Lionet Цитата: МегаЛОЛ!!! Меня очень веселят такие высказывания. Процент поставок по ленд лизу был ооочень низкий. Все основное мы делали сами.
Эта тема была абсолютно засекречена по политическим соображениям в Советском Союзе до 1992 года
В послевоенные годы, в условиях глобального противостояния СССР и США, в официальных выступлениях политических и военных руководителей Советского Союза и, соответственно, в "научных" трудах историков-марксистов роль поставок по ленд-лизу оценивалась как ничтожная и лицемерная. Так, например, в книге Е.Н. Кулькова "Правда и ложь о второй мировой войне" (М., 1983 г.) утверждается, что в СССР было поставлено союзниками самолетов в объеме 4% от советского производства.
Страны, получавшие помощь по ленд-лизу, подписывали с США двусторонние соглашения, в которых предусматривалось, что
материалы, уничтоженные, утраченные или потребленные во время войны, не подлежат после ее окончания НИКАКОЙ оплате. Оставшиеся после войны материалы, пригодные для гражданского потребления, должны были быть оплачены полностью или частично на основе долгосрочных американских кредитов, а военные материалы США могли затребовать обратно.
Ленд-лиз - это не только пушки, снаряди и самолеты.
Две трети американской помощи России составляли не менее важные для Победы продовольствие, топливо, техника - автомобили, станки, химикаты для военной промышленности .
Главным направлением владивостокского ленд-лиза были поставки западного оборудования, техники и материалов: по железной дороге они попадали с причалов Владивостока на военные заводы Сибири и Урала
Поставки в СССР по этой программе составили
11 млрд. 260 млн. 344 тыс. долларов. Общая стоимость военных грузов, отправленных Великобританией России, оценивается в 308 миллионов фунтов стерлингов Поражает воображение общий объём поставок по ленд-лизу
В годы Второй мировой поставки ЛЛ на сумму 46 млрд долларов осуществлялись из США в 42 страны. В СССР были поставлены 17,5 млн брутто-тонн военных грузов на сумму более 10 млрд долларов
Во Владивосток из всех больших и малых портов Северной Америки (США, Канада, Мексика) 8,3 млн тонн груза доставлялись на 300 судах, 23 из которых погибло в годы ВОВ
В 1942-1944 годах СССР взял в чартер /со советским, "нейтральным", флагом на корме,/ много (по оценкам американцев, около 120 сухогрузов и 50 танкеров.) американских торговых судов
ПРОМЫШЛЕННЫЙ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЛЕНД-ЛИЗ АВИОБЕНЗИН Одним из наиболее слабых мест советской экономики было производство авиационного и, в несколько меньшей степени, автомобильного бензина
Особенно не хватало высокооктановых сортов бензина. Так,
в первой половине 1941 года потребность по авиационному бензину Б-78 была удовлетворена всего лишь на 4% В 1940 году в СССР было произведено 889 тысяч тонн авиабензина, в 1941 году - 1269 тысяч тонн, в 1942 - 912 тысяч тонн, в 1943 - 1007 тысяч тонн, в 1944 - 1334 тысяч тонн и в 1945 - 1017 тысяч тонн
Всего за годы войны из США, Великобритании и Канады по ленд-лизу и в рамках советских заказов было поставлено
2586 тысяч тонн авиационного бензина и светлых бензиновых фракций В Советском Союзе импортный авиабензин и светлые бензиновые фракции использовались почти исключительно для смешивания с советскими авиабензинами с целью повышения их октанового числа, так как советские самолеты были приспособлены к использованию бензинов с гораздо более низким октановым числом, чем на Западе. Поставленный по ленд-лизу авиабензин вместе со светлыми бензиновыми фракциями составил
46,7% от советского производства 1941-1945 годов. Если же вычесть из итога советское производство авиабензина за первую половину 1941 года, оценив его примерно в половину от годового производства, то
доля поставок по ленд-лизу поднимется до 52,7%. Очевидно, что
без западных поставок горючего советская авиация просто не смогла бы поддерживать свои войска в необходимом объеме Надо учесть также, что
из-за гораздо более высоких октановых чисел западного авиабензина его роль в обеспечении советской авиации была на самом деле еще более значительной, чем это можно было бы заключить из одних только весовых показателей.
