Всё началось в 1992 году, с приходом к власти в России команды Гайдара-Чубайса. Этими "мальчиками в розовых штанишках" был разработан план по аккумуляции всех финансов в Москве. Для этого были разработаны схемы по бестаможенному ввозу всех импортных товаров через московскую таможню, при этом все остальные импортеры через региональные таможни должны были продолжать платить таможенные платежи в полном объеме.
Как следствие - всем региональным торговым компаниям стало гораздо выгоднее закупать импортные товары (а российских в то время почти не было) в Москве.
Поразительный факт - в то время японскую и корейскую видео- и оргтехнику везли из Азии южным морским путем в Гамбург, а оттуда через прибалтику отправляли в Москву. При этом владивостокским фирмам, торгующим электронной техникой, всё равно было выгоднее везти товары из Москвы, а не напрямую из Кореи и Японии, которые гораздо ближе. Подобная ситуация была и по всем остальным товарным позициям.
Как следствие из российских регионов началось вымывание всех ресурсов - финансовых и людских, а в Москве образовалась олигархическая прослойка, жирующая на искусственно созданном режиме преференции для столицы. Регионы стали катастрофически нищать, а Москва жиреть не по дням, а по часам.
Подобная ситуация в стране сохраняется и по сей день.Недавно приводились сведения по числу долларовых миллионеров и миллиардеров,которых больше всего в мире и которые на 90 % --москвичи.
Россия почти во всём – страна контрастов. По уровню экономического развития контрасты тоже колоссальны. К примеру, по уровню подушевого ВРП разрыв между худшим и лучшим регионом страны достигает 80 раз. Учёные Йельского университета сделали по этому показателю карты для 27,5 тыс. регионов. Регионы, в которых есть жизнь, на карте России представлены узкой полосой.
Специалисты Йельского университета в качестве основы стратификации выбрали т.н. «экономическую активность» – большой набор факторов, среди которых подушевой ВРП, вклад региона в ВВП, демография, демография, климат, уровень ночной освещённости, и т.д. Всего весь мир ими был поделён на 27,5 тыс. квадратов, а потому в крупных странах (в тех же США и России) границы регионов не совпадают с границами исследуемых «клеток».
Нас, разумеется, больше всего заинтересовала Россия – см. вверху её карту по уровню экономического развития пространств. Если утрировать, то жизнь по критериям исследования Йеля есть примерно на четверти территории страны. Легче сказать, где жизни нет – на Северном Кавказе, севере, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Привычная карта территориальной деления по степени экономической активности, а не в виде гистограммы, выглядит примерно также:
(данные Института социальной политики)
Крайне важно различать неравенство экономическое и социальное, хотя они связаны между собой. В первом случае фундаментальной причиной является давно изученный в региональной экономике процесс концентрации экономической деятельности в тех местах, которые обладают преимуществами, позволяющими снижать издержки бизнеса. Среди таких преимуществ теоретик «новой экономической географии», нобелевский лауреат Пол Кругманвыделил факторы «первой природы» (богатство природными ресурсами, выгодное географическое положение) и факторы «второй природы» (агломерационный эффект, высокий человеческий капитал, лучшая институциональная среда), которые более связаны с деятельностью общества. Как показывают исследования Всемирного банка, тенденции территориальной концентрации экономики характерны для всех стран мира независимо от уровня их развития. Разница только в том, что в развитых странах, уже ориентированных на факторы «второй природы», темпы роста региональных экономических различий невелики, их пик пришелся на начало ХХ в. Но Россия пока к таким странам не относится, а в группе стран догоняющего развития экономическое неравенство регионов быстро растёт, повторяя тренд Западной Европы столетней давности.
