Автор: A_S_T_E_R_I_X
Дата сообщения: 13.03.2007 17:23
поклонникам Михаэля посвящается..
( взято с форума ixbt )
Хайнц Прюллер рассказывает о первой победе Михаэля Шумахера за рулём Ferrari в Барселоне-96 в своей книге "Gran Prix Story 96. Дэймон Хилл - один против всех".
Станет ли Барселона ареной "гражданской войны" в Формуле 1? Ferrari ещё в пятницу благодаря Эдди на первом месте, но в субботу в квалификации экспресс Williams подминает под себя всех. Хилл и Вильнев свергают Михаэля Шумахера, поул-ситтера двух последних гонок в Имоле и Монако, с трона. Оба пилота Williams в первом ряду - и одновременно главные фавориты на победу". Правильная стратегия здесь особенно важна!" Решающий вопрос - 1 или 2 пит-стопа". У меня есть кое-какие мысли по этому поводу, - смеётся Дэймон Хилл. - Но наверняка я буду знать только перед стартом".
Несмотря на двойной поул, в команде царит беспокойство. У Хилла лопаются в Барселоне две задние покрышки. И за последние 13 дней у Williams сгорают 3 мотора: у Хилла в Монако из-за отказавшего масляного насоса, потом ещё один, на тестах в Силверстоуне, и у Вильнева в пятницу до обеда, во время тренировочной сессии". Очень досадно, если постоянно возникают одинаковые проблемы, и дело по-настоящему не движется, - злится Дэймон. - Williams и Renault работают в тесном контакте, но причину ещё не выяснили".
И мотор Вильнева сгорел по той же причине? Жак, шармантно улыбаясь: "Я же ничего плохого о Renault не говорил..."
Шумахер знает: "Шансов на поул-позицию у меня нет". С помощью разумной тактики можно, однако, кое-что поправить. Убийственная нагрузка на левое переднее колесо, почти запрограммированное большое количества "моторных" дефектов и вдобавок - очень высокая вероятность дождя. Станем мы свидетелями ещё одного сумасшедшего Гран При, как и две недели назад в Монако?
Перед гонкой Михаэль Шумахер проезжает с испанским королём Хуаном Карлосом два круга по Circuit da Catalunia. Его Величество восхищён поездкой, и весьма польщён похвалой Шумахера: "Один из самых безопасных автодромов". У Хуана Карлоса нет фаворитов на эту гонку: " Я сам спортсмен, и поэтому могу только пожелать - пусть победит сильнейший".
13:25, пять минут перед открытием пит-лейн. Джорджо Асканелли и Густав Бруннер всё ещё сидят в сухом и тёплом автобусе Ferrari: "Я даже не хочу выходить отсюда. Погода отвратительная, нам здесь всё равно ничего не светит... Но мы должны".
Позже все завистники знают - Шумахер единственный, кто пошёл в гонку с чисто дождевыми настройками. "Вовсе нет, - опровергает Бруннер. - Чуть больший угол наклона спойлеров, да чуть мягче пружины - и больше ничего. Стабилизатор и амортизаторы совершенно обычные. Единственный наш секрет - это сам Шумахер".
Хилл проигрывает в дождевой драме всё, сцепление - и нервы? Три вылета и печальный конец в отбойнике. "Могло и со мной случиться, - признаёт Шумахер. - Это была действительно езда вслепую. И я спрашиваю себя: Почему не провели старт с хода, ведь есть же сэйфти-кар для этих целей!"
Из-за проблем со сцеплением Шуми полностью проваливает старт, примерно с 31 круга выходят из строя два из десяти цилиндров его Ferrari, свечи совершенно чёрные. Но у него безошибочная тактика - 2 пит-стопа, вместо одного, как, например, в Benetton "Это было неправильно! - сожалеет Алези. - Мы должны были сделать так же как и Шумахер".
Сенсационная демонстрация Михаэля напоминает о величайших "внепогодных" гонках в истории Формулы 1: Джеки Стюарт - Нюрбургринг 1968, Айртон Сенна - Эшторил 1985 и Доннингтон 1993, и о победе самого Михаэля в Нюрбургринге в 1995 году. Его, вероятно, до последнего времени лучшей гонки.
"Piccolo Kommendatore" Ники Лауда стягивает с себя свою красную кепку: "Я долго думал, что мне напоминает эта победа Михаэля? Сейчас я знаю - Айртон Сенна, Доннингтон 93, тоже в дождь". Тогда Ники даже специально позвонил Айртону, чтобы выразить ему своё восхищение: "Айртон! Это было грандиозно! Лучшее, что я когда-либо видел в исполнении пилота Формулы 1!"
И сейчас Ники не скрывает своего восхищения Шумахером: "Как он после проигранного старта в условиях абсолютно нулевой видимости нарезал круги вокруг своих соперников - просто сумасшествие! О`кей, ему удалось найти правильные настройки, но ведь всем известно, как тяжело управлять Ferrari. И я такого действительно ещё не видел, как кто-то, несмотря на минутное преимущество, ведёт всю гонку на абсолютном пределе, назло всем опасностям и с такой очевидной радостью. Что Шумахер натворил со своей отдачей и талантом, просто непостижимо!"
