Цитата: почему именно в декабре 1972 года? veronica b
Цитата: В конце октября 1972, после секретных переговоров в Париже между советником президента Никсона по национальной безопасности Г.Киссинджером и представителем Северного Вьетнама Ле Дык Тхо, было достигнуто предварительное соглашение из девяти пунктов. Однако США медлили с его подписанием, а после того, как сайгонское правительство выступило с возражениями по ряду пунктов, попытались изменить содержание уже достигнутых договоренностей. В середине декабря переговоры были прерваны, и США развернули самые интенсивные за все время войны бомбардировки Северного Вьетнама. Американские стратегические бомбардировщики Б-52 вели «ковровые» бомбардировки районов Ханоя и Хайфона, накрывая за одно бомбометание территорию шириной 0,8 км и длиной 2,4 км.
В январе 1973 в Париже возобновились переговоры между Киссинджером и Ле Дык Тхо, в результате которых было достигнуто соглашение об урегулировании, которое было официально подписано 27 января.
ДРВ противопоставила американской авиации самую крупную с начала войны группировку ПВО. В нее, по ряду оценок, входило до 7000 стволов зенитной артиллерии разных калибров и более 100 ЗРК. В районе Ханоя на аэродромах Зей Лям, Ной Бай, Кеп, Ен Бай базировались четыре (921-й МиГ-17/21, 923-й МиГ-17, 925-й МиГ-19, 927-й МиГ-21) истребительных авиаполка, насчитывавших 187 истребителей советского и китайского производства. На вооружение поступил новый МиГ-21МФ (изд. 96) со значительно расширенными боевыми возможностями. Зенитно-ракетные войска ДРВ получили маловысотные комплексы С-125 «Нева» и, вoзмoжнo мобильные ЗРК сухопутных войск «Круг» и «Куб».
Северный Вьетнам. Апрель 1972 г. - ноябрь 1972 г.
[more]
Однако в условиях подавляющего численного превосходства противника, его полного радиолокационного контроля за районом боевых действий это приводило к большим потерям. Так, 10.05.1972 г. в воздушных боях было сбито четыре МиГ-21 и семь МиГ-175. Этот день стал необычайно удачным для экипажа F-4J лейтенанта Р. Кэннингхейма и мл. лейтенанта В. Драсколла из эскадрильи VF-96 с авианосца Constellation. В одном бою за восемь минут они сбили три МиГ-176. В тот же день пилотам повезло еще дважды: после попадания зенитной ракеты они смогли благополучно покинуть свой «Фантом», и вскоре спасательный вертолет выудил их из вод Тонкинского залива. Досталось и советникам из СССР, обучавшим вьетнамских летчиков. Так, лишь великолепная техника пилотирования и прекрасная реакция спасли жизнь экипажу учебно-боевого МиГ-21УС (вьетнамский летчик и советский инструктор), атакованному 11.09.1972 г. при заходе на посадку четверкой «Фантомов» (вероятно, F-4J эскадрильи VMFA-ЗЗЗ, авианосец America). На последних литрах топлива экипаж МиГа сумел уклониться от выпущенных по нему ракет и катапультироваться за мгновение до того, как очередная ракета попала в самолет.
Пытаясь исправить положение, вьетнамская сторона по настоятельной рекомендации советских военных специалистов вернулась к хорошо зарекомендовавшей себя тактике ракетных атак. Одиночные МиГ-21 (или паре) стали использоваться для перехвата ударных самолетов без ввязывания в затяжной маневренный бой. При этом, чтобы не демаскировать себя, пилот МиГа прицеливание осуществлял визуально, не включая радиоприцел РП-21, а стрельбу производил только после высвечивания на табло сигнала о захвате цели головкой самонаведения(ГСН) ракеты. Недостаток этого метода заключался в невозможности активно искать цель и зависимости от наведения с земли. Ввиду плохой подготовки авианаводчиков, а также широкомасштабного применения американцами средств РЭБ, удачное наведение МиГов на цель было скорее исключением, нежели нормой. Так, за 1972 г. было осуществлено 369 подъемов перехватчиков (31 - одиночный, 280 - парами, 58 - звеньями), но из них лишь 88 (23%) завершились выводом на цель.
