Хочу еще раз "вставить свои пять копеек" по поводу грамматики и методики изучения языка вообще. Четко эту мысль я впервые услышал в курсе Effortless English (не буду говорить о его достоинствах и недостатках, понятно, что есть и те и другие). К тому времени у меня уже был неплохой опыт самостоятельного изучения языка, языковые курсы и опыт общения с носителями английского за границей. Вот, что автор рекомендует в своих, так называемых, семи правилах:
Remember The 7 Rules:
1. Learn Phrases
2. Don't Study Grammar
3. Focus On Listening
4. Learn Deeply (Repeat A Lot)
5. Use Point of View Stories
6. Use Only Real English Materials
7. Use Listen & Answer Stories
Коротко, мои коментарии:
1. Рекомендация учить язык фразами. Большинство слов иностранного языка не имеют полного соответствия нашему родному языку. Как бы значения находятся несколько "в другой плоскости". Если ты знаешь одно значения какого-то слова, то нет всегда уверенности, что это слово можно использовать где угодно с нашим известным значением. Попытки транслировать русские фразы английскими словами часто вызывают непонимание и это и понятно, мы говорим то, чего в их языке просто не бывает. Фразовые заготовки для различных языковых ситуаций не просто решают эту проблему, они способствуют более активному запоминанию слов вообще. Фразу мы привязываем в голове к ситуации, это уже динамика, более прогрессивный метод запоминания.
2. Просто странная рекомендация. Как это вообще возможно учить язык без грамматики? К сожалению у меня не было возможности испытать в полной мере эту рекомендацию на практике. К тому времени, как мне попался этот курс, у меня уже был неплохой "интермидиейт". Но тем не менее я понял, что же автор имеет в виду. В разговоре я очень быстро синтезировал в голове английские фразы, проверял их на грамматическую верность и произносил. "Очень быстро" не значит мгновенно. Ну нет у нас времени в нормальном темпе разговора думать о грамматике, а темп нормальной английской речи еще выше чем русской. Поэтому я понимаю эту рекомендацию автора как указание "не зацикливатся на грамматике", а развивать языковую готовность к ответу многократным повторение языковых штампов для различных ситуаций. И их не так уж и много как может показаться. Практически все языковые курсы имеют такие заготовки. А собственно объём грамматического материала для обычного разговора не так уж и велик - это основные времена плюс пассивный залог, вместо артикля стараемся вставлять местоимения по смыслу, и знаем модальные глаголы. Я не слышал от иностранцев сложных грамматических конструкций, все как бы на уровне школьной программы.
3. Третий пункт для меня самый интересный. Если бы я начинал учить язык сначала, я бы начал с фонетики. Не знаю возможно ли такое для новичка без преподавателя. Самые интересные фонетические курсы англоязычные. Да и имеет ли смысл вообще учиться у преподавателя, который сам говорит с акцентом. Все фонетические объяснения в русскоязычных учебниках ничто по сравнению с реальным слышанием настоящего звука от носителя. Но автор в своем третьем пункте говорит не только о фонетике, а о слушании вообще. Это вполне естесственно, ведь мы все изучая свой язык в детстве, начинает с понимания того, что нам говорят. Это первый шаг языка, говорение - последний и самый сложный.
4. От простого к сложному. Добивайся понимания простого (полного понимания) и потом переходи к более сложному. И многократное повторения фраз, так, чтоб от зубов отскакивало.
5. Этот пункт касается материала этого курса.
6. Нечего коментировать, и так понятно, что ценен оригинал.
7. Это тоже к методике автора, от него вопрос - ваш быстрый ответ. И так до тех пор пока не научился отвечать быстро. Автор представляет это как фишку своего курса. Это не так. Тот же стримлайн, по которому я учился несколько лет назад, использует такую же методику. И это работает!
Пожалуй это всё! Теперь бросайте в меня помидоры, а я буду уворачиваться.
P.S. Не думайте только, что я тут занимался рекламой комерческого Effortless English. Скажу даже наоборот. Автор создал у себя, что-то типа американской языковой секты, и от некоторых его подкастов начинает явно подташнивать, да и сам он на дурика смахивает. Тем не менее рекомендации его интересные и работают. Конечно, без реальной языковой практики, только до определённой стадии. А сам курс, при желании, ищем там, где это лежит для "плохих мальчиков".