Еще давно, в школе сдавал экзамен по литературе рефератом М&М (кажись единственный рефер котор сделал полностью сам
) Перечитал с тех пор 17 или больше раз! Сам не ведаю чем так проняла. Обьяснить не могу.

Второй раз читать не стану, оставляет ощущение, что автор не избавился от детских обидвообще, мнение интересное. Насчет эстетизации зла - не могу не согласиться. Но ведь это простой контраст - оказывается, дьявол более привлекателен, чем обычные москвичи, наши соседи тогдашних лет...
Если дьявол начинает казаться привлекательнее обычного соседа... Хорош ориентир.Ну-у-у... Почему ориентир? ИМХО Воланд не более ориентир, чем Мастер...
После бала - всегда похмелье. У Булгакова - только бал.Не согласен. А концовка? "Он не заслужил света" - вечная жизнь в сумерках для обоих? Разве это не похмелье? А Пилат, освободившийся после 2000-летнего заключения? Разве это не похмелье?
Что останется, если убрать иронию? Увы, есть и еще...А почему ее надо убирать? Да и много ли известно литературе произведений, сразу оговоримся, не чисто любовного жанра, где нет иронии? Вспомни того же Шекспира, например, "Сон в летнюю ночь"? Бунин - "Темные аллеи"? Тот же Пушкин? Да, у Толстого не особо иронию можно найти. Но это не умаляет и не возвеличивает его произведения.
Карикатурный образ Христа, например.ИММХО он не более карикатурен, чем в "Страстях Христовых".
Сарказм, ирония и даже юмор - это костыли для тех, кто не имеет любви. С ними легче идти по жизни.Мне кажется, что любовь не отрицает иронию. Другое дело. что если кроме нее ничего нет - как в, практически, всех "шедеврах" 90-х годов - да и ирония-то там на "три с минусом" - тогда, конечно. Но это ведь крайность. ИМХО не надо впадать ни в одну, ни в другую...
ИМХО Воланд не более ориентир, чем Мастер...
Разве это не похмелье?
А почему ее надо убирать?
Представь себе, если ее оттуда убрать? Что останется?
не более карикатурен, чем в "Страстях Христовых".
любовь не отрицает иронию
Безусловно, зло должно быть привлекательным, должно соблазнять. Это потом, когда прилипнешь, оно тебя пожирает, а сначала - дает попробовать сладенького. "Первый укол - всегда бесплатно".
После бала - всегда похмелье. У Булгакова - только бал.
Что останется, если убрать иронию? Увы, есть и еще... Карикатурный образ Христа, например. Вообще, чтобы браться за такую тему - нужно большое самомнение. Хороший пример, когда талант не дружит с разумом.
В "Мастере и Маргарите" он выплеснул свое разочарование в религии, ИМХО. В существовании абсолютного добра и абсолютного зла вообще...
Но мне кажется, Булгаков говорил не о выборе между добром и злом
Иешуа там совсем не карикатурен
Вы уж извините, но по-моему у Булгакова были проблемы с головой.....странное очень произведение...
Такой простой и понятный и такой сложный и запутанный. Углубившись можно во многом разобраться, а можно окончательно запутаться.
пишущий должен помнить о том, что написанное могут прочесть
я против придания злу очарования, оно и без рекламы хорошо смотрится
Каждый пишущий к чему-нибудь склоняет, иначе зачем выступать рупором борющихся в тебе сил?
Буддисты говорят: "К священной горе нужно подходить с благоговением". На мой взгляд, у сына преподавателя духовной академии нет не только благоговения, но и понимания сущности Богочеловека. "Он говорил как Власть Имеющий" - сказано в Евангелии. Сравните с Булгаковым...
Может я и не прав
Идеальный христианин - это Фома Неверующий. А знаешь почему? Он сомневается. А уж если уверует, то придет к этому САМ и СОЗНАТЕЛЬНО, и маммоной его потом не прельстишь.Как можно "сознательно верить"? Сознание и вера - понятия, пожалуй, практически, взаимоисключающие.
талант с разумом не дружитА они, по-моему, вообще никогда не дружат. Только не надо приводит в пример Рублева. Разум тут ИМХо абсолютно не причем...
Мастер - бесхарактерный интелигент, неспособный сделать шаг после первой же оплеухи. Маргарита - разбалованная комфортом, развращенная безделием и шальными деньгами домохозяйка.
Интересна сатирическая линия романа, но, довольно стандартная и старомодная. Напоминает Ильифа и петрова, но у них сильнее, явно. 'Роман в романе' - историческая часть - ничего, но и ничего особенного.
Читать по первому разу приятно. Но второй раз, зная развитие сюжета и общий ход заварушек кота и этого, в клетчатой кепке, ничего особенного не остается вкушать
америкозный хеппи-енд, между прочим).