К осени 1972 г. из 187 истребителей ДРВ боеготовыми числились всего 71, и только 47 из них (31 МиГ-21 и 16 МиГ-17) привлекались к боевым действиям. Северовьетнамская авиация значительно снизила активность и перешла, по существу, к полупартизанским действиям.
После вывода в 1968 г. из ДРВ советских зенитчиков вьетнамская сторона начала усиленно пропагандировать лозунг «Техника - советская, тактика - вьетнамская». В итоге широкое распространение получил метод «действий из засад». Дивизионы ЗРК скрытно уходили в джунгли, разворачивались на заранее подготовленных позициях и... замирали. В течение нескольких дней изучалась воздушная обстановка, готовились данные и лишь после этого производились стрельбы. Такой метод хоть и позволял сбивать значительное количество самолетов, но резко снижал защищенность прикрываемых объектов. Как правило, стрельба велась лишь по одиночным целям. В случае обнаружения еще одной цели боевая работа немедленно прекращалась, вплоть до прерывания наведения уже выпущенных ракет. Если раскрывший свою позицию ЗРК хотя бы за сорок минут не покидал места стрельбы, то подвергался «массированному возмездию» американской авиации и шансов уцелеть практически не имел.
В дивизион ЗРК по советским уставам входили шесть пусковых установок, РЛС разведки и целеуказания и РЛС управления огнем. Он был слишком громоздким для вьетнамской тактики, и на практике использовался «облегченный дивизион» с одной-двумя пусковыми установками, без РЛС разведки и целеуказания и многих подразделений обслуживания. Такой вариант хоть и позволял сворачиваться всего за 15 мин.(что на полчаса меньше советского норматива), но, как ни парадоксально, дивизион при этом становился даже более уязвимым.
Для увеличения эффективности ударов по ЗРК американцы оснастили ракеты AGM-45 Shrike блоком запоминания цели7. Только в июне 1971 г. с их помощью были выведены из строя 8 дивизионов ЗРК, причем два из них - полностью уничтожены. Умело использовались авиацией США и средства РЭБ. Так, принятая на вооружение в январе 1968 г. подвесная станция постановки активных помех по каналу управления ракеты позволила снизить боевую эффективность комплекса С-75 в отдельных случаях с 0,8 до 0,19 (!). Массированно применяя эти средства, американцы создавали на участках прорыва целые зоны «ослепления» вьетнамских радаров ПВО. Это, правда, заставляло ударные группы действовать в плотных боевых порядках, что облегчало их визуальное обнаружение.
Особенностью операции Linebacker I стало массовое применение высокоточного оружия - управляемых авиабомб (УАБ) с лазерными либо телевизионными головками самонаведения. Круговое вероятное отклонение этих боеприпасов составляло всего 10м, что резко повысило эффективность ударов по малоразмерным и хорошо защищенным целям.
Примером может служить разрушение 165-метрового моста Тхань Хоа в 115 км южнее Ханоя, через который проходил один из основных грузопотоков на юг. Занимая одну из верхних строк в списке 94-х важнейших целей на территории ДРВ, он не был обделен вниманием американской авиации. Начиная с 3.04.1965г., когда по мосту нанесли удар 79 самолетов, его и окрестности бомбили систематически. Вьетнамцы создали вокруг моста мощный узел ПВО, за что янки прозвали это место «Пастью дракона». Дело дошло до того, что для уничтожения столь важного объекта создали специальную плавучую магнитную мину, которую предполагалось сбросить с транспортного самолета С-130. Местность вокруг Тхань Хоа от разрывов бомб стала похожей на лунный пейзаж, однако мост продолжал функционировать. Лишь 13.05.1972 г. четырнадцать «Фантомов» F-4D из состава 8-го TFW разрушили его прямыми попаданиями бомб с лазерными ГСН.
10.06.1972 г. двенадцатью УАБ с лазерными ГСН была уничтожена гидроэлектростанция и плотина на реке Хонгха в 63-х милях северо-западнее Ханоя, а в сентябре - железнодорожные мосты в районе вьетнамо-китайской границы.