АВТОБЕНЗИН Автобензина в СССР в 1941-1945 годах было произведено 10923 тысяч тонн (в том числе в 1941 году - 2983 тысячи тонн)
Из США было получено по ленд-лизу
242,3 тысячи тонн, что составило лишь 2,8% от общего советского производства за время войны (за вычетом производства за первую половину 1941 года). Правда, действительная роль американского автобензина была несколько выше из-за более высоких октановых чисел.
Кроме того,
Соединенные Штаты построили в Советском Союзе крупные нефтеперерабатывающие заводы в Куйбышеве, Гурьеве, Орске и Красноводске, что резко увеличило отечественное производство горюче-смазочных материалов. Тем не менее собственных потребностей в автобензине СССР удовлетворить не мог, и от его дефицита Красная Армия страдала до самого конца войны.
ЖЕЛЕЗОДОРОЖНЬIЕ РЕЛЬСЬI Чрезвычайно важным вкладом . Производство железнодорожных рельсов (включая рельсы узкой колеи) в СССР было следующим: 1940 год - 1360 тысяч тонн, 1941 - 874 тысячи тонн, 1942 - 112 тысяч тонн, 1943 - 115 тысяч тонн, 1944 - 129 тысяч тонн, 1945 - 308 тысяч тонн .
По ленд-лизу же в СССР было поставлено
622,1 тысяч тонн железнодорожных рельсов . Это составляет около
56,5% от общего объема производства железнодорожных рельсов в СССР с середины 1941 года до конца 1945 года.
Если же исключить из подсчета рельсы узкой колеи, которые по ленд-лизу не поставлялись, то американские поставки составят
83,3% общего объема советского производства Если же исключить из подсчетов производство за вторую половину 1945 года, то ленд-лиз по рельсам составит
92,7% от общего объема советского рельсового производства. Таким образом, почти половина железнодорожных рельсов, использованных на советских железных дорогах во время войны, поступила из США.
ЛОКОМОТИВЬI и ВАГОНЬI Выпуск магистральных паровозов в СССР - в 1940 году - 914, в 1941 - 708, в 1942 - 9, в 1943 - 43, в 1944 - 32, в 1945 - 8.
Магистральных тепловозов в 1940 году было выпущено 5 штук, а в 1941 - 1, после чего их выпуск был прекращен до 1945 года включительно
Магистральных электровозов в 1940 году было произведено 9 штук, а в 1941 году - 6 штук, после чего их выпуск также был прекращен
По ленд-лизу же в СССР в годы войны было доставлено
1900 паровозов и 66 дизель-электровозов. Таким образом,
поставки по ленд-лизу превосходили общее советское производство паровозов в 1941-1945 годах в 2,4 раза, а электровозов - в 11 раз. Производство грузовых вагонов в СССР в 1942-1945 годах составило в сумме 1087 штук по сравнению с 33096 в 1941 году
По ленд-лизу же было поставлено в общей сложности
11075 вагонов или в 10,2 раза больше советского производства 1942-1945 годов.
Можно утверждать, что в годы Великой Отечественной войны
без поставок по ленд-лизу работе советского железнодорожного транспорта угрожал бы паралич. АВТОКРЬIШКИ Советское производство их в 1941-1945 годах составило 8368 тысяч штук (из них больших покрышек "Гигант" было произведено только 2884 тысячи), причем в 1945 году производство автопокрышек составило 1370 тысяч по сравнению с 3389 тысячами в 1941 году
По ленд-лизу было поставлено в Советский Союз
3606 тысяч автопокрышек Американские поставки составили
43,1% от советского производства , если же учесть, что поставлялись из США в основном
большие покрышки, то роль этих поставок еще более возрастет. Кроме того, Великобритания поставила 103,5 тысяч тонн натурального каучука.
