Структура хранения информации
Губский Виталий
Опубликовано 28 ноября 2009 года
© 2006, Издательский дом «КОМПЬЮТЕРРА» | http://www.computerra.ru/
Журнал «Компьютерра» | http://www.computerra.ru/
Этот материал Вы всегда сможете найти по его постоянному адресу: http://www.computerra.ru/481957/
[more=Читать дальше..]
Наш читатель Виталий Губский рассказывает о том, как организовать хранение файлов, чтобы на любом носителе в любой операционной системе и без каких-либо дополнительных программ их всегда можно было увидеть в нужном порядке. Орфография и пунктуация автора сохранены.
Проблема хранения данных и их защищенность – одна из важных проблем любого владельца компьютера. И когда данных слишком много, то встает еще одна проблема - проблема организации информации. Какие-то из них можно решить с помощью самого Windows, какие-то с помощью сторонних программ, однако здесь я попытаюсь рассказать, как организовать свои данные, так чтобы на любом носителе в любой операционной системе (даже Dos), и без каких либо программ вы увидите свои данные в нужном вам порядке. Стоит сказать, что этой статье для кого-то я не открою что-то нового, у многих людей все организованно именно таким образом, но не многих до конца.
У многих пользователей все их нужные данные храниться или на «рабочем столе», или в «моих документах», и как показывает практика действительно нужных данных там не так много, а хранятся они далеко не в одной папке. Это очень затрудняет поиск нужной информации, а не дай бог при поломке, и процесс восстановления. Да и сам пользователь может элементарно забыть что, где у него было, а информацию уже не восстановить.
И так рассмотрим на примере Windows. За основы берем только файлы, папки и ярлыки – это гарантирует, что ваша информация будет отображаться во всех ОС одинаково (а Dos все кроме ярлыков).
Существует несколько типов организации информации в Windows:
1) По типам файлов: создаётся n каталогов по типам информации (видео, музыка, фото) и соответственно в этих папках хранятся файлы по расширениям. Это хорошо умеют делать сторонние программы, а теперь и библиотеки в Windows 7.
+ немного каталогов.
- большое количество информации в одной папке, причем однотипной.
2) По событиям («день рождение», «фильм 1», разного рода «документы»): в созданных папках храниться уже разного рода информация (Видео + музыка + картинки + текст) объединяет их только одна тема (Например, «фильм 1», здесь может быть описание (txt, doc), само видео (mkv), рекламные ролики к этому фильму (avi), фотографии из фильма (jpeg)).
+ в папке только та информация, которая связана с этим событием.
- большое количество папок.
Вот уже два способа, хорошо и быстро (в первом случае) все организовать. Это подходит тем, кто ценит свое время, а для тех кто хочет навести полный порядок, идем дальше…
Дальше идет их сочетание:
1 в 2 : За основу берётся тип файла (информации), например, картинки, в них создается подпапки («фото», «природа», «города») в которых в свою очередь храниться информация по типам. Из этого следует, что главный минус 1 пункта (большое кол-во информации) плавно исчезает. Но этого недостаточно.
Масштабируемость.
А для того чтобы было достаточно, в каждой второй категории необходимо создать три - четыре папки и т.д. В «природе» можно сделать папки «деревья», «закаты», «животные», а в «животных» - «лошади», «тигры», «медведи» и так далее до бесконечности. Таким образом от минуса можно совсем избавиться. (Примечание: здесь речь идет о сочетании 1-2-2-2… и далее 2-1-1-1…)
2 в 1: нетрудно видеть, что в этом способе за основу берётся уже событие. Возьмём день рождение. В этой папке, допустим, присутствует: текстовые документы (поздравления), фотографии и видео съемка. И мы соответственно создаем 3 папки «поздравления», «фотографии» и «видео». Теперь у нас в каждой папке свой формат, а все они обледенены общей темой. Этот способ также может использовать эффект Масштабируемости. Вот и минус второго пункта так же плавно исчезает.
