nikolajzd Продолжаем разговор:
Чехия возложила на Грузию ответственность за военный конфликт на Кавказе [more=далее...]Чехия возложила на Грузию ответственность за военный конфликт на Кавказе
Федор Лукьянов, Прага-Будапешт
Опубликовано на сайте rg.ru 10 октября 2008 г.
Версия для печати
Активисты чешской неправительственной организации "Клуб Россия" еще в конце августа побывали в разрушенном Цхинвале и были поражены масштабами разрушений. Об увиденном и пережитом они рассказали журналистам на своей пресс-конференции в пражском отеле "Амбассадор".
Судя по всему, по интонации разговора, по тем фотографиям и документам, которые они привезли с собой из поездки в Южную Осетию, то, что увидели эти чехи в Цхинвали, было для них настоящим шоком. Руины городов, сожженные церкви и школы Цхинвала, выжженные поля, тысячи убитых и раненых. Сознание европейца с трудом вмещает в себя весь этот культурологический шок и проявления современного варварства.
- Мы самостоятельно добирались до Цхинвали через Владикавказ и Рокский тоннель, хотели увидеть своими глазами то, что случилось здесь в августе этого года, - рассказывает вице-президент чешской неправительственной организации Ирена Табахова. - И то, что предстало перед нашими глазами по приезде в Цхинвал, не поддается никакому описанию. Больше всего поражает то, что грузинская армия, а Грузия - христианское государство, начав в отношении Южной Осетию операцию "Чистое поле", разрушала учреждения и памятники культуры: церковь Святого Георгия, местную синагогу, еврейский квартал Цхинвала, кладбище, музей Васо Абаева. Такое впечатление, что намеренно ставилась задача уничтожения и культуры, и самого осетинского народа.
Выступление госпожи Табаховой прерывается демонстрацией сделанных ею фотографий разрушенного Цхинвала. Церковь Святого Георгия, руины синагоги. По мнению чешской делегации, многие памятники культуры Южной Осетии достойны войти в список мирового наследия ЮНЕСКО. Поэтому теперь они будут готовить для ЮНЕСКО "белую книгу" разрушенных и уничтоженных памятников, чтобы обратиться к организации с просьбой о финансировании их восстановления.
- Вы знаете, что еще шокировало. Четыре дня люди прятались от грузинских танков в подвалах своих домов, а танки, зная, что там прячутся мирные люди, продолжали обстреливать дома… После этого люди встречали российские танки, пришедшие им на помощь, как спасение от ада. Мы были не только в Цхинвале, но и в других городах и селах. В отличие от столицы, там людей практически не осталось. Безжизненное пространство. Это просто натура для съемок фильма ужасов…
Выступление Ирены Табаховой довольно эмоционально дополнил президент неправительственной организации - инженер Зденек Збытек. По его словам, все вопросы о том - кто начал конфликт - не для посвященных. Грузинская армия, на которую работали разведка, дипломатия и СМИ западных стран, начала обстрел Цхинвали в 21.30 часов 7 августа. Российская армия, которая пришла на помощь своим миротворцам и гражданскому населению, вошла в Южную Осетию только через 24 часа. Какие вопросы? Сегодня, как говорит Зденек, где-то судят капитана СС, ответственного за геноцид во время второй Мировой войны, а почему никакой ответственности за содеянное не несет грузинский лидер?
На вопрос "Российской газеты" о том, какой реакции ожидает чешская организация от документальных свидетельств, привезенных с Кавказа, госпожа Табахова ответила так: "Мы надеемся, что наши документальные материалы помогут чехам и чешским СМИ лучше понять то, что произошло на Кавказе, раскроют им глаза на гуманитарную катастрофу в Южной Осетии. В конце концов, как говорится, капля камень точит. Вы знаете позицию нашего президента Клауса, который, в отличие от многих европейских политиков, неоднократно признавал, что это Грузия развязала войну на Кавказе. Сейчас его позицию поддерживают многие политики Чехии, включая лидеров парламентских партий. Все больше таких людей и среди рядовых чехов".