К примеру, разница в подушевом ВРП (валовый региональный продукт) среди российских регионов достигает 80 раз – самый богатый Ненецкий округ (пости 90 тыс. долларов на человека – уровень Люксембурга) и самая бедная Ингушетия (1,3 тыс. долларов – уровень беднейших стран Африки). В развитых странах такой разрыв немыслим – в США подушевой ВРП в самом богатом штате (Аляска) всего в 1,8 раз больше, чем в самом бедном (Миссисипи). В Европейском Союзе страна или регион признаются отстающими, если подушевой ВРП там составляет 75% или ниже от уровня ЕС в среднем.
В целом в современной России очевидно работают три вида преимуществ — агломерационный эффект (экономия на масштабе), обеспеченность минеральными ресурсами, востребованными мировым рынком, и, в меньшей степени, выгодное положение на основных путях мировой торговли, преимущественно приморское. Очевидно, что эта тенденция будет нарастать и дальше, из-за чего не менее 30-40 регионов страны будут пустеть и дальше (в прямом и переносном смыслах – от демографии до экономики и инфраструктуры). В некоторых случаях этим регионам уже не поможет и усиленное вливание денег в них. Простой пример. Чтобы снизить младенческую и материнскую смертность в группе риска, в Якутии был создан специализированный роддом для матерей, страдающих алкоголизмом. Показатели смертности улучшились, но детская инвалидность выросла (при отсутствии финансирования эти дети умерли бы при родах, с финансированием – будут мучиться всю жизнь).
Гиперцентрализованность России видна хотя бы на таком факте: почти во всех регионах численность федеральных чиновников, смотрящих там за ситуацией, в 3-4 раза больше числа региональных чинуш. Однако в России есть 2 региона, выбивающиеся из этого правила. Бюджет Чечни дотационен на 93%, но численность региональных чиновников в 2,4 раза выше, чем федеральных (при обратной пропорции в целом по стране), а их заработки вдвое выше средних по региону. В Ингушетии те же особенности, но только выраженные слабее.
Разумеется, России необходимо срочное выравнивание регионов. К примеру, подушевые бюджетные расходы у территории страны могут различаться в 3-4 раза – факт, немыслимый для государств Белого мира.
Первое, что приходит на ум: необходимо срочно «раскулачивать» Москву, перераспределяя её деньги в пользу самых несчастных регионов страны – Нечерноземья и Русского Севера.
Ксати,вся эта колонизаторская несправедливать ,только подогревает сепаратистские настроения, мешая политике Путина по единению и один из первых кандидатов на объявление независимости от России – Сахалин. Остров уже может похвастаться ВРП на душу населения на уровне стране Западной Европы (21,9 тысячи долларов — всего на тысячу отстает от Португалии, которую в своё время собирался догонять (но так и не догнал) председатель правительства Владимир Путин). Однако сегодня нищим сахалинцам достаются лишь крохи от нефтяного и газового пирога – основные богатства острова пожираются Москвой и западными транснациональными компаниями.
В 2010 году на Сахалине было добыто около 15 млн. тонн нефти и 24 млрд. кубометров газа. Несложно подсчитать, сколько принес экспорт энергоносителей. При среднегодовой цене нефти прошлом году на уровне 70 долларов за баррель (т.е. около 470 долларов за тонну) ее продажа принесла примерно 7 млрд. долларов. Вычислить экспортную цену газа сложнее – поскольку он в основном продавался в сжиженном виде и по спотовым ценам (т.е. не по ценам долгосрочных контрактов). Но минимальная цена на него с поставками в Японию сейчас находится на уровне 370-390 долларов за 1000 кубометров, в прошлом году – около 320 долларов. Таким образом, продажа газа с Сахалине могла принести еще минимум 6-7 млрд. долларов.
Итого продажа газа и нефти в 2010 году могли дать как минимум 13-14 млрд. долларов. Запомним эту цифру.
А сколько же получил сам регион от этого богатства?
Известны пока только цифры за 2009 год. В целом весь сахалинский экспорт (его основу, более 95%, составляют именно энергоносители) составил 8,6 млрд. долларов. А местный бюджет от нефтегазового комплекса получил 19,3 млрд. рублей, или около 650 млн. долларов. В процентах от экспортной выручки этот составляет… примерно 7%. Стоит предположить, что и в 2010 году это соотношение не изменилось, и составило те же жалкие проценты.