к данной книге надо относиться как к одному из лучших произведений классики
Аквината, но точно не помню, утверждать посему не буду, - так вот, его спросили, почему он верит... И он ответил: "Верую, ибо это недоказуемо".
Et mortuus est Dei protsus credibile est, quia ineptum est. Et sepultus resurrexit; certum est, quia impossibile est.
"И умер сын божий, что совершенно вероятно потому, что абсурдно. И погребенный воскрес — это достоверно потому, что невозможно"
Ба! Даже если это и так, то завлекает судьба этих персонажей с чудовищной силой.
В красоте написания не откажешь.
И ваще тогда в помине не знали про этот "хеппи-Энд"
Интересное сравнение, конечно. Типа килограмм к метру.
'абстрактного' здесь - читай 'глупого', 'необоснованного', неуместного - я правильно понял? Окей, по памяти: (в книгу лезть для полной убедительности не стану). Логически книга вполне завершилась сценой после бала и возвращением М & М в любимый подвал. Дальнейшие 'зачистки концов' мне и выглядят примитивностью
-- Фантастичная, мистическая (впрочем, без ужасов, сохраняя тем самым оптимизм этой темы.) - В общем целом, достаточно интересная сама по себе, особенно в сочетании с удачностью следущей:
-- Критико-сатирическая, юмористическая - Как я уже излагал, наиболее удачная составляющая романа
-- Романтическая (вот сама любовь Мастера и Маргариты ) - помоему проработана из рук вон плохо,.. хотя, как и вся романтическая литература. А вообще-то я не перевариваю этого жанра ни в кино, ни в литературе; так что я не лучший оценщик этой темы (в сравнении с другими такими же шедеврами)
-- Религиозно - историческая. - Это - наиболее весомая и качественная часть, но далеко не самая привлекательная.
Мастер обломался на первом же препятствии.
Говорят о великой любви Маргариты к Мастеру - я вижу лишь блажь скучающей 'домохозяйки'
Поэтому - делаю вывод - чтиво для детей, тех, кто еще не научился обдумывать!
В "Мастере и Маргарите" хеппи-энд? ))
Рекомендую перечитать сон Маргариты — в нём как раз и описано место их "вечного покоя"
редко я с тобой спорю...
Как можно "сознательно верить"? Сознание и вера - понятия, пожалуй, практически, взаимоисключающие.
"Все люди добрые и Марк Кентурион тоже
В "Мастере и Маргарите" хеппи-энд?
ну в конце они селятся где-то в каком-то доме,который явно не напоминает подвал
и ваще,перечитай топик,там злостные критики много про это пишут(хеппи-енд)
Приснилась неизвестная Маргарите местность -- безнадежная, унылая, под пасмурным небом ранней весны. Приснилось это клочковатое бегущее серенькое небо, а под ним беззвучная стая грачей. Какой-то корявый мостик. Под ним мутная весенняя речонка, безрадостные, нищенские, полуголые деревья, одинокая осина, а далее, -- меж деревьев, -- бревенчатое зданьице, не то оно -- отдельная кухня, не то баня, не то черт знает что. Неживое все кругом какое-то и до того унылое, что так и тянет повеситься на этой осине у мостика. Ни дуновения ветерка, ни шевеления облака и ни живой души. Вот адское место для живого человека!
И вот, вообразите, распахивается дверь этого бревенчатого здания, и появляется он. Довольно далеко, но он отчетливо виден. Оборван он, не разберешь, во что он одет. Волосы всклокочены, небрит. Глаза больные, встревоженные. Манит ее рукой, зовет. Захлебываясь в неживом воздухе, Маргарита по кочкам побежала к нему и в это время проснулась.
Мастер шел со своею подругой в блеске первых утренних лучей через каменистый мшистый мостик. Он пересек его. Ручей остался позади верных любовников, и они шли по песчаной дороге.
-- Слушай беззвучие, -- говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, -- слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, -- тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.
Так говорила Маргарита, идя с мастером по направлению к вечному их дому, и мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат.
Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат.
Вот это место мне особенно нравится
Хотя бы одному из них полегчало...
засаленный и вечный колпак
написал ярко, талантливо, свежо!
какой предполагается у книги читатель
А любимый персонах как-никак - КОТ!!!! =]
Писатель - не рупор и не учитель
ща гадость скажу
Как можно "сознательно верить"?
они, по-моему, вообще никогда не дружат
А может на обложке нужен подзаголовок: "Только для достойных"?
Вопросы поднимать - да пожалуйста, только без дезориентации, пусть и невольной.
Искушать есть кому, зачем добровольно лезть в помощники...
кто Вам сказал, что Воланд - зло??
кто вам сказал, что Иешуа - добро, а Пилат - зло??
цитата из Фауста, вынесенная в эпиграф к роману
".. ...Так кто ж ты, наконец? -- Я -- часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо"
то, что вы распределили за героями произведения ярлычки "хороший", "плохой" - это вполне понятно, я и с этим согласен...