ПРОДОВОЛЬСТВИЕ Можно уверенно утверждать, что 1943-1945 годах отечественное сельское хозяйство, абсолютно разоренное войной, было
не в состоянии прокормить многомиллионную армию. Острейший продовольственный кризис разразился в 1943 году, когда и без того
крайне скудные нормы выдачи продовольствия были негласно сокращены почти на треть . Поэтому продовольственные поставки к середине 1944 года значительно превысили суммарный ввоз продовольствия за период действия Первого и Второго Протоколов, потеснив в советских заявках металлы и даже некоторые виды вооружения. В общем объеме ввезенных по последним Протоколам грузов продовольственные заняли свыше 25% тоннажа.
По калорийности этого продовольствия из расчета норм военного времени должно было хватить на содержание 10-миллионной армии в течение более чем трех лет СТАНКИ и ПРОМИШЛЕНЬIЕ ОБУРУДВАНИЕ Еще в 1939-1940 годах советское руководство разместило заказы на импортное оборудование для производства артиллерийского вооружения. Потом эти заказы, размещенные в основном в США, были поставлены в СССР в рамках ленд-лиза. А именно в специальных станках для артиллерийского производства в годы войны в СССР была наибольшая нужда. Всего же
из США в СССР в годы войны было поставлено 38100 металлорежущих станков, из Великобритании - 6500 станков и 104 пресса. В Советском Союзе в 1941-1945 годах было произведено 115400 металлорежущих станков, то есть в 2,6 раза больше поставок по ленд-лизу.
Однако в действительности, если брать стоимостные показатели, то
роль западных станков окажется гораздо значительнее - они были на порядок сложнее и дороже советских Без поставок западного оборудования советская промышленность не только не смогла бы увеличить выпуск вооружения и боевой техники в годы войны, но и наладить выпуск современных станков и оборудования, чему служили также поставки из США специальных видов проката стали и ферросплавов ЦВЕТНЬIЕ МЕТАЛЛЬI С середины 1941 года до середины 1945 года советская промышленность произвела 470 тысяч тонн меди. По ленд-лизу из США в Советский Союз было поставлено
387,6 тысячи тонн меди, что составило 82,47% собственного производства меди за время войны.
С середины 1941 до середины 1945 года в СССР было произведено 263 тысячи тонн алюминия. Из США в СССР в годы войны было поставлено
256,4 тысячи тонн алюминия. Кроме того, в СССР поступило
35,4 тысячи тонн алюминия из Великобритании и
36,3 тысячи тонналюминия из Канады.
Таким образом, суммарные западные поставки алюминия в Советский Союз в 1941-1945 годах составили
328,1 тысячи тонн, что в 1,25 раза превышали его собственное производство Советская авиационная промышленность - основной потребитель алюминия, работала главным образом за счет западных поставок БОЕПРИПАСЬI В СССР производство взрывчатых веществ в период с середины 1941 года по середину 1945 года составило около 600 тысяч тонн.
Из США было поставлено
295,6 тысячи тонн, из Великобритании и Канады - 22,3 тысячи тонн . Таким образом, западные поставки взрывчатых веществ достигли
53% от общего объема советского производства. Средств связи и систем управления огнем - в СССР было доставлено
956,7 тысячи миль полевого телефонного кабеля, 2100 миль морского кабеля и 1100 миль подводного кабеля.
Кроме того, в СССР по ленд-лизу было поставлено 35,8 тысячи радиостанций (радиостанций, ввезенных только в 1944-1945 годах, по военным нормам снабжения хватило бы для обеспечения 360 дивизий, а зарядных агрегатов - для укомплектования 1333 дивизий), 189 тысяч полевых телефонов (телефонных аппаратов, ввезенных в 1944-1945 годах, хватило бы для укомплектования 511 дивизий), 5899 приемников. Надежностью и простотой в эксплуатации отличались ввезенные в эти годы в страну радиостанции.