Всё остальное забрал не только прожорливый федеральный центр, но и зарубежные нефтяные компании. Стоит напомнить, что нефть на Сахалине добывается по колониальным принципам – на основе т.н. «соглашения о разделе продукции». Если кратко – нефтяные компании полностью берут на себя финансирование всех работ на месторождении, а налоги начинают платить только тогда, когда окупят свои вложения.
Так вот, на месторождении Сахалин-1 нефть добывает американская компания Exxon, на Сахалине-2 – консорциум «Сахалин Энерджи» («Роснефть-Сахалинморнефтегаз», Сахалинская нефтяная компания, «Петросах»). В последнем случае колониальную добычу нефти осуществляют российские компании.
Стоит добавить, что нефть на острове добывается не только по колониальным принципам, но и варварским. В книжке академика-нефтяника В.В.Тетельмина «Нефть в семи проекциях» (М., 2003, 3000 экз.) приводится следующий факт:
Коэффициент извлечения нефти (КИН) в среднем по России соствляет 0,3. В США этот показатель 0,7, в странах Персидского залива 0,5. Наиболее варварски в мире, «колониально» (как называет Тетельмин) нефть добывается в проекте «Сахалин-2» компанией Shell – где КИН 0,2 (во время написания книги «Сахалин-2» еще принадлежал Shell, и только потом был выкуплен госструктурами, контролируемыми вице-премьером Сечиным).
При этом в конце 1990-х федеральный центр предполагал значительные отчисления в местный бюджет от добычи нефти и газа. Но с окончательным воцарением «вертикали власти» все обещания и даже законы были отброшены (еще одно доказательство, что в России «закон что дышло, как повернул, так и вышло», а честное слово в российской политической и бизнес-этике не имеет никакой силы). Местные, сахалинские правдорубы так описывают этот момент:
«Распределение взимаемых с консорциума налога на прибыль и платежей за пользование недрами осуществляется согласно действующему законодательству Российской Федерации на дату заключения соглашения с зачислением средств в соответствующие бюджеты, а именно:
-ставка налога на прибыль 35%, в том числе в бюджет Российской Федерации – 13%, в бюджет Сахалинской области – 22%;
-платежи за пользование недрами Чайвинского, Одоптинского и Аркутун-Дагинского месторождений нефти и газа – в бюджет Российской Федерации 40%, в бюджет Сахалинской области – 60%, с последующим их перераспределением между областным бюджетом и бюджетами районов при утверждении бюджета Сахалинской области на соответствующий год».
А дальше началось сплошное отступление. Тихо, без какого-либо шума в начале 2002 года по обоюдному согласию был расторгнут договор о разграничении полномочий между РФ и областью. Какая в этом была нужда? Непонятно. Конечно, давил центр. Но 14 субъектов РФ (например, Хабаровский край) этому давлению не поддались. А сахалинские власти оказались слабы. В результате все взаимоотношения между областью и федеральным центром стали регулироваться исключительно «иными законодательными актами», принятие которых Госдума со временем поставила на поток.
В частности, договор с правительством о разделе продукции между центром и областью по этим «иным законодательным актам» был сразу же дезавуирован. Пока только в части порядка распределения роялти, то есть платежей за пользование недрами. Во-первых, роялти переименовали в «налог на добычу полезных ископаемых» (НДПИ) и довели его долю, зачисляемую в областной бюджет, с 60%. Так определено «иными законодательными актами», а именно – Бюджетным кодексом.
