Автор: Spectare
Дата сообщения: 11.06.2010 14:25
[more=Поколение сидящих на двух стульях]К чему стремятся и чего боятся "люди игрек"
Дарья Варламова, 21 мая 2010 г.
В 1964 году, в ходе опроса для одного британского журнала, появился портрет "поколения Х" - подростков, которые "спят друг с другом до свадьбы, не верят в Бога, не любят королеву и не уважают родителей". В нашей стране "иксы" появились позже - где-то в семидесятых, и их юность пришлась на один из самых трудных периодов российской истории. Но скоро миром будет править "поколение Y" - молодые люди, родившиеся в 80-х - начале 90-х. Об их комплексах и амбициях корреспонденту "Недели" Дарье Варламовой рассказала социолог ФОМа Лариса Паутова.
неделя: Тема поколений стала актуальной в социологии?
лариса паутова: Да, и больше всего ею интересуется наш основной заказчик - администрация президента. Во многом - и это не скрывается - из-за "оранжевой революции" на Украине. Правительству стало интересно, как повела бы себя наша молодежь в такой ситуации. А потом стали выстраивать молодежную политику, появилось желание и деньги заниматься новым поколением. Сейчас это надо и государству, и бизнесу.
н: "Новое поколение" действительно настолько новое?
паутова: Да, последнему поколению советских детей сейчас 35-40 лет, а новая "возрастная когорта", 18-25-летние, постепенно набирает силу. Они совершенно другие - не столько потому, что молодые, сколько потому, что в других условиях воспитаны: новая страна, интернет, потребительское общество, космополитизм. Такой же резкий разрыв в менталитете был между поколением, выросшим в 90-х, и их бабушками и дедушками. Но там конфликт был в рамках одной - советской - морали, а здесь все разное. Мы изучаем молодежь по трем направлениям: студенты, активисты, молодежь в целом. Студенты - передовая часть молодежи: они более образованные, политизированные, карьерно ориентированные.
н: Политизированные?
паутова: Сейчас молодежь активно интересуется политикой, лояльно относится к государству, к власти. Кроме того, они понимают, что работа в государственной сфере - это удобный социальный лифт. Интересуются работой в госструктурах и корпорациях, "Газпром" для них - работодатель мечты. Мы эту тенденцию зафиксировали уже два года назад. В 90-е годы были очень сильны либеральные настроения, а эти больше идут в фарватере. Возможно, дело в том, что изменились сами политики. Ельцин - при всем уважении - вряд ли мог быть кумиром молодежи. А нынешние лидеры государства - моложавые, открытые для новых тенденций. Естественно, многим это нравится.
н: Лояльность к государству означает стремление к стабильности?
паутова: Безусловно. Существует еще миф о высоких зарплатах у чиновников, но на самом деле это не так. С одной стороны, такая лояльность - это хорошо, потому что в 90-е годы молодежь не любила государство и была вне политики, тогда вообще никого нельзя было себе представить с триколором. Сейчас ситуация выравнивается. С другой стороны, тут есть некий обманный момент, имидж идеального работодателя. Ведь на самом деле чиновничья работа тяжела: дисциплина, субординация, для некоторых - невозможность выехать за границу. В этом плане у молодого поколения еще незрелое восприятие.
н: Молодежь стала более патриотичной?
паутова: Да, этому способствуют СМИ, спорт, международные соревнования вроде "Евровидения". Но это не столько патриотизм, сколько имперское сознание, желание быть страной N 1. Их предшественники не гордились своей страной, лейтмотив кинематографа 90-х: "Если вы такие умные, то почему вы бедные?". У нового поколения больше уважения и к государству, и к родителям, которые их вырастили.
н: Возможно, это следствие детских страхов 90-х?
паутова: Я думаю, да, ведь у каждого поколения есть собственные больные места. У нынешних молодых - это детские воспоминания о девяностых, о дефолте, о том, что маме и папе было плохо. Хотя сами воспоминания о том времени у многих вытесняются. Возможно, их травмировал и распад СССР, отсюда теперешнее уважение к первым лицам государства, реабилитация Советского Союза.
н: Получается, что "поколение Y" менее приспособлено к трудным ситуациям?
паутова: Могу предположить, что и у родителей, и у работодателей есть такая установка: что нынешняя молодежь более изнеженная. Дескать, и кризис многие не заметили вообще, и безработица их не пугает. И говорят, что, действительно, они не очень стрессоустойчивы. Но мне кажется, что судить рано. Когда наблюдаю за молодыми ребятами, я вижу, как они быстро адаптируются, как умеют "продать" себя на рынке труда: знают, как надо одеться, говорить.
н: Тип мышления у молодежи поменялся?
