ХОТЕЛА или нет Россия ПРЕДОТВРАТИТ вступление войск Грузии в Ю.Осетию???
Правда вопрос(Неужели ГРУ не знало о подготовки вступления Грузии в Ю.Осетии? Если знало, то какие ПРЕВЕНТИВНЬIЕ меры приняло для нейтрализация вступления? ) был более софистикованы.
Всем ясно что Грузия никогда не пошла бы на открытый конфликт с России. Хватили и дипломатические каналы, даже официальная декларация правительства (дать Грузии „ясный и категорический ответ"). Был выход который мог предотвратит потерь и избежать множество жертв среди гражданских лиц.
Кому была нужна кровь и пляски смерти? Кому - ясно кому..
http://forum.ru-board.com/topic.cgi?forum=29&topic=11993&start=1660#20 [?]
Тайна грузинского вторжения В этой простой, на первый взгляд, хронике событий есть немало загадочных моментов: Почему грузины решили вторгнуться в Южную Осетию в четверг ночью? Да, было много обстрелов грузинских сел со стороны з Южной Осетии за предыдущие три ночи, но, возможно, более интенсивные, чем обычно, обмены артиллерийскими ударами уже давно были рутиной. Грузины, возможно, воевали не очень хорошо, но они имели в этом районе довольно значительные силы, на развертывание которых было необходимо, как минимум, несколько дней. Таким образом, Грузия сделал этот шаг преднамеренно.
Соединенные Штаты являются ближайшим союзником Грузии. Они сохранили около 130 военных советников в Грузии, наряду с гражданскими советниками, подрядчиками, участвующими во всех аспектах жизни грузинского правительства и людей, ведущих бизнес в Грузии. Немыслимо, чтобы американцы не знали о мобилизации грузинской армии и ее намерениях. Также трудно представить, что американцы не знали, что русские развернули значительные силы на границе Южной Осетии. Службы технической разведки США, с помощью спутниковых изображений и сигналов беспилотных разведывательных летательных аппаратов, не могли упустить факт, что тысячи российские войска продвигаются на передовые позиции. Русские явно знали, что грузины были готовы начать войну. Разве Соединенные Штаты не понимали, что это известно русским? Более того, учитывая позицию российских войск, аналитики разведывательных служб упустили вероятность того, что русские закладывали ловушку, надеясь на грузинское вторжение, чтобы оправдать свою собственную контратаку?
http://glavred.info/print.php?article=/archive/2008/08/14/070913-2.html ПРАВДА О ВОЙНЕ В АБХАЗИИ
[more=Читать дальше..]
Госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что Россия должна уважать территориальную целостность Грузии и не помогать сепаратистам в Абхазии и Южной Осетии. По ее словам, администрация Джорджа Буша выступает за развитие связей с Грузией, как и со всеми другими бывшими советскими республиками, являющимися сегодня независимыми государствами.
В ходе пресс-конференции в Вашингтоне 10 апреля Райс заверила: «У нас очень хорошие отношения с Грузией и мы намерены сохранять эти очень хорошие отношения с Грузией», и добавила: «Грузия является независимым государством и может сама выбирать направление своей внешней политики».
Она также заявила, что США пытаются доказать России, что желают ей только хороших взаимоотношений с бывшими советскими республиками, но это должны быть отношения между независимыми государствами, между равноправными государствами-соседями. «Времена, когда эти государства были частью Советского Союза, прошли и назад не вернутся», — отметила госсекретарь.
Публичное напоминание Вашингтона о своей поддержке территориальной целостности Грузии в канун рассмотрения Совбезом ООН ситуации в Абхазии не выглядит случайным. Мандат миротворческой миссии, осуществляемой в непризнанной республике силами российских военных, истекает 15 апреля, и в условиях кардинального различия позиций России и США найти по данному вопросу консенсус будет трудно.