[/more]
Исторические и правовые основания признания Южной Осетии и Абхазии
[more=Грузия могла выйти в самостоятельное государственное образование только с той территорией, с какой она входила когда–то в Россию]«Высочайший манифест от 18 января 1801 года о присоединении Грузии к России», в соответствии с которым Грузия утратила свою государственность, в приложении на карте четко определял границы: «Грузия разделяется на пять уездов: Горийский, Лорийский, Душетский (Карталиния) и Кахетия в составе Телавского и Сигнахского уездов». В те времена территории, на которые Грузия сегодня пытается распространить свой суверенитет (Абхазия и Южная Осетия), в ее состав не входили, поскольку такого государства как Грузия просто не было.
Поэтому Грузия могла выйти в самостоятельное государственное образование только с той территорией, с какой она входила когда–то в Россию. Ни Имеретия, ни Гурия, ни Мегрелия в состав Грузии не входили. Мегрелия вошла в состав Российской империи в 1803 году. Имеретия — в 1804 году. Гурийское княжество — в 1811 году. Азербайджанские ханства были присоединены к России в 1804–1806 годах. Абхазское княжество сохраняло свой суверенитет до окончания Кавказской войны. С 1864 по 1918 год Абхазия напрямую управлялась российской администрацией. С 1883 года Абхазия называлась Сухумским округом и делилась на Бзыбский, Абхазский (Сухумский), Абджуйский округа, Цебельдинское (с 1837 г.), Самурзакандское (с 1840 г.), Джигетское (с 1840 г.) приставства.
[/more]
[more=...во многих грузинских источниках подчеркивается, что Абхазия всегда была составной частью Грузии]Однако во многих грузинских источниках подчеркивается, что Абхазия всегда была составной частью Грузии и в 1918 году она представляла ее автономную часть (см.: Леван Тоидзе. К вопросу о политическом статусе Абхазии: страницы истории). С образованием Грузинской Демократической республики в мае 1918 года начался процесс насильственного присоединения Абхазии к Грузии. Но юридически как независимое государство до 7 мая 1920 г. Грузия оставалась в составе Российского государства, и Европейские страны не спешили ее признавать. 7 мая 1920 года Россия признала Грузию де-юре.
Ссылка Грузии на договор с РСФСР от 7 мая 1920 г., в котором Грузия присоединяет, причем без взаимного согласия, территорию Абхазии в соответствии с международным правом, не имеет юридической силы. На самой процедуре подписания этого договора представители Абхазии отсутствовали. Их просто не пригласили, и не известили.
Дословно часть текста этого договора написана так: «Ст. IV, п.1. Россия обязуется признать безусловно входящими в состав Грузинского государства, кроме отходящих в Грузии в силу п.1, статьи III настоящего договора частей Черноморской губернии, областей бывшей Российской империи: Тифлисскую, Кутаисскую, Батумскую со всеми уездами и округами, составляющими означенные губернии и области, а также округа Закатальский и Сухумский». Сам факт подписания этого договора уже является предметом территориального спора, при котором юридическая сила международного договора рассматривается как правооснованность территориального владения.
С точки зрения международного права, сговор двух стран (РСФСР и ДРГ) против третьей (Абхазия) является агрессией, оккупацией и предпосылкой аннексии суверенного государства Абхазии. Грузия присвоила территорию другого государства не на основе добровольной уступки, а на основе сговора с третьей стороной. Был нарушен принцип международного права nemo dat guod non habet (никто не может передать того, чего не имеет). Эта норма римского права подтверждена современным международным правом: «Объектом международного договора не могут быть права и интересы третьих государств. Договор, нарушающий их права, доложен считаться недействительным». Приведенная норма международного права является императивной (обладающей особой юридической силой: недопустимость отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных государств, даже путем их соглашения). Противоречащий ей договор будет недействительным, как в рассматриваемом случае договор между РСФСР и ДРГ.
[/more]
Цитата: Грузинское общественное сознание с удовольствием констатирует нелегитимное подавление грузинской государственности после 25 февраля 1921 г., и в то же время лукаво умалчивает о нелегитимном занятия соседних территорий. Геноцид не грузинского, а осетинского и абхазского населения в нынешнее время осуществляется при действующей международной Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 г.