В СССР не было аналогов станциям, подобным американским: междивизионной, полковой, а также межбатарейной. . Их попытались скопировать и наладить массовое производство. Но до конца войны отечественная промышленность не смогла организовать их серийный выпуск. К концу войны удельный вес союзного имущества связи в Красной Армии и на флоте составлял 80%. Большое количество импортного имущества связи направлялось в народное хозяйство. Вслед за 3-канальными системами высокочастотного телефонирования в страну стали поступать более сложные, 12-канальные. Если перед войной в Советском Союзе удалось создать экспериментальную 3-канальную станцию, то 12-канальных не было вообще. Не случайно она сразу же была установлена на обслуживание самых главных линий, связывавших Москву с крупнейшими городами страны - Ленинградом, Киевом и Харьковом. Широкое применение на морском и речном флоте, в системе связи рыбной промышленности и электроэнергетики страны нашли также американские радиостанции №№ 299, 399 и 499, предназначенные для обеспечения связи штабов армий и флотов. А вся система художественного радиовещания страны была обеспечена всего лишь двумя американскими 50-ваттными радиопередатчиками "М-83330А", смонтированными в 1944 году в Москве и Киеве. Еще четыре передатчика были направлены в систему спецсвязи НКВД.
Революционный характер для перевооружения Красной Армии носили поставки западных радиолокаторов. Советский Союз, начав боевые действия, имел лишь самые первые опытные образцы этих систем . На всем Красном Флоте радарной установкой был снабжен один крейсер "Молотов". Отечественные разработки, проведенные в ходе войны на основе зарубежных систем, устаревали моментально: так динамично развивалась в эти годы военная электроника. Поэтому поставки радиолокаторов в соответствии с советскими заявками продолжали нарастать до самого конца войны. В 1944-1945 годах по сравнению с первыми военными годами они были увеличены в пять раз.
2181 локатор, в том числе 373 морских и 580 самолетных , были доставлены в СССР в эти годы. Причем, наряду с уже известными модификациями, в Советский Союз стали поступать более совершенные. Из пятидесяти основных разновидностей локаторных систем, поставленных в СССР, половина прибыла в конце войны. В их числе - прекрасно зарекомендовавшие себя американские артиллерийские радарные установки "Mark", стоявшие на вооружении большинства крупных кораблей США; британские РЛС управления огнем "GL"; канадские системы корректировки огня по разрывам "REX". На фронте радары были по-прежнему незаменимы. Например, 10 октября, во время Петсамо-Киркенесской операции советские корабли при входе в губу Волоковая попали под обстрел немецкой береговой артиллерии. Но благодаря американским РЛС, установленным на больших охотниках, кораблям удалось под прикрытием дымовой завесы пройти вглубь залива и без серьезных потерь высадить десант. Спустя двое суток отряд торпедных катеров Северного флота при видимости 3 кабельтовых с помощью американских локаторов обнаружил и успешно атаковал конвой противника. Из четырех "Хиггинсов" повреждения получил лишь катер, не имевший на борту локатора. На 1 июня 1945 года
из 2036 артиллерийских радиолокаторов Красной Армии лишь 248 систем "СОН-2" были отечественного производства. Точнее, отечественной сборки, поскольку локаторы "СОН-2" являлись точной копией английского локатора "GL-2", собирались на импортном оборудовании и с использованием импортных узлов.
В первый, оборонительный, период войны весьма ценными были поставки колючей
проволоки - 216 тысяч миль Во второй половине войны существенную помощь по ленд-лизу получил и советский Военно-Морской Флот -
596 боевых кораблей и судов, в том числе 28 фрегатов, 89 тральщиков, 78 больших охотников за подводными лодками, 202 торпедных катера, 60 малых охотников (сторожевых катеров), 106 десантных судов . Из них 80% кораблей и судов приняли участие в боевых действиях против флотов Германии и Японии. Кроме того, только в 1944 году в счет репараций с Италии Великобритания передала ВМФ СССР
линкор, 9 эсминцев, 4 подводные лодки, а США - крейсер .
Доставленные в 1944-1945 годах промышленные изделия включали
23,5 тысячи станков, 1526 кранов и экскаваторов, 49,2 тысячи тонн металлургического, 212 тысяч тонн энергетического оборудования, в том числе все турбины для Днепрогэса .
Чтобы понять значение поставок этих машин и механизмов, уместно сравнить их с производством на отечественных предприятиях, к примеру, в 1945 году.