но оставьте право на существование и другим мнениям...
на мой взгляд, настоящее Добро и Зло сидит в нас сами....
и причем, в равной степени...
добрая Маргарита позволяет себе устроить разгромить в Доме Драмлита... - и это как бы "хорошо"
а господин Поплавский собрался перебраться в Москву - это как бы "плохо"...
Булгаков показал, что людей губит, прежде всего то Зло, и спасает то Добро, которое сидит в них самих
Воланд лишь скромный катализатор...
и кто сказал, что Зло - это ПЛОХО, а Добро - ХОРОШО... зачем быть такими категоричными....
Свобода выбора форева.
нечто слабое, блеющее, глуповатое, размазанное и абсолютно пассивное - и пастырем ему может быть кто захочет. Чтобы искусить ТАКОЕ, необязательно сочинять такой шедевр как "Мастер и Маргарита", тут и откровенный примитив сгодится
Я атеистка
Благодарю за добрые слова.
Смущает склонность к сатанинской символике. Любимый персонаж - Бегемот... При всей его привлекательности не могу забыть из чьей он стаи.
Нужно увидеть родителей, дети которых сделали такой выбор.
Цитата:Свобода выбора форева.
Так я и ж об этом. Но как-то иначе.
"вы распределили за героями произведения ярлычки" - каждый герой является проводником той или иной идеи и этот ярлычок написан у него на лбу.
"Булгаков показал, что людей губит, прежде всего то Зло, и спасает то Добро, которое сидит в них самих Воланд лишь скромный катализатор... " - интересно, как бы Воланд отнесся к такой оценке своей персоны...
Свободы выбора человека не лишает даже Господь.
Хорошо, когда знаешь, что нравится.
Библию и Евангелие читала запоем. Безумно интересные книги и внимательному многое прояснят не только о сути христианства, но и о сущности религии вообще
многие... боятся подумать... и идут... в тупик
tertium non datur. Альтернативой свободы выбора может быть только несвобода выбора.
Приснилась неизвестная Маргарите местность -- безнадежная, унылая, под пасмурным небом ранней весны. Приснилось это клочковатое бегущее серенькое небо, а под ним беззвучная стая грачей. Какой-то корявый мостик. Под ним мутная весенняя речонка, безрадостные, нищенские, полуголые деревья, одинокая осина, а далее, -- меж деревьев, -- бревенчатое зданьице, не то оно -- отдельная кухня, не то баня, не то черт знает что. Неживое все кругом какое-то и до того унылое, что так и тянет повеситься на этой осине у мостика. Ни дуновения ветерка, ни шевеления облака и ни живой души. Вот адское место для живого человека!
И вот, вообразите, распахивается дверь этого бревенчатого здания, и появляется он. Довольно далеко, но он отчетливо виден. Оборван он, не разберешь, во что он одет. Волосы всклокочены, небрит. Глаза больные, встревоженные. Манит ее рукой, зовет. Захлебываясь в неживом воздухе, Маргарита по кочкам побежала к нему и в это время проснулась.
ммм,чё-то я не помню такого =)
это какая глава?
Глава 19. Маргарита
Открой последнюю главу, там как раз и описывается их вечный дом с венецианским окном и вьющимся виноградом.
причем тут как себе это представляла Маргарита?
И ваще я не был согласен с тем, кто высказывался о "хеппи-енде", чё на меня навалились =)
Побывал у тебя на сайте, потерял способность связно мыслить. Так нечестно
Щас... сосредоточусь...
В наших убеждениях много общего
во многом ММ не дает сомневаться.
Но есть область, где мы пока не сможем найти общего языка, потому что мыслим в перпендикулярных плоскостях. Это уже вопросы мировоззрения, а не литературы. Например, сущность дьявола для меня не может быть многовариантной, кто бы его ни описывал. "...если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?" - Ев. Матф. Для меня он - не литературный герой.
в сущность религии невозможно проникнуть путем чтения книг. Только через практику, через духовный труд дается возможность почувствовать дыхание Божественного, истинное постижение - внесознательно
Да и правильно ли относиться к Святому Писанию как к беллетристике?
Цитата:tertium non datur. Альтернативой свободы выбора может быть только несвобода выбора.
Т. е. либо в тюрьме, либо вне? Думаю, что в этом случае третье все же дано - смирение.
Я же пытался сказать, что талант Булгакова довлеет над правом выбора читателя. Ну, это как красивая девушка глазками стреляет.
Смирение - это всего лишь принятие несвободы Подавление собственного желания освободиться, вырваться, убежать, если хотите...А почему? _Добровольный отказ от чего-либо - может ли он считаться смирением?
Страницы: 12345678910111213141516
Предыдущая тема: Курт Воннегут: за и против :)