Но к сожалению и тут не все так просто, особенно в случае «1 в 2». Для примера возьмем все те же фотографии:
Мы создаем папку «фото» в ней «дача» в ней «дата» (1-2-2) и в нее записываются фото
затем папку «видео», в ней «дача» и в ней опять «дата», в неё записываем видео того же события (D -> фото -> дача -> 01.08.09 и D -> видео -> дача ->01.08.09). Согласитесь не очень удобно лазить по папкам, чтобы найти разные типы информации одного события. (хотя как раз на этот случай и придумали «проводник» в Windows). Второй способ «2 в 1» на первый взгляд, кажется лучше, чем первый, но это только на начальном этапе, когда уровней папок не так много, а дальше начинаются те же проблемы что и в первом способе. Однако даже эти два способа абсолютно точно помогут многим пользователям.
Перекрестные сочетания.
Достаточным также может оказаться дальнейшие, но уже перекрестное сочетание пунктов 1) и 2). 1 в 2 в 1 в 2 и т.д : вот пример (диск D -> foto->21/01/03->фото, видео, текст->событие). Здесь идет сначала организация по типу, в ней по событиям, а в событиях пять по типу информации. Этот прием также можно использовать бесконечно. Причем не важно с чего начинать с 2 или 1. это уже кому как нравиться. (Примечание: из личного опыта автора, в корневом каталоге лучше начинать с 1 т.к. типов хранимых файлов гораздо меньше, чем событий происходящих с ними и с нами в жизни). Такой способ, несомненно, лучше организовывает хранящуюся на диске информацию. Смотрим дальше.
Ярлыки.
На диске созданы 2 папки «статьи» (Вся текстовая информация) и «музыка» (вся музыка), а в какую папку поместить статьи о «музыке» - не понятно. Можно положить её в «статьи» (это будет правильно), но сегодня я помню, что они там, а завтра логика пойдет другим путём, и я буду уверен, что статьи лежат в папке «музыка» (и это тоже логично). Что же делать? А делать можно вот что: В Win придумали замечательную вещь под названием «ярлык». Т.е. не меняя положения файла можно задать с ним связь из любой папки компьютера. Чем можно воспользоваться и в нашей ситуации. Поместить статьи о музыке, например, в «музыку», а в «статьях» сделать на неё ярлык. Но, во-первых, ярлыки имеют жесткую привязку, как к диску, так и к файлу. Перемещать файлы после создания ярлыков просто нельзя, иначе весь ваш труд будет впустую.
Рассмотрим другую ситуацию: наступает момент, когда компьютер вдруг неожиданно сломался.
(«А я- то хотел вот-вот на этой недельке сделать резервную копию, но вот чего-то времени не было» - такие фразы я, увы, слышал не один раз, так что не откладывайте сегодня то, чего завтра уже может не быть – делайте резервную копию).
Хорошо если с вашим винчестером ничего серьезного не произошло. Восстановление сводиться к простому копированию. Но после восстановления придется начинать всю процедуру создания ярлыков сначала. Конечно, есть способ и быстрее – изменить букву диска на ту, которая была до восстановления и вернуть туда все данные, и при создании новых логических дисков их объемы не должны быть меньше исходного, иначе какая-то часть файлов просто не влезет. Да и диск С, если он единственный логический уже никак не переименуешь. В общем, это ненужные себе проблемы. Поэтому с ярлыками нужно быть поосторожнее.
Не смотря на минусы, в целом эта система хорошо работает, хотя я не исключаю, да и просто уверен что найдётся более лучшая система организации информации, вот например Web-страница любого сайта соединяет тысячи файлов, а пользователь видит только один. В общем, есть куда развиваться.
Файлы и их имена.