[more=Развал СССР повторно вынудил страны Закавказья объявить о независимости]Развал СССР повторно вынудил страны Закавказья объявить о независимости.
10 ноября 1989 г. совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области провозгласил свою автономию в составе Грузинской ССР. Грузия объявила эти требования незаконными. В ходе грузино-осетинского конфликта тогда погибли около 3000 грузин и более 1500 осетин. 23 ноября 1989 г. началась осада Цхинвали.
20 июня 1990 г. Верховный Совет ГССР отменил все законы и законодательные акты, принятые ГССР после 1921 г., что явилось нарушением принципа целостности и нерушимости границ СССР, поскольку СССР, а не Грузия, являлся субъектом международного права. В период с июня по сентябрь в Южной Осетии был принят ответный пакет документов, в том числе 20 сентября 1990 г. принята Декларация о суверенитете республики. Фактически ГССР вернулась в то правовое поле, которое существовало до вхождения Южной Осетии в ГССР. 10 декабря 1990 г. власти Тбилиси упразднили осетинскую автономию, объявив территорию Южной Осетии — Цхинвальским регионом. В ночь с 5 на 6 января 1991 г. начался третий грузино-осетинский конфликт, который продолжался до 14 июля 1992 г.
Среди современных документов можно отметить Декларацию Верховного Совета Абхазской АССР от 25 августа 1990 г. о государственном суверенитете Абхазии, Постановления о правовых гарантиях защиты государственности Абхазии, а также решение Верховного Совета Абхазии об отмене конституции 1978 г. и переходе к конституции 1925 г., согласно которой Абхазия является субъектом международного права.
Все документы, которые были приняты в то время Южной Осетией и Абхазией, были приняты на основе нормы действующего тогда закона «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР».
[/more]
Цитата: Когда грузинские парламентарии применяют термин «российская оккупация», то преднамеренно упускают из виду периоды 1918 и 1992–1993 годов. Тогда со стороны Грузии имела место в первом случае германо-грузинская, а во втором случае — грузинская оккупация и интервенция Абхазии. Поскольку оккупация в международном плане определяется как «…насильственное вмешательство одного государства во внутренние дела другого государства, направленные против его территориальной целостности, политической независимости или иного».
Цитата: Стратегическая цель Тбилиси состоит в первую очередь в том, чтобы изменить формат грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов, превратив их конфликт в грузино-российский. А в дальнейшем, при измененном формате, привлечь в конфликт международное сообщество.
Цитата: Восстановление государственной независимости Грузией, оформленное Актом независимости от 9 апреля 1991 г., фактически объявляло о выходе из СССР и преемстве конституции от 26 мая 1918 г. Исторически сложилось так, что Советский Союз являлся преемником царской России, поэтому при выходе Грузии из СССР, Грузия аннулировала Георгиевский договор 1783 г., и Манифест 1800 г. об упразднении Картли–Кахетинского царства. В соответствии с международным правом Грузия могла выйти в самостоятельное государственное образование только с той территорией, с какой она входила когда–то в царскую Россию.
В то же время Южная Осетия и Абхазия, оставаясь в правовом поле СССР, приняли участие в референдуме 17 марта 1991 г., в котором Грузия участия не принимала, высказались за сохранение СССР, что подтверждено Центральной Комиссией референдума СССР. Таким образом, возникли три государства: Грузия, объявившая о независимости, Абхазия и Южная Осетия, оставшиеся в составе СССР. Абхазия участвовала во всех переговорах касательно реформирования СССР. Понятно, что она не могла при этом быть одновременно и составной частью Грузии. В связи с этим признание ООН Грузии в пределах бывшей Грузинской ССР по состоянию на 21 декабря 1991 г. лишено правовых оснований. К сожалению, команда Козырева не направила в тот период никаких документов в ООН (о нахождении Южной Осетии и Абхазии в правовом поле СССР, и, как правопреемницы СССР, — в правовом поле РФ).