Цитата:
В последние несколько лет мы являемся свидетелями энергичной религиозной экспансии в области образования. Ныне этот процесс дошел уже до обязательного (хоть и на выбор) обучения в государственных школах основам одной из четырех «религиозных культур», если родители учащихся не предпочтут им «Историю мировых религий» или «Основы светской этики».
В ознакомлении детей с историей мировых религий действительно нет ничего плохого. Однако для этого вполне достаточно уже имеющегося школьного предмета истории. Ведь предназначение школы не заключается в массовом выпуске религиоведов. Что же касается изучения основ иудаизма, буддизма, мусульманской и православной культур, то это, разумеется, обыкновенная пропаганда религиозного мировоззрения в государственной школе.
Разговоры о нравственности, как и о патриотизме, зачастую заводятся тогда, когда вообще плохо с аргументацией. Похоже, это тот самый случай. Но претензии клерикалов подвинуть локтем ученых в школе и взять на себя роль учителей нравственности выглядят довольно сомнительно. Дело не в том, что в сравнении с учеными их репутация серьезно подмочена (ученые никогда не затевали войн и, в частности, войн в научных целях, они не сжигали на кострах книги оппонентов или их самих).
Религии представляют обществу некие «высшие» ценности, которые призваны в том или ином виде сделать человека счастливым, спасти его «душу». В христианстве, например, важнейшей выступает идея любви бога к человеку.
Другими словами, нас в очередной раз хотят осчастливить. Но моральный долг государственных институтов, и школы в том числе, не может и не должен заключаться в том, чтобы делать своих граждан счастливыми.
И вот нам предлагают варианты на выбор: рай, нирвана и, по-видимому, план Путина. Но суть не меняется.
Что такое православная культура? Наверное, культура, основанная на православии. Соответственно, основы культуры, основанной на православии, и есть, прежде всего, православие. Честно назвать школьный предмет православием (исламом, иудаизмом или буддизмом) – не в стиле современной власти. Мы называем некультурными не только тех, кто вытирает нос рукавом или не слышал о Шекспире. Принято говорить и о культуре производства, и о культуре паса в спортивных играх. Когда сборщик мебели вгоняет шуруп молотком, он идёт против культуры. Точно так же следует воспринимать и школьного учителя, который наперекор важнейшему выработанному культурой принципу будет теперь проводником религии в школе. Это будет школа, разрушающая основы культуры.