Как известно, заседание СБ ООН во вторник, посвященное продлению мандата миротворческой миссии в Абхазии, закончилось скандалом. Российский представитель в ООН Виталий Чуркин покинул заседание, обидевшись на США за то, что Госдепартамент не выдал визу министру иностранных дел Абхазии Сергею Шамбе, который в результате не участвовал в обсуждении. Чуркин назвал решение американцев серьезной дипломатической и политической ошибкой, заявив, что Совбез должен был выслушать обе стороны абхазского конфликта. «Можете ли вы себе представить, чтобы по ситуации в Косово все эти годы международное сообщество слушало только сербов?» — обратился Чуркин к участникам встречи. Посол США при Совбезе Алехандро Вольф, в свою очередь, обвинил Чуркина в инсинуациях и посоветовал «не проводить ложные аналогии между Абхазией и Косово».
Наблюдатели отмечают, что перепалка между Москвой и Вашингтоном в ООН разгорелась вскоре после того, как Сергей Шамба в своем обращении призвал членов СБ ООН признать его республику независимым государством, а затем обвинил ООН в «прогрузинском подходе» и поставил под сомнение необходимость присутствия ООН в зоне конфликта.
Посол по особым поручениям МИД РФ Владислав Чернов поддержал Виталия Чуркина, заявив, что статус Абхазии должен определяться по аналогии с проблемой сербского края Косово, требующего суверенитета.
Однако принимавший участие в заседании Совбеза премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели возможность наложения прецедента Косова на ситуацию в Абхазии полностью отверг и дал понять, что в разрешении грузино-абхазского конфликта Тбилиси не намерен ориентироваться на позицию Москвы, которая играет «неконструктивную роль».
«Если Россия не хочет играть более конструктивную роль, будем решать проблему без конструктивной роли России», — заявил он и напомнил, что рассмотрение вопроса о статусе Абхазии не может быть легитимным в данных условиях потому, что территорию этой бывшей автономии покинули около 300 тысяч человек различных национальностей, большинство из которых были этническими грузинами. Ногаидели также подчеркнул, что «обращение Шамбы не имеет никаких перспектив» и выразил недоумение в связи с тем, что «его распространяла миссия России».
Кстати, власти США заявили в среду, что Шамба сам отозвал свой запрос на получение американской визы для поездки в Нью-Йорк. «Господин Шамба, который выступает в качестве министра иностранных дел Абхазии, подал на визу, но затем забрал свой запрос», — пояснил официальный представитель госдепартамента США Шон Маккормак.
Многие аналитики обращают внимание на то, что в то время как Виталий Чуркин при помощи демарша в СБ ООН пытался пробить визу Сергею Шамбе, президент США Джордж Буш подписал закон, поддерживающий вступление в НАТО ряда новых членов, в том числе Грузии и Украины. Таким образом, отмечают они, России, если она всерьез решит оторвать Абхазию от Грузии, придется столкнуться с сопротивлением и противодействием не только Тбилиси, но и Вашингтона.
С чем еще, кроме отсутствия на заседании Совбеза ООН представителя Абхазии, не согласна Россия?
На заседании Совбеза 10 апреля генсек ООН Пан Ги Мун представил членам СБ свой доклад об исполнении резолюции, принятой в октябре 2006 года. Как известно, эта резолюция призывает стороны вернуться за стол переговоров, Тбилиси — воздерживаться от воинственной риторики и провокационных действий в зоне конфликта, а Сухуми — серьезно отнестись к необходимости возвращения внутренне перемещенных лиц и беженцев и публично заверить местных жителей, особенно в Гальском районе, что их права на проживание и самобытность будут уважаться.
В своем докладе глава ООН обратил внимание на то, что в реализации положений этой резолюции достигнут определенный прогресс. В частности, он отметил продолжение совместного патрулирования в Кодорском ущелье, осуществляемого Миссией ООН и Силами СНГ. Также глава ООН обратил внимание на то, что в ущелье не было обнаружено тяжелого оружия и что по сравнению с ситуацией, отмеченной во время совместного патрулирования в октябре 2006 года, численность вооруженного персонала там сократилась.
Пан Ги Мун приветствовал расширение деятельности полицейских советников ООН в Гальском районе и постоянное присутствие там Отделения ООН по правам человека в Абхазии.