И Лауда первый произносит: "Шумахер в Испании был Сенноподобен. Гонщик с другой звезды!"
При этом у Михаэля ещё нашлось время для шуток. За 5 кругов до финиша он по радиосвязи сообщает команде: "Пожалуй, пришло время, чтобы Ferrari разработала какую-нибудь систему отопления для болидов Формулы 1. Я тут ужасно замёрз". Звучит как шутка, но в Ferrari утверждают ещё сегодня, Шуми был абсолютно серьёзен.
Первая победа за рулем Ferrari всегда что-то особенное, даже у Алена Проста на глазах навернулись слёзы в Бразилии в 1990 году, когда он принёс итальянской команде первую из его пяти побед. А у Михаэля Шумахера в Барселоне нет. Немцы, наверное, вообще редко плачут. Но он переполнен эмоциями и счастлив необычайно: "Потому что я совершенно не рассчитывал здесь победить".
Всего лишь в седьмой гонке! Первая победа была запрограммирована только на конец лета - начало осени. А сейчас в Италии уже даже начинаются разговоры о возможной победе в чемпионате. И хотя Лука ди Монтедземоло уже рассылает из Болоньи поздравительные телеграммы, Жан Тодт никоим образом не разделяет всеобщей эйфории: "Мы вовсе не в начале новой эры. Мы всего лишь одержали одну победу - так же как и в 1994 и 1995 годах. Михаэль был великолепен, никаких сомнений, но и вся команда, все инженеры и механики были ему под стать".
Что никоим образом нельзя сказать о Benetton. Непродуманная тактика, не оптимально настроенные машины и проваленный пит-стоп Бергера - из-за заклинившего гайковёрта Герхард был отправлен в гонку с тремя новыми и одной старой покрышкой! И тут же, занимая многообещающую пятую позицию, он вылетает с трассы при попытке обогнать отставшего на круг Диница.
А ликование по случаю нежданной победы не утихает: "Grazie, Michael!" - "Шуми, мы любим тебя!" - "Шуми - ты величайший!" Итальянские газеты не скупятся на восторженные эпитеты, превознося Михаэля.
"Конечно, - признаёт Лауда, - на сухой трассе эта победа никогда бы не состоялась. Тогда бы у Михаэля не было против Williams никаких шансов. Ferrari ещё далеко не так хороша, и работы ещё непочатый край. Но эта победа пришла как нельзя более кстати. Не слишком рано, это могло бы привести к некоторой самоуспокоённости и породить шапкозакидательские настроения: "Пришёл Шумахер, мы с ним и так выиграем". Но и не слишком поздно - это могло бы без нужды усилить давление на команду, породить ненужный стресс".
В Маранелло и Фьорано празднества с 1500-ми приглашёнными гостями и 400 сотрудниками фирмы. Правда, без Пласидо Доминго и юбилейной медали, как после победы Бергера в Хокенхайме-94, зато бесплатный буфет и благодарный Монтедземоло: "Grazie a tutti!"
- Чем может Шумахер действительно помочь Ferrari? - спрашиваю я Густава Бруннера.
- Техническая помощь, это не то, вернее, не только то, что мы от него ожидаем. Его абсолютная уверенность в себе, в своих силах, - вот этого нам не хватало. Потому что он знает - он лучший. Он даёт тебе комментарии о состоянии машины, на которые ты можешь без колебаний положиться. Что он нам говорит, мы для него делаем, и он становится быстрее. Что-то не подходит - мы сразу это меняем. Это важно - он знает, чего он хочет.
- А если сравнить его с Алези и Бергером?
- Шумахер - лучший. Это ни в коем случае не значит, что Ferrari недостаточно хорошо работала с другими своими пилотами. Главное отличие лежит не в работе, а в том, что один пилот может управлять гоночной машиной быстрее, чем другие.
- Получали ли прежние пилоты Ferrari достаточную поддержку от команды?
- Естественно, команда всегда и полностью поддерживает своих гонщиков. Но если ты ещё и чемпион мира, никаких вопросов.
Итак, Шумахер - суперзвезда. Но что он делает иначе, чем другие? Что нам могут поведать данные его телеметрии? Здесь его секреты - в интерпретации одного из механиков Ferrari: "Он делает всё по-другому. Раньше даёт газ, чем все другие, иногда даже ещё не войдя в поворот. Тормозит всегда в самый последний момент и тут же его нога снова на газе! С нормальной, "человеческой" ездой стиль вождения Шумахера не имеет ничего общего. Прежде всего, в медленных поворотах он быстр как никто другой".
Ездить как Шумахер - что нужно иметь для этого?
"Готовность идти на очень большой риск, чтобы подвести все компоненты гоночной машины к их предельным величинам. Такое может не каждый, - делится Густав Бруннер. - Михаэль использует имеющийся в его распоряжении мощностный потенциал мотора Ferrari полнее, чем любой другой пилот до него".
Доказательство - если другие проводят 45 % круга с педалью "в пол", у Шумахера этот показатель составляет 50%. Ложь не пройдёт. Телеметрия не лжёт.