В этот год
в СССР было собрано всего лишь 13 кранов и экскаваторов, произведено 38,4 тысячи станков, а вес выпущенного металлургического оборудования составил 26,9 тысячи тонн. http://www.deol.ru/manclub/war/lendpr.htm АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЛЕНД-ЛИЗ Одной из важнейших составных частей западной помощи Советскому Союзу в рамках ленд-лиза были широкомасштабные поставки автомобильной техники из США, Канады и Великобритании для повышения боеспособности Красной Армии.
На самом же деле
477 785 американских, канадских и английских автомобилей существенно увеличили мобильность Красной Армии хотя вплоть до конца войны использование автотранспорта сковывалось недостатком автобензина.
К 1 июня 1941 года в СССР насчитывалось 700 тысяч грузовых автомобилей. Среди них преобладали в основном полуторатонные ГАЗ-АА. Из-за ужасного состояния дорог, хронического недостатка запасных частей, ремонтных материалов, средств технического обслуживания, шин, аккумуляторов, низкой квалификации большинства водителей техническое состояние автомобильного парка страны было крайне неудовлетворительным. Только 55% машин считались исправными. На 15 июня 1941 года в Красной Армии имелось 272600 автомобилей всех типов, что составляло 36% от численности штата военного времени.
В результате катастрофических поражений лета и осени 1941 года Красная Армия безвозвратно потеряла 159 тысяч автомобилей (58,3% от первоначального состава). Эти потери удалось в основном восполнить за счет мобилизации грузовых автомобилей из гражданского сектора экономики и в меньшей степени за счет построенных во второй половине года (в армию поступило 204900 машин (см. там же), автомобильная же промышленность страны дала в течение всего 1941 года 124200 машин
В 1942 году обе эти возможности восполнения военных потерь значительно сократились, но появился и вскоре стал основным новый источник автомобильной техники для воюющей армии - западные поставки по ленд-лизу. В 1942 году Красная Армия потеряла 66200 автомобилей, а получила 152900, произвела же отечественная промышленность всего лишь 35000 новых машин (там же) и 79000 СССР получил по ленд-лизу
В 1943 -1945 гг. в армию было направлено 387300 автомобилей, а по ленд-лизу было получено 398 785. Подавляющее большинство импортных автомашин было отправлено непосредственно на фронт. 110 тысяч "Студебеккеров", "Фордов", "Интернационалов", "Остинов", 30 тысяч мотоциклов обслуживали только советские бронетанковые части
Первые партии автомашин прибыли в СССР осенью 1941 года
Еще недавно у нас немало писалось, что союзники присылали в Советский Союз некачественную технику. Это подтасовка фактов - типаж и количество поставляемых машин и вооружений определялись советскими заказчиками, опиравшимися на результаты испытаний и опыт боевой эксплуатации
Нельзя не остановиться подробнее на той особой роли, которую сыграли "Студебекеры" в нашей реактивной артиллерии. Первые серийные "Катюши" БМ-13 монтировались на шоссе трехосных грузовиков ЗИС-6. Позже , в апреле 1943 года был принят на вооружение унифицированный образец БМ-13Н ("Н" - "нормализованный"). Базой для него выбрали "Студебекеры". К 1943 году в СССР не производились трехосные грузовые шасси, и устанавливать "Катюши" было просто не на что, как бы ни стремились воздвигнуть на постаменты ЗИС-6 или, что более чем странно, ЗИС-151. На "Студебекерах" монтировали и другие советские реактивные системы залпового огня: 82-мм БМ-8-48, 132-мм БМ-13НС (со спиральными направляющими) и, наконец, 300-мм БМ-31-12 - самую мощную реактивную установку того времени
«Можно определенно сказать, что Сталину никогда бы не удалось наладить крупномасштабного контрнаступления Красной Армии, если бы не 150 тысяч тяжелых грузовиков „Студебеккер", полученных из США»
http://www.deol.ru/manclub/war/lendl2.htm Из США в СССР за годы войны было поставлено 409,5 тыс. автомобилей, что в 1,5 раза превышало советское производство за годы войны /общее производство автомобилей можно определить в 265,6 тыс. штук/
К 22 августа 1941 г. безвозвратные потери автомобилей достигли 271,4 тыс
С учетом же большей грузоподъемности и лучшего качества роль американских автомашин была еще выше ("студебеккеры", в частности, использовались в качестве
артиллерийских тягачей).