К такому повороту событий вьетнамцы оказались явно не готовы и, пытаясь прикрыть свои объекты, использовали даже «ремонтные бригады» из пленных американских летчиков. По свидетельствам очевидцев, к этому методу они прибегли для защиты одного из творений инженера Эйфеля - двухкилометрового стратегического моста «Лонгбьен» (Взлетающий дракон) через реку Хонгха, по которому проходила дорога между Ханоем и крупнейшим портом страны Хайфоном.
Морская блокада началась с минирования северовьетнамских портов. 9.05.1972 г. палубные штурмовики А-6 сбросили первые мины в Хайфонском заливе. Вскоре главный порт ДРВ, через который поступало до 85% всего импорта, в том числе все горючее, оказался закупоренным. Положение северовьетнамцев усугублялось почти полным отсутствием средств траления. Для этих целей они первоначально применяли небольшие моторные лодки, шум двигателей которых вызывал срабатывание акустических мин. Этот метод оказался неэффективным, и за короткое время в районе Хайфона подорвалось несколько транспортных судов, а большинство предпочло лечь на обратный курс8.
Операция Linebacker I нанесла огромный урон экономике ДРВ, что сразу же сказалось на ходе боев в Южном Вьетнаме. На возобновившихся в Париже переговорах был достигнут существенный прогресс по ряду ключевых вопросов. Вскоре президент Р. Никсон объявил о прекращении с 23.10.1972 г. бомбардировок севернее 20-й параллели (действия авиации в ДМЗ продолжались). В день окончания бомбардировок госсекретарь США Г. Киссенджер заявил: «Мир в наших руках». Однако его оптимизм быстро угас из-за неуступчивости ДРВ в вопросах, касающихся Южного Вьетнама. К 13 декабря переговоры вновь зашли в тупик и были приостановлены на неопределенный срок.
http://www.airwar.ru/history/locwar/vietnam/nv72-75/nv72-75.html [/more]
Северный Вьетнам. Декабрь 1972 г.
Чтобы заставить ДРВ стать более сговорчивой, США прибегли к испытанному способу давления - бомбардировщикам В-52. 18.12.1972 г. началась операция Linebacker II - удары стратегической и тактической авиации по целям в районе Ханой - Хайфон. По времени эти налеты совпали с рождественскими праздниками, за что получили название «новогодних бомбардировок». В качестве «подарка» вьетнамцы получили ночные «ковровые» бомбежки. В операции приняло участие немногим менее двухсот B-52D и небольшое количество B-52G. Каждый из них нес до 27 тонн бомб калибра 500 и 750 фунтов. Бомбардировщики прикрывались истребителями F-4, а подавление средств ПВО и блокирование аэродромов ДРВ осуществляли более сотни самолетов обеспечения. В дневное время массированно использовалась тактическая авиация.
Собрав вокруг Ханоя и Хайфона львиную долю средств ПВО, вьетнамское командование пыталось организовать сопротивление. В результате в 733 вылетах В-52 американцы потеряли 15 машин (13 от огня ЗРК), причем шесть из них 20 декабря. По докладам экипажей бомбардировщиков, в тот день по ним было выпущено 220 зенитных ракет. Силы эскорта потеряли по два F-4 и F-111. 26 декабря по 120 «крепостям» было выпущено 68 ракет, однако сбить удалось всего два В-52.
19 декабря в 13.23 с аэродрома Ной Бай на перехват группы В-52, шедшей с эскортом F-4, поднялся дежурный МиГ-21. Набрав высоту 6000 м, летчик по команде с земли развернулся на цель. Вскоре он обнаружил бомбардировщик, находившийся на удалении 10-15 км впереди справа-сверху с включенными для выдерживания интервалов в строю аэронавигационными огнями (АНО). Доложив на КП об установлении визуального контакта с целью и получив приказ на уничтожение, пилот включил форсаж, сбросил подвесные баки и выполнил доворот на боевой курс с одновременным набором высоты. Выйдя на дальность пуска ракет, летчик по команде с земли (в нарушение инструкции!) включил РП-21, чем демаскировал себя. Экипаж В-52 выключил огни и применил активные радиопомехи. Через 30-40 секунд летчик МиГа ощутил разрывы ракет, выпущенных «Фантомами» сопровождения. После противоракетного маневра пилот МиГа был вынужден прервать перехват и вернулся на аэродром. При посадке самолет угодил в воронку от разрыва авиабомбы и потерпел аварию.