Ну, а в 2006 году НДПИ, согласно закону №199, мы не получим вообще. Как, впрочем, и всего остального. Все, что с континентального шельфа, идет исключительно в федеральный бюджет. А ведь кто-то когда-то мечтал даже о фонде поколений…»
Фактически региону оставлен только Налог на доходы физических лиц (это 13% с зарплат нефтяников), кое-какие мелкие платежи (на имущество и на землю), а также подачки нефтяных компаний местным коренным малочисленным народностям. О том, что в последнем случаи эти подачки совсем необременительны, говорят вот такие радостные отчеты колонизаторов:
«Компания «Сахалин Энерджи» приняла решение о выделении 300.000 долларов США в год на финансирование проектов в рамках Плана содействия в течение следующих пяти лет. Половина этой суммы пойдет на поддержку традиционной экономической деятельности, к примеру, рыболовства и оленеводства. В мае должен быть учрежден консультативный совет, в него войдут пять представителей коренных народностей, который будет управлять фондом малых грантов. 10% бюджета Плана содействия будет перечисляться на поддержку проектов коренных народов (при консультативной помощи со стороны «Сахалин Энерджи»), что будет способствовать развитию управленческих и лидерских навыков среди представителей коренного населения.
Коренные народы работают, в основном, на межличностном уровне. Им необходимы навыки для работы с документацией. Строго говоря, цель такова, что возможно до 90% грантов, выделяемых Компанией, будет перечисляться представителям коренных народов на цели развития навыков самоуправления».
300 тысяч долларов на 3,5 тысячи представителей коренных народностей Сахалина, или по 90 долларов в год на каждого. Да уж, какой щедрый консорциум «Сахалин Энерджи»!
Но вернемся к нефтегазовым доходам. Российское государство в среднем забирает у нефтяников в виде налогов и пошлин около 80% их сверхдоходов. И это нормальная цивилизованная практика: к примеру, в Норвегии нефтяные компании тоже отдают 80% заработанного.
А теперь перенесем эти реалии на гипотетически независимое государство Сахалин. От 16 млрд. долларов, вырученных за продажу нефти и газа, оно могло получить в бюджет 12,5-12,8 млрд. долларов. А сейчас российскому региону Сахалинская область отдают, напомним, 7% вместо 80%.
Население Сахалина составляет около 500 тысяч человек. Таким образом, на независимом острове приходилось бы на каждого его жителя по 25-25,5 тысяч долларов бюджетных доходов только от нефтегазового сектора. Сейчас же годовой бюджет области составляет всего около 55 млрд. рублей, или 1,9 млрд. долларов (всего по 4 тысячи долларов на каждого жителя).
Несложные подсчеты показывают, что если на независимом от Москвы Сахалине сохранить нынешнее бюджетное финансирование, то в качестве вэлфера на каждого жителя острова можно было бы выделять по 20 тысяч долларов ежегодно, или по 1,6 тысячи долларов ежемесячно. Таким образом, среднестатистическая семья на Сахалине «просто так» могла бы иметь выплат почти на 5 тысяч долларов ежемесячно.
При этом не стоит забывать, что у сахалинских месторождений имеется огромный потенциал по наращиванию добычи энергоносителей. Так, еще не разрабатываемое месторождение «Сахалин-3» содержит 700 млн. тонн нефти – это почти в 2 раза больше запасов на «Сахалине-1» и «Сахалине-2» вместе взятых (264 и 182 млн. тонн соответственно). Следовательно, добычу нефти и газа на острове в ближайшие 10 лет можно смело увеличить вдвое. А потому и те самые 5 тысяч долларов на семью ежемесячно могут превратиться в 10 тысяч – вполне себе кувейтский или катарский уровень.
Или, как любое цивилизованное государство, направить часть этих денег на инфраструктурные проекты, на образование, экологию, и т.п. Потому что то, что сегодня из себя представляет Сахалин – это просто гуманитарная катастрофа. И тем обиднее, что деградация происходит на острове, который поистине должен быть золотым.
Вот лишь маленький пример, как живут в небольших сахалинских городках:
«Мгачи – самое большое село в Александровск-Сахалинском районе. Здесь проживает 1300 человек.
За последние 15 лет численность населения в Мгачах сократилась почти в три раза. Поменялся и статус населенного пункта: бывший поселок городского типа стал обычным селом. Тот, кто давно уехал отсюда, с трудом узнает его сегодня. Деградация территории – налицо. Здесь, как и в любом другом селе российской глубинки, хотя и давно не велось никаких военных сражений, разруха получила постоянную прописку. Каким-то точечным методом, словно отбирая что-то важное, чтобы убить память о былом благополучии, уничтожались социально-бытовые объекты.
О величии самого красивого в районе Дома культуры напоминают его полуразрушенные колонны и разобранная крыша. Давно нет муниципальной бани, потому как власти стало невыгодно ее содержать. Одно ее посещение, по расчетам местных экономистов, стоило бы более 400 рублей.
Здание школы, рассчитанное на 1300 человек, пустует. Эксплуатируется только самая теплая его сторона. Здесь же расположен и филиал сельской библиотеки. Здание разрушается. Нахождение в нем небезопасно. К тому же чуть ли не с первого дня эксплуатации школы здесь возникли проблемы с теплом, водой.
Вода в селе подается сеансами, а платят за нее по полному тарифу».
Еще один пример хищнической, колониальной эксплуатации Сахалина – это состояние рыбной отрасли, второй потенциальной «золотой жилы» острова. Вот рассказ о технологиях добычи лосося в регионе:
«Одной из основных промышленных квот, выделяемых на вылов тихоокеанских лососей, является квота на промысел в исключительной экономической зоне. Выдается она, главным образом, японским промышленникам, которые для промысла используют дрифтерные, или плавные, сети. Сети блокируют пути захода лосося на нерест в реку, захватывая за жабры и плавники пытающихся пройти сквозь них рыб. В результате, практически весь крупный зрелый лосось остается в сетях, а мелкий, поранившись, гибнет. До реки доходит лишь малая часть рыбы. Крупномасштабный дрифтерный промысел опасен не только для популяции лососевых, но и для всей морской экосистемы: помимо рыбы, в сетях погибает множество морских животных и птиц. Дрифтерные сети называют «стеной смерти».
Японские суда выбирают преимущественно ценные, наиболее дорогостоящие виды рыб: нерку, чавычу, кижуча (цена ранней нерки на японском рынке может доходить до 100 долларов за килограмм). Россия отдает Японии около 36% ОДУ нерки, около 40% чавычи, около 26% кижуча и менее 1% ОДУ горбуши. При этом мы торгуем отнюдь не самой рыбой, а лишь правом на ее вылов в своей исключительной экономической зоне, что стоит гораздо дешевле реализации конечной продукции. В настоящее время Россия является единственной страной, где ведется крупномасштабный дрифтерный промысел в собственных водах судами другого государства».
Сахалинская область уже потихоньку дрейфует от злой мачехи – России. Экономику себе подчиняет транснациональный капитал в лице США, Японии и Кореи (экспансия корейцев поддерживается мощной диаспорой – на острове проживает около 40 тысяч корейцев, или 8% населения). А само население постепенно переходит в протестантизм: на Сахалине сегодня – из 120 общин 68 (56%) у протестантов и только 44 (34%) у РПЦ.
Вот как описывается деятельность одного из протестантских пасторов, корейца по национальности: «В столице Сахалина миссионер корейской церкви «Полного евангелия» пастор Чой развернулся с размахом. Выстроил молельный дом и собрал многочисленную общину. Но планы мистера Чоя, сторонника агрессивного миссионерства, простираются куда дальше.
«Вы хотели бы расширить вашу церковь здесь, чтобы больше прихожан было»,— спрашивает журналист пастора корейской церкви «Полное Евангелие», мистера Чоя.
«Да»,— отвечает мистер Чой.
«Он мне совершенно откровенно сказал: «Андрей, мы хотим чтобы вы начали верить и жить по-другому. Не так как сейчас, а так как мы. Мы хотим из вас сделать других людей, похожих на нас» — рассказывает житель Южно-Сахалинска Андрей Ким. Вот к чему приводит централизм Путина --- к развитию сепаратизма !!!