С такой постановкой вопроса согласен Зураб Ногаидели, который выступает за расширение присутствия в регионе контингента ООН и замену ими миротворцев СНГ. По его словам, Грузия активно обсуждает с членами СБ ООН этот вопрос.
В своем выступлении на заседании Совбеза Ногаидели подчеркнул, что правительство Грузии остается приверженцем мирного урегулирования конфликтов, а определение статуса Абхазии необходимо произвести только в признанных мировым сообществом границах Грузии. Ногаидели заверил, что его страна добросовестно выполняет положения резолюции СБ ООН 1716 от 13 октября прошлого года, рассказал о проблемах с возвращением беженцев на всей территории Абхазии, о факте бомбардировки Верхней Абхазии и создавшейся там ситуации.
Также грузинский премьер выразил надежду, что ООН даст соответствующую оценку криминогенной обстановке в Гальском районе и так называемым парламентским выборам, проведенным в самопровозглашенной Абхазии. При этом он заострил внимание на важности двустороннего диалога. «Грузинская сторона готова без всяких предпосылок встретиться с представителями сепаратистского режима, в том числе на высоком уровне», — отметил премьер-министр. По этому вопросу Зураб Ногаидели провел беседу с Паном ги Муном.
Россия, однако, не считает возможной замену миротворцев СНГ на «голубые каски» ООН в зоне грузино-абхазского конфликта. Как заявил Виталий Чуркин, формат миротворцев в зоне Абхазии должен сохраниться и «ни о каком сокращении миротворцев Содружества независимых государств не может идти речь». «Мы согласны в целом с докладом генсека, прогресс есть. Однако есть положения, с которыми мы не можем согласиться. В полном объеме резолюция не выполнена, и мы хотим, чтобы это нашло отражение в новой резолюции», — сказал Чуркин. Он считает, что воинский контингент Грузии в Кодорском ущелье несоразмерно большой, а Тбилиси продолжает использовать «воинственную риторику».
При этом, по словам Чуркина, положение о продлении мандата миссии ООН в Грузии, который истекает 15 апреля, не дискутируется. Как ожидается, он будет продлен еще на шесть месяцев на заседании СБ ООН 13 апреля.
Посол по особым поручениям МИД РФ Владислав Чернов, в свою очередь, отметил, что Россия будет считать выполненной резолюцию 1716 СБ ООН по Грузии, когда откроется возможность для полномасштабного возобновления переговорного процесса между грузинской и абхазской сторонами. «Главное, что переговорный процесс, который успешно развивался в начале прошлого года, фактически был сорван силовой акцией Тбилиси в Кодорском ущелье. И преодолеть негативные последствия этого не удается, — отметил Чернов. — Поэтому в новой резолюции мы считаем целесообразным напомнить Тбилиси о необходимости довести это дело до конца».
А между тем, 12 апреля с совместным заявлением к ООН, призывающим учитывать их интересы в переговорном процессе, обратились главы МИД Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. «Абхазия, как признанная Организацией Объединенных Наций сторона конфликта, имеет такое же право изложить свою позицию перед Советом Безопасности ООН, как и Грузия. Справедливое решение может быть принято только с учетом мнения обеих сторон. Отказ Абхазии в праве непосредственно донести объективную информацию до сведения членов Совета Безопасности создает предпосылки для принятия необоснованных решений. Складывается впечатление, что в штаб-квартире ООН есть силы, которые не заинтересованы в справедливом разрешении грузино-абхазского конфликта», — говорится в совместном заявлении МИД непризнанных республик.
"Организация Объединенных Наций является уникальным международным механизмом мирного урегулирования конфликтов, обладающим всеми необходимыми международно-правовыми средствами, закрепленными в Уставе ООН. Отсутствие должной реакции ООН на такие действия грузинской стороны фактически развязывает руки Грузии для возобновления вооруженной агрессии, и подрывает авторитет ООН как посредника не только в грузино-абхазском конфликте, но и в других конфликтных регионах, — подчеркивается в документе, который подписали главы МИД Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии, Сергей Шамба, Валерий Лицкай и Мурат Джиоев.