Ещё хотеться сказать несколько слов про сами файлы. Давая им разные имена можно так же эффективно повысить их организованность. Создаем папку с фотографиями и называем её «Поездка на юг 01-21.06.09». Мы обозначили наше событие, уже привязав его к дате. Теперь в ней лежат целая куча файлов с видео и фотографиями. Что делать дальше? Можно разделить фото и видео. Начинаем смотреть: вот идут фотографии, а вот здесь вы уже снимали видео. Где же оно? А оно, как правило, или перед всеми фотографиями или после всех. А вот, допустим, вы поехали не одни, а с друзьями, и они, «по совету друзей», купили точно такой же фотоаппарат, а потом вы обменялись своими фотографиями. Начиная скидывать их в ту же папку, вы обнаруживаете, что файлы с такими именами уже есть. Ну, допустим, мы сохраняем обе копии (как в Win vista). И что получаем кашу из фотографий, которые располагаются, как им хочется. Вот вы прилетели, а вот уже в море, потом вдруг вы отеле, потом снова перескочили в море. Смотреть, а тем более комментировать последовательность событий, мягко скажем, неудобно. Выход один надо организовывать файлы по именам. Вот, например, «отель 01-N» «На море 01-N» «Приезд 01-N». А вот Windows обычно сортирует файлы по имени, и в нашем случае Приезд окажется позже отеля. Не логично. Чтобы всё встало на свои места номер нужно ставить в начале, а уж потом название события, тогда никаких ошибок не будет. Конечно переименовывать несколько сотен файлов вручную долго и нудно, а вот на этот случай придумали автоматическое переименование файлов с помощью сторонних программ. (при этом стоит заметить что некоторые версии Windows, особенно старые, формируют списки файлов по первым цифрам 1,10,11…3,30,31. Так что при таком переименовании, перед младшими цифрами ставятся 0. (01 - Достаточно, если файлов меньше 100 и 001 - если меньше 1000 и т.д.). В ряд с фото теперь по порядку можно поставить и видео. А добавить в нашу коллекцию новые фотографии можно дальнейшим расширением имен: между файлами 014 и 015 можно вставить 014_1, 014_2, 014_07, а лучше 014 (0), 014 (1) и т.д. Конечно, есть недостаток (куда без них?), что при добавлении файлов в коллекцию придется делать переименование вручную. Но зато мы получим ту настоящую последовательность событий, которая была, даже, если информация была записана с разных источников, и это касается не только фото. Кроме того эту коллекцию можно дать посмотреть и друзьям и на DVD-плеере и на других устройствах, не боясь что фотографии и видео будет не в том порядке, как в альбоме Windows.(это справедливо если сортировка делается по имени, хотя и при любой другой сортировке легко можно отыскать нужную вам последовательность).
Ну и наконец, символы клавиатуры. Всякие ~ - = + можно так же использовать в названиях файлов, но в разных ОС их сортировка происходит по-разному, хотя и впереди букв и цифр, так что и с ними нужно быть осторожнее.
Так что, с помощью самых простых средств и действий, мы получаем наш упорядоченный архив данных, который можем расширять и дополнять, и можем не боятся, что после переустановки ОС или замене жесткого диска, нам придется разбирать файлы, ставить дополнительные программы, организовывать альбомы Windows, а достаточно просто скопировать нужную нам информацию.
Гена Лебедев
Не хочу показаться высоколобым снобом... но ФС в качестве структуры хранения файлов - в любом виде - это неправильно и неверно. ФС должна хранить файлы - собственно и все.
Раньше, когда компьютеры были тормознутые, и «всем хватало 640кб», иерархическая организация была способом распилить список файлов на куски - для администрирования-ли, удобства-ли ради - неважно. Это была вынужденная мера.
Сейчас медленно, со скрипом, но развивается подход хранилищ с использованием онтологий (даже если это мудреное слово напрямую и не встречается) - то есть кто-то выделяет важные аспекты в хранимых файлах (не переживайте, любители виндовса и мака - за вас все сделают майкрософт и аппл), после чего файлы индексируются в сетевую структуру - и можно пользоваться. Захотел поглядеть по типам да по датам - пожалуйста. Захотел по датам а потом по типам, а еще потом по встречаемости слова «онтология» в книжках - опять же, нет проблем. [/more]
Губский Виталий
Опубликовано 28 ноября 2009 года
© 2006, Издательский дом «КОМПЬЮТЕРРА» | http://www.computerra.ru/
Журнал «Компьютерра» | http://www.computerra.ru/
Этот материал Вы всегда сможете найти по его постоянному адресу: http://www.computerra.ru/481957/
[more=Читать дальше..]