http://www.genstab.ru/lendlease.htm АВИАЦИОННЫЙ ЛЕНД-ЛИЗ Истребители:
Р-40 "Томагаук" ("Tomahawk") - 247
Р-40 "Китихаук" ("Kittyhawk") - 1887
Р-39 "Аэрокобра" ("Airacobra") - 4952
Р-63 "Кингкобра" ("Kingcobra") - 2400
Р-47 "Тандерболт" ("Thunderbolt") - 195
................................................................
Итого истребителей : 9681
Бомбардировщики:
А-20 "Бостон" ("Boston") - 2771
В-25 "Митчелл" ("Mitchell") - 861
................................................................
Итого бомбардировщиков: 3632
Прочие типы самолетов: 813
Всего самолетов из США: 14126
Истребители из Великобритании:
"Спитфайер" ("Spitfire")
Харрикейн" ("Hurricane") - 4171
...................................................................
Всего поставлено по ленд-лизу - 18297
Кроме того, для обеспечения боевой работы самолетов по ленд-лизу поставлялись авиационные двигатели (более 15 тысяч), вооружение, боеприпасы, авиационное горючее, запасные части к самолетам и другой технике и прочее авиационно-техническое имущество, без которого невозможна была бы нормальная эксплуатация всех поступавших по ленд-лизу средств.
Поставки по ленд-лизу составляли: по фронтовым истребителям 16% от произведенных советской авиационной промышленностью, по фронтовым бомбардировщикам 20% от произведенных авиационной промышленностью СССР. Если же произвести подсчет по фронтовым боевым самолетам с учетом 4171 истребителя, полученного из Великобритании, то 17484 самолета, поступившие по ленд-лизу, от 77479 фронтовых истребителей и бомбардировщиков, изготовленных советской промышленностью, составят 23%.
Пятнадцать советских асов, воюющих на “кобрах”, сбили пятьсот самолетов нашего общего врага - фашизма! Покрышкин, Глинка, Глинка, Речкалов, Клубов, Федоров, Труд, Трофимов, ,...”.
Борис Сафонов пересел на "Китихоук - сбив 25 самолетов противника и погибший во время прикрытия конвоя PQ-16.
На "Спитфайрах" воевал другой известный ас - дважды Герой Советского Союза Ворожейкин. На его счету 52 сбитых самолета противника.
Первый год блокады Ленинграда его небо защищали несколько полков на истребителях "Китихоук", а с 1943 года знаменитый полк Преображенского, бомбивший в начале войны Берлин, пересел на "Бостоны"
http://www.deol.ru/manclub/war/lendl.htm Всего за годы 1941 - 1945 по ленд-лизу из США было поставлено 14 126 самолетов: Кертисс "Томагаук" и "Китихоук", Белл P-39 "Аэрокобра", Белл P-63 "Кингкобра", Дуглас A-20 "Бостон", Норт-Америкен B-25 "Митчелл", Консолидейтед PBY "Каталина", Дуглас C-47 "Дакота", Рипаблик P-47 "Тандерболт" причем только по трассе "Аляска - Сибирь" перегнали около 8000 самолетов. Из Англии морем на Мурманск поставлялись истребители Хоукер "Харрикейн", Супермарин "Спитфайр" и бомбардировщики Хендли-Пейдж "Хемпден". Одним из самых малоизвестных самолетов, поставлявшихся по ленд-лизу был "Армстронг Альбемарл"
Почти КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ истребитель и бомбардировщик, поступившие в годы Великой Отечественной войны в действующий состав ВВС СССР, были англо-американского производства.
http://world.pravda.ru/world/2003/5/82/337/10304_lendliz.html Ленд-лиз http://forum.ru-board.com/topic.cgi?forum=29&topic=7468&start=380 Роль ленд-лиза в Великой Отечественной войне 1941–1945 http://forum.ru-board.com/topic.cgi?forum=29&topic=7468&start=440