При этом Сергей Шамба пообещал, что после завершения посвященного Абхазии заседания СБ ООН Абхазия направит этой организации официальное обращение, содержание которого пока засекречено. По информации Шамба, акцент будет сделан на то, чтобы ООН, в конце концов, реально оценила существующую ситуацию и признала независимость Абхазии.
9 апреля, на заседании парламентской ассамблеи непризнанных республик парламентарии договорились, что приступят к сбору фактов т.н. геноцида, осуществленного грузинами в Абхазии, к ним присоединились приднестровцы и россияне. Собрав факты, абхазы намерены внести иск в Гаагский международный трибунал. На этом же заседании было принято заявление ассамблеи, в котором подчеркивается, что Грузия и Молдова «должны нести ответственность за преступления против человечества».
На заявление созданного тремя непризнанными республиками сообщества «За демократию и права народов», освещающее факты т.н. геноцида, совершенного в 1989–93 гг. Грузией и Молдовой, откликнулся вице-спикер российской Госдумы Александр Торшин. «Принятое Сообществом заявление очень важно, поскольку в эти годы в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье действительно погибло очень много мирных граждан. Российская Федерация не может оставить без внимания факты геноцида, осуществленного против ее граждан. На данный момент указанный документ — это схема юридического признания самопровозглашенных республик. Присутствие на этом заседании представителей Госдумы России само по себе подразумевает, что Россия не намерена игнорировать эти факты», — заявил Торшин.
Комментируя ситуацию, завотделом Закавказья Института стран СНГ Михаил Александров расценил отказ США выдать визы абхазским сепаратистам как « бесчинство Америки» и призвал абхазскую сторону вообще прекратить отношения с американскими дипломатами и представителями различных правительственных и неправительственных организаций и запретить им приезд в Сухуми до тех пор, пока министру иностранных дел Абхазии Сергею Шамба не выдадут визу для поездки в США. Александров также призвал Абхазию сократить участие ООН и вообще западных институтов в переговорах вокруг урегулирования грузино-абхазского конфликта.
На этом фоне запланированный на 12 апреля в Сухуми саммит глав трех непризнанных республик был отложен из-за неожиданной болезни Багапша, которого, по решению сухумских медиков, отправили на обследование в Москву. Однако отмена саммита не оказалась неожиданностью для лидеров непризнанных республик — по словам Сергея Шамбы, причиной переноса саммита глав республик, наряду с болезнью Багапша, стало также то, что лидеры непризнанных стран решили дождаться окончания заседания СБ ООН и разработанной им резолюции. Фактические президенты непризнанных республик — Сергей Багапш, Эдуард Кокойты и Игорь Смирнов — встретятся после принятия очередной резолюции СБ ООН и разработают единую позицию. Такова официальная информация. По словам Сергея Шамба, дата встречи станет известна 13 апреля.
Сергей Шамба, Мурат Джиоев и Валерий Лицкай рассмотрели также целесообразность продолжения миротворческой операции под эгидой ООН в зоне грузино-абхазского конфликта. Они не скрывали недовольства решением ООН. «13 апреля Совет Безопасности ООН примет резолюцию по вопросу о продлении мандата миссии ООН. Мы недовольны позицией Совета Безопасности ООН, и потому решили вместе рассмотреть проблемы разрешения конфликтов. Неприглашение абхазской стороны на заседание Совета Безопасности ООН стало последней каплей, переполнившей чашу терпения Сухуми. Мы серьезнейшим образом обсудим целесообразность продолжения миротворческой миссии под эгидой ООН», — заявили они.
«Игнорирование со стороны ООН нашего права на самоопределение — это демонстрация поддержки только одной из сторон конфликта», — в очередной раз заявил Сергей Шамба. Недовольство позицией ООН зафиксировал и его цхинвальский коллега Мурат Джиоев. «К сожалению, все эти годы нам также не удалось выступить с высокой трибуны ООН, чтобы изложить свое видение, позицию», — заявил он.