Наш читатель Виталий Губский рассказывает о том, как организовать хранение файлов, чтобы на любом носителе в любой операционной системе и без каких-либо дополнительных программ их всегда можно было увидеть в нужном порядке. Орфография и пунктуация автора сохранены.
Проблема хранения данных и их защищенность – одна из важных проблем любого владельца компьютера. И когда данных слишком много, то встает еще одна проблема - проблема организации информации. Какие-то из них можно решить с помощью самого Windows, какие-то с помощью сторонних программ, однако здесь я попытаюсь рассказать, как организовать свои данные, так чтобы на любом носителе в любой операционной системе (даже Dos), и без каких либо программ вы увидите свои данные в нужном вам порядке. Стоит сказать, что этой статье для кого-то я не открою что-то нового, у многих людей все организованно именно таким образом, но не многих до конца.
У многих пользователей все их нужные данные храниться или на «рабочем столе», или в «моих документах», и как показывает практика действительно нужных данных там не так много, а хранятся они далеко не в одной папке. Это очень затрудняет поиск нужной информации, а не дай бог при поломке, и процесс восстановления. Да и сам пользователь может элементарно забыть что, где у него было, а информацию уже не восстановить.
И так рассмотрим на примере Windows. За основы берем только файлы, папки и ярлыки – это гарантирует, что ваша информация будет отображаться во всех ОС одинаково (а Dos все кроме ярлыков).
Существует несколько типов организации информации в Windows:
1) По типам файлов: создаётся n каталогов по типам информации (видео, музыка, фото) и соответственно в этих папках хранятся файлы по расширениям. Это хорошо умеют делать сторонние программы, а теперь и библиотеки в Windows 7.
+ немного каталогов.
- большое количество информации в одной папке, причем однотипной.
2) По событиям («день рождение», «фильм 1», разного рода «документы»): в созданных папках храниться уже разного рода информация (Видео + музыка + картинки + текст) объединяет их только одна тема (Например, «фильм 1», здесь может быть описание (txt, doc), само видео (mkv), рекламные ролики к этому фильму (avi), фотографии из фильма (jpeg)).
+ в папке только та информация, которая связана с этим событием.
- большое количество папок.
Вот уже два способа, хорошо и быстро (в первом случае) все организовать. Это подходит тем, кто ценит свое время, а для тех кто хочет навести полный порядок, идем дальше…
Дальше идет их сочетание:
1 в 2 : За основу берётся тип файла (информации), например, картинки, в них создается подпапки («фото», «природа», «города») в которых в свою очередь храниться информация по типам. Из этого следует, что главный минус 1 пункта (большое кол-во информации) плавно исчезает. Но этого недостаточно.
Масштабируемость.
А для того чтобы было достаточно, в каждой второй категории необходимо создать три - четыре папки и т.д. В «природе» можно сделать папки «деревья», «закаты», «животные», а в «животных» - «лошади», «тигры», «медведи» и так далее до бесконечности. Таким образом от минуса можно совсем избавиться. (Примечание: здесь речь идет о сочетании 1-2-2-2… и далее 2-1-1-1…)
2 в 1: нетрудно видеть, что в этом способе за основу берётся уже событие. Возьмём день рождение. В этой папке, допустим, присутствует: текстовые документы (поздравления), фотографии и видео съемка. И мы соответственно создаем 3 папки «поздравления», «фотографии» и «видео». Теперь у нас в каждой папке свой формат, а все они обледенены общей темой. Этот способ также может использовать эффект Масштабируемости. Вот и минус второго пункта так же плавно исчезает.