паутова: "Игреки" креативнее "иксов", приспособленнее к новым технологиям, они реализуют себя в нестандартных творческих формах и мыслят преимущественно образами. А вот с аналитикой и текстами, увы, не дружат. Аналитика требует скрупулезности, длительной интеллектуальной работы, а они не могут пройти все эти стадии, они их перепрыгивают. Ощущение, что эти изменения появились даже на физиологическом уровне. Плюс в школе эти способности недостаточно развивали - кто их мог научить чему-то в 90-е, когда в детских садиках группы были огромные, а учителя не получали зарплат? Но когда говорят, что это "потерянное поколение", я не соглашаюсь.Они просто другие.
н: А что с коммуникативными способностями?
паутова: Социальные навыки у "поколения Y" хорошо развиты. При этом они - ярко выраженные индивидуалисты, которым очень важно выразить свою точку зрения. Они общаются друг с другом, правда, опосредованно - через интернет, мобильник, социальные сети. Так что, с одной стороны, они очень коммуникабельны, а с другой - пользуются техникой даже тогда, когда проще пойти к человеку и спросить. Они умеют произвести впечатление, но не очень способны договориться друг с другом. Раньше дети во дворе толпами играли, учились находить компромиссы, а теперь каждый - личность, каждый - звезда. Еще лидер одного молодежного движения рассказывал, что современных молодых людей очень сложно объединить, организовать. Собрать-то можно, а удержать внимание и убедить работать в команде - нельзя.
н: Субкультуры сейчас более развиты?
паутова: По недавней статистике выяснилось, что 10% молодых людей принимали или принимают участие в сообществах по интересам. В принципе, нынешние субкультуры разнообразнее, они стали более яркими, заметными. Готы, эмо, хипстеры, гламурная молодежь. Но основные тенденции сохраняются. Правда, в 90-е годы было четкое деление на "формалов" и "неформалов", а сейчас границы куда более расплывчаты. Но субкультуры - это болезнь подростков от 14 до 17 лет.
н: А молодежные активисты где себя проявляют?
паутова: Самые активные идут в политику - и тоже во многом ради социальных лифтов. По большей части - в "Молодую гвардию" и к "Нашим", кто-то идет в оппозиционные партии и к национал-большевикам. Прогосударственное крыло привлекает надежностью и перспективами, а оппозиционное - ощущением запретности, вызова. Национализм развит, поскольку у молодых уровень ксенофобии очень высок. Есть и разного рода общественные, волонтерские организации, но их мало. Думаю, что со временем ситуация будет меняться, потому что на Западе молодежь в этом плане более активна.
н: "Богемы" среди них много?
паутова: Сложно измерить, но по-прежнему для молодежи привлекательна актерская и телевизионная карьера, многие хотят попасть в дизайнеры. Но они понимают, что творческие профессии не совсем надежны, и пытаются найти более практичные ниши для самореализации.
н: Получается, что "поколение Y" - скорее, не безудержные романтики, а прагматичные карьеристы?
паутова: Да, для них очень важны карьера и социальный успех. Но и семья имеет большое значение. Вообще, для них "достойная жизнь" - это в первую очередь работа и семья. Так что они хотят усидеть на двух стульях. Возможно, потому, что видят горький опыт разведенных родителей.
н: "Игреки" адаптировались к ускоренному темпу жизни?
паутова: Они всюду сталкиваются с гибкостью и плюрализмом, в том числе и в организации работы. Сейчас можно работать вечером или в удаленном доступе. Они привыкают к обилию рекламных сообщений и легко разбираются в социальных сетях, умеют делать несколько дел одновременно - в этом плане у них просто нет выбора. И современные товары специально совмещают разные функции, чтобы удобнее было самоорганизоваться.
н: А как у молодежи с этикой и религией?
паутова: Около 6-8% юных созданий отмечают в списке своих ценностей такие понятия, как добро, Бог, помощь другим людям и т.д. Это нормальная статистика. Во все времена такими вещами сознательно интересуется ограниченный процент людей. Я не думаю, что это поколение очень религиозное, в 90-е был всплеск, а сейчас появились более спокойные способы найти себя - йога, медитация.
н: Зацикленному на успехе поколению грозит серьезный кризис среднего возраста...
паутова: Я в каком-то отчете назвала это ахиллесовой пятой "игреков" - страх быть неуспешным, "лузером". Ведь реализуют себя не все - по объективным причинам и потому, что понятие успеха вообще субъективно для каждого. Я думаю, что это серьезное испытание: для мужчин - переоценка ценностей и достижений, а для женщин - старение в обществе, где молодость и красота представляют наивысшую ценность.
От пепси до ПУ
Каждая эпоха хочет быть особенной, и исследователи стараются находить для них звучные названия. Термин "Поколение Х" даже вошел в литературную классику как название книги Дугласа Коупленда. "Поколение Х", к которому, по мнению российских социологов, относятся люди 1972-1980 годов рождения, также известно как "поколение пепси", "поколение кризиса", "поколение Духless".
У "поколения Y" (1983-1992 г.р.) имен еще больше - "поколение интернета", "поколение Google", "поколение геймеров", "поколение Nintendo", "поколение myPod", "поколение D" (от англ. digital - "цифровой"), поколение Путина (Generation ПУ).[/more]