Как считают эксперты, официально зафиксированная после саммита глав непризнанных республик позиция станет главным мессиджем о том, как намерена реагировать Россия на озвученные Грузией мирные инициативы по урегулированию конфликтов.
Ожидается ли на заседании Совбеза очередная порция взаимных обвинений в адрес друг друга России и Абхазии, с одной стороны, и Грузии и ее сторонников с другой?
По оценкам грузинского эксперта Арчила Гегешидзе, новая резолюция ООН «по сравнению с прошлогодней будет позитивной и вообще доброжелательной к Грузии». По его мнению, прошлогодняя резолюция была очень критичной по отношению к Грузии, чем резко отличалась от всех предыдущих. Однако основные вопросы, которыми должен был бы стать формат мирных переговоров или критика миротворческой операции под эгидой СНГ, как считает Арчил Гегешидзе, в резолюции отражены не будут. «Правда, — отмечает Гегешидзе, — в компетенцию ООН не входит вопрос о существовании/несуществовании миротворческих войск под эгидой СНГ, но в резолюции может быть записано, что проходящая там операция не отвечает установленным требованиям. Но этого не будет сказано». Зато, как считает Арчил Гегешдзе, Грузия будет позитивно представлена по остальным вопросам, и таким образом будет достигнут определенный баланс.
«Главная задача России — сохранить в конфликтной зоне статус-кво, ради этого она готова на всё. Поэтому Россия согласится, чтобы при рассмотрении других вопросов Грузию не критиковали», — констатировал Гегешидзе. По его прогнозам, резолюция официально признает, что Грузия выполняет обязательства, налагаемые предыдущей резолюцией. Это значит, что выдвинутый Абхазией аргумент о том, что она не начнет переговоров до тех пор, пока грузинская сторона не выведет войска, будет снят.
«На том фоне, когда с грузинской стороны были предприняты определенные шаги в связи с проведением мониторинга в Кодорском ущелье, когда мировое сообщество свободно может убедиться, что Абхазии не угрожает военная опасность со стороны Кодори, после того, как наблюдатели ООН увидели, что в марте Кодори обстреляли российские вертолеты, я думаю, в резолюции будет меньше требований к грузинской стороне», — такое мнение высказал эксперт Давид Дарчиашвили.
По оценкам председателя парламентского комитета Грузии по иностранным делам Котэ Габашвили, прошлогодняя резолюция ООН была тенденциозной. Он выражает надежду, что в этом году резолюция будет более объективной.
Многие эксперты считают, что наилучшим вариантом поведения для России было бы все-таки не привязывать косовский прецедент к ситуации в Абхазии, так как это может привести к последующей дестабилизации обстановки в регионе.
Дмитрий Суслов, заместитель директор Совета по внешней и оборонной политике, отметил в беседе МиК, что вариант сохранения ныне существующей непризнанной независимости этих республик гораздо в большей степени отвечает российским интересам, нежели признание независимости этих республик с последующей их интеграцией в состав Российской Федерации, так как эти республики выполняют очень важную геополитическую роль на постсоветском пространстве. «Они являются теми геополитическими скрепами, которые не дают постсоветскому пространству, пространству бывшего СССР, окончательно исчезнуть, как единая геополитическая единица. Как только эти республики будут признаны независимыми, с их дальнейшим вхождением в Россию, тут же, на следующий день, Грузия войдет в НАТО. И исчезнет последняя препона, которая удерживает альянс от расширения, и этой препоной являются именно неурегулированные конфликты. Как только этот фактор будет снят, влияние России в Закавказье окончательно сведется к нулю», отметил он.
Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии, полагает, что наиболее приемлемый для России вариант, который, несомненно, будет признан международным сообществом, это федерализация Грузии, в целесообразности которой надо будет убедить власти Абхазии и Южной Осетии. Тем более что грузинские политики о готовности предоставления самой широкой автономии Сухуми и Цхинвали заявляли не раз. «Сейчас, конечно, власти Южной Осетии и Абхазии этот сценарий отвергают, но ситуация может разрешиться только подобным образом — в общем, там насчитывается где-то порядка шести потенциальных субъектов федерации. И если давление по этому вопросу начнется со стороны Москвы, а не только со стороны Тбилиси, и одни будут стоять с кнутом, а другие — с пряником, то, я думаю, что, в конце концов, можно будет выйти на обсуждение подобного варианта. Я имею в виду федерализацию Грузии. Такой сценарий будет наиболее удобен и для Тбилиси, и для Запада, и для нас» — отметил эксперт в беседе с МиК.
«Грузия уже была в советский период федеративной республикой, и для них это никакое не изобретение, а нормальное явление, когда ее автономии были в составе Грузинской Советской Социалистической Республики, — напоминает Валерий Хомяков. — Поэтому, главный вопрос сегодня — с чего этот диалог начать? Возможно, мы должны будем создать какую-то трехстороннюю или четырехстороннюю комиссию, куда должны быть включены не столько политики, сколько эксперты, которые смогли бы выйти на какой-то взаимоприемлемый вариант. И, в конце концов, ситуация смогла бы разрешиться к удовлетворению и Грузии, которая бы таким образом сохраняла бы свою территориальную целостность, и России, которая бы, наверное, в конце концов, эту головную боль сняла. Так что, я надеюсь, что этот сценарий — федерализация Грузии — окажется наиболее вероятным и наиболее приемлемым для всех заинтересованных сторон».
Михаил Александров, заведующий отделом Закавказья Института стран СНГ, уверен в том, что Россия должна бороться за признание независимости Абхазии и Южной Осетии, так как именно это решение может замедлить процесс вступления Грузии в НАТО.
«Главный инструмент воздействия — это наша поддержка Абхазии и Южной Осетии, — сказал эксперт в беседе с МиК. -Я бы еще добавил, что России надо активно поддерживать другие национальные регионы Грузии. Мы как-то отстранились от событий в Аджарии, мы очень слабо влияем на ситуацию в Джавахетии, где живет армянское население. Но главный акцент, конечно, должен быть сделан на Абхазию и Южную Осетию. Грузии надо четко дать понять, что ее вступление в НАТО будет означать наше признание независимости Абхазии и Южной Осетии и заключение с ними военного союза. То есть, у Грузии должны отпасть какие-либо иллюзии относительно того, что вступление в НАТО позволит ей решить так называемый территориальный вопрос. Потому что основная их цель при вступлении в НАТО — это использование альянса для решения территориального вопроса. И если будет четко заявлено, что вступление в НАТО приведет к признанию этих республик, то они должны будут к этому прислушаться. А обосновать это надо будет так: сейчас Грузия — это член СНГ, и мы признаем территориальную целостность Грузии как члена СНГ, как дружественного нам союзного государства. Но если Грузия вступает в НАТО, она автоматически выходит из СНГ, так как быть одновременно членами двух организаций невозможно. Соответственно, наши обязательства в отношении Грузии утрачивают свою силу и мы признаем независимость Абхазии и Южной Осетии. И это должно быть четко заявлено на официальном уровне».
Повлияет ли на решение России обращение в ее адрес лидеров непризнанных республик?
Сергей Маркедонов, заведующий отделом Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук, считает, что нет. Комментируя ситуацию, он сказал МиК: «Сколько уже их было, этих обращений. Обращались много раз, и мы понимаем, что этих лидеров в России во многом используют и как инструмент, и как средство, а не воспринимают как что-то самостоятельное.
Что же касается привязки косовского прецедента к ситуации в этих республиках, то я могу сказать, что все дело в том, что Косово находится слишком близко от Евросоюза. Поэтому это вызывает столь сложное отношение к Косово. Если бы Абхазия находилась от Вены в 3–4 часах езды, то ее бы признали. И то же самое с Карабахом. Поэтому ни в Европе, ни в США, никто к мнению России прислушиваться не будет, и на ее призывы к ООН считать решение по Косово прецедентом для Абхазии вряд ли кто-нибудь откликнется».
[/more]