27 декабря в 22.00 с аэродрома Ен Бай на перехват В-52 вылетел летчик 921-го ИАП Фам Туан (впоследствии первый космонавт ДРВ). После набора высоты 6000 м он, не выключая форсажа, обнаружил по включенным АНО бомбардировщик. Выполнив на скорости 1200 км/ч разворот с креном 40° и оказавшись на дальности 2500 м позади В-52, он без включения РП-21 произвел по визиру грубую наводку оружия. Пущенные поочередно две ракеты попали в цель. Полупетлей выйдя из атаки, летчик благополучно вернулся на аэродром.
28 декабря в 21.00 с не подвергшегося бомбежке полевого аэродрома взлетел дежурный МиГ-21. На высоте 7000 м летчик увидел шедшую тремя километрами выше его цель. В момент начала атаки, хотя пилот и не включал радиоприцел, экипаж В-52 неожиданно погасил АНО (видимо, американцы прослушивали эфир). Лишь только вьетнамский летчик успел доложить об этом, как обе отметки от самолетов на экранах наземных РЛС пропали. Впоследствии осмотр обломков подтвердил гипотезу о столкновении МиГа с В-52.
Достаточно решительно действовали вьетнамские пилоты при отражении дневных налетов. Так, 28 декабря поднятая с аэродрома Ной Бай дежурная пара МиГ-21 внезапно атаковала четверку F-4 и сбила один из них. К месту боя подошли еще два «Фантома». Вьетнамская пара распалась: ведущему удалось оторваться от противника, а ведомый, сбив еще один F-4, катапультировался из подбитого самолета.
Однако в целом активность авиации ДРВ оказалась низкой. За 12 суток операции Linebacker II ее истребители совершили лишь 31 самолето-вылет (МиГ-21 -27 и МиГ-17 - 4), провели 8 воздушных боев, в которых сбили два В-52, четыре «Фантома» и один RA-5C. Свои потери - три МиГ-219 . «Новогодние» бомбардировки нанесли Ханою и Хайфону огромный ущерб. Практически все крупные предприятия и военные объекты были уничтожены, целые жилые кварталы стерты с лица земли. 29 декабря бомбежки района Ханой-Хайфон прекратились, а 2 января 1973 г. в Париже возобновились мирные переговоры.
http://www.airwar.ru/history/locwar/vietnam/nv72-75/nv72-75.html ПС
Цитата: сбили два В-52,
Ложная информация !
В 1972 году во время одного из вылетов сбил американский бомбардировщик В-52. Это был
единственный за всю историю вьетнамской войны случай, когда стратегический бомбардировщик был сбит вьетнамским летчиком-истребителем http://www.peoples.ru/military/cosmos/tuan/ Но пока это удалось сделать, да и то единожды, только вьетнамскому летчику Фам Туану.
— Сбить В-52 в воздушном бою практически невозможно, — делится прошлыми секретами 79-летний Иван Кириллович. — Этот монстр, кроме мощнейшего вооружения и истребителей прикрытия, имел на борту радары, способные обнаруживать противника сбоку и снизу, спереди, сзади и сверху. А советский МиГ-21, на который мы тогда переучивали вьетнамских летчиков, мог взять цель лишь на расстоянии не более тридцати километров. Однако столько наши ракеты тогда пролететь не могли. А подойдешь ближе — считай, сам покойник
http://pskov.aif.ru/issues/1359/11_01 Добавлено: “Реализация программы продления срока эксплуатации самолетов этого типа позволила увеличить срок службы В-52 Stratofortress. Он истечет в 2040 году, когда бомбардировщику будет почти 100 лет”. Таких долгожителей военная авиация до сих пор не знала.