Но к сожалению и тут не все так просто, особенно в случае «1 в 2». Для примера возьмем все те же фотографии:
Мы создаем папку «фото» в ней «дача» в ней «дата» (1-2-2) и в нее записываются фото
затем папку «видео», в ней «дача» и в ней опять «дата», в неё записываем видео того же события (D -> фото -> дача -> 01.08.09 и D -> видео -> дача ->01.08.09). Согласитесь не очень удобно лазить по папкам, чтобы найти разные типы информации одного события. (хотя как раз на этот случай и придумали «проводник» в Windows). Второй способ «2 в 1» на первый взгляд, кажется лучше, чем первый, но это только на начальном этапе, когда уровней папок не так много, а дальше начинаются те же проблемы что и в первом способе. Однако даже эти два способа абсолютно точно помогут многим пользователям.
Перекрестные сочетания.
Достаточным также может оказаться дальнейшие, но уже перекрестное сочетание пунктов 1) и 2). 1 в 2 в 1 в 2 и т.д : вот пример (диск D -> foto->21/01/03->фото, видео, текст->событие). Здесь идет сначала организация по типу, в ней по событиям, а в событиях пять по типу информации. Этот прием также можно использовать бесконечно. Причем не важно с чего начинать с 2 или 1. это уже кому как нравиться. (Примечание: из личного опыта автора, в корневом каталоге лучше начинать с 1 т.к. типов хранимых файлов гораздо меньше, чем событий происходящих с ними и с нами в жизни). Такой способ, несомненно, лучше организовывает хранящуюся на диске информацию. Смотрим дальше.
Ярлыки.
На диске созданы 2 папки «статьи» (Вся текстовая информация) и «музыка» (вся музыка), а в какую папку поместить статьи о «музыке» - не понятно. Можно положить её в «статьи» (это будет правильно), но сегодня я помню, что они там, а завтра логика пойдет другим путём, и я буду уверен, что статьи лежат в папке «музыка» (и это тоже логично). Что же делать? А делать можно вот что: В Win придумали замечательную вещь под названием «ярлык». Т.е. не меняя положения файла можно задать с ним связь из любой папки компьютера. Чем можно воспользоваться и в нашей ситуации. Поместить статьи о музыке, например, в «музыку», а в «статьях» сделать на неё ярлык. Но, во-первых, ярлыки имеют жесткую привязку, как к диску, так и к файлу. Перемещать файлы после создания ярлыков просто нельзя, иначе весь ваш труд будет впустую.
Рассмотрим другую ситуацию: наступает момент, когда компьютер вдруг неожиданно сломался.
(«А я- то хотел вот-вот на этой недельке сделать резервную копию, но вот чего-то времени не было» - такие фразы я, увы, слышал не один раз, так что не откладывайте сегодня то, чего завтра уже может не быть – делайте резервную копию).
Хорошо если с вашим винчестером ничего серьезного не произошло. Восстановление сводиться к простому копированию. Но после восстановления придется начинать всю процедуру создания ярлыков сначала. Конечно, есть способ и быстрее – изменить букву диска на ту, которая была до восстановления и вернуть туда все данные, и при создании новых логических дисков их объемы не должны быть меньше исходного, иначе какая-то часть файлов просто не влезет. Да и диск С, если он единственный логический уже никак не переименуешь. В общем, это ненужные себе проблемы. Поэтому с ярлыками нужно быть поосторожнее.
Не смотря на минусы, в целом эта система хорошо работает, хотя я не исключаю, да и просто уверен что найдётся более лучшая система организации информации, вот например Web-страница любого сайта соединяет тысячи файлов, а пользователь видит только один. В общем, есть куда развиваться.
Файлы и их имена.
Ещё хотеться сказать несколько слов про сами файлы. Давая им разные имена можно так же эффективно повысить их организованность. Создаем папку с фотографиями и называем её «Поездка на юг 01-21.06.09». Мы обозначили наше событие, уже привязав его к дате. Теперь в ней лежат целая куча файлов с видео и фотографиями. Что делать дальше? Можно разделить фото и видео. Начинаем смотреть: вот идут фотографии, а вот здесь вы уже снимали видео. Где же оно? А оно, как правило, или перед всеми фотографиями или после всех. А вот, допустим, вы поехали не одни, а с друзьями, и они, «по совету друзей», купили точно такой же фотоаппарат, а потом вы обменялись своими фотографиями. Начиная скидывать их в ту же папку, вы обнаруживаете, что файлы с такими именами уже есть. Ну, допустим, мы сохраняем обе копии (как в Win vista). И что получаем кашу из фотографий, которые располагаются, как им хочется. Вот вы прилетели, а вот уже в море, потом вдруг вы отеле, потом снова перескочили в море. Смотреть, а тем более комментировать последовательность событий, мягко скажем, неудобно. Выход один надо организовывать файлы по именам. Вот, например, «отель 01-N» «На море 01-N» «Приезд 01-N». А вот Windows обычно сортирует файлы по имени, и в нашем случае Приезд окажется позже отеля. Не логично. Чтобы всё встало на свои места номер нужно ставить в начале, а уж потом название события, тогда никаких ошибок не будет. Конечно переименовывать несколько сотен файлов вручную долго и нудно, а вот на этот случай придумали автоматическое переименование файлов с помощью сторонних программ. (при этом стоит заметить что некоторые версии Windows, особенно старые, формируют списки файлов по первым цифрам 1,10,11…3,30,31. Так что при таком переименовании, перед младшими цифрами ставятся 0. (01 - Достаточно, если файлов меньше 100 и 001 - если меньше 1000 и т.д.). В ряд с фото теперь по порядку можно поставить и видео. А добавить в нашу коллекцию новые фотографии можно дальнейшим расширением имен: между файлами 014 и 015 можно вставить 014_1, 014_2, 014_07, а лучше 014 (0), 014 (1) и т.д. Конечно, есть недостаток (куда без них?), что при добавлении файлов в коллекцию придется делать переименование вручную. Но зато мы получим ту настоящую последовательность событий, которая была, даже, если информация была записана с разных источников, и это касается не только фото. Кроме того эту коллекцию можно дать посмотреть и друзьям и на DVD-плеере и на других устройствах, не боясь что фотографии и видео будет не в том порядке, как в альбоме Windows.(это справедливо если сортировка делается по имени, хотя и при любой другой сортировке легко можно отыскать нужную вам последовательность).
Ну и наконец, символы клавиатуры. Всякие ~ - = + можно так же использовать в названиях файлов, но в разных ОС их сортировка происходит по-разному, хотя и впереди букв и цифр, так что и с ними нужно быть осторожнее.
Так что, с помощью самых простых средств и действий, мы получаем наш упорядоченный архив данных, который можем расширять и дополнять, и можем не боятся, что после переустановки ОС или замене жесткого диска, нам придется разбирать файлы, ставить дополнительные программы, организовывать альбомы Windows, а достаточно просто скопировать нужную нам информацию.
Гена Лебедев
Не хочу показаться высоколобым снобом... но ФС в качестве структуры хранения файлов - в любом виде - это неправильно и неверно. ФС должна хранить файлы - собственно и все.
Раньше, когда компьютеры были тормознутые, и «всем хватало 640кб», иерархическая организация была способом распилить список файлов на куски - для администрирования-ли, удобства-ли ради - неважно. Это была вынужденная мера.
Сейчас медленно, со скрипом, но развивается подход хранилищ с использованием онтологий (даже если это мудреное слово напрямую и не встречается) - то есть кто-то выделяет важные аспекты в хранимых файлах (не переживайте, любители виндовса и мака - за вас все сделают майкрософт и аппл), после чего файлы индексируются в сетевую структуру - и можно пользоваться. Захотел поглядеть по типам да по датам - пожалуйста. Захотел по датам а потом по типам, а еще потом по встречаемости слова «онтология» в книжках - опять же, нет проблем. [/more]