Как он тормозит в "двухпедальной" Ferrari? Всегда левой ногой. Как и Ирвайн, который приучился к этому ещё в Jordan. Но с одним отличием - Шумахер, как раньше в картинге, работает одновременно педалями и газа, и тормоза. И никто не тормозит так агрессивно, как Шумахер. Доказательство тому - цветовая игра дисков карбоновых тормозов. Между 600 и 800 градусами они светятся тускло красным светом, после 800 - жёлтым. И всегда когда в поворотах и шиканах прокатывался огненно-жёлтый шар, можно было не сомневаться - это был Шумахер. Или, как в повороте Rivazza в Имоле, раскалённые до красна тормоза - и это в дождь! В Benetton Шумахер использовал три педали, не так жестоко нагружал тормоза, впрочем имел и меньше проблем от этого.
Координация, искусство пилотажа? "Все работают в этом направлении, - полагают в Ferrari. - Но не все всё могут". Джонни Херберт ещё год назад посоветовал Эдди Ирвайну: "Не спускай глаз с Шумахера. Наблюдай за ним как орёл". Прежде всего, за тем, как он использует педаль газа для изменения направления движения своего болида, а не только рулевое колесо. Что принесло Шумахеру два титула в Benetton, должно работать и в Ferrari.
Сегодняшние гонщики Формулы 1 и астронавты и капитаны воздушных лайнеров в одном лице - из-за огромных перегрузок, действующих на них при ускорении и торможении до 5,5 g. И из-за обилия переключателей в кокпите машины Формулы 1. Там, где раньше нужно было следить только за датчиками показания количество оборотов, температуры масла и воды и давления в бензина в системе, сегодня гонщик должен контролировать почти столько же вещей, как и капитан воздушного аэробуса в своём дальнем путешествии.
И лидер Ferrari убеждён: "Благодаря моей тысячепроцентной кондиционной подготовке я в состоянии в любой момент и в любой ситуации сохранять контроль над моей машиной. У меня ещё никогда не было чувства, что машина быстрее, чем я. Нет, на мой вкус, машина пока еще всегда была слишком медленна".
Что не всегда можно утверждать о других пилотах, например, о Бергере, который честно признаёт: "При сегодняшних захватывающе-коротких тормозных путях и перегрузках до 5,5 g, мои глаза порой просто не поспевают за всем происходящим".
Напротив Шумахер не сомневается что: "... я могу вечность вести болид на пределе и у меня ещё останется достаточно кондиционных резервов, чтобы реагировать на всё происходящее вокруг меня".
Там на трассе Шумахер, порой, в гордом одиночестве наматывающий свои круги. Что он хочет знать от своей команды?
"Позиция в гонке, это конечно всегда первостепенно". И его благодарность после пересечения финишной линии всегда адресуется в первую очередь команде: "Thank you, guis, за то, что вы подготовили мне такую классную машину". Никто не должен иметь повода упрекнуть Шуми, что он мало делает для поддержания хорошей атмосферы в трудовом коллективе. После триумфа в Монце, едва разделавшись со всеми теле-интервью, Михаэль устремляется в боксы, каждый механик получает фото в обнимку с суперзвездой. Как и Барселоне, правда здесь Михаэль на фото с Коринной.
Шумахер и Ferrari, эта пара сведёт Италию с ума. Тесты с участием Шумахера нужно увидеть своими глазами. Целые школьные классы и детские садики в полном составе распевают песни перед воротами Фьорано. 15 000 проданных билетов только на самую первую тестовую программу в Спа, цветущий чёрный рынок, плакаты с признаниями в любви и пронзённые стрелами сердца тифози - их прилежно собирает шеф тест-команды Антонио Гольфи и передаёт потом "San Michele". Охотники за автографами блокируют все подступы к автодрому, поэтому Михаэлю после тестов регулярно приходится скрываться через чёрный ход.
Публика в Имоле имеет скорей несколько "концертный" характер , в Монце же "дикари" чувствуют себя как дома. И вот как-то сидит там Шумахер на финишной прямой, позирует для рекламного ролика. Кучка тифози, преодолев металлическое ограждение, медленно, бочком-бочком приближается, чтобы получше рассмотреть своего кумира. Вдруг от толпы отделяется один смельчак, несётся, подлетает к Шумахеру, со всей сердечностью, на которую только способен, целует озадаченного Михаэля в лицо и с чувством выполненного долга стремглав уносится прочь, ликуя и высоко вскидывая ноги - как футболист только что забивший "золотой гол".
"По крайней мере, он мог бы сначала побриться". - недовольно бурчит Михаэль потирая щёку.
Он уже знаком с бывшей "десяткой " Ювентуса Раванелли, с итальянскими тенорами, и Рамадзотти уже в списке его друзей. "Но на могиле Энцо Феррари он ещё не был и аудиенция у папы римского ещё тоже ждёт своего часа. Однако, если Вилли Вебер ещё и Ватикан в заполучит качестве спонсора, тогда он станет действительно королём менеджеров", - размышляет пресс-секретарь Михаэля Хайнер Бухингер.