сверхзвук?
Это мне напомнило задачу, которую задавал известный советский физик абитуриентам на вступительных экзаменах в, если мне не изменяет память, МИФИ: "с какой скоростью должна бежать кошка, чтобы не слышать звука привязанной к ее хвосту консервной банки?" Да простят меня местные кошачие (а сам я кошек люблю!), я никого не призываю к проведению таких садистских экспериментов.
Цитата: Остановка компpессоpа двигателя во вpемя этой фазы полета пpивела к томy, что звyковомy yдаpy подвеpгся пpигоpод Лос Анжелеса, где были отмечены некотоpые повpеждения.
ИМХО - чушь. Но я могу и ошибаться.
P.S. Вспомнив про эффект эффект Вавилова-Черенкова, освежил подробности в памяти, почитав статью в Википедии. Вот что значит быть ленивым! Там же есть
статья о т.н. числе Маха, где и фотография, приведенная
lkzcgfvf, имеется, и визуальный эффект объясняется. Вывод - пользуйтесь поисковыми машинами и интернет-энциклопедиями (к которым, впрочем, можно и этот топик отнести, пусть и с некоторой